Автор: Кузьмина Нина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: пос.Подгорный, ЗАТО Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛИЗИМ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
ПРОФЕССИОНАЛИЗИМ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Кузьмина Н.А.
Старший воспитатель
МБДОУ № 31 «Колокольчик»
Человек становится тем, что он есть,
благодаря делу, которое он делает своим.
Карл Ясперс
Профессионализм педагогического коллектива — один из ресурсов
развития дошкольного образовательного учреждения.
Наше
образовательное
учреждение
поддерживает
главную
задачу
государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях
модернизации системы образования - обеспечение современного качества
образования, в том числе и дошкольного.
Качество дошкольного образования - комплексная характеристика,
выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному
государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре
основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам
их освоения) и удовлетворенности потребителей образовательных услуг
качеством дошкольного образования.
Сопровождение профессионального становления педагога — одна из
важнейших задач методической службы дошкольного учреждения.
На сегодняшний день существует огромное количество публикаций, в
которых авторы определяют критерии и уровни развития профессионализма,
описывают
модель
профессионально-значимых
характеристик
личности
педагога.
Для А.К. Марковой профессионализм — это, прежде всего некоторое
психическое состояния человека, позволяющее действовать самостоятельно и
ответственно, обладание способностью и умением выполнять определенные
трудовые функции.
Уровни развития профессионализма (А.К. Маркова):
допрофессионализм;
профессионализм;
суперпрофессионализм;
псевдопрофессионализм;
послепрофессионализм.
Проблема
профессиональных
деформаций
педагога
изучается
в
нескольких направлениях:
профессиональные деформации как элемент дезадаптации человека,
наступающий в результате многолетнего осуществления профессиональной
деятельности и снижающий продуктивность выполнения им трудовых функций
(Э.Ф. Зеер, А.В. Осницкий, С.А. Дружилов и др.);
профессиональные
деформации
как
искаженный
вариант
профессионального
развития,
при
котором
у
человека
появляются
нежелательные личностные образования под влиянием профессиональной
деятельности (С.П. Безносов, Л.Н. Корнеева, Ю.А. Александровский);
профессиональные деформации как следствие прогрессивного
развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов,
необходимых в силу особой специализации деятельности, при которой
гипертрофированное развитие определенных характеристик приводит к тому,
что они начинают проявляться не только в профессиональной деятельности, но
и проникают в другие сферы жизни человека (В.Н. Дружинин, Р.М. Грановская
и др.).
Профессионализм понимается нами как определенная степень владения
профессионально-значимыми качествами и отсутствие профессиональных
деформаций,
которые
нарушают
целостность
личности,
снижают
ее
адаптивность
и
отрицательно
сказываются
на
продуктивности
профессиональной деятельности.
Профессионально-значимыми
качествами
педагога
дошкольного
образования являются:
- критичный анализ результатов труда и отслеживание личностных
изменений;
- педагогическая рефлексия;
- определение целевых ориентиров;
-
педагогическая
гибкость
—
интеллектуальная,
эмоциональная,
поведенческая;
- готовность к инновационной деятельности, креативность;
- коммуникативная компетентность.
Базисом
развития
профессионализма
педагога
является
его
профессиональное самосознание. Самосознание педагога формируется за счет:
- представлений о себе как о профессионале;
- представлений о том, каким должен быть педагог-профессионал;
- представлений о том, как его оценивают окружающие люди — коллеги,
дети, родители;
-
требований
к
педагогу,
отраженных
в
основных
нормативных
документах.
Рассогласованность
компонентов
профессионального
самосознания
неизбежно ведет к нарушениям в профессиональной деятельности педагога.
Рассматривая
вопросы
развития
профессионализма
у
отдельного
педагога, принципиально важно, оценивая уровень его профессионализма,
рассматривать
и
ту
профессиональную
общность,
в
данном
случае
педагогический коллектив, в котором он реализует себя как профессионал.
Созданная в нашем ДОУ внутренняя система повышения квалификации
обеспечивает
условия
для
перехода
от
репродуктивного
уровня
профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения, к
частично поисковому и далее, к творческому уровню профессионального
мастерства сотрудников.
За счет чего в нашем образовательном учреждении обеспечивается
профессиональный рост педагогов, какие эффективные формы повышения
квалификации обеспечивают данный процесс?
Это такие наиболее значимые формы:
- проект «Педагогические чтения как эффективная форма повышения
квалификации участников образовательного процесса ДОУ» (ежегодные
педагогические чтения «Путь к успеху»);
- проектные группы (Издательская деятельность в ДОУ (газета ДОУ
«Колокольчик»); Сотрудничество воспитателя и ребёнка как условие развития
детского творчества «Красота. Радость. Творчество»; «Фильм, фильм, фильм»
информационные
технологии
в
образовательном
процессе
ДОУ;
Педагогические условия освоения речевой деятельности);
- проект «Создание информационно-коммуникативной развивающей
образовательной среды в ДОУ».
Деятельность нашего образовательного учреждения всегда на виду:
педагоги обобщают свой педагогический опыт, демонстрируя свои наработки
общественности.
Качество образовательной деятельности ДОУ зависит от тех, кто её
строит и обеспечивает. Сотрудники образовательного учреждения – это
профессиональное объединение воспитателей, логопедов, специалистов в
области психологии и педиатрии, коррекции и развития, воспитания и обучения
детей с сохранным развитием.
Профессиональная компетентность педагогов отвечает современным
требованиям
к
осуществляемой
ими
образовательной
деятельности
(профессиональное
образование,
квалификация,
владение
современными
образовательными технологиями и т.д.) и позволяет создавать и распространять
педагогический опыт, достигая успехов на различных уровнях.
Таким
образом,
педагогический
коллектив
нашего
дошкольного
образовательного учреждения сегодня – это команда сотрудников - берущих на
себя ответственность за дело от его начала до окончания.
У нас есть чем гордиться, мы знаем к чему надо стремиться, и как
достичь желаемых результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная
подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной
деформации). - СПб.: Народное образование. - 2000. - 156с
2.
Борисова
М.В.
Психологические
детерминанты
феномена
эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - с
96-104.
3.
Викпедия - энциклопедический словарь. - М.: Феникс, 2005. -
1048с.