Напоминание

Циклограмма образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в ходе режимных моментов


Автор: Нечаева Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №190"
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край,
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Циклограмма образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в ходе режимных моментов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 190 «Степашка» общеразвивающего вида

Циклограмма образовательной деятельности

с детьми с ОВЗ в ходе режимных моментов

Разработчик:

Нечаева Вера

Владимировна

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №190»

г. Барнаул

г. Барнаул

2023г.

Структура

1. Пояснительная записка, содержащая описание особенностей

развития ребенка в соответствии с нозологией

2. Цель, задачи

3. Описание создания специальных образовательных условий в

соответствии с нозологией

4.

Подбор

дидактических

игр,

игровых

упражнений,

содержания для работы с детьми с ОВЗ с учетом рекомендаций

ПМПК.

5. Используемая литература, в том числе, интернет сайты

2

1.

Пояснительная

записка,

содержащая

описание

особенностей развития ребенка в соответствии с нозологией

Роман С.., возраст 6 лет.

ЗПР психогенного генеза, (диагноз не

подтвержден, на комиссии ПМПК мальчик не был).

В

программе

«От

рождения

до

школы»

представлен

раздел

«Коррекционная и инклюзивная педагогика», который регламентирует

работу с детьми с ОВЗ. В категорию детей с ОВЗ входят различные

отклонения в развитии, а также входят и дети с тяжелыми нарушениями

речи.

В законе об образовании в РФ четко отмечено кто же относится к

категории ОВЗ. Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья

это

физическое

лицо,

имеющее

недостатки

в

физическом

и

(или)

психологическом

(психическом)

развитии,

подтвержденные

психолого-

медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению

образования без создания специальных условий. К группе детей с ОВЗ

относятся дети: с нарушениями слуха, с нарушениями зрения; с тяжелыми

нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

с

задержкой

психического

развития

(ЗПР);

с

нарушениями

интеллектуального развития, вследствие органического поражения мозга; с

нарушениями эмоционально-волевой сферы, расстройствами акустического

спектра (РДА); с комплексными (сложными) нарушениями развития.

Ребенок, которому ПМПК в своем заключении после обследования

рекомендует создание специальных образовательных условий, должен в ДОО

обучаться по адаптированной образовательной программе. Такого ребенка

ПМПК направляют в комбинированную, инклюзивную группу в ДОО.

Может быть, что ПМПК ребенку с ОВЗ рекомендует другой

образовательный маршрут. В этом случае ребенок, которому ПМПК в

заключении после обследования рекомендует создание также специальных

образовательных условий, но он должен в ДОО обучаться по адаптированной

основной образовательной программе. Такого ребенка ПМПК направит в

компенсирующую группу в ДОО.

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание

развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы

у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью

специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического

развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи,

внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения,

примитивностью и неустойчивостью эмоций.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые

нарушения

интеллектуальной

и

эмоционально-волевой

сферы,

сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с

задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.

3

ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией,

однако в ее основе могут лежать органические нарушения.

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В

специальной психологии предложено множество классификаций задержки

психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию,

предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа

ЗПР.

1.

ЗПР

конституционального

генеза обусловлена

замедлением

созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и

психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме

ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-

физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и

физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких

детей

не

соответствуют

хронологическому

возрасту.

Они

эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным

объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них

преобладают игровые интересы.

2.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными

соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно

задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с

соматогенной

задержкой

психического

развития

часто

встречаются бронхиальная

астма, хроническая

диспепсия, сердечно-

сосудистая и почечная

недостаточность, пневмонии и

др.

Обычно

такие

дети

долгое

время

лечатся

в

больницах,

что

вдобавок

обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного

генеза

проявляется астеническим

синдромом,

низкой

работоспособностью

ребенка,

меньшим

объемом

памяти,

поверхностным

вниманием,

плохой

сформированностью

навыков

деятельности,

гиперактивностью

или

заторможенностью

при

переутомлении.

3.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными

условиями,

в

которых

пребывает

ребенок

(безнадзорностью,

гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку

формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание

в интеллектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в

ребенке

безынициативность,

эгоцентризм,

безволие,

отсутствие

целеустремленности.

4.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто.

Обусловлена

первичным

негрубым

органическим

поражением

головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать

отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных

психических сферах. Задержка психического развития церебрально-

органического

генеза

характеризуется

несформированностью

эмоционально-волевой

сферы

и

познавательной

деятельности:

4

отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний,

выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной

расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР.

К детям с задержкой психического развития относятся дети, не

имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости,

тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в

функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения,

двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности

адаптации, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных

явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее

функциональной

незрелости,

соматической

ослабленности,

церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы

по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической

запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических

условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). Трудности, которые

испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в

регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью

внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной

пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном

компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических

процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).

Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению

детьми общеобразовательных программ развития, но обусловливают

необходимость

определенной

их

адаптации

к

психофизическим

особенностям ребенка.

Память: снижение результативности первых попыток

и объема

запоминания.

Внимание:

неустойчивость, сниженная концентрация, сниженная

избирательность и распределение внимания.

«Прилипание внимания» -

выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного

способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на

изменяющуюся ситуацию;

Мышление: отстают в развитии наглядно-образного мышления, без

специального

обучения

с

трудом

овладевают

анализом,

синтезом,

сравнением,

классификацией,

исключением

лишнего

понятия

и

умозаключением по аналогии.

Восприятие:

Для

детей

с

ЗПР

характерны

прежде

всего

недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем

мире.

Поисковые

действия

характеризуются

хаотичностью,

импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают

результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью,

5

опущением мелких деталей, односторонностью.

Речь: недостаточно сформировано смысловая сторона речи и звуковая

сторона речи так же отстает в развитии.

Эмоционально-волевая сфера: наличие выраженных затруднений в

социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии

личности с социумом и с самим собой.

Двигательная сфера. В пределах нормы.

2. Цель, задачи

Цель: Создать циклограмму для работы с ребенком с ЗПР.

Задачи: Изучить особенности развития детей с ЗПР,

Включить в циклограмму методы коррекции поведения.

3.

Описание

создания

специальных

образовательных

условий в соответствии с нозологией

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в

6

развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает

техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила,

точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо

сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в

изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Грубых

двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и

моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими

лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них

может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно

использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с

предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают

дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий

несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и

примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная

неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают

несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в

использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при

раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны

удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его

при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость,

особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно

целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко

отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и

проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с

одного задания на другое.

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,

направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется

большее количество практических проб и примериваний при решении

наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.

В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут

практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная

проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не

закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета,

формы, величины. Таким образом, эталонные представления не

формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется

в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова,

обозначающие величины

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием.

Ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна

неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и

7

к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к

стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое

поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра и как

совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые

объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются

между собой, коллективная игра не складывается.

№ 1. Материально-техническая база

1. Логопедический кабинет и кабинет психолога, дефектолога,

оборудованные персональными методическими пособиями, компьютерами

со специальными компьютерными программами, спортивный зал,

музыкальный зал, медицинский кабинет размещается в помещении

дошкольного образовательного учреждения.

2. Для кабинетов выделяется помещение, отвечающее санитарно-

гигиеническим нормам.

3. Группы обеспечиваются специальным оборудованием,

дидактическими играми, сенсорными ковриками, игрушками, музыкальными

инструментами.

4. Ответственность за оборудование групп и кабинетов, их санитарное

содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию Учреждения.

5. Для детей с сочетанными нарушениями необходимо оснащение в

соответствии с их потребностями.

№ 2. Коррекционное сопровождение.

В плане организации коррекционной работы с детьми, важно

учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический

подход предполагает развитие всех форм опосредования - использования

реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также

развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей

сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный

отчет, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и

для других, т. е. обучать действиям планирования.

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы

являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся в

соответствии с программой для детей с ЗПР. Коррекционные

воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным

линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные

данному возрасту особенности и достижения:

коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а

также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые

начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются

основой для развития в следующий возрастной период.

коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для

эффективного формирования тех психических функций, которые особенно

интенсивно развиваются в текущий период детства.

коррекционно-развивающая работа должна способствовать

8

формированию предпосылок для благополучного развития на следующем

возрастном этапе.

коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на

гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

Важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с

детьми с ЗПР:

Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка

возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же

направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание

нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-

неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание

оптимального двигательного режима и т.д.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических

функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской

нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции

познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение),

нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это

направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и

нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного

развития очень важна и в целях формирования творческих способностей

детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и

педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и

компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания,

памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и

широко должна использоваться в практике.

Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной

компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого

человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства,

важно для всех категорий детей.

Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному

возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование,

конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности.

Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной

деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

№ 3. Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания,

поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание

детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ

деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать

ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

9

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том,

что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на

короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу

предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь

рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту

картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит?

Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму

как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно

принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя

собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих

от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог

общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией

важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа

работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка

ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих

источников чувства собственной значимости, необходимого для

формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР

можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей

страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью,

внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении

развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в

школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный

материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической

работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится

правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях

специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо

объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит

избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его

развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить

ребенка дома. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с

задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным

результатам.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития

представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений,

направленных на повышение познавательного интереса, формирование

произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной

деятельности.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме:

гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у

10

детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения,

повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания,

направленные преимущественно на развитие одного какого-либо

психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на

другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по

способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами,

игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка:

рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д. Упражнения для

развития общей моторики направлены на повышение функционального

уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие

таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость,

быстрота. Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и

камешков).

Рисование, раскрашивание картинок.

Изготовление поделок из бумаги (аппликации).

Изготовление поделок из природного материала.

Конструирование.

Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.

Нанизывание бус и пуговиц.

Плетение косичек из ниток, венков из цветков.

Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).

«Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем

говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл

запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку

лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с

особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную

возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам.

Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так

как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе

выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика

обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с

ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» - единственная на

сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где

придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные

функции организма.

Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на

развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков,

гармонизируют отношения ребенка с окружающим миром.

11

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей

с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении

умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к

обучению. Задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к

социальной адаптации. Это необходимо для подготовки детей с задержкой

психического развития к успешной интеграции в коллективе здоровых

сверстников и в обществе вообще.

12

4. Циклограмма для работы с детьми с ОВЗ с учетом рекомендаций ПМПК.

Дни

недели

ООД

Первая половина дня

Индивидуальная

работа

Вторая половина дня

Индивидуальная работа с

ребенком-инвалидом

Понедель

ник

Обучение

грамоте

Музыка

Лепка

/аппликация

1. Беседа (пдд,

безопасность, этическая).

И.В. Петрова.

2. И.М.П.

М.М. Борисова

Физкультура

Труд: самообслуживание,

хозяйственно – бытовой,

ручной,

в природе.

Работа по физической

культуре

Вторник

Развитие речи

Физкультура

Рисование

1. Словесные игры.

А.К. Бондаренко

2. Игры по обучению

грамоте.

Обучение грамоте

Сюжетно – ролевая игра

Работа по речевому

развитию

Среда

ФЭМП

Рисование

Физкультура на

воздухе

1. Опыты.

О.В. Дыбина

2. Д.И.

Экология/окружающий

мир.

Лепка/аппликация

Развлечение:

физкультурное

музыкальное

Работа по социально –

коммуникативному

развитию

Четверг

Окружающий мир

Физкультура

Конструирование

1. ФЭМП.

И.А. Помораева

2. Развитие творческого

мышления

3. познавательно-

исследовательская

деятельность

ФЭМП

Театрализованная

деятельность

Работа по познавательному

развитию

Пятница

Развитие речи

Музыка

1 М.Д.И.

2. Д.И. Предметный мир.

Рисование

О.П: «Бийск: вчера, сегодня,

завтра» 1,3

П.Р. Экономика 2,4

Работа по художественно –

эстетическому развитию

13

День

Организация совместной деятельности взрослого и детей и культурных практик с учетом интеграции

образовательных областей

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимодействие

с семьями

воспитанников

Режим

Совместная деятельность

Режимные моменты

Индивидуальна

я работа

Индивидуальная работа с

ребенком-инвалидом

Детская

инициатива

и

способы поддержки

Родители

Понедельник

Утро:

игры,

дежурство,

индивид.

работа,

поручения,

утр.

гимнастика, КГН,

завтрак, игры.

Беседа по ПДД «Знакомство с

городским транспортом» Продолжать

знакомить детей с основными видами

транспортных средств, движущихся

по дорогам. (Т.Ф.Саулина)

МДИ «Колокольчик» Цель: Следить

за тем, насколько ритмично дети

прохлопывают упражнение, учить

детей слышать «свою» музыку.

(И.Новоскольцева)

Утренняя гимнастика

№ 10

Закреплять умение

есть второе блюдо,

держа нож в правой ,

а вилку в левой руке.

Упражнять в

отбивании мяча о

пол Артема,

Серафиму, Сережу

Ж, Матвея.

Привлекать

Рому

С.

в

совместные

игры

со

сверстниками,

например,

перекатывание

мяча

по

полу от одного ребенка к

другому.

Дежурство по столовой.

Предложить

детям

для

рассматривания иллюстрации и

картины на тему «Профессии».

Ситуативный

разговор

«Кем

работают ваши папы и мамы?»

«Кем работали или работают

ваши бабушки и дедушки?»

Предложить

родителям

рассказать детям

о

своей

профессии., а так

же о профессии

бабушек

и

дедушек.

Организованная

образовательная

деятельность (1 и

2 половина)

Обучение грамоте. Занятие № 20 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые, мягкие согласные звуки;

закреплять знание о различительной роли твердых и мягких согласных звуков, учить называть слова с заданным звуком. Журова стр. 76

Музыка. Занятие № 3, февраль Шагать в колонне по одному друг за другом в соответствии с энергичным характером музыки. Идти бодро,

ритмично, правильно координировать работу рук и ног. Следить за осанкой

Лепка «Щенок» Учить детей изображать собак, щенят, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая,

короткие толстые лапы и хвост). Закреплять приемы лепки. Т.С. Комарова с.74

подготовка к про-

гулке,

прогулка:

игры, наблюдения,

труд,

индивид.

работа, физ-оздор.

работа.

Прогулка №2 «Наблюдение за ивой»

Цели: наблюдать за ивой зимой (как

можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе);

воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

Трудовая

деятельность

Утепление

корней

деревьев

и

кустов

снегом.

Подвижные игры

«На санки».

Цель: упражнять в беге в разные стороны,

умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на

них

Привлекать Рому С.. к

действиям

по

показу

взрослого,

с

использова-

нием

театрализованной

игры «Лиса и Волк»

Лопатки,

ведерки,

корм для

птиц, санки.

Возвращение

с

прогулки,

КГН,

обед, работа перед

сном

Чтение Дж. Родари «Какого цвета ремесла?» Хрестоматия.

Совершенствовать умения раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Вечер: оздоровит.

и

закалив.

процедуры,

КГН,

полдник, игры

самост.

деятельность

детей, досуги, инд.

работа

Труд в природе: предложить

детям дозированно полить все

растения находящиеся в группе

Беседа по проекту «Все

профессии важны»

Гимнастика после сна № 1

февраль, хождение по

дорожкам здоровья.

Совершенствовать

умение пользоваться

салфеткой по

необходимости

Упражнять в

отбивании мяча о

пол Аделину,

Пашу, Данила К.

Привлекать Рому С. в

совместные игры с детьми,

упражнять в ходьбе с

изменением направления

движения

Дежурство по столовой.

Предложить

раскраски

«Профессия

военный»,

«Профессия врач».

Прогулка

Прогулка №2 «Наблюдение за ивой» Индивидуальная работа Конкурс на лучшую фигуру из снега.

Лопатки, машины

14

День

недели

Организация совместной деятельности взрослого и детей и культурных практик с учетом интеграции

образовательных областей

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимодействие

с семьями

Режим

Совместная деятельность

Режимные

моменты

Индивидуальна

я работа

Индивидуальная работа с

ребенком-инвалидом

Детская

инициатива

и

способы поддержки

Родители

Вторник

Утро:

игры,

дежурство,

индивид.

работа,

поручения,

утр.

гимнастика, КГН,

завтрак, игры.

Сл. игра «Что кому нужно?» Цель. Упражнять

детей в классификации предметов, умении

называть предметы, необходимые людям

определенной профессии.. Стр. 60 М.М.

Бондаренко

Игры по обучению грамоте Игра «Назови

слова на звуки С и СЬ». Учить детей называть

слова, в которых есть звук С или СЬ. Картотека.

Утренняя

гимнастика №

10

Закреплять

умение есть

второе блюдо.

Учить различать

гласные, твёрдые,

мягкие согласные

звуки

с Егором К,

Лизой, Данилом К.

С

Ромой

Закрепление

правильного произношения

звуков [С], [С’] в словах.

Дежурство по столовой.

Предложить детям игры малой

подвижности

«Золотые

ворота»,

Пальчиковая игра

«Профессии».

Предложить

родителям

почитать

детям

русские народные

сказки

Организованная

образовательная

деятельность (1 и

2 половина)

Развитие речи. Чтение русской народной сказки «Царевна- лягушка» Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна - лягушка»

(в обр. М. Булатова).В.В. Гербова, стр. 83

Физкультура. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки, в ходьбе и беге врассыпную; закреплять навык

энергичного отталкивания и приземления на полусогнутые ноги при прыжках в длину с места; упражнять в подлезании под дугу и

отбивании мяча о землю.

Рисование. «Деревья в инее» Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы. Т.С.

Комарова с.76

подготовка к про-

гулке,

прогулка:

игры, наблюдения,

труд,

индивид.

работа, физ-оздор.

работа.

Прогулка №3 «Наблюдение за елью» Цель: показать детям, что разные обстоятельства и

люди могут повредить или помочь живой ели.

Трудовая деятельность Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно

заботиться о них.

Подвижные игры Обучение детей ходьбе на лыжах. Цель: упражнять в ходьбе на лыжах,

делать повороты на месте и в движении.

Привлекать

Рому

С.

к

прикопке

к

стволам

березы и тополя снега,

чтобы

им

было

тепло

зимой.

Флажки, лопатки, ведерки,

лыжи

Возвращение с прогулки, КГН,

обед, работа перед сном

Чтение С.Я. Маршак «Чем пахнут ремесла» Хрестоматия

Вечер: оздоровит.

и

закалив.

процедуры,

КГН,

полдник, игры

самост.

деятельность

детей, досуги, инд.

работа

Сюжетно – ролевая Игра «Завод» Цель.

Формирование умения творчески развивать

сюжет игры. Закрепление знаний о

различных видах транспорта: наземном,

водном, воздушном. Расширение знаний о

работе водителей, моряков, летчиков.

Расширение знаний детей о рабочих

профессиях (Н.В.Краснощекова)

Гимнастика после

сна № 1 февраль,

хождение по

дорожкам здоровья

Закреплять привычку

говорить «Спасибо»

после приема пищи.

Учить различать

гласные, твёрдые,

мягкие согласные

звуки Данила,

Егора Н, Валерию.

Привлекать Рому С.. к

действиям

сверстников

(ходить,

по

дорожке

здоровья)

Повторить

пальчиковую

гимнастику «Профессии»

Дежурство по столовой.

Подвижная игра «Удочка».

Игры

в

спортивном

уголке:

Бросать и ловить мяч.

Поручение:

приготовить

материал для рисования.

Прогулка

Прогулка №3 «Наблюдение за елью». Индивидуальная работа: «Сбей кеглю».

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Машины, ведерки, лопатки,

кегли.

15

День

недели

Организация совместной деятельности взрослого и детей и культурных практик с учетом интеграции

образовательных областей

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимодействие

с семьями

Режим

Совместная деятельность

Режимные

моменты

Индивидуальна

я работа

Индивидуальная работа с

ребенком-инвалидом

Детская

инициатива

и

способы поддержки

Родители

Среда

Утро:

игры,

дежурство,

индивид.

работа,

поручения,

утр.

гимнастика, КГН,

завтрак, игры.

Опыт: Мир ткани» Цель: Узнать

различные виды тканей, сравнить их

качества и свойства; понять, что свойства

материала обусловливают способ его

употребления. (О.В.Дыбина,)

ДИ окружающий мир Город и село Цель.

Выявлять знания детей о людях, живущих в

городах и селах, о видах их деятельности.

Выяснить, с чем связаны отличия.

Воспитывать уважение к людям труда.

(Л.Ю.Павлова, с.53)

Утренняя гимнастика

№ 10

Учить детей

применять в своей

речи вежливые

просьбы

Учить Яну Б, Лизу,

Матвея делать из

пластилина

мордочку щенка,

путем

вытягивания.

С Ромой С. поиграть в д/и

«Ателье», посмотреть все

виды тканей которые

находятся в образцах с

целью их сравнения.

Предложить Роме С.

пластилин для скатывания

небольших шариков для

помощи сверстникам.

Дежурство по столовой.

Настольно – печатные игры:

мозаика,

лего,р\и

«Веселая

логика», «Живая природа»

Предложить

детям

игру

по

ФЭМП «Найди цифру»

Предложить

родителям сделать

фотографию мамы,

папы, бабушки и

дедушки на работе

и

составить

небольшой рассказ

о

своей

специальности.

Организованная

образовательная

деятельность (1 и

2 половина)

ФЭМП Занятие № 1

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц, продолжат учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть

стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели. И. А. Помораева, В. А. Позина с. 44

Рисование.

«Золотая хохлома»

Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора, называть его

элементы, определять колорит хохломы.

Т. С. Комарова стр. 78

Физкультура на воздухе Упражнять в ходьбе на лыжах, метании снежков на дальность; повторить игровые упражнения с бегом и прыжками

подготовка к про-

гулке,

прогулка:

игры, наблюдения,

труд,

индивид.

работа, физ-оздор.

работа.

Прогулка №4 «Наблюдение за легковым автомобилем» Цели: продолжать различать

автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии

водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на

участке, подкормка птиц.

Подвижные игры «Попади в коробку». Цель; тренировать меткость бросков.

«Золотые ворота». Цель: развивать внимательность

С Ромой С. учить слова к

игре «Золотые ворота».

Учить лепить из снега

снежки.

лопатки, ведерки, корм для

птиц, коробка.

Возвращение с прогулки, КГН,

обед, работа перед сном

Чтение Я. Аким «Неумейка». Книга для чтения

Вечер: оздоровит.

и

закалив.

процедуры,

КГН,

полдник, игры

самост.

деятельность

детей, досуги, инд.

работа

Развлечение: Развлечение-

викторина «Знатоки профессий»

Цель: Расширить представления

детей о труде взрослых. Показать

социальную ценность и

значимость представителей

любых профессий.

Гимнастика после сна № 1

февраль, хождение по

дорожкам здоровья

Учить детей разравнивать

одеяло, перед заправкой

кровать покрывалом.

Учить Ваню,

Катю, Егора Н

делать из

пластилина

мордочку щенка,

путем

вытягивания.

Хождение с Ромой С.. по

каменной дорожке.

Поиграть в игру «Назови

ласково по имени своих

товарищей»

Дежурство по столовой.

Предложить детям игру «Уедай

профессию по атрибутам.»

Прогулка

Прогулка №4 «Наблюдение за легковым автомобилем» Индивидуальная работа: Хождение по буму; прыжки с места на двух

ногах .

Ведерки, лопатки.

16

День

недели

Организация совместной деятельности взрослого и детей и культурных практик с учетом интеграции

образовательных областей

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимодействие

с семьями

Режим

Совместная деятельность

Режимные

моменты

Индивидуал

ьная работа

Индивидуальная работа

с ребенком-инвалидом

Детская

инициатива

и

способы поддержки

Родители

Четверг

Утро:

игры,

дежурство,

индивид.

работа,

поручения,

утр.

гимнастика, КГН,

завтрак, игры.

ДИ по ФЭМП Игра «Живая неделя». Закреплять

умение последовательно называть дни недели,

определять, какой день недели сегодня.

(И.А.Помораева, с.40)

РТМ Сказка «Скатерть, баранчик и сума». Решаем

диалектическую задачу с помощью диалектической

схемы замыкания (О.Я.Шиян, с.)

ПИД «Игра «Воздух вокруг нас» Цели. Закрепление

представлений о воздухе и его свойствах.

Формирование представлений о значении воздуха для

практических целей человека.. (Веракса, с.61)

Утренняя

гимнастика № 10

Игровая

ситуация

«Научим куклу

Дашу правильно

пользоваться

вилкой»

Учить Яну Б,

Женю, Данила

К определять

и называть

стороны и

углы листа

Закреплять

умение

Ромы C. Называть дни

недел,.

Упражнять в

последовательном

назывании дней недели.

Массаж рук шариками

Су-джок.

Дежурство по столовой.

Обыграть

сюжет «Покупка

продуктов»

Предложить поиграть в игру

Да-Нет на тему недели

Предложить

родителям

с

детьми

поухаживать

за

комнатными

растениями, узнать

как

они

называются и как

за

ними

ухаживать.

Организованная

образовательная

деятельность (1 и

2 половина)

Окружающий мир. «Цветы для мамы» Расширять знания детей о многообразии комнатных растений. Дать элементарные представления о

размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. О.А. Соломенникова стр. 62

Физкультура Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; учить метанию мешочков в вертикальную цель; упражнять в подлезании под

палку и перешагивании через нее.

Конструирование « Улица». Учить детей строить улицу города Л.В. Куцакова стр.67

подготовка к про-

гулке,

прогулка:

игры, наблюдения,

труд,

индивид.

работа, физ-оздор.

работа.

Прогулка №5 «Наблюдение за ветром» Цели: формировать представление об

одном из признаков зимы метели; учить определять направление ветра.

Трудовая деятельность Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.

Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры «Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».

Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Привлекать

Рому

С.

к

действиям

по

показу

взрослого

(выполнять

действия под текст) «У

жирафа пятна-пятна»

Разобрать

крупы

и

макароны

на

разные

блюдца

Предложить детям выносной

материал:

лопатки,

ведерки,

кегли, мяч.

Возвр. с прогулки,

КГН, обед, работа

перед сном

Чтение А. Шибаев «Почтовый ящик» Книга для чтения

Совершенствовать умения раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Вечер:

оздоровит.

и

закалив.

процедуры,

КГН, полдник, игры

самост.

деятельность

детей,

досуги,

инд.

работа

Театрализованная

деятельность

22. Театральная игра Цель.

Развивать зрительную и

слуховую память, внимание,

координацию движений, чувство

ритма. (А.В. Щеткин)

Гимнастика после сна № 1

февраль, хождение по

дорожкам здоровья

Беседа «Культура поведения во

время еды»

Учить Таю, Алену,

Матвея определять

и называть

стороны и углы

листа

Тренировать умение Ромы С.

раскладывать пред-меты на

три равные кучки

Упражнения на листе бумаги

(предложить

нарисовать

красный

круг,

а

вокруг

расположить

желтые

квадраты)

Дежурство по столовой.

Предложить атрибуты к

сюжетно-ролевой игре

«Поликлиника»,

«Автомастерская»

Прогулка

Прогулка №5 «Наблюдение за ветром» Индивидуальная работа: Игровые упражнения при ходьбе по буму.

Цель: закреплять умение держать равновесие

Предложить детям выносной

материал: лопатки, ведерки.

17

День

недели

Организация совместной деятельности взрослого и детей и культурных практик с учетом интеграции

образовательных областей

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимод с семь-

ями

Режим

Совместная деятельность

Режимные моменты

Индивидуальна

я работа

Индивидуальная работа с

ребенком-инвалидом

Детская

инициатива

и

способы поддержки

Родители

Пятница

Утро:

игры,

дежурство,

индивид.

работа,

поручения,

утр.

гимнастика, КГН,

завтрак, игры.

ИМП «Угадай, что делали» (М.М.

Борисова, стр. )

ДИ по предметному миру Не

ошибись! Цель: Закреплять умение

детей определять функцию предметов.

Развивать интерес к окружающему

миру, наблюдательность. (О.В.Дыбина)

Инструктаж № 8 Проведение прогулки

в гололед

Утренняя гимнастика №

10

Игровая ситуация

«Покажем, мишке, как

мы умеем пользоваться

салфеткой»

Учить Пашу,

Ваню, Сережу Ф

- учить называть

элементы

хохломы.

Поиграть с Ромой С. в

словестную игру «Отгадай

предмет по названиям его

частей»

Цель: активизация словаря,

закрепление названий

знакомых предметов.( дно,

стенки, крышка, ручки

(кастрюля)

- голова, туловище, лапы,

крылья (птица)).

Дежурство по столовой.

Предложить поиграть в

словесную игру «Что кому

нужно?» Цель. Упражнять

детей в классификации

предметов, умении называть

предметы, необходимые людям

определенной профессии.

Артикуляционная гимнастика

«Чистим верхние зубы»

Предложить

родителям

с

детьми

на

выходных пойти в

лес и покататься

вместе на лыжах.

Организованная

образовательная

деятельность (1 и

2 половина)

Развитие речи. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ В.В. Упражнять детей различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Гербова, стр. 83

Музыка. Занятие № 4, февраль. Продолжать учить детей игре на двух пластинках, добиваться чистоты звука

Развитие детского внимания, умения подражать.

подготовка к про-

гулке,

прогулка:

игры, наблюдения,

труд,

индивид.

работа, физ-оздор.

работа.

Прогулка №6 «Наблюдение за сосульками» Цель: закреплять знания о

различных состояниях воды.

Трудовая

деятельность.

Расчистка

дорожек

и

скамеек

от

снега.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

Подвижные игры «Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».

Цели: учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер.

Привлекать

Рому

С.

в

совместную хороводную игру

со сверстниками Идём-идём

с тобой вдвоём (парами по

кругу)

Корм для птиц, лопатки,

ведерки, 2 мяча.

Возвращ с про-гулки, КГН,

обед, работа перед сном

Чтение Чтение Б. Заходера «Стихи о профессиях» Хрестоматия.

Совершенствовать умения раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Вечер: оздоровит.

и закалив. Проце-

дуры, КГН,

пол-

дник, игры

самост.д

дея-

тельность, досуги,

инд. работа

Игровая ситуация «Путешествие

денежки» Цель: содействие

финансовому просвещению и

воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой

мотивации для повышения их

финансовой грамотности.

Презентация докладов детей о

профессии родителей, так же бабушек и

дедушек.

Гимнастика после сна №

1 февраль, хождение по

дорожкам здоровья

Закреплять умение

правильно пользоваться

столовыми приборами.

Учить Алену,

Женю, Данила Ч -

учить называть

элементы

хохломы.

Тренировать умение Ромы

С. раскатывать колбаски

из пластилина и

соединять их с другими

частями.

Провести

артикуляционную

гимнастику «Вкусное

варенье», «Зеркало»,

«Лопатка», «Заборчик».

Дежурство по столовой.

Предложить детям игры по

обучению грамоте Игра

«Назови слова на звуки С и

СЬ». Учить детей называть

слова, в которых есть звук С

или СЬ. Картотека.

Прогулка

Прогулка №6 «Наблюдение за сосульками» Индивидуальная работа

Катание на санках. Цель: учить выполнять повороты при спуске. Приземлении.

Лопатки, санки.

18

5. Используемая литература, в том числе, интернет сайты

1.

Алехина

С.В.

Организация

специальных

образовательных

условий

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации/ Отв. ред.

С.В.Алехина//.— М.: МГППУ, 2012. – 92 с.

2.

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с

задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова - М.: Изд-во

НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

3.

Задержка

психического

развития//Педагогический

энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2003. - с. 57

4.

Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки

психического развития детей / под ред. Лебединской К.С. М.: Педагогика,

1982. - 127 с.

5.

Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей

с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.:

Национальный книжный центр, 2013. – 156 с.

19



В раздел образования