Автор: Трухина Светлана Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР"с.Яковлевки
Населённый пункт: Приморский край,с.Яковлевка
Наименование материала: Статья
Тема: Тема: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ЦРР-детский сад » с.Яковлевки
Тема: «Сенсорное развитие детей
дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
Трухина Светлана Алексеевна
Богатство ощущений и восприятий –
предпосылка для полноценного
познания окружающего мира,
развитие мыслительных процессов, т.к.
«внешние чувства составляют материал
для всех рассудительных работ»
К.Д. Ушинский
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает
формирование
у
ребенка
процессов
восприятия
и
представлений
о
предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на
свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь
предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное
сенсорное
развитие
осуществляется
только
в
процессе
сенсорного
воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные
представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных
предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все
виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной
деятельности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой
практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в
общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном
возрасте. Период первых лет жизни – период наиболее интенсивного
физического
и
психического
развития
детей.
В
этом
возрасте
при
соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности:
речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные
качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт
ребенка
посредством
осязания,
мышечного
чувства,
зрения,
ребенок
начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем
мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-
познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.
видов памяти.
Взрослые
познают
мир
умом,
маленькие
дети
–
эмоциями.
Познавательная активность ребенка 2-4 лет выражается, прежде всего, в
развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и
осмысленной предметной деятельности.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка третьего и
четвертого года жизни является предметная игра. Играя, ребёнок учится
осязанию,
восприятию, усваивает
все
сенсорные
эталоны.
Можно с
уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития у детей
раннего и младшего возраста являются дидактические игры.
Дидактические игры можно использовать в разных видах деятельности:
в
непосредственно-образовательной,
познавательно-исследовательской,
продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, а
также при проведении различных игр.
Сенсорное
воспитание,
базирующееся
на
развитии
ощущений
и
восприятий, в свою очередь, лежит в основе как умственного, так и
эстетического воспитании ребенка. В дошкольном возрасте ему отводится
совершенно особая основополагающая роль.
Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни –
является залогом успешного осуществления разных видов деятельности
формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы
сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все
моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей
жизни: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение,
величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.). Сенсорное
воспитание направлено на развитие разнообразных перцептивных действий,
в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.
Для
того,
чтобы
сенсорный
опыт
накапливался
и
обогащался
планомерно
и
постоянно,
необходимо
научить
детей
действовать
в
определенной последовательности, то есть организовывать перцептивное
восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану. Только
тогда у них будут складываться отчетливые образы-представления о
предметах и явлениях, что способствует лучшему усвоению сенсорного
опыта и овладению умением самостоятельно воспринимать предметы и
объекты окружающего мира, расширять и уточнять сформированные
представления и опыт.
Опыт
работы
представляет
именно
такую
последовательность
в
сенсорном развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Опыт работы рекомендован для практического применения воспитателями
дошкольных
учреждений
при
условии
соблюдения
возрастных,
индивидуальных, психических возможностей и способностей детей
Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни
выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу
разработки и использования наиболее эффективных методов и приёмов
сенсорного воспитания в детском саду
(Методы обучения:
Поисковый;
,
Наглядный;
.,
Репродуктивный;
Игровой Метод упражнений;
Работа по схемам и карточкам; Практический; Совместный (действие
ребенка с педагогом);
Приемы:Убеждение;
Пример;
Упражнение;
Поощрение;
Показ;
Объяснение; Вопрос; Рассматривание.
Выбор методов обучения является делом творческим, но он
обязательно должен быть основан на знании теории обучения. Современная
педагогическая наука накопила большое количество методов обучения.
Учитывая, что выбор методов и приёмов обучения зависит от ряда как
объективных, так и субъективных причин, я выбрала некоторые из них.
Отталкиваясь от структуры, типа и вида занятий мной была выбрана игровая
форма, тем самым я активизирую детей на более лучшие результаты их
деятельности.
На занятиях регулярно использую наглядные, словесные и практические
методы.
Метод устного изложения включает в себя методические приёмы
монологической и диалогической речи, которые осуществляются при
помощи рассказа (сказочное вступление), объяснения, инструктирования, а
также беседы (вопросы – ответы).
На занятиях применяю множество дидактического, демонстрационного
и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного
обучения.
Применяемый мною метод практического обучения включает в себя
организации практической деятельности детей: упражнения, повторения. В
структуры занятий я включаю психогимнастические упражнения, массаж
лицевых мышц, развивающие произвольное внимание и соматогностическое,
чувственное восприятие своего тела; упражнения направленные на развитие
тонкой моторики кисти рук и общей моторики всего тела, а так же
нетрадиционные
технические
формы
изобразительного
искусства
(пальцеграфия, арт-терапия), расширяющие творческий потенциал детей;
практические работы с раздаточным и демонстративным материалом.
В комплексе используемые мной на занятии методы и приёмы помогли мне
решить поставленные задачи занятий успешно.
Изучив различную литературу по данному вопросу, я поняла, что мне,
как педагогу, необходимо помочь ребёнку освоиться с разнообразными
ощущениями, научить осмысливать через них себя и окружающий мир,
углубить знания о качествах предметов, окружающих его, научить отбирать
и выделять более эффективные игровые действия, помогающие определить
качество предмета.
Учитывая то, что сенсорное воспитание планомерно и систематически
должно включаться во все моменты жизни ребёнка, я пришла к выводу, что
опыт
сенсорного
развития
дети
должны
получать
не
только
на
организованных занятиях, но и закреплять пройденное и продолжать
развитие сенсорного опыта во время режимных моментов, индивидуальной
работы и дополнительных занятий. Играя с детьми, в первую очередь
учитываю возрастные особенности детей. Большое внимание уделяю тому,
что в группе преобладают дети с выраженной активностью. Поэтому к
каждому занятию стараюсь подобрать более интересный и неожиданный
сюжет. Занятия обыгрываю как маленькую тайну, волшебство или сказку,
привлекая тем самым внимание детей и активизируя их интерес к занятиям.
В результате своей работы выделила некоторые правила, которых
стараюсь придерживаться:
1. Каждое занятие планирую один раз в неделю, как итоговое.
2. Перед проведением занятия, в течение всей текущей недели,
работаю с детьми по определённой теме во время режимных моментов и при
помощи индивидуальных занятий, упражнений и дид. игр.
3. Занятия провожу во второй половине дня, после дневного сна.
1.Во время проведения различных игр, я знакомила и продолжаю
знакомить детей с предметами и их свойствами при помощи разных органов
чувств: зрительное восприятие, слуховое, обоняние, вкусовые качества и т. д.
При помощи вкусовых качеств дети определяют, из чего приготовлен салат,
натуральный сок, чем овощи, фрукты и ягоды отличаются друг от друга: по
цвету, по форме, свойству. После этого провожу с детьми игры: «Узнай на
вкус», «Угадай по запаху», «Угадай по цвету», целью которых является
упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый,
солёный, горький); закреплять их названия и цвета.
Наряду с играми, в которых дети определяют вкусовые качества, я
использую дидактические игры на определение звуков и шумов тем самым
развиваю у детей слуховое восприятие. В своей работе я использую такие
музыкально – дидактических игры: «Где звенит колокольчик?», «Кто как
поёт» (громко – тихо), «Кто разбудил куколку Машу?», «Мишка и мышка».
Общая цель этих игр – открыть для ребёнка особый мир звуков, сделать их
привлекательными, значимыми, говорящими о чём–то важном. Большинство
игр я провожу в виде загадок, в которых дети по звуку отгадывают его
источник.
2. В ходе работы я поняла, что ребенок, воспринимая окружающие
предметы, выделяет отдельные признаки и свойства. Далеко не всегда они
являются
наиболее
важными,
характерными,
определяющими
облик
предмета и помогающими составить о нём правильное представление. Когда
же ребёнок что-то вкладывает и вынимает, насыпает и высыпает, открывает и
закрывает, разбирает предметы на части и из частей собирает одно целое, при
этом у него развивается его предметно - манипуляционная активность.
Рассматривая предмет, ребёнок сравнивает зрительные и осязательные
впечатления; с помощью рук он ощупывает его поверхность (твёрдое,
мягкое, шероховатое и т. п.). Все эти качества дети усваивают через
следующие игры: «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Разные
поверхности». Вначале для игры были использованы 2-3 предмета разные по
своим качествам (большой и маленький, пушистый и гладкий), где дети
усваивали
такие
качества,
как
«большой»,
«круглый»,
«резиновый»,
«деревянный» и т. д. Играя в эту игру, я постепенно увеличиваю число
взятых предметов и усложняю правила игры.
3.Особое
значение
имеет
сенсомоторное
развитие
ребёнка,
заключающееся в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры имеют
развивающее значение, так как дают ребёнку возможность «прочувствовать»
свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение
«слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только
мелкой моторики, но и речи. Работу по этому виду вела последовательно,
учитывая индивидуальные особенности детей, начиная с простых заданий.
Вначале я стала проводить пальчиковую гимнастику во время занятий на
физминутках, а в дальнейшем начала включать пальчиковые игры и в другие
режимные моменты. Дети с удовольствием выполняли предложенные мной
упражнения:
«Лягушки»,
«Умные
пальчики»,
«Строим,
строим
дом,
«Курочка и цыплятки», «Замочек», «Солнышко и тучки», «Белочка»,
«Дружба».
4.Заинтересовав детей игрой с мозаикой, приступила к следующему
этапу сенсомоторного развития детей. Сначала дети играли с мозаикой,
выкладывая её на «поле», не соблюдая никаких цветовых свойств, просто
учились брать по одной и вставлять в отверстие. После усвоенных навыков
цель дальнейших игр заключалась в том, чтобы научить детей фиксировать
внимание на том, что цвет является признаком разных предметов и может
быть использован для их обозначения. Добилась я данной цели благодаря
ряду дидактических игр. Вначале были взяты цвета голубой и жёлтый (игра
«Тучка и солнышко»). Далее шло усложнение – попарное размещение
цветовых элементов (домики и флажки). Затем умение чередовать элементы
по цвету (ёлочки и грибочки). Следующий этап включал в себя умение
чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор трёх заданных цветов из
пяти предложенных (гусята и утята). Далее научила детей складывать
несложные предметы (цветы на полянке), сначала разноцветные («цветики –
семицветики»), а затем определённого цвета, давая детям индивидуальные
задания. Некоторые мои воспитанники научились выкладывать несложные
орнаменты по образцу, используя метод чередования мозаики по цвету
(«разноцветный коврик»).
5.Самой
сложной
задачей
для
детей
оказались
упражнения
на
застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, замков и шнуровка. Дети
учились необходимым навыкам через игры: «Посадим цветочки на полянке»,
«Соберём
яблочки
(листочки)»,
«Кто
чем
питается?»,
«Прошнуруй
картинку».
7.В качестве сенсорных эталонов цвета выступают шесть цветов
спектра. Первым этапом в усвоении данной цели являлось обучение
основным
цветам.
Достигла
поставленной
цели
через
занятия
и
дидактические игры «Подбери по цвету», «Спрячь мышку», «Чей зонтик?» и
др. Далее научила детей различать шесть цветов спектра и их оттенки по
светлоте, а также ахроматические цвета (чёрный, белый и серый), используя
следующие игры и занятия: «Помоги куклам найти свои игрушки», «Составь
букет», «Посадим на полянке цветы определённого цвета», «Радуга», «Найди
свой домик»,
8.В качестве эталонов формы считаются геометрические фигуры. В
своей работе для ознакомления детей использовала как плоскостные, так и
объёмные фигуры. С детьми проводила такие игры-занятия «Прокати шарик
в ворота», «Что лежит в мешочке?», «Занимательная коробка», «Размещение
вкладышей в гнёзда», «Почини коврик», «Пришей пуговицы», «Логические
блоки Дьенеша», «Геометрическое лото», «Волшебная коробочка».
Для индивидуальных занятий и самостоятельных игр предложила детям
следующие игры: «Геометрическое лото», «Собери картинку», «Бусы для
куклы», «Геометрическая мозаика».
Для знакомства с величиной предметов использовала следующие игры:
«Собери пирамидку», «Закрой двери в домиках», «Собери башенку»,
«Весёлые машины», «Разложи матрёшек» и др.
В своей работе применяю игры с учётом индивидуальных и возрастных
особенностей детей и часто их корректирую. Опираясь на основные
дидактические игры, такие как – «Собери бусы», «Шнуровка» и игры с
геометрическими
фигурами,
я
видоизменяю
их
оборудование,
делая
дидактические игры тем самым привлекательнее и интереснее для детей.
Например: вместо бусинок в игре «Собери бусы» применяю трубочки,
сделанные из футляров фломастеров одинаковых и разных цветов .Учитывая
в своей работе быструю утомляемость детей и их легко возникающий и легко
пропадающий
интерес
к
различным
предметам,
стараюсь
проводить
некоторые дидактические игры с элементами подвижных игр, иногда
группирую их в одно целое, развивая сюжет. Например: вначале предлагаю
детям поиграть в подвижную игру «Поезд», во время игры делаем с детьми
остановки на «полянке», где собираем цветы и ягоды разного цвета и разной
величины. Затем гостим у зайчика (вспоминаем какие фрукты и овощи любит
зайка) и играем в подвижную игру «Зайка беленький сидит». Рассказываю
детям (с показом иллюстраций) о том, что в лесу растут высокие деревья и
низкие кустарники (играем в игру «Высокие – низкие»), а с «прогулки»
возвращаемся сначала по широкой, а затем по узкой тропинке. Анализируя
свою работу, я отметила успешное развитие детей по данной теме. Дети
стали
лучше
ориентироваться
в
пространстве
и
на
плоскости,
координировать свои движения, классифицировать по группам различные
предметы и различать большее количество вкусов, запахов и шумовых
эффектов.
Заключение.
Продолжая работать по данному разделу, я пришла к выводу, что
систематическая работа по сенсорному развитию позволяет успешно
формировать у детей представление о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, положении в пространстве; развивать тактильную
чувствительность,
осязание,
обоняние,
вкусовые
качества,
зрительно-
двигательную
координацию,
образное
видение,
а
так
же
шумовое
восприятие, соматогностическую функцию; совершенствовать внимание,
память и сенсомоторное развитие детей; формировать элементарно –
математические представления; обучать детей управлять своими органами
чувств; расширять представления об окружающей действительности, живой
и не живой природе, но и активизировать речевые навыки, продолжать учить
детей
делать
простейшие
умозаключения
и
отвечать
на
вопросы;
формировать потребность объяснять свои поступки и оценивать результаты
своей работы. А это значит - закладывается фундамент умственного развития
дошкольников.
Работа воспитателя с детьми
Выявление интересов детей.
Определение форм работы с детьми;
3. Отбор дидактических игр с учетом интересов детей и близким опыту
детей.
4. Индивидуальная работа с детьми, которые не справляются с задачами игр
5. Отбор дидактических игр и упражнений с усложнением дидактических
задач, для детей которые усвоили тему.
6.Игры в режимных моментах: при воспитании КГН, при закреплении
умений одеваться и раздеваться, при проведении сюжетно-ролевых игр, игр
на прогулке, подвижных игр, при проведении НОД. Во время проведения
режимных моментов закреплять знания названия и знания основных цветов,
названия и знания фигур, форм, учиться ориентироваться в пространстве.
(Дидактические игры на различение основных цветов: «Катание цветных
шариков», «Посади бабочку на цветок», «Спрячь мышку», «Воздушные
шары», «Назови по цвету», «Цветные ленты», «Отбери фрукты (овощи) по
цвету», «Какого цвета», «Какого цвета не стало?», «Какого цвета ленточка»,
«Найди пару по цвету», «Убери лишнее» и т. д.
Дидактические игры на закрепление знаний о форме: «Нанизывание бус
разной формы",
«Геометрическое лото», «Какой это формы», «На какую форму похож
предмет»,
«Найди
фигуру»,
«Принеси
шарики
(кубики)»,
«Обведи правильно», «Подбери по форме» и т. д.
Закреплять у детей понятия: большой-маленький, много-мало, далеко-
близко, справа-слева, над, под, на, за, около.
Дидактические игры: "Весёлые кармашки", «Найди среди других», «Подкати
большой, маленький мяч», «Один - много», «Где спрятано», «Забавные
матрешки», «Соберем пирамидку», «Сложи вкладыши», «Маленькие и
большие куклы», «Отнеси далеко» «Поставь близко», «Положи предмет (на
стул, около кровати, за столом) и т. д.)
Работа воспитателя с родителями
1.Выявление интересов родителей и их возможностей в процессе работы над
темой.
2.Определение форм работы с родителями.
3. Анкетирование
по
вопросу
компетентности
родителей
о
сенсорном воспитании детей в начале года;
4. Анализ начального анкетирования.
5.Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.
6. Индивидуальные беседы с родителями «Правильные игры для развития
ребенка», «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях».
7. Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего и
младшего возраста"
8.. Анкетирование по вопросу компетентности родителей о сенсорном
развитии детей в конце года.
В дальнейшем планирую работать над следующими задачами:
1. Изготовить детям более сложные игры для сенсорного развития;
2.Познакомить
детей
с
разновидностями
треугольников,
овалов,
прямоугольников;
3. Вводить новые виды заданий по углублению знаний о цвете, при
выполнении которых дошкольники узнают о возможности получении
некоторых цветов путём смешивания других;
4. Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех
органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние);
5.Создать в группе прочную базу для развития речи и интеллекта ребёнка
посредством практического сенсорного материала;
Список литературы:
1. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для
воспитателя дет. сада / ., , ; Под ред. . – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.: ил.
2. «Дети - «тюфяки» и дети - «катастрофы»: Гиподинамический и
гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. .
3.Бондаренко игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.:
Просвещение, 1985. – 176 с., ил. – (Б-ка «Дет. сад на селе»).
4.Ежемесячные научно-методические журналы «Дошкольное воспитание» за
2005 г. – №5, №6, №9;
за 2006 г. - №1, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9.
5.Куликовская лицевых мышц для малышей. М.: Издательство «Книголюб».
2004. Серия развития и коррекции.