Напоминание

Профилактика асоциального поведения в воспитательной работе класса.


Автор: Ильина Наталья Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №21"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика асоциального поведения в воспитательной работе класса.
Раздел: среднее образование





Назад




Профилактика асоциального поведения в воспитательной работе класса.

Значительное

место

в

общей

структуре

правонарушений

занимает

преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет

каждый

день,

что

в

значительной

мере

предопределяет

будущую

криминогенную ситуацию в России.

Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и

наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все

больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и

многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается

подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит

дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных

ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его

положение в обществе.

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики

последних лет позволяет сделать вывод о социальной обездоленности детей и

подростков в стране:

- ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и

подростков;

- в отношении подростков и детей систематически совершаются акты

насилия (физического, психического и др.);

- нарушения прав подростков имеют место в государственных учреждениях,

правоохранительных органах;

- сохраняется тенденция к вытеснению из школы учащихся из семей с

низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических

усилий;

- общегосударственная система трудоустройства подростков фактически не

функционирует;

-

практически

беспрепятственно

распространяются

в

среде

несовершеннолетних (часто через моральное и физическое принуждение)

стереотипы поведения, связанные с уклонением от учёбы и работы, агрессией,

насилием и жестокостью по отношению к другим людям, антиобщественными

формами группового поведения.

В

информационном

письме

Генеральной

прокуратуры

Российской

Федерации

«Об

исполнении

законодательства,

гарантирующего

право

на

получение основного общего образования» от 02. 05. 2006 г. даны результаты

организованной Генеральной прокуратурой РФ проверки и анализ данных

статистики. Названные выше проблемы находят подтверждение и в этом письме.

«Прокурорами установлены многочисленные нарушения прав граждан на

общедоступность

и

бесплатность

основного

общего

образования,

предусмотренных ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 43 Конституции

России, ст. 5 Закона РФ «Об образовании» – цитата из информационного письма

Генеральной прокуратуры РФ.

Одним из следствий неблагоприятного положения детей и подростков

является постоянный и быстрый рост преступности несовершеннолетних.

Необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на

оздоровление социальной жизни детей и подростков, а с другой стороны, на

оздоровление их внутреннего мира.

В своей работе опираюсь на нормативно-правовую базу:

- Конвенция ООН о правах ребёнка

- Закон РФ «Об образовании»

- Кодексы РФ - Гражданский кодекс, Кодекс об административных

нарушениях, Семейный кодекс, Уголовный кодекс

-

ФЗ-120

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений среди несовершеннолетних»

- Устав школы

- Положение о Совете профилактике и Положение о внутришкольном учёте.

Профилактическая работа

Профилактика - это система мер,

направленных

на предупреждение

возникновения явления.

Профилактика

асоциального

поведения

это

научно-обоснованная,

своевременная деятельность, направленная на

предотвращение

возможных

отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости,

создание

условий

для

включения

несовершеннолетних

в

социально-

экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу

развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.

Задачи профилактической работы

-оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

-выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками

-обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних

-оказание помощи по предупреждению правонарушений

-профилактическая работа с семьями

Типы профилактических мероприятий:

-

предупреждающие

возникновение

обстоятельств,

способствующих

социальным отклонениям;

-

устраняющие подобные обстоятельства;

-

контролирующие проводимую работу и ее эффективность.

Подходы:

-

информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о

требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ,

кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения);

-

социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий

возникновения негативных явлений);

-

медико-биологический

(целенаправленные

меры

лечебно-

профилактического характера);

-

социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности

подростка с девиантным поведением).

Что мы подразумеваем под асоциальным поведением?

Асоциальное поведение

(или антиобщественное поведение) – это

поведение, которое противоречит социальным нормам. На основании ст.151 УК

РФ

под

антиобщественным

поведением

понимается:

злоупотребление

алкогольными напитками и одурманивающим веществом, занятие проституцией,

бродяжничеством и попрошайничеством.

Задачи по профилактике асоциального поведения:

создание

гуманистической

воспитательной

системы,

обеспечивающей

детям

интеллектуальную,

социальную

нравственную

подготовку,

необходимую для жизненной адаптации;

целостность

образовательного

процесса,

повышение

воспитывающего

характера обучения и обучающего эффекта воспитания;

своевременное выявление неблагополучных семей;

формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с

подростками «группы риска»;

создание

форм

просвещения

родителей

по

актуальным

проблемам

коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков;

недопущение немотивированного исключения детей из школы;

совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной

дезадаптацией;

работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к

позитивным

изменениям

в

образе

жизни

через

обеспечение

их

достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями;

развитие

сети

дополнительного

образования,

предоставляющей

возможности

для

воспитания,

развития

творческого

потенциала,

самоопределения и самореализации подростков;

организация оздоровительных мероприятий для подростков;

развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения;

организация

досуговой

деятельности

подростков,

нравственного

воспитания;

профориентация и трудовое устройство;

пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни;

оказание социальной помощи семьям.

Я осуществляю деятельность по коррекции поведения в зависимости от

возраста и степени вовлечения несовершеннолетнего в эти формы поведения по

следующему алгоритму:

1.

Определение состояния здоровья.

2.

Выяснение причин поведения.

3.

Определение круга авторитетных для ребёнка лиц и выяснения их

отношения к данному поведению.

4.

Подключение

к

коррекции

тех

авторитетных

людей,

которые

отрицательно относятся к данным формам поведения.

5.

Ограничение контактов (в интересах ребёнка) с теми лицами, которые

вовлекают несовершеннолетнего в данные формы поведения.

6.

Формирование у ребёнка границ поведения (правовых и нравственных

норм) и ответственности за своё поведение.

7.

Поиски

и

организация

деятельности,

замещающей

прежние

асоциальные увлечения.

Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию

«трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему

адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых

ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников

воспитательного

процесса

(классный

руководитель,

психолог,

социальный

педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты

в коррекции асоциального поведения.

Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!

«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование,

тестирование, интерактивные игры и др.

«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что

делать?»; определение тактики «Как делать?»,

т.е.

правильно выстроить

взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия

взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким,

каким он есть.

«Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному»

ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).

В

своей

работе

я

осуществляю

реализацию

программы

первичной

профилактики

правонарушений

среди

несовершеннолетних:

проводятся

профилактические

беседы

в

классных

коллективах,

ролевые

игры,

психологические тренинги, рейды по семьям и др. В классе также реализуются

программы вторичной профилактики: «Здоровье», «Мой выбор», «В поисках

своего

призвания»,

индивидуальные

занятия

по

коррекции

поведения,

эмоционально-волевой сферы и др.

С целью расширения досугового пространства для реализации возможности

каждому ребёнку позитивно проявить себя в течение всего учебного года ведется

работа по привлечению ребёнка в творческие объединения, объединения

дополнительного образования, вовлечение в детское проектирование.

На детей асоциального поведения составлены индивидуальные программы

реабилитации и профилактики правонарушений, ведутся дневники наблюдений,

где фиксируются:

- особенности в поведении ученика;

- развитие его познавательных интересов;

- поощрения;

- наказания;

- виды деятельности, в которых наблюдается ребёнок;

- результат наблюдения;

- коррекционная работа;

- характеристика учащегося на начало и конец года, которая корректируется по

итогам обучения в каждой четверти;

- учёт проведённых профилактических бесед и мероприятий, проводимых с

учеником специалистами правоохранительных органов, медицинских работников

и др.;

- отслеживание результатов учебной деятельности и поведения;

- занятость дополнительным образованием.

Основными формами и методами работы по профилактике правонарушений и

пропусков уроков без уважительных причин я выбираю наблюдение за учеником

во время образовательного процесса, ежедневный контроль посещаемости

учебных занятий, своевременное информирование родителей о пропусках уроков

и неуспеваемости, приглашение родителей на индивидуальные консультации и

беседы, посещение семей учащихся с целью изучения бытовых условий,

созданных родителями для жизни и развития ребёнка. Осуществляю контроль

посещения детьми, часто пропускающими занятия и в отношении которых

ведётся профилактическая работа, кружков, секций, факультативов, курсов и

консультаций.

Особую роль в работе с детьми с асоциальным поведением отвожу

подготовке

и

проведению

родительских

собраний,

применяя

в

практике

различные

активные

формы:

педагогический

лекторий

по

вопросам

нравственного

воспитания

в

семье;

разбор

проблемной

ситуации;

психологический практикум; исследование и решение педагогических задач,

дискуссия, мини-опросы родителей и учащихся и др.

Во время беседы с ребёнком, склонным к совершению правонарушений,

часто пропускающим учебные занятия, оказавшимся в трудной жизненной

ситуации использую методы: пример, убеждение, поощрение, отвлечённая тема,

внушение и др., направленные на сглаживание обострившейся ситуации, снятие

гнева, агрессии и других негативных эмоций.

Профилактическая работа в классе определяется личностным подходом на

основе

учёта

медико-социально-психологических

характеристик

личности.

Формы и методы, применяемые в профилактической работе, не унижают честь,

достоинство, самооценку и самоуважение личности несовершеннолетних и

родителей, и не создают негативное отношение к родителям.

Проводимая мной воспитательная работа по профилактике асоциального

поведения позволила:

-

повысить

уровень

воспитательно-профилактической

работы

с

подростками через реализацию программ первичной и вторичной профилактики;

- активизировать разъяснительную работу среди учащихся и родителей по

вопросам правопорядка;

-

развить

систему

организованного

досуга

детей

и

подростков

с

асоциальным поведением.

Работу по профилактике асоциального поведения детей и подростков

необходимо

продолжать.

Ведь

детство

не

бывает

безоблачной

порой,

беззаботным временем. Оно полно острых чувств, нерешённых загадок, страхов,

надежд и опытов, смятения. Детство драматично, но драма обычно не заметна

для нас, взрослых. И только когда с ребёнком происходит что-нибудь

необыкновенное (нервный срыв, кража, побег из дома, плохая учёба), мы,

взрослые, начинаем догадываться: у ребёнка есть скрытая от нас душевная

жизнь. Сможем ли мы понять душевный мир ребёнка, принять его со всеми его

недостатками, помочь найти правильный путь в жизни?...



В раздел образования