Напоминание

Краткое изложение технологии «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время»


Автор: Куркина Надежда Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания, директор
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 64
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Краткое изложение технологии «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время»
Раздел: среднее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

департамент образования мэрии г. Новосибирска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

РАССМОТРЕНО

На заседании

педагогического совета

31.08.2021 №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

Ольховская Н. А.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ

№ 64

Куркина Н. В.

Приказ от 01.09.2021

№117/18-од

Краткое изложение технологии

«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и

обществознания и во внеурочное время»

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Куркина Н.В.

Новосибирск 2021 год

Краткое изложение технологии

«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и

обществознания и во внеурочное время»

Совершенствуя методы обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся,

адаптировала и использую технологию «Проектная деятельность учащихся на уроках

истории и обществознания и во внеурочное время». Моя технология построена с

использованием теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

и Н.Ф. Талызиной.

Актуальность технологии вижу в её практической направленности на развитие

личностных качеств учащихся – нравственных и эстетических компетенций, воспитание

активной жизненной и гражданской позиции. Проектная деятельность дает возможность

проявить

самостоятельность

и

организаторские

способности

обучающихся

с

разным

уровнем

подготовки,

является

одним

из

средств

образовательной

и

воспитательной

деятельности школы.

Технология разработана в результате модернизации традиционной системы на

основе: методического усовершенствования и дидактической реконструкции

учебного

материала; повышения эффективности организации и управления процессом обучения

через диагностику, постановку целей, планирование, контроль, коррекцию; активизации

учебной деятельности учащихся.

Технология предусматривает:

субъект-субъектные отношения;

отказ от ориентировки на среднего ученика;

создание ситуации успеха, одобрения, поддержки;

формирование потребности в самосовершенствовании, в саморазвитии.

Учет

вышеперечисленных

факторов

при

проектировании

конкретных

учебных

ситуаций позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению.

Одним из важных структурных элементов технологии является мотивация

обучения. Для меня тема мотивации имеет особое значение, так как в классах, которых я

работаю, присутствуют обучающиеся с особыми образовательными потребностями, у

которых

интерес

к

учению

на

разном

уровне:

от

устойчивого

у

немногих

до

неустойчивого.

Да

и

возможности

усвоения

ими

учебного

материала

ограничены.

Мотивирование к учебной деятельности осуществляю через включение учащихся в

поисковую и исследовательскую деятельность. Что мотивирует учащихся? Интересный

факт,

неожиданное

открытие,

притчи

на

уроках

обществознания,

обращение

к

жизненному опыту самих учащихся, проблемное задание, проблематичные фото и видео

и

пр.

Разрабатывая

мотивационный

блок

урока,

создаю

условия

для

возникновения

внутренней потребности в изучении материала. Считаю, что глубокое изучение темы

формирования положительных мотивов обучения и применения этих знаний в процессе

преподавания

позволяет

изменить

отношение

школьников

к

учебному

труду,

организовать

деятельность

учителя,

интегрированную

в

общий

процесс

обучения

и

развития .

Учитывая индивидуальные способности учащихся, создаю педагогические условия на

занятиях, которые обеспечивают развитие положительных эмоций у подростков к учебной

деятельности,

ее

содержанию,

формам

и

методам

осуществления.

Эмоциональное

возбуждение

активизирует

процессы

внимания,

запоминания,

осмысления,

усиливает

интенсивность этих процессов, повышает эффективность достигаемых целей.

Условия, при которых формирую мотивы учения: апелляция к жизненному опыту

детей; создание проблемной ситуации, ситуаций успеха в учении; поощрения и порицания

в обучении; использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов

работы; чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала (карточки,

мини-тесты, разнообразные виды работ – кроссворды, сканворды, ребусы, творческие

сочинения);

повышение

уровня

самостоятельности

и

активности

детей

в

учебном

процессе; введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и

навыков; использование живой речи на уроке; игровые и конкурсные ситуации (в 5-7

классах

формируем

с

детьми

два

конверта

для

сбора

работ

с

оценками

«Мои

достижения/Мои неудачи», в конце четверти подводим итоги и награждаем победителей),

дидактические и сюжетные игры, которые помогают снять психологическое напряжение

обучающихся

на

занятиях;

эмоциональный

настрой.

Важным

направлением

своей

педагогической

деятельности

при

обучении

и

воспитании

школьников

считаю

организацию

здоровьесберегающей

среды.

Этому

способствуют

благоприятный

эмоционально-психологический климат на уроке, соблюдение норм СанПина .

Оперативный контроль и коррекция – необходимый структурный компонент

используемой

технологии.

Применяемые

формы

контроля

включают:

тестирование,

анкетирование, викторина, написание исторических эссе, устные и письменные опросы,

зачет,

экзамен.

Результаты

оперативного

контроля

обрабатываются

в

системе

диагностики, позволяющей

проведение непрерывного педагогического мониторинга в

простой и наглядной форме графиков.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся

в проектную и исследовательскую формы

учебной

деятельности,

что

обусловливает

развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения

видеть

проблемы,

ставить

вопросы,

классифицировать,

наблюдать,

проводить

эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои

идеи).

Именно эта технология побуждает обучающихся проявлять свои интеллектуальные

способности, развивает коммуникативные и метапредметные компетенции, формирует

умения

планировать

и

осуществлять

исследовательскую

деятельность,

обучает

групповому взаимодействию. В основе проектно-исследовательской технологии лежит

развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать

свои

знания,

умения

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического мышления.

Организация

исследовательской

и

проектной

деятельности

на

уроках

истории

и

обществознания

помогает

учащимся

формировать

и

совершенствовать

такие

метапредметные универсальные учебные умения, которые затем они применяют и во

внеурочной деятельности. Это:

• умение ставить цель;

• умение работать с разными источниками информации;

• умение работать в команде;

• умение анализировать и планировать собственную деятельность;

• умение устной презентации;

• умение отвечать на вопросы по проекту.

На

уроках

овладение

навыками

проектной

деятельности

обучающимися

проходит

следующим

образом.

УМК

состоит

из

тематических

модулей,

объединенных

общей

темой. Последний урок каждого модуля - проект, основанный на материале по теме.

Ребята знакомятся с темой будущего проекта уже на первом уроке изучения модуля.

Следуя заданиям учебника, учащиеся готовят проект на протяжении всего модуля. На

всех

этапах

подготовки

проекта

у

обучающихся

есть

возможность

получения

консультации учителя, если возникает такая необходимость. Защита проекта проходит по

строгим правилам:

компьютерная презентация;

лимит времени представления проекта - 5 минут;

вопросы презентующему;

оценивание по критериальной таблице (Приложение).

Проект сохраняется в индивидуальном электронном предметном портфолио, который

пополняется и хранится на протяжении всего обучения учащегося, позволяя оценить

качественное развитие проектно-исследовательской компетенции ребенка.

Для

достижения

гарантированного

результата

применяю

методики

прогнозирования педагогического процесса через использование средств психологической

и педагогической диагностики.

В рамках работы над технологией использую коллективные формы организации

познавательной деятельности учащихся, что предполагает:

структурирование этапов выполнения предложенного учащимся задания;

применение

исследовательских

(творческих)

методов

при

работе

учащихся

в

группах;

формирование ключевых компетенций учащихся.

Вывод: использование технологии позволяет:

переводить

учащихся

с

уровня

репродуктивной

на

уровень

активной

творческой познавательной деятельности;

формировать авторскую позицию обучающегося;

развивать: аналитическое мышление, культуру умственного труда, культуру

общения,

обеспечивать

бесконфликтные

условия

развития

личности,

реализации её природного потенциала.

Критерии оценок представляемых работ

ОЦЕНКА РАБОТЫ (от 1 до 5 баллов)

Актуальность

и

новизна

предлагаемых

решений,

сложность темы исследования

Соответствие целей и задач

Объем разработок и количество предлагаемых решений

Реальность и практическая значимость работы

Уровень самостоятельности исследования

Разнообразие форм поисковой работы

Подбор материала, содержательность, полнота (согласно

заявленной теме)

Использование собственных (авторских) материалов

Уровень владения материалом

Качество оформления

ОЦЕНКА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

РАБОТЫ

(от

1

до

5

баллов)

Качество доклада

Проявление

глубины

и

широты

знаний

предметной

области

Оценка творческих способностей докладчика

Уровень дискуссионно - ораторских навыков (владение

текстом,

доступность

изложения,

четкость

речи,

эмоциональность и т.д.)

Соблюдение регламента

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ (от 1 до 5 баллов)

Начисляются

по

усмотрению

жюри

секций

за

оригинальность

решения

проблемы,

оформление,

за

использование

современных

технологий,

научный

подход, практическую значимость проекта и т.д.



В раздел образования