Автор: Ильина Наталья Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №21"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика асоциального поведения в воспитательной работе класса.
Раздел: среднее образование
Профилактика асоциального поведения в воспитательной работе класса.
Значительное
место
в
общей
структуре
правонарушений
занимает
преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет
каждый
день,
что
в
значительной
мере
предопределяет
будущую
криминогенную ситуацию в России.
Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и
наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все
больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и
многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается
подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит
дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных
ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его
положение в обществе.
Анализ данных социологических исследований и официальной статистики
последних лет позволяет сделать вывод о социальной обездоленности детей и
подростков в стране:
- ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и
подростков;
- в отношении подростков и детей систематически совершаются акты
насилия (физического, психического и др.);
- нарушения прав подростков имеют место в государственных учреждениях,
правоохранительных органах;
- сохраняется тенденция к вытеснению из школы учащихся из семей с
низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических
усилий;
- общегосударственная система трудоустройства подростков фактически не
функционирует;
-
практически
беспрепятственно
распространяются
в
среде
несовершеннолетних (часто через моральное и физическое принуждение)
стереотипы поведения, связанные с уклонением от учёбы и работы, агрессией,
насилием и жестокостью по отношению к другим людям, антиобщественными
формами группового поведения.
В
информационном
письме
Генеральной
прокуратуры
Российской
Федерации
«Об
исполнении
законодательства,
гарантирующего
право
на
получение основного общего образования» от 02. 05. 2006 г. даны результаты
организованной Генеральной прокуратурой РФ проверки и анализ данных
статистики. Названные выше проблемы находят подтверждение и в этом письме.
«Прокурорами установлены многочисленные нарушения прав граждан на
общедоступность
и
бесплатность
основного
общего
образования,
предусмотренных ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 43 Конституции
России, ст. 5 Закона РФ «Об образовании» – цитата из информационного письма
Генеральной прокуратуры РФ.
Одним из следствий неблагоприятного положения детей и подростков
является постоянный и быстрый рост преступности несовершеннолетних.
Необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на
оздоровление социальной жизни детей и подростков, а с другой стороны, на
оздоровление их внутреннего мира.
В своей работе опираюсь на нормативно-правовую базу:
- Конвенция ООН о правах ребёнка
- Закон РФ «Об образовании»
- Кодексы РФ - Гражданский кодекс, Кодекс об административных
нарушениях, Семейный кодекс, Уголовный кодекс
-
ФЗ-120
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений среди несовершеннолетних»
- Устав школы
- Положение о Совете профилактике и Положение о внутришкольном учёте.
Профилактическая работа
Профилактика - это система мер,
направленных
на предупреждение
возникновения явления.
Профилактика
асоциального
поведения
–
это
научно-обоснованная,
своевременная деятельность, направленная на
предотвращение
возможных
отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости,
создание
условий
для
включения
несовершеннолетних
в
социально-
экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу
развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Задачи профилактической работы
-оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
-выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками
-обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних
-оказание помощи по предупреждению правонарушений
-профилактическая работа с семьями
Типы профилактических мероприятий:
-
предупреждающие
возникновение
обстоятельств,
способствующих
социальным отклонениям;
-
устраняющие подобные обстоятельства;
-
контролирующие проводимую работу и ее эффективность.
Подходы:
-
информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о
требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ,
кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения);
-
социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий
возникновения негативных явлений);
-
медико-биологический
(целенаправленные
меры
лечебно-
профилактического характера);
-
социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности
подростка с девиантным поведением).
Что мы подразумеваем под асоциальным поведением?
Асоциальное поведение
(или антиобщественное поведение) – это
поведение, которое противоречит социальным нормам. На основании ст.151 УК
РФ
под
антиобщественным
поведением
понимается:
злоупотребление
алкогольными напитками и одурманивающим веществом, занятие проституцией,
бродяжничеством и попрошайничеством.
Задачи по профилактике асоциального поведения:
•
создание
гуманистической
воспитательной
системы,
обеспечивающей
детям
интеллектуальную,
социальную
нравственную
подготовку,
необходимую для жизненной адаптации;
•
целостность
образовательного
процесса,
повышение
воспитывающего
характера обучения и обучающего эффекта воспитания;
•
своевременное выявление неблагополучных семей;
•
формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с
подростками «группы риска»;
•
создание
форм
просвещения
родителей
по
актуальным
проблемам
коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков;
•
недопущение немотивированного исключения детей из школы;
•
совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной
дезадаптацией;
•
работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к
позитивным
изменениям
в
образе
жизни
через
обеспечение
их
достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями;
•
развитие
сети
дополнительного
образования,
предоставляющей
возможности
для
воспитания,
развития
творческого
потенциала,
самоопределения и самореализации подростков;
•
организация оздоровительных мероприятий для подростков;
•
развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения;
•
организация
досуговой
деятельности
подростков,
нравственного
воспитания;
•
профориентация и трудовое устройство;
•
пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни;
•
оказание социальной помощи семьям.
Я осуществляю деятельность по коррекции поведения в зависимости от
возраста и степени вовлечения несовершеннолетнего в эти формы поведения по
следующему алгоритму:
1.
Определение состояния здоровья.
2.
Выяснение причин поведения.
3.
Определение круга авторитетных для ребёнка лиц и выяснения их
отношения к данному поведению.
4.
Подключение
к
коррекции
тех
авторитетных
людей,
которые
отрицательно относятся к данным формам поведения.
5.
Ограничение контактов (в интересах ребёнка) с теми лицами, которые
вовлекают несовершеннолетнего в данные формы поведения.
6.
Формирование у ребёнка границ поведения (правовых и нравственных
норм) и ответственности за своё поведение.
7.
Поиски
и
организация
деятельности,
замещающей
прежние
асоциальные увлечения.
Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию
«трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему
адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых
ребёнок захотел бы изменить своё поведение.
Только системной работой и при соблюдении единства всех участников
воспитательного
процесса
(классный
руководитель,
психолог,
социальный
педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты
в коррекции асоциального поведения.
Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!
«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование,
тестирование, интерактивные игры и др.
«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что
делать?»; определение тактики «Как делать?»,
т.е.
правильно выстроить
взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия
взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким,
каким он есть.
«Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному»
ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).
В
своей
работе
я
осуществляю
реализацию
программы
первичной
профилактики
правонарушений
среди
несовершеннолетних:
проводятся
профилактические
беседы
в
классных
коллективах,
ролевые
игры,
психологические тренинги, рейды по семьям и др. В классе также реализуются
программы вторичной профилактики: «Здоровье», «Мой выбор», «В поисках
своего
призвания»,
индивидуальные
занятия
по
коррекции
поведения,
эмоционально-волевой сферы и др.
С целью расширения досугового пространства для реализации возможности
каждому ребёнку позитивно проявить себя в течение всего учебного года ведется
работа по привлечению ребёнка в творческие объединения, объединения
дополнительного образования, вовлечение в детское проектирование.
На детей асоциального поведения составлены индивидуальные программы
реабилитации и профилактики правонарушений, ведутся дневники наблюдений,
где фиксируются:
- особенности в поведении ученика;
- развитие его познавательных интересов;
- поощрения;
- наказания;
- виды деятельности, в которых наблюдается ребёнок;
- результат наблюдения;
- коррекционная работа;
- характеристика учащегося на начало и конец года, которая корректируется по
итогам обучения в каждой четверти;
- учёт проведённых профилактических бесед и мероприятий, проводимых с
учеником специалистами правоохранительных органов, медицинских работников
и др.;
- отслеживание результатов учебной деятельности и поведения;
- занятость дополнительным образованием.
Основными формами и методами работы по профилактике правонарушений и
пропусков уроков без уважительных причин я выбираю наблюдение за учеником
во время образовательного процесса, ежедневный контроль посещаемости
учебных занятий, своевременное информирование родителей о пропусках уроков
и неуспеваемости, приглашение родителей на индивидуальные консультации и
беседы, посещение семей учащихся с целью изучения бытовых условий,
созданных родителями для жизни и развития ребёнка. Осуществляю контроль
посещения детьми, часто пропускающими занятия и в отношении которых
ведётся профилактическая работа, кружков, секций, факультативов, курсов и
консультаций.
Особую роль в работе с детьми с асоциальным поведением отвожу
подготовке
и
проведению
родительских
собраний,
применяя
в
практике
различные
активные
формы:
педагогический
лекторий
по
вопросам
нравственного
воспитания
в
семье;
разбор
проблемной
ситуации;
психологический практикум; исследование и решение педагогических задач,
дискуссия, мини-опросы родителей и учащихся и др.
Во время беседы с ребёнком, склонным к совершению правонарушений,
часто пропускающим учебные занятия, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации использую методы: пример, убеждение, поощрение, отвлечённая тема,
внушение и др., направленные на сглаживание обострившейся ситуации, снятие
гнева, агрессии и других негативных эмоций.
Профилактическая работа в классе определяется личностным подходом на
основе
учёта
медико-социально-психологических
характеристик
личности.
Формы и методы, применяемые в профилактической работе, не унижают честь,
достоинство, самооценку и самоуважение личности несовершеннолетних и
родителей, и не создают негативное отношение к родителям.
Проводимая мной воспитательная работа по профилактике асоциального
поведения позволила:
-
повысить
уровень
воспитательно-профилактической
работы
с
подростками через реализацию программ первичной и вторичной профилактики;
- активизировать разъяснительную работу среди учащихся и родителей по
вопросам правопорядка;
-
развить
систему
организованного
досуга
детей
и
подростков
с
асоциальным поведением.
Работу по профилактике асоциального поведения детей и подростков
необходимо
продолжать.
Ведь
детство
не
бывает
безоблачной
порой,
беззаботным временем. Оно полно острых чувств, нерешённых загадок, страхов,
надежд и опытов, смятения. Детство драматично, но драма обычно не заметна
для нас, взрослых. И только когда с ребёнком происходит что-нибудь
необыкновенное (нервный срыв, кража, побег из дома, плохая учёба), мы,
взрослые, начинаем догадываться: у ребёнка есть скрытая от нас душевная
жизнь. Сможем ли мы понять душевный мир ребёнка, принять его со всеми его
недостатками, помочь найти правильный путь в жизни?...