Напоминание

Обучение детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях инклюзии


Авторы: Азизова Людмила Хамбертовна, Даллаев Магомед Абдуллахович
Должность: к.п.н., доцент, магистр 1 года обучения
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: город Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях инклюзии
Раздел: высшее образование





Назад




Азизова Л.Х. к.п.н., доцент

каф. дефектологии и инклюзивного образования

ДГПУ им. Р. Гамзатова

Даллаев М. А.

магистр 1 года обучения

ДГПУ им. Р. Гамзатова

Обучение детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях инклюзии

До недавнего времени концепция обучения детей, имеющих особые

возможности здоровья, осуществлялась на основе четкого их деления на

категории

в

зависимости

от

нарушенного

анализатора

и

уровня

интеллектуального развития. Вместе с тем вне поля зрения оставались дети,

чей потенциал не отличался ярко выраженными отклонениями, но и не

соответствовал в полной мере возрастным нормативам. С начала 70-х годов

начинаются активные исследования особенностей развития и условий

обучения детей с не резко выраженными отклонениями в развитии,

предлагаются классификации и вводится термин ЗПР. Для этой категории

детей открываются специальные классы и школы, создаются программы

обучения и учебники. Так было до недавнего времени.

Среди детей с ОВЗ самую большую и разнородную группу

составляют дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР),

характеризующиеся,

в

силу

различных

этиологических

факторов

(органической и/или функциональной недостаточности центральной нервной

системы,

неблагоприятных

условий

воспитания

и

др.),

сниженной

познавательной активностью, отставанием в общем интеллектуальном

развитии, пониженными обучаемостью и умственной работоспособностью,

трудностями

в

организации

учебной

деятельности

и/или

поведения,

неполноценностью социальных коммуникаций.

В 2015/16 учебном году 19,4 тыс. таких детей обучались в 117

специальных (коррекционных) школах и 72,6 тыс. чел. – в специальных

(коррекционных) классах. В условиях инклюзии обучались 95,7 тыс.

школьников (для сравнения, в 2013/14 уч. году их было 76,6 тыс. человек).

Таким образом, в настоящее время более половины детей с ЗПР обучаются в

массовых классах общеобразовательных школ, то есть применительно к этой

категории

детей

с

ОВЗ

в

большей

степени,

чем

к

какой-либо

другой, реализуется модель инклюзивного образования.

Инклюзивное образование адресовано детям с ЗПР, достигшим к

моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной

норме. В структуре задержки психического развития этих детей на первый

план

выступают

трудности

произвольной

регуляции

деятельности

и

поведения и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Данные

особенности

определяют

неравномерную

либо

недостаточную

продуктивность познавательной деятельности.

Нередко у этих школьников могут отмечаться негрубо выраженные

дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной

координации, а также признаки легкой органической недостаточности ЦНС,

проявляющиеся в повышенной психической истощаемости, пониженных

умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и

эмоциональным нагрузкам. Типичными являются парциальные трудности в

овладении предметными знаниями.

При этом общий уровень интеллектуального развития этих детей

приближается к возрастной норме. Дети удовлетворительно осваивают

нормы

школьного

поведения,

позволяющие

им

включаться

в

образовательный процесс в условиях фронтальной работы в классе. При

наличии стимулирующей и организующей помощи они обнаруживают

достаточный уровень обучаемости. Перечисленные позитивные качества в

сочетании с неплохими ресурсами компенсации преимущественно легких

нарушений психического развития определяют достаточно благоприятный

образовательный прогноз для данной группы детей с ЗПР.

Описание ребенка с ЗПР, входящего в данную типологическую

группу,

можно

представить

в

соответствии

с

выделенными

нами

обобщенными базовыми характеристиками психической деятельности и

поведения:

Основные формы организации учебной деятельности детей с ЗПР

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать

обучение и воспитание детей с ЗПР на основе вариативных подходов:

в отдельных организациях, осуществляющих образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам (ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ);

в отдельных специальных коррекционных классах СКК для детей с

ОВЗ (образовательный процесс организуется в соответствии с Типовым

положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении

соответствующего вида для обучающихся с ОВЗ);

совместно с другими детьми в обычных классах (группах) в

общеобразовательных учреждениях;

обучение на дому или в медицинских организациях для учащихся,

нуждающихся

в

длительном

лечении,

детей-инвалидов,

которые

по

состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на

основании заключения медицинской организации и письменного обращения

родителей (законных представителей) (Приказ Минобрнауки России от 30

августа 2013 г. № 1015, части 10, 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучение на дому может вестись по общеобразовательной программе, либо

по программе для специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов;

дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг,

предоставляемых

детям-инвалидам

с

помощью

специализированной

информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена

учебной

информацией

на

расстоянии.

При

организации

урочной

и

внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из

особенностей данной категории детей и их образовательных потребностей.

Особенности организации обучения детей с ЗПР

Интегрированное обучение эффективно для детей с ЗПР, имеющих

сохранные возможности интеллектуального развития

Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором

базовых учебных предметов

Максимальное погружение ребенка в активную речевую среду

Особые методы обучения (акцент на наглядные и практические)

Служба сопровождения (психолог, логопед, соц. педагог)

Обязательные коррекционно-развивающие занятия Инклюзивное

обучение

детей,

ограниченных

в

своих

возможностях,

предполагает

обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом

разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных

возможностей. Такое обучение эффективно, когда дети находятся в обычных

школах.

В инклюзивном обучении меняется подход, принцип, а не ребенок.

Подход включает в себя использование различных методов реагирования на

различные детские потребности, возможности и темпы развития. Как в

интегрированное, так и в инклюзивное обучение включены дети с ОВЗ.

Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих

физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких

недостатков, с использованием специальных средств и методов и при

участии педагогов – специалистов.

Интегрируемый

ребёнок

ребёнок,

имеющий

ограниченные

возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной

школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.

Основные подходы к обучению детей с задержкой психического развития

1.

Личностно-ориентированный

подход,

учитывающий

индивидуальные особенности каждого ребёнка

2. Дифференцированный подход предполагает форму организации

учебной деятельности для различных групп учащихся. Разница этих

подходов

в

том,

что

дифференцированное

обучение

учитывает

индивидуальные особенности, присущие группам учеников, и предполагает

организацию

вариативного

учебного

процесса

в

этих

группах.

Индивидуализация — это предельный вариант дифференциации, когда

учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого

отдельно взятого ученика.

Список использованной литературы

1.

Бабкина, Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с

задержкой психического развития / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Книга,

2015. – 136 с.

2.

Малофеев,

Н.Н.

Современный

этап

в

развитии

системы

специального образования в России: результаты исследования как основа для

построения программы развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1997. –

№ 4. – С. 3-15.

3.

Малофеев,

Н.Н.

Научные

достижения

отечественной

дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и

реабилитационной

помощи

детям

с

нарушениями

развития

/

Н.Н.

Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. –

№ 2.

4.

Образование в России – 2015. Статистический бюллетень. М.:

МИРЭА, 2016. - 518 с.

5.

Примерная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа начального общего образования обучающихся с задержкой

психического

развития

(Одобрена

решением

федерального

учебно-

методического объединения по общему образованию (Протокол от 22

декабря 2015

6.

Специальный Федеральный государственный образовательный

стандарт начального образования детей с задержкой психического развития:

проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. – М.:

Просвещение, 2013. – 48 с.



В раздел образования