Напоминание

« Маленькие эколята»


Автор: Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №173 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: г.Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Проект совместной деятельности родителей с детьми по экологическому воспитанию « Маленькие эколята»
Тема: « Маленькие эколята»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №173

«Детский сад присмотра и оздоровления»

Проект совместной деятельности

родителей с детьми по экологическому воспитанию

« Маленькие эколята»

Выполнила: Шматкова И.В.

воспитатель

г.Кемерово, 2023год

Актуальность проекта

Природа

является

источником

первых

конкретных

знаний

и

радостных

переживаний, как правило, запоминающихся на всю жизнь. Общение с природой

пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия

и удивляться им.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является

одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на

семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу –

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им

уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная

с

экологической

точки

зрения,

расточительная,

ведущая

к

нарушению

экологического равновесия.

Проект

«Экологическая

азбука»

направлен

на

то,

чтобы

активизировать

деятельность родителей в этом направлении, помочь закрепить полученные

знания детей в дошкольном учреждении.

Цель проекта: формирование начал экологической культуры, становление

осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,

охраняющим ее.

Задачи проекта:

Формировать у детей бережное отношение к природе, к живым существам,

в процессе общения с ними.

Формировать

навыки

наблюдения,

экспериментирования

в

процессе

поисковой познавательной деятельности.

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической

культуры.

2

Срок реализации проекта – долгосрочный – 1 год.

Этапы реализации проекта: подготовительный, основной, заключительный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Формы реализации проекта:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической

компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме,

консультации и сообщения экологической направленности для родительского

уголка.

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке

и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам

экологического воспитания.

Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Ожидаемые результаты:

- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

- Повышения активности участия родителей и детей в организации и проведении

различных экологических мероприятий;

- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города,

охране природы.

3

Перспективный план проекта по работе с родителями

Октябрь «Лес – наше богатство»

1. Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

2. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в

проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на

тему «Берегите природу».

3. Акция «Вырасти зеленого друга».

4. Семейный проект «В гости к животным!»

5. Консультации «Лечебные свойства кедра»

6. Представление семейных гербариев «Растения своего сада, участка, двора»

7. Выставка литературы для родителей.

Ноябрь «Животные наших лесов»

1. Выставка рисунков, фотографий «Животные наших лесов»

2. Оформление альбома по фотографиям «Животные России»

3. Викторина с родителями «Знатоки дикой природы»

4. Листовки «Помни правила поведения в природе!»

5. Пополнение библиотеки группы книгами о животных.

6. Презентация книги для родителей «Красная книга Кемеровской области»

Декабрь «Наши пернатые друзья»

1. Акция «Помоги птичке!» (Изготовление кормушек)

2. Заготовка корма для птиц.

4

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические

прогулки по Комсомольскому парку.

4. Разучивание стихотворений о птицах.

5. Консультация «Экологическое воспитание в семье»

Январь «Мусор – проблема № 1»

1. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых

о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для

переработки.Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается

различный мусор: бумага, стекло, пластик).

2. Провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по

городу.

3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору

пластиковых отходов).

Февраль «Волшебница вода»

1. КВН «В гости к Родничку»

2. Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную

деятельность в домашних условиях.

3. Сочинение экологических сказок о воде.

4. Консультация «Реки нашей области»

Март «Лекарственные растения»

1. Консультация «Лекарственные растения Кузбасса»

2. Составление книги – альбома «Интересные факты из жизни растений»

3. Прослушивание выступление врача – педиатра на родительском собрании

«Польза фито чая для организма»

5

4. Листовки «Правила сбора лекарственных растений»

5. Участие родителей в мероприятиях посвященных «Дням экологической

защиты» (март – июнь)

Апрель «Весна пришла!»

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»

2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по

уборке территории детского сада.

3. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый

город!»

4. Семейный проект «Прогулки по лесу»

Май «Будь природе другом»

1. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием

родителей «Береги природу»

3. Пополнение видеотеки «Это интересно. Из жизни природы».

4. Выпуск газеты «Будь природе другом».

6

Заключение

В работе с родителями в рамках проекта использовались разные направления.

Работа велась параллельно как с родителями так и с детьми. Эффективной

формой работы с родителями были педагогические ширмы, в которых родителям

давались чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Например,

познакомили детей и родителей с лекарственными растениями, занесенными в

Красную книгу Кузбасса, дали советы по применению лекарственных растений в

период простудных заболеваний.

Такую тему проекта, как «Дикие животные нашей полосы» мы начали с акции

«Подари книгу детскому саду» - пополнили библиотеку группы книгами из

домашней библиотеки. Так в группе появилась «Красная книга Кузбасса», книга

«Животные средней полосы России».

В течении года постоянно привлекали родителей к участию в конкурсах и

выставках. В группе заранее вывешивалось яркое, красочное сообщение о

проведении мероприятия. Родители не оставались равнодушными: они совместно

с детьми участвовали в конкурсах рисунков, готовили вместе с детьми поделки из

природного материала, приносили из дома фотографии для участия в проектах.

Активное

участие

приняли

родители

в

работе

над

составлением

книги

«Волшебница вода» - сочиняли совместно с детьми экологические сказки.

Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах, ребята совместно с

родителями изготавливали кормушки, приносили из дома корм для птиц.

Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются

подарками, благодарственными письмами.

В помощь родителям по экологическому воспитанию оформляется папка –

передвижка, где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные

игры для разучивания и занятий с детьми дома. Информация на стенде меняется

каждый месяц.

7

Воспитатели регулярно беседовали с родителями, давали каждому конкретные

советы, рекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать

картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через средства

массовой информации. Разные формы работы с детьми давали возможность

продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать,

что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Считаем, что в результате проделанной работы имеются положительные

результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления

через различные виды деятельности.

Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с

ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков

мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда

вырастут, будут любить и оберегать все живое.

8

Список литературы

1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное

планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-

Синтез, 2016.

2. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2019.

3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика

экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-

Пресс, 2017.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное

пособие. – М.: Академия, 2019.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:

Академия, 2022.

7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2017. -

№ 5. - С. 22-27.

8. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др.

– СПб.: Детство-Пресс, 2013.

9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная

школа плюс До и После. - 2018. - № 2. - С. 47-49.

9

Приложения

Приложение 1

Консультации для родителей:

«Чтобы не кашлять»

Наступил сезон простудных заболеваний. Всем знакомы их клинические

проявления – общее недомогание, насморк, кашель. Но не все знают, что

применение при острых респираторных заболеваниях лекарственных

трав существенно

сокращает длительность

заболевания

и

риск

лекарственных осложнений. Мы рекомендуем Вам растения, которые

можно применить при заболеваниях органов дыхания у детей.

Отхаркивающие:

Алтей, корень,

Анис, плоды,

Девясил,

Душица, трава,

Малина, ягоды и листья,

Подорожник, листья,

Редька, сок,

Ромашка, цветки,

Зверобой, трава,

Календула, цветки,

Картофель, пары,

Липа, цветки,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чабрец, трава,

Чеснок, луковицы и листья.

10

Противовоспалите

льные:

Алтей, корень,

Берёза, почки,

Душица, трава,

Калина, ягоды,

Капуста, сок,

Липа, цветки,

Лук репчатый,

Малина,

ягоды

и

листья,

Подорожник, листья

и сок,

Смородина

чёрная,

ягоды и листья,

Солодка, корень

Антисептические:

Анис, плоды,

Берёза, почки,

Девясил,

корень,

корневище,

Душица, трава,

Зверобой, трава,

Клюква, ягоды,

Лук репчатый,

Подорожник, листья,

сок,

Смородина

чёрная,

листья, ягоды,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чеснок, луковица и

листья.

Жаропонижающие,

потогонные:

Брусника, ягоды и

листья,

Бузина,

цветки,

ягоды,

Василёк

синий,

цветки,

Календула, цветки,

Калина, ягоды,

Клюква, ягоды,

Липа, цветки,

Малина,

ягоды,

листья,

Пастушья

сумка,

трава,

Ромашка, цветки,

Смородина красная,

ягоды,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Петрушка, трава,

Череда, трава

11

.

12

Лечебные свойства кедра

У многих народов мира кедр

считается одним из самых

сильных природных

целителей. Легенды о

лечебной силе этого могучего

растения уходят корнями в

глубокую древность.

И дело здесь не только в

большом количестве

полезных биологически

активных веществ, но и в

мощной энергетике растения.

Считается, что кедр способен аккумулировать положительную космическую

энергию и распоряжаться ею по своему усмотрению. Он сам безошибочно

определяет кому (зверь то, или человек) требуется помощь и воздействует на

нуждающегося своим биополем. И видимо, не случайно раненные или

больные животные уходят отлёживаться в кедровники, а во многих

ведических культурах кедр является священным, культовым деревом,

символом чистоты и силы духа, здоровья и долголетия.

Кедр – это настоящий лечебно-оздоровительный природный комплекс. В

лечебных целях употребляется абсолютно всё: древесина, кора, луб, смола

(живица), хвоя, шишки, семена (ядра, скорлупа, шелуха). Даже воздух вокруг

кедра обладает целительной силой – снимает усталость, стресс,

восстанавливает жизненные силы; под его воздействием теряют активность

многие болезнетворные микроорганизмы.

13

Хвоя кедра

В хвое кедра содержится много витаминов и ценных биологически активных

компонентов. Препараты на основе хвои обладают антисептическим,

болеутоляющим действием и применяются для лечения кожных заболеваний,

суставных болей, промывании ран. Из хвои кедра готовят различные

витаминизированные напитки и чаи, которые оказывают стимулирующее и

общеукрепляющее действие. Особенно благоприятно такие напитки

действуют в послеоперационные периоды и при сердечнососудистых

заболеваниях.

Эфирное масло кедра

Эфирное масло, получаемое из хвои и молодых веток кедра путем

дистилляции (перегонки), обладает очень широким спектром действия.

Обладая всеми вышеперечисленными свойствами кедровой хвои, эфирное

масло кедра нашло также широкое применение в косметологии для лечения,

очистки и омоложения кожи. Эфирное масло входит в состав многих

косметологических средств, масел для массажа и ароматических препаратов.

В народной медицине используется в качестве ранозаживляющего и

антисептического средства. Хорошо известно также его свойство отпугивать

кровососущих насекомых.

Смола кедра (живица)

Смола, выделяемая кедром, и называемая в народе живицей обладает

уникальными ранозаживляющими свойствами. Мази и бальзамы на основе

живицы используются для лечения различных повреждений кожи – ран,

ожогов и нарывов. Грамотно приготовленные такие препараты способны

заживлять даже очень сложные раны быстрее любых медикаментов.

Кора кедра

Кора и луб кедра, особенно в весенний период, содержат большое количество

витаминов и микроэлементов. Отвар из коры применяется как мочегонное,

слабительное, а также противоглистное средство.

14

Древесина кедра

Древесина кедра также обладает

ценными свойствами. В мебели,

изготовленной из древесины кедра

не заводиться моль, в посуде из

кедра дольше сохраняются продукты

(особенно молоко), а кедровые ульи

лучше обживают пчелы. Из

древесины вековых кедров

получаются удивительные по

звучанию музыкальные инструменты.

Особой аурой обладают построенные из кедровых бревен дома. Внутри их

время как бы замедляет свой ход, наполняя атмосферу дома чистотой и

спокойствием.

Семена кедра

Семена, или кедровые орехи, пожалуй, главный приз от могучего великана

всему животному миру.

15

Приложение 2

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах

экологии?»

1. Ф.И.О.

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы?

Какие?

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе

нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А

вы?

7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические

темы в группе или для города?

8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с

бытовыми отходами? Какие?

16

Приложение 3

Семейный проект «Прогулки по лесу»

Вид проекта: творческий.

Актуальность темы:

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен

заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и

богатства.

Цель: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему

живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять

заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Познакомить детей с тем, как можно сохранить и восстановить окружающую

природу;

Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении

исследовательскими методами познания природы;

Воспитывать у детей природоохранное поведение.

Возраст: первая часть проекта выполнена воспитателями группы. Вторая

часть, являющаяся дополнением к проекту в виде совместной творческой

работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: долгосрочный.

Основные формы реализации проекта:

Посещение заповедников.

Совместная работа с родителями и детьми.

17

Предполагаемый результат: Повышение уровня знаний по экологии у

детей;

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности

родителей по теме проекта.

Обеспечение: информационное.

Продукт проектной деятельности: собрана папка с фотографиями и

рассказами экскурсий детей и родителей.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Предполагаемый результат:Повышение уровня знаний по экологии у

детей;

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности

родителей по теме проекта.

Обеспечение: информационное.

Продукт проектной деятельности: собрана папка с фотографиями и

рассказами экскурсий детей и родителей.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

18

Фотоотчет о проделанной работе с детьми и родителями по проекту:

19

20



В раздел образования