Напоминание

«Упражнения, направленные на развитие компетенций «4К» у детей дошкольного возраста»


Автор: Тихонова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ №94 "Забава" города Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Консультация - практикум для педагогов
Тема: «Упражнения, направленные на развитие компетенций «4К» у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №95 «ЗАБАВА»

города Калуги

Консультация – практикум для воспитателей на тему:

«Упражнения, направленные на развитие компетенций «4К» у детей

дошкольного возраста»

Разработала: воспитатель

Тихонова Наталья Николаевна

высшая кв.категория

Калуга

2024

Компетенция «Критическое мышление».

1.

«Что получится?»

Цель: учить детей строить предположения о результатах перед проведением

экспериментов и опытов.

Инструкция: предложить детям предположить, что произойдет в результате

следующего, например, опыта – капнуть лимонным соком на лист бумаги,

который

полностью

закрашен

синей

краской.

Дети

предполагают

и

аргументируют свои предположения, педагог или они сами вносят эти

предложения в заранее подготовленную таблицу в виде рисунков или знаков.

Затем дети с педагогом проводят непосредственно опыт. Далее делают вывод

по результатам эксперимента. Сравнивают свои предположения с реальным

результатом. Вместе с педагогом делают выводы о том, почему одни их

гипотезы оказались верными, другие не соответствуют реальному результату

эксперимента.

2.

«Жили – были».

Цель:

развивать

критическое

мышление,

смекалку

у

детей,

учить

фантазировать об окружающем мире.

Инструкция: все дети и педагог сидят в кругу. Взрослый начинает игру и

говорит: «Жили – были…Кто?» - обращается к сидящему рядом ребенку.

Ребенок говорит свое предположение, например, «котенок и мышонок».

Педагог проговаривает «Жили – были котенок и мышонок…Котенок был

каким? – обращается к следующему ребенку. И так далее, каждому ребенку

задает вопрос. В итоге получается интересная необычная сказка или история.

3.

«Правда – правда -ложь – правда».

Цель: развивать логическое мышление, связную речь, умение высказывать

собственную точку зрения.

Инструкция: педагог предлагает определенную тему, по которой каждый

ребенок готовит четыре предположения -факта, три из которых правда, а

один ложь. Ребенок высказывает их остальным, дети делают предположения,

аргументируя свое мнение. В конце каждого обсуждения вместе с педагогом

приходят к правильным заключениям.

4.

Игра «Как видят мир животные, насекомые, птицы?»

Цель: научить детей строить гипотезы.

Материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: взрослый рассказывает детям, что все животные видят мир по –

своему в зависимости от своих размеров, среды обитания, устройства зрения

и т.д. Например, кошка слабо различает все цвета, кроме серого, но способна

видеть много его оттенков; к тому же кошка небольшого размера, и то, что

нам кажется маленьким, для нее большое и т.д. Взрослый просит каждого

ребенка представить себя каким - нибудь животным (кошкой, лежащей на

окне и смотрящей вниз; пчелой, опустившейся на цветок; собакой, сидящей в

будке; птицей, летящей над крышей домов и т.д.) и попытаться зарисовать

мир глазами этого животного.

5.

Игра «да или нет».

Цель:

это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на

изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое

времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.

Инструкция: в течение определенного времени дети отвечают на вопросы

других окружающих их детей односложно, используя только эти слова.

Нужно постараться сделать так, чтобы никто не придал этому особого

значения.

Компетенция «Креативность».

1.

«Поделка».

Цель: развивать творческое мышление детей, умение нестандартно мыслить,

использовать в работе разнообразные материалы, воспитывать умение

договариваться в коллективе.

Инструкция:

предложить

нескольким

группам

детей

из

абсолютно

одинакового набора природного материала, материалов для творчество

сделать поделку на определенную тему. Условие: группы детей должны быть

изолированы друг от друга, для этого можно использовать ширмы и другие

варианты разделения пространство. Важно предоставить детям необходимое

количество времени для работы.

2.

«Кто может вылупиться из яйца».

Цель: развивать креативность, творческий потенциал ребенка.

Инструкция:

педагог рисует на листах бумаги яйцо, раздает детям.

Предлагает ребятам подумать и решить кто же может появиться из яйца, а

затем дорисовать этого «кого-то» на своем листочке. В конце дети

объясняют, что они нарисовали, почему.

3.

«Веселые фигуры»

Цель:

развивать

креативность,

умение

использовать

свои

творческие

способности, закреплять знание геометрических форм.

Инструкция: предложить детям листы бумаги, клей и наборы геометрических

фигур из цветной бумаги, картона, фетра или иного материала. Затем

предложить ребятам создать картины из этих фигур и рассказать о них по

завершению работы.

4.

«Сто к одному или к одному».

Цель: развивать творческое мышление, внимание, речевые способности.

Инструкция:

предложить детям картинку с каким -то изображением,

например, клоун. Детям необходимо подобрать имена прилагательные,

которые будут это изображение описывать, например – веселый, красивый,

добрый, интересный и т.п. А затем педагог предлагает детям подобрать такие

имена прилагательные, которые абсолютно не подходят для описания этого

изображения. Другой вариант игры – подобрать глаголы к изображенному на

картинке.

5.

«Превращение»

Цель: развивать мышление, творческие способности детей, умение находить

способы решения задачи.

Инструкция: детям предлагаются листы бумаги, на которых изображены,

например две перпендикулярные полосы или цифра один, или запятая и т.п.

Педагог говорит: «Это необычная картина, в ней спрятаны ваши фантазии.

Попробуйте их изобразить». Дети превращают эти знаки в человечка, вьюгу,

дом, дерево и прочее.

Компетенция «Коммуникация»

1.

«Испорченный телефон»

Цель: учить детей внимательно слушать, задавать конкретные уточняющие

вопросы, объяснять.

Инструкция: педагог объясняет ребятам правила. Несколько добровольцев

выходят из комнаты. Остается один ребенок. Ему зачитывают маленькую

сказку или рассказ. Затем заходит один ребенок, первый ему передают

(пересказывает) то, что запомнил. И так далее. В конце последний ребенок

рассказывает то, что запомнил он и все сравнивают с начальным вариантом.

2.

«Волшебная коробка»

Цель: учить детей задавать вопросы и внимательно слушать ответы.

Инструкция: воспитатель прячет какой – то предмет в коробку. Дети должны

задать, например, по одному вопросу о содержимом коробки, а потом

попытаться на основе ответов угадать что – же там находится.

3.

«Скажи наоборот или противоположности»

Цель:

развивать коммуникативные навыки у детей, умение оперативно

думать, закреплять умение находить антонимы.

Инструкция: педагог с детьми сидит в кругу. Поворачиваясь к ребенку рядом

говорит какое – то слово, например «круглый», ребенок должен как можно

быстрее

назвать

слово

с

противоположным

значением,

например

«квадратный». В случае необходимости коллектив или педагог помогают

тем, кто затрудняется в поиске противоположности. Следующий ребенок

говорит какое – то слово своему соседу и так далее. В игру можно играть и

парами.

4.

«Ягодные сказки»

Цель: учить детей придумывать сказки, которые объясняли бы явления из

какой-либо области.

Инструкция: воспитатель задает ребятам вопрос, например: «Почему вишни

растут парами?». Дети придумывают сказку об этом. Или «Почему ежевика

колючая?», «Откуда у земляники крапинки?» и т.п.

5.

«Скажем как…»

Цель: развивать звукопроизношение, коммуникативные способности.

Инструкция:

педагог предлагает детям сказать какую – либо фразу,

например, «Я иду в детский сад» с разной интонацией, или как какие -то

животные и т.п. Как правило, это упражнение дает массу положительных

эмоций для детей и взрослых.

Компетенция «Кооперация»

1.

«Молекулы»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки.

Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в

любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» (тройки, пятерки и т.д.)

берем за руку рядом стоящего товарища и объединяемся по названному

количеству».

2.

«Пошли письмо»

Цель: развитие

групповой

сплоченности,

наблюдательности,

дает

возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего.

Инструкция: играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий

— почтальон — в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к

Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему

соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу,

пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона — «перехватить»

письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех

пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый

ребенок побывал в роли почтальона.

3.

«Рисуем всей группой»

Цель: способствует

развитию

сотрудничества,

умению

договариваться,

уважать чужую работу, пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.

Инструкция:

«Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги

одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе

место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер),

но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разно-

цветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять

удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае

возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их ре-

шения.

4.

«Найди свою группу»

Цель:

учить детей объединяться по определенному признаку, критерию,

развивать умение слышать инструкцию взрослого.

Инструкция: педагог предлагает ребятам взять любую часть картинки (пазл)

со столов. Затем дается задание собрать целую картинку (педагог помогает

детям определить к какой группе ему примкнуть). Другой вариант игры: дети

берут картинки, на которых изображены разные животные (для младшего и

среднего возраста, например, домашние и дикие животные; для старшего

возраста, например, животные жарких стран, Севера и средней полосы).

Когда все дети взяли себе картинку, воспитатель предлагает поселить

животных в места их обитания (заранее обозначенные домики или макеты их

обитания).

5.

«Где живут звуки» (подходит для детей старшей и подготовительной

к школе группы, которые обладают знаниями о гласных и согласных звуках).

Цель:

учить детей объединяться в две группы по заданному критерию,

закреплять знания о гласных и согласных звуках.

Инструкция: дети выбирают карточки с изображениями звуков. По команде

воспитателя дети занимают места либо в синем паровозе (согласные), либо в

красном паровозе (гласные) звуки.



В раздел образования