Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛИЗИМ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Автор: Кузьмина Нина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: пос.Подгорный, ЗАТО Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛИЗИМ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОФЕССИОНАЛИЗИМ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Кузьмина Н.А.

Старший воспитатель

МБДОУ № 31 «Колокольчик»

Человек становится тем, что он есть,

благодаря делу, которое он делает своим.

Карл Ясперс

Профессионализм педагогического коллектива — один из ресурсов

развития дошкольного образовательного учреждения.

Наше

образовательное

учреждение

поддерживает

главную

задачу

государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях

модернизации системы образования - обеспечение современного качества

образования, в том числе и дошкольного.

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика,

выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному

государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре

основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам

их освоения) и удовлетворенности потребителей образовательных услуг

качеством дошкольного образования.

Сопровождение профессионального становления педагога — одна из

важнейших задач методической службы дошкольного учреждения.

На сегодняшний день существует огромное количество публикаций, в

которых авторы определяют критерии и уровни развития профессионализма,

описывают

модель

профессионально-значимых

характеристик

личности

педагога.

Для А.К. Марковой профессионализм — это, прежде всего некоторое

психическое состояния человека, позволяющее действовать самостоятельно и

ответственно, обладание способностью и умением выполнять определенные

трудовые функции.

Уровни развития профессионализма (А.К. Маркова):

допрофессионализм;

профессионализм;

суперпрофессионализм;

псевдопрофессионализм;

послепрофессионализм.

Проблема

профессиональных

деформаций

педагога

изучается

в

нескольких направлениях:

профессиональные деформации как элемент дезадаптации человека,

наступающий в результате многолетнего осуществления профессиональной

деятельности и снижающий продуктивность выполнения им трудовых функций

(Э.Ф. Зеер, А.В. Осницкий, С.А. Дружилов и др.);

профессиональные

деформации

как

искаженный

вариант

профессионального

развития,

при

котором

у

человека

появляются

нежелательные личностные образования под влиянием профессиональной

деятельности (С.П. Безносов, Л.Н. Корнеева, Ю.А. Александровский);

профессиональные деформации как следствие прогрессивного

развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов,

необходимых в силу особой специализации деятельности, при которой

гипертрофированное развитие определенных характеристик приводит к тому,

что они начинают проявляться не только в профессиональной деятельности, но

и проникают в другие сферы жизни человека (В.Н. Дружинин, Р.М. Грановская

и др.).

Профессионализм понимается нами как определенная степень владения

профессионально-значимыми качествами и отсутствие профессиональных

деформаций,

которые

нарушают

целостность

личности,

снижают

ее

адаптивность

и

отрицательно

сказываются

на

продуктивности

профессиональной деятельности.

Профессионально-значимыми

качествами

педагога

дошкольного

образования являются:

- критичный анализ результатов труда и отслеживание личностных

изменений;

- педагогическая рефлексия;

- определение целевых ориентиров;

-

педагогическая

гибкость

интеллектуальная,

эмоциональная,

поведенческая;

- готовность к инновационной деятельности, креативность;

- коммуникативная компетентность.

Базисом

развития

профессионализма

педагога

является

его

профессиональное самосознание. Самосознание педагога формируется за счет:

- представлений о себе как о профессионале;

- представлений о том, каким должен быть педагог-профессионал;

- представлений о том, как его оценивают окружающие люди — коллеги,

дети, родители;

-

требований

к

педагогу,

отраженных

в

основных

нормативных

документах.

Рассогласованность

компонентов

профессионального

самосознания

неизбежно ведет к нарушениям в профессиональной деятельности педагога.

Рассматривая

вопросы

развития

профессионализма

у

отдельного

педагога, принципиально важно, оценивая уровень его профессионализма,

рассматривать

и

ту

профессиональную

общность,

в

данном

случае

педагогический коллектив, в котором он реализует себя как профессионал.

Созданная в нашем ДОУ внутренняя система повышения квалификации

обеспечивает

условия

для

перехода

от

репродуктивного

уровня

профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения, к

частично поисковому и далее, к творческому уровню профессионального

мастерства сотрудников.

За счет чего в нашем образовательном учреждении обеспечивается

профессиональный рост педагогов, какие эффективные формы повышения

квалификации обеспечивают данный процесс?

Это такие наиболее значимые формы:

- проект «Педагогические чтения как эффективная форма повышения

квалификации участников образовательного процесса ДОУ» (ежегодные

педагогические чтения «Путь к успеху»);

- проектные группы (Издательская деятельность в ДОУ (газета ДОУ

«Колокольчик»); Сотрудничество воспитателя и ребёнка как условие развития

детского творчества «Красота. Радость. Творчество»; «Фильм, фильм, фильм»

информационные

технологии

в

образовательном

процессе

ДОУ;

Педагогические условия освоения речевой деятельности);

- проект «Создание информационно-коммуникативной развивающей

образовательной среды в ДОУ».

Деятельность нашего образовательного учреждения всегда на виду:

педагоги обобщают свой педагогический опыт, демонстрируя свои наработки

общественности.

Качество образовательной деятельности ДОУ зависит от тех, кто её

строит и обеспечивает. Сотрудники образовательного учреждения – это

профессиональное объединение воспитателей, логопедов, специалистов в

области психологии и педиатрии, коррекции и развития, воспитания и обучения

детей с сохранным развитием.

Профессиональная компетентность педагогов отвечает современным

требованиям

к

осуществляемой

ими

образовательной

деятельности

(профессиональное

образование,

квалификация,

владение

современными

образовательными технологиями и т.д.) и позволяет создавать и распространять

педагогический опыт, достигая успехов на различных уровнях.

Таким

образом,

педагогический

коллектив

нашего

дошкольного

образовательного учреждения сегодня – это команда сотрудников - берущих на

себя ответственность за дело от его начала до окончания.

У нас есть чем гордиться, мы знаем к чему надо стремиться, и как

достичь желаемых результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная

подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной

деформации). - СПб.: Народное образование. - 2000. - 156с

2.

Борисова

М.В.

Психологические

детерминанты

феномена

эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - с

96-104.

3.

Викпедия - энциклопедический словарь. - М.: Феникс, 2005. -

1048с.



В раздел образования