"Пособие для родителей и воспитателей по формированию описательной речи детей на основе наглядного моделирования". "Игралочка".
Автор: Железко Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №46 "Кот в сапогах" Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: методическая разработка Тема: "Пособие для родителей и воспитателей по формированию описательной речи детей на основе наглядного моделирования". "Игралочка". Раздел: дошкольное образование
Железко Светлана Анатольевна,
воспитатель МАДОУ ДС №46 «Кот в сапогах»,
г. Нижневартовск, ХМАО - ЮГРА
ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ
НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
«ИГРАЛОЧКА».
Среди основных умений и навыков, которые необходимо сформировать у
дошкольников, особое внимание уделяется развитию связной речи, поскольку
от
степени
ее
сформированности
зависит
дальнейшее
развитие
ребенка
и
приобретение
им
учебных
знаний
в
системе
школьного
обучения.
Это
объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли,
средством общения и воздействие на окружающих.
Это пособие, довольно ярко отражает модель общения с воспитанниками
и
родителями.
Предоставлены
дидактические
игры
по
формированию
и
развитию
связной
описательной
речи
для
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Разработаны
схематические
модели
и
подобраны
иллюстрации
к
лексическим
темам.
Схематические
модели
разработаны
с
усложнением
в
зависимости от возраста детей.
В
схематической
модели
используются
унифицированные
символы-
рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.
Например:
цвет
-
дети
рассказывают
о
цвете
предмета
по
нарисованным
цветовым краскам.
Взрослый
предлагает
ребенку
поиграть
в
игру.
Объясняет
правила,
разъясняет значение каждой карточки. Затем ребенок, выбирает, по желанию
предметную карточку и рассказывает о предмете, опираясь на схематическую
модель.
В старшей группе совершенствуем у детей описательную речь, используя
прием моделирования. Учим составлять рассказы о предметах, по набору схем-
моделей, составлять загадки по образцу затем самостоятельно. Предлагается
модель, состоящая из 6-8 карточек. Можно использовать следующие приемы:
-
на полотне располагаются все карточки (модели), кроме первой,
взрослый описывает предмет по плану-схеме, ребенок угадывает, что это, затем
повторяет описание;
- взрослый начинает описание, ребенок продолжает его по оставшимся
карточкам (моделям);
-
ребенок
самостоятельно
придумывает
рассказ
по плану
(модели),
данному взрослым.
В
подготовительной
группе
закрепляем
умение
детей
самостоятельно
описывать
предметы,
используя
прием
моделирования.
Продолжаем
совершенствовать умение придумывать
загадки-описания и сравнительные
рассказы.
Предлагается
модель,
состоящая
из
8-12
карточек.
Можно
использовать следующие приемы:
- ребенок сам раскладывает карточки (модели) и придумывает рассказ;
- от одной до трех карточек (моделей) перевернуты изображением вниз,
ребенок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые
пункты плана (по памяти).
Вы можете опираться на приведенные в данном пособии методические
приемы использовать в других видах работы по коррекции у детей недостатков
речи или создавать свои новые алгоритмы для любых тем.
Успехов в работе!
Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку.
Приведу пример разработанных схематических моделей, игр, подобранных
иллюстраций к лексическим темам: Детский сад. Школа. Город. Спорт.
Тема: Детский сад. Школа.
Рекламное агентство
Цель: Развивать у детей связную речь: умение составлять описательный
рассказ о детском саде (школе), опираясь на модель.
Материал: Схемы-модели (в зависимости от возраста), иллюстрации с
изображением детских садов, школ.
Ход
игры: Мы сегодня поиграем в игру «Рекламное агентство». Наше
агентство получило заказ с газеты «Ярмарка», составить рекламу детских садов
(школ) нашего города, для родителей, чтобы они могли выбрать детский сад
(школу) для своих детей. Каждый из вас будет рекламным агентом, он выберет
детский сад (школу) и расскажет о ней, а я буду записывать сведения о детском
саде (школе), потом отправлю данные в газету для публикации.
Для детей 6 года жизни
Название
Сколько этажей?
Части
Какие помещения?
Что делают дети в
детском саду? (школе)
Твое отношение?
Для детей 7 года жизни
Тема: Город
Писатель
Цель: Учить детей
составлять описательный рассказ о нашем городе,
опираясь
на
модель.
Формировать
умение
рассказывать
последовательно,
подробно и интересно.
Материал:
Схемы-модели
(в
зависимости
от
возраста);
картинки
с
изображением нашего города.
Ход игры: Перед детьми опорные картинки - подсказки (модель). Взрослый
сообщает
детям,
что
сегодня
будем
играть
в
игру,
которая
называется
«Писатель», каждый из вас будет «писать» книгу о своем городе. Взрослый
разъясняет
значение
каждой
карточки
(модели).
Затем
кто-либо
из
детей
выходит под аплодисменты друзей и рассказывает свой рассказ.
Для детей 6 года жизни
Название (Что это?)
Адрес
Какие
дома
есть
в
городе?
Какие есть улицы?
Достопримечательности
Что люди делают для
Название (Что
это?)
Сколько этажей?
Из какого материала
построен?
Части
Какие омещения?
Что делают дети в
детском саду?
(школе)
Адрес
Твое отношение?
города
города?
Для детей 7 года жизни
Н а з в а н и е
( Ч т о
это?)
Адрес
Какие дома есть в
городе?
Какие есть улицы?
Достопримечатель
ности города
Главные
профессии города
Что
люди
делают
для города?
Твое отношение к
городу
Тема: Спорт
Киоск открыток
Цель:
Формировать
умение
самостоятельно
составлять
описательный
рассказ, опираясь на схематическую модель.
Материал:
Схемы-модели
(в
зависимости
от
возраста),
картинки
с
изображением спортсменов.
Ход
игры: У
медвежонка
Миши
сегодня
день
рождения.
Мы
можем
поздравить его и сделать подарок. Медвежонок собирает открытки. Вот у нас
киоск открыток. Мы можем купить любую открытку. Надо только правильно
назвать, кто на ней изображен. Ребенок берет открытку, и рассказывает, о ней
опираясь на модели, затем поздравляет Мишку.
Отгадай спортсмена
Цель:
Учить
описывать
спортсмена
не
называя
его,
опираясь
на
схематическую модель.
Материал:
Схемы-модели
(в
зависимости
от
возраста),
картинки
с
изображением спортсменов.
Ход игры: Медвежонок рад, что ему подарили много открыток. А еще он
очень
любит
отгадывать
загадки.
Ребенок
берет
картинку
с
изображением
спортсмена, и, опираясь на модель, описывает его, а медвежонок «отгадывает».
Для детей 6 года жизни
Для детей 7 года жизни
Название (Кто это?)
Сезонность
Половая
принадлежность
Форма
Инвентарь
Что делает спортсмен?
Название
(Кто
это?)
Сезонность
Половая
принадлежность
Форма одежды
Инвентарь
Ч т о
д е л а е т
спортсмен?
Какой может
быть
спортсмен?
Твое отношение
к виду спорта
Список литературы
1.
Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию
связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению
рассказыванию. Журнал: «Дефектология», 1994.- №4.- 63 – 69 с.
2.
Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших
дошкольников
с
общим
речевым
недоразвитием.
Журнал.
«Дефектология»-
1990.- №6. - 63 – 69 с.
3.
Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов. // Дошкольное
воспитание. - 1989. –№5. - 69-73 с.
4.
Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное
воспитание. - 2006. - №9. - 28-34 с.
5.
Зрожевская
А.А.
Обучение
монологам-описаниям
//
Дошкольное
воспитание. - 1986. - № 12. - 42-46 с.
6.
Коноваленко В.В. СВ. Коноваленко «Формирование связной речи и
развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР» Москва «Гном и Д», 2001.
7.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях
для
детей
с
нарушениями
речи.
Методическое
пособие.
(Под
редакцией
Гаркуши Ю. Ф.) –М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН».
2001.–157 с.
8.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной
речи учащихся. - М.Просвещение, 1975. - 176 с.
9.
Малетина
Н.С.
«Обучение
дошкольников
описательной
речи»
Нижневартовск, 2000.
10.
Малетина Н.С, Пономарева Л. Моделирование в описательной речи
детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004.- №6. - 64-68 с.
11.
Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях» Москва 1991г.
12.
«Формирование
монологической
речи
у
дошкольников
с
общим
недоразвитием речи третьего уровня (из опыта работы учителей - логопедов)»
Нижневартовск, 2001.
13.
Селиверстова
В.И.
«Игры
в
логопедической
работе
с
детьми».
Москва «Просвещение», 1987.
14.
Тихеева
Е.
И.
Развитие
речи
детей
(раннего
и
дошкольного
возраста): Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина.- 5-е изд.-
М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
15.
Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего
недоразвития речи у детей 5 лет» Москва «Гном и Д», 2001.
16.
Ткаченко
Т.
Использование
схем
в
составлении
описательных
рассказов. // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. – 16 с.
17.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи
у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
– 224 с.