Автор: Куркина Надежда Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания, директор
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 64
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Краткое изложение технологии «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время»
Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
департамент образования мэрии г. Новосибирска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
РАССМОТРЕНО
На заседании
педагогического совета
31.08.2021 №1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
Ольховская Н. А.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ
№ 64
Куркина Н. В.
Приказ от 01.09.2021
№117/18-од
Краткое изложение технологии
«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и
обществознания и во внеурочное время»
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Куркина Н.В.
Новосибирск 2021 год
Краткое изложение технологии
«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и
обществознания и во внеурочное время»
Совершенствуя методы обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся,
адаптировала и использую технологию «Проектная деятельность учащихся на уроках
истории и обществознания и во внеурочное время». Моя технология построена с
использованием теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
и Н.Ф. Талызиной.
Актуальность технологии вижу в её практической направленности на развитие
личностных качеств учащихся – нравственных и эстетических компетенций, воспитание
активной жизненной и гражданской позиции. Проектная деятельность дает возможность
проявить
самостоятельность
и
организаторские
способности
обучающихся
с
разным
уровнем
подготовки,
является
одним
из
средств
образовательной
и
воспитательной
деятельности школы.
Технология разработана в результате модернизации традиционной системы на
основе: методического усовершенствования и дидактической реконструкции
учебного
материала; повышения эффективности организации и управления процессом обучения
через диагностику, постановку целей, планирование, контроль, коррекцию; активизации
учебной деятельности учащихся.
Технология предусматривает:
субъект-субъектные отношения;
отказ от ориентировки на среднего ученика;
создание ситуации успеха, одобрения, поддержки;
формирование потребности в самосовершенствовании, в саморазвитии.
Учет
вышеперечисленных
факторов
при
проектировании
конкретных
учебных
ситуаций позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению.
Одним из важных структурных элементов технологии является мотивация
обучения. Для меня тема мотивации имеет особое значение, так как в классах, которых я
работаю, присутствуют обучающиеся с особыми образовательными потребностями, у
которых
интерес
к
учению
на
разном
уровне:
от
устойчивого
у
немногих
до
неустойчивого.
Да
и
возможности
усвоения
ими
учебного
материала
ограничены.
Мотивирование к учебной деятельности осуществляю через включение учащихся в
поисковую и исследовательскую деятельность. Что мотивирует учащихся? Интересный
факт,
неожиданное
открытие,
притчи
на
уроках
обществознания,
обращение
к
жизненному опыту самих учащихся, проблемное задание, проблематичные фото и видео
и
пр.
Разрабатывая
мотивационный
блок
урока,
создаю
условия
для
возникновения
внутренней потребности в изучении материала. Считаю, что глубокое изучение темы
формирования положительных мотивов обучения и применения этих знаний в процессе
преподавания
позволяет
изменить
отношение
школьников
к
учебному
труду,
организовать
деятельность
учителя,
интегрированную
в
общий
процесс
обучения
и
развития .
Учитывая индивидуальные способности учащихся, создаю педагогические условия на
занятиях, которые обеспечивают развитие положительных эмоций у подростков к учебной
деятельности,
ее
содержанию,
формам
и
методам
осуществления.
Эмоциональное
возбуждение
активизирует
процессы
внимания,
запоминания,
осмысления,
усиливает
интенсивность этих процессов, повышает эффективность достигаемых целей.
Условия, при которых формирую мотивы учения: апелляция к жизненному опыту
детей; создание проблемной ситуации, ситуаций успеха в учении; поощрения и порицания
в обучении; использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов
работы; чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала (карточки,
мини-тесты, разнообразные виды работ – кроссворды, сканворды, ребусы, творческие
сочинения);
повышение
уровня
самостоятельности
и
активности
детей
в
учебном
процессе; введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и
навыков; использование живой речи на уроке; игровые и конкурсные ситуации (в 5-7
классах
формируем
с
детьми
два
конверта
для
сбора
работ
с
оценками
«Мои
достижения/Мои неудачи», в конце четверти подводим итоги и награждаем победителей),
дидактические и сюжетные игры, которые помогают снять психологическое напряжение
обучающихся
на
занятиях;
эмоциональный
настрой.
Важным
направлением
своей
педагогической
деятельности
при
обучении
и
воспитании
школьников
считаю
организацию
здоровьесберегающей
среды.
Этому
способствуют
благоприятный
эмоционально-психологический климат на уроке, соблюдение норм СанПина .
Оперативный контроль и коррекция – необходимый структурный компонент
используемой
технологии.
Применяемые
формы
контроля
включают:
тестирование,
анкетирование, викторина, написание исторических эссе, устные и письменные опросы,
зачет,
экзамен.
Результаты
оперативного
контроля
обрабатываются
в
системе
диагностики, позволяющей
проведение непрерывного педагогического мониторинга в
простой и наглядной форме графиков.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся
в проектную и исследовательскую формы
учебной
деятельности,
что
обусловливает
развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения
видеть
проблемы,
ставить
вопросы,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи).
Именно эта технология побуждает обучающихся проявлять свои интеллектуальные
способности, развивает коммуникативные и метапредметные компетенции, формирует
умения
планировать
и
осуществлять
исследовательскую
деятельность,
обучает
групповому взаимодействию. В основе проектно-исследовательской технологии лежит
развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать
свои
знания,
умения
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического мышления.
Организация
исследовательской
и
проектной
деятельности
на
уроках
истории
и
обществознания
помогает
учащимся
формировать
и
совершенствовать
такие
метапредметные универсальные учебные умения, которые затем они применяют и во
внеурочной деятельности. Это:
• умение ставить цель;
• умение работать с разными источниками информации;
• умение работать в команде;
• умение анализировать и планировать собственную деятельность;
• умение устной презентации;
• умение отвечать на вопросы по проекту.
На
уроках
овладение
навыками
проектной
деятельности
обучающимися
проходит
следующим
образом.
УМК
состоит
из
тематических
модулей,
объединенных
общей
темой. Последний урок каждого модуля - проект, основанный на материале по теме.
Ребята знакомятся с темой будущего проекта уже на первом уроке изучения модуля.
Следуя заданиям учебника, учащиеся готовят проект на протяжении всего модуля. На
всех
этапах
подготовки
проекта
у
обучающихся
есть
возможность
получения
консультации учителя, если возникает такая необходимость. Защита проекта проходит по
строгим правилам:
компьютерная презентация;
лимит времени представления проекта - 5 минут;
вопросы презентующему;
оценивание по критериальной таблице (Приложение).
Проект сохраняется в индивидуальном электронном предметном портфолио, который
пополняется и хранится на протяжении всего обучения учащегося, позволяя оценить
качественное развитие проектно-исследовательской компетенции ребенка.
Для
достижения
гарантированного
результата
применяю
методики
прогнозирования педагогического процесса через использование средств психологической
и педагогической диагностики.
В рамках работы над технологией использую коллективные формы организации
познавательной деятельности учащихся, что предполагает:
структурирование этапов выполнения предложенного учащимся задания;
применение
исследовательских
(творческих)
методов
при
работе
учащихся
в
группах;
формирование ключевых компетенций учащихся.
Вывод: использование технологии позволяет:
переводить
учащихся
с
уровня
репродуктивной
на
уровень
активной
творческой познавательной деятельности;
формировать авторскую позицию обучающегося;
развивать: аналитическое мышление, культуру умственного труда, культуру
общения,
обеспечивать
бесконфликтные
условия
развития
личности,
реализации её природного потенциала.
Критерии оценок представляемых работ
ОЦЕНКА РАБОТЫ (от 1 до 5 баллов)
Актуальность
и
новизна
предлагаемых
решений,
сложность темы исследования
Соответствие целей и задач
Объем разработок и количество предлагаемых решений
Реальность и практическая значимость работы
Уровень самостоятельности исследования
Разнообразие форм поисковой работы
Подбор материала, содержательность, полнота (согласно
заявленной теме)
Использование собственных (авторских) материалов
Уровень владения материалом
Качество оформления
ОЦЕНКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ
(от
1
до
5
баллов)
Качество доклада
Проявление
глубины
и
широты
знаний
предметной
области
Оценка творческих способностей докладчика
Уровень дискуссионно - ораторских навыков (владение
текстом,
доступность
изложения,
четкость
речи,
эмоциональность и т.д.)
Соблюдение регламента
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ (от 1 до 5 баллов)
Начисляются
по
усмотрению
жюри
секций
за
оригинальность
решения
проблемы,
оформление,
за
использование
современных
технологий,
научный
подход, практическую значимость проекта и т.д.