Напоминание

Использование Пальчиковых игр и упражнений грамматического строя речи для младших дошкольников


Автор: Мачкина Надежда Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Бояркинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Катукова (дошкольное отделение Теремок)
Населённый пункт: Д.Большое Уварово, ул. Новая, д.3
Наименование материала: Презентация
Тема: Использование Пальчиковых игр и упражнений грамматического строя речи для младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема : «Использование пальчиковых

игр и упражнений для формирования

грамматического строя речи младших

дошкольников»

Воспитатель первой категории

Мачкина Надежда Николаевна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,

как развивается ребенок, свидетельствует о его

интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку,

карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора,

работать с пазлами , счетными палочками, мозаикой.

Учёными была выявлена закономерность: если развитие

движений пальцев соответствует возрасту то и речевое развитие

находится в пределах нормы и на оборот.

В дошкольном детстве важно развить механизмы, необходимые

для овладения письмом, создать условия для накопления

ребенком двигательного и практического опыта, развития

навыков ручной умелости.

Я в своей работе уделяю должное

внимание упражнениям, играм,

различным заданиям на развитие

мелкой моторики и координации

движений руки. Начинаю работу по

развитию мелкой моторики в раннем

и младшем дошкольном возрасте,

выполняю простые упражнения с

детьми, сопровождаемые

стихотворным текстом (например,

Сорока)

Регулярно использую игры и

упражнения, по развитию мелкой

моторики и координации движений

рук.

Игры способствующие развитию движений

рук и ручной умелости:

- Дети барабанят всеми пальцами обеих рук по

столу.

- Кистями рук делают «фонарики»

- Хлопают в ладоши тихо и громко, в разном

темпе.

- Собирают все пальцы в щепоточку ( пальчики

собрались вместе - разбежались).

- Нанизывают крупные пуговицы, шарики, на

веревочку.

- Учатся застегивать пуговицы, молнии,

замочки, закручивать крышки.

- Играют с конструктором , мозаикой ,кубиками.

- Складывают матрешки.

- Играют с разнообразными вкладышами.

- Играют с песком и водой.

- Мнут руками поролоновые шарики, губки.

Пальчиковая гимнастика

Очень важной частью работы по развитию мелкой

моторики являются «пальчиковые игры».

Игры эти, очень эмоциональные, они увлекательны и

способствуют развитию речи, творческой

деятельности.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность

окружающего мира – предметы, животных , людей , их

деятельность, явления природы. В ходе «пальчиков

игр» дети, повторяя движения воспитателя,

активизируют моторику рук.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры

требуют участия обеих рук, что даёт возможность

детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»,

«вверх», «вниз» и т.д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей.

Примеры пальчиковых игр и упражнений с малышами.

Пальчиковые игры первые игры, с которыми знакомится

ребёнок. Именно эти игры дают возможность устанавливать

эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком,

развивать понимание обращённой речи, активизировать

работу пальцев рук, что, в свою очередь, имеет важное

значение для развития внимания, памяти, мышления, речи, а в

дальнейшем способствуют формированию письма.

Пальчиковые игры на основе сказок позволяют повысить

общий тонус, развивают внимание и память, снимают

психоэмоциональное напряжение.

В работе с детьми я использую готовый пальчиковый

театр он помогает не только развивать мелкую моторику,

умением управлять пальчиками, но и способствует развитию

речи, памяти, воображения.

Под этот стишок можно загибать по очереди пальчики

малыша или же перебирать их, слегка массируя:

Под этот стишок загибаются по очереди пальчики

малыша или можно перебирать их, слегка

массируя:

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

Упражнения с пальчиками с проговариванием слов,

поочередным перебиранием пальчиков:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный, и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья –

Друг без друга им нельзя.

Использую игры и упражнения, по развитию мелкой моторики и

координации движений рук:

- Где дети запускают пальцами мелкие волчки.

- На занятиях лепки и в свободной деятельности разминают пальцами

пластилин.

- Катают по очереди каждым пальцем камешки, шарики.

- Сжимают и разжимают кулачки, при этом играя, как будто кулачок – бутончик

цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся,

спрятался).

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходят» по столу, сначала

медленно, как будто кто – то крадется, а потом быстро , как будто бежит.

Вместе с малышом можно перебирать пальчиками различные предметы,

например, в играх при «Нанизывании бус», Застёгивание и расстёгивание

пуговиц и кнопок. «Найди свой домик», «Собери узор», «Собери пирамидку» и

т. д., массаж для рук с еловыми шишками, мячи с шипами.

В это время можно посчитать все пальчики, слегка помять, сделав своего рода зарядку для каждого

пальчика в отдельности.

Произношу тексты пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая

паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его

помощью.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и

правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение!

И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его

формировать.

4. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и

положение пальцев, и последовательность движений,

да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое

упражнение для развития памяти малыша!

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры

головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу

речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает

благоприятную эмоциональную атмосферу.

Пальчиковые игры можно разделить на несколько

видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких

дифференцированных движений. Поэтому они подходят

для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого,

гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть

развивает подражательную способность. Именно эта

способность – базис успешного последующего обучения

всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время

положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

5. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными,

подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Любые упражнения эффективны только, если делать их регулярно. Вот и

пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях.

2

. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне

полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более

точных движений. Кстати, именно используя именно эти

упражнения (после их усвоения), можно составлять свои

самые чудесные и невероятные истории и рассказы.

3. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений

способствуют поддержанию хорошего тонуса у детей.

Родители – активные помощники в организации

образовательного процесса.

Нельзя добиться хороших результатов в решении задач

развития речи, если они не решаются совместно с

семьей.

Информирую родителей о состоянии речи их детей.

Широко используем информацию в родительских уголках, в

папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка»,

«Мелкая моторика, «Гимнастика для пальчиков»,

«Зависимость развития речи от использования

пальчиковых игр», «Как и при каких условиях, формируется

речь детей третьего года жизни», книжку – раздвижку

«Пальчиковые игры», которые обновляются по мере

изучения игр.

Предлагаю в домашнее пользование специальную

литературу по развитию мелкой моторики рук.

Вывод:

Пальчиковые игры и упражнения , складывание матрешек,

игры с разнообразными вкладышами, игры со

шнуровками, игры с конструктором , мозаикой ,кубиками

все это способствует развитию мелкой моторики рук и

повышению умственной деятельности ребенка,

психических процессов (внимание, память), развивают

речевые способности детей, коммуникабельность.

Литература:

1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

2. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ

Сфера,2005.-С.54-59.

3. Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60

4. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория,

2006.-173-180с.,189с.,200с.

5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с.,

с.162.

6.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.

«Олма Пресс», 2001.



В раздел образования