Авторы: Азизова Людмила Хамбертовна, Даллаев Магомед Абдуллахович
Должность: к.п.н., доцент, магистр 1 года обучения
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: город Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях инклюзии
Раздел: высшее образование
Азизова Л.Х. к.п.н., доцент
каф. дефектологии и инклюзивного образования
ДГПУ им. Р. Гамзатова
Даллаев М. А.
магистр 1 года обучения
ДГПУ им. Р. Гамзатова
Обучение детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях инклюзии
До недавнего времени концепция обучения детей, имеющих особые
возможности здоровья, осуществлялась на основе четкого их деления на
категории
в
зависимости
от
нарушенного
анализатора
и
уровня
интеллектуального развития. Вместе с тем вне поля зрения оставались дети,
чей потенциал не отличался ярко выраженными отклонениями, но и не
соответствовал в полной мере возрастным нормативам. С начала 70-х годов
начинаются активные исследования особенностей развития и условий
обучения детей с не резко выраженными отклонениями в развитии,
предлагаются классификации и вводится термин ЗПР. Для этой категории
детей открываются специальные классы и школы, создаются программы
обучения и учебники. Так было до недавнего времени.
Среди детей с ОВЗ самую большую и разнородную группу
составляют дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР),
характеризующиеся,
в
силу
различных
этиологических
факторов
(органической и/или функциональной недостаточности центральной нервной
системы,
неблагоприятных
условий
воспитания
и
др.),
сниженной
познавательной активностью, отставанием в общем интеллектуальном
развитии, пониженными обучаемостью и умственной работоспособностью,
трудностями
в
организации
учебной
деятельности
и/или
поведения,
неполноценностью социальных коммуникаций.
В 2015/16 учебном году 19,4 тыс. таких детей обучались в 117
специальных (коррекционных) школах и 72,6 тыс. чел. – в специальных
(коррекционных) классах. В условиях инклюзии обучались 95,7 тыс.
школьников (для сравнения, в 2013/14 уч. году их было 76,6 тыс. человек).
Таким образом, в настоящее время более половины детей с ЗПР обучаются в
массовых классах общеобразовательных школ, то есть применительно к этой
категории
детей
с
ОВЗ
в
большей
степени,
чем
к
какой-либо
другой, реализуется модель инклюзивного образования.
Инклюзивное образование адресовано детям с ЗПР, достигшим к
моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной
норме. В структуре задержки психического развития этих детей на первый
план
выступают
трудности
произвольной
регуляции
деятельности
и
поведения и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Данные
особенности
определяют
неравномерную
либо
недостаточную
продуктивность познавательной деятельности.
Нередко у этих школьников могут отмечаться негрубо выраженные
дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной
координации, а также признаки легкой органической недостаточности ЦНС,
проявляющиеся в повышенной психической истощаемости, пониженных
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и
эмоциональным нагрузкам. Типичными являются парциальные трудности в
овладении предметными знаниями.
При этом общий уровень интеллектуального развития этих детей
приближается к возрастной норме. Дети удовлетворительно осваивают
нормы
школьного
поведения,
позволяющие
им
включаться
в
образовательный процесс в условиях фронтальной работы в классе. При
наличии стимулирующей и организующей помощи они обнаруживают
достаточный уровень обучаемости. Перечисленные позитивные качества в
сочетании с неплохими ресурсами компенсации преимущественно легких
нарушений психического развития определяют достаточно благоприятный
образовательный прогноз для данной группы детей с ЗПР.
Описание ребенка с ЗПР, входящего в данную типологическую
группу,
можно
представить
в
соответствии
с
выделенными
нами
обобщенными базовыми характеристиками психической деятельности и
поведения:
Основные формы организации учебной деятельности детей с ЗПР
Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать
обучение и воспитание детей с ЗПР на основе вариативных подходов:
в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам (ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ);
в отдельных специальных коррекционных классах СКК для детей с
ОВЗ (образовательный процесс организуется в соответствии с Типовым
положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении
соответствующего вида для обучающихся с ОВЗ);
совместно с другими детьми в обычных классах (группах) в
общеобразовательных учреждениях;
обучение на дому или в медицинских организациях для учащихся,
нуждающихся
в
длительном
лечении,
детей-инвалидов,
которые
по
состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на
основании заключения медицинской организации и письменного обращения
родителей (законных представителей) (Приказ Минобрнауки России от 30
августа 2013 г. № 1015, части 10, 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обучение на дому может вестись по общеобразовательной программе, либо
по программе для специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов;
дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг,
предоставляемых
детям-инвалидам
с
помощью
специализированной
информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена
учебной
информацией
на
расстоянии.
При
организации
урочной
и
внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из
особенностей данной категории детей и их образовательных потребностей.
Особенности организации обучения детей с ЗПР
Интегрированное обучение эффективно для детей с ЗПР, имеющих
сохранные возможности интеллектуального развития
Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором
базовых учебных предметов
Максимальное погружение ребенка в активную речевую среду
Особые методы обучения (акцент на наглядные и практические)
Служба сопровождения (психолог, логопед, соц. педагог)
Обязательные коррекционно-развивающие занятия Инклюзивное
обучение
детей,
ограниченных
в
своих
возможностях,
предполагает
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей. Такое обучение эффективно, когда дети находятся в обычных
школах.
В инклюзивном обучении меняется подход, принцип, а не ребенок.
Подход включает в себя использование различных методов реагирования на
различные детские потребности, возможности и темпы развития. Как в
интегрированное, так и в инклюзивное обучение включены дети с ОВЗ.
Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих
физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких
недостатков, с использованием специальных средств и методов и при
участии педагогов – специалистов.
Интегрируемый
ребёнок
–
ребёнок,
имеющий
ограниченные
возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной
школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.
Основные подходы к обучению детей с задержкой психического развития
1.
Личностно-ориентированный
подход,
учитывающий
индивидуальные особенности каждого ребёнка
2. Дифференцированный подход предполагает форму организации
учебной деятельности для различных групп учащихся. Разница этих
подходов
в
том,
что
дифференцированное
обучение
учитывает
индивидуальные особенности, присущие группам учеников, и предполагает
организацию
вариативного
учебного
процесса
в
этих
группах.
Индивидуализация — это предельный вариант дифференциации, когда
учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого
отдельно взятого ученика.
Список использованной литературы
1.
Бабкина, Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с
задержкой психического развития / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Книга,
2015. – 136 с.
2.
Малофеев,
Н.Н.
Современный
этап
в
развитии
системы
специального образования в России: результаты исследования как основа для
построения программы развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1997. –
№ 4. – С. 3-15.
3.
Малофеев,
Н.Н.
Научные
достижения
отечественной
дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и
реабилитационной
помощи
детям
с
нарушениями
развития
/
Н.Н.
Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. –
№ 2.
4.
Образование в России – 2015. Статистический бюллетень. М.:
МИРЭА, 2016. - 518 с.
5.
Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа начального общего образования обучающихся с задержкой
психического
развития
(Одобрена
решением
федерального
учебно-
методического объединения по общему образованию (Протокол от 22
декабря 2015
6.
Специальный Федеральный государственный образовательный
стандарт начального образования детей с задержкой психического развития:
проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. – М.:
Просвещение, 2013. – 48 с.