Автор: Рогожинару Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым «Крымский медицинский колледж»
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная направленность обучения математике обучающихся в системе СПО"
Раздел: среднее профессиональное
Профессиональная направленность обучения математике обучающихся
в системе СПО
Рогожинару Надежда Анатольевна
преподаватель первой
квалификационной категории.
Цель:
выявить и установить взаимосвязь между математикой и медициной;
узнать о применении математики в различных сферах медицины.
Актуальность:
математика применяется практически во всех сферах медицины. Без
математики
дальнейшее
развитие
медицины
невозможно,
как
и
её
применение в практической жизни.
За последнее десятилетие в России существенно изменились условия и
факторы
функционирования
системы
среднего
профессионального
образования (СПО), ее концептуальное и нормативное правовое обеспечение.
В России осуществлен законодательно закрепленный отказ от уровня
«начального
профессионального
образования».
Подготовка
квалифицированных рабочих и служащих оформлена как уровень СПО.
Сформирована и введена в действие Национальная система квалификаций
Российской Федерации, включающая в себя разработку и применение
профессиональных стандартов.
Основной
задачей
среднего
профессионального
образования
в
условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных
специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей
профессией, способных к профессиональному росту. Математика как
фундаментальная
дисциплина
имеет
большие
возможности
для
формирования основных профессиональных и личностных компетенций
будущего
специалиста.
Математика
формирует
и
помогает
развить
следующие интеллектуальные способности:
•
умение
обобщать.
Рассматривать
частное
событие
в
качестве
проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.
•
способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность
принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного
выбора.
•
умение находить закономерности.
•
умение
логически
мыслить
и
рассуждать,
грамотно
и
четко
формулировать мысли, делать верные логические выводы.
•
способность быстро соображать и принимать решения.
Особенность изучения математики в СПО заключается в том, что
уровень владения математическим аппаратом для обучающегося колледжа
является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую
жизнь. Обучение математике в учреждениях системы СПО включает
профильный
компонент,
учитывающий
особенности
подготовки
специалистов данной профессии (специальности). Его назначение состоит в
том,
чтобы
приблизить
содержание
курса
математики
потребностям
обучающихся,
сформировать
положительную
мотивацию
к
изучению
данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовку
более эффективной. В этом состоит специфика работы преподавателя
математики в системе СПО.
Известно, что обучающиеся в большей степени ориентированы на
получение профессии (специальности) и в значительно меньшей – на
изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для формирования и
развития мотивации изучения математики должна быть осуществлена
интеграция математического содержания с предметами профессионального
цикла.
Цели преподавания математики в колледже:
1) овладение обучающимися основами математических знаний;
2) формирование математической культуры обучающихся;
3) создание базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.
Основная цель обучения математике на первом курсе колледжа –
умение применять математические формулы и законы при дальнейшем
изучении специальных дисциплин.
Математика позволяет формировать следующие профессиональные
знания будущей медицинской сестры:
•
метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;
•
показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды;
•
медико-демографические
показатели
(показатели
рождаемости
и
смертности населения, естественный прирост населения);
•
показатели
функционирования
систем
и
органов
человеческого
организма;
•
правила заполнения нормативной медицинской документации.
Профессиональная компетентность будущей медицинской сестры
соединяет в себе совокупность следующих математических умений:
•
составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора,
получать нужную концентрацию раствора;
•
оценивать
пропорциональность
развития
ребенка,
используя
антропометрические индексы;
•
вести расчеты медико-демографических показателей,
•
читать
числовую,
графическую
информацию
и
грамотно
её
представлять в понятном для пациента виде;
•
умение работать с утвержденной медицинской документацией в виде
таблиц и схем.
Значимость математических методов в профессиональной подготовке
среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной
важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и
прочное усвоение математики.
Возможных
форм
работы
по
осуществлению
профессиональной
направленности много. К ним можно отнести:
•
составление и решение задач с производственным содержанием;
•
иллюстрация математических понятий и предложений примерами,
взятыми из материала предметов профессионального цикла;
•
использование имеющихся знаний по специальным дисциплинам для
изучения нового материала по математике;
•
применение
на
занятиях
математики
учебно-наглядных
пособий
(таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на
производственном обучении и уроках профессионального цикла;
•
проектная и исследовательская деятельность студентов
Большую роль для формирования математической составляющей
профессиональной
компетентности
играют
практико-ориентированные
задачи. При решении задач с профессиональным содержанием формируется
высокая мотивация к изучению дисциплины и ценностное отношение к
математике.
Показ
математических
моделей
реальных
ситуаций
в
профессиональной деятельности и их решение приводит к пониманию роли
математики в будущей профессии. Применение прикладных методов для
решения задач профессиональной направленности позволяет расширить у
студентов кругозор использования информационных технологий. В процессе
решения
студентами
практикоориентированных
задач
происходит
обсуждение
условия
задачи,
определяется
алгоритм
решения,
интерпретируется полученный ответ с точки зрения профессиональных
терминов. При этом каждый студент может оценить свои возможности,
применить полученные математические знания в будущей профессиональной
деятельности.
Профессиональная
направленность
математической
подготовки
в
медицинских
образовательных
учреждениях
должна
обеспечивать
повышение уровня математической компетентности студентов-медиков. Она
должна способствовать осознанию ценности математики для будущей
профессиональной деятельности,
развитию
профессионально значимых
качеств и приёмов умственной деятельности.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ:
ПМ.01 ПРОВЕДЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Тема 1.4.
Дезинфекция.
Практическое занятие
Приготовление дезинфицирующих
растворов, дезинфекция оборудования,
изделий медицинского назначения.
Тема 1.3.
Процентные вычисления.
Пропорции.
Практическое занятие
Решение задач на проценты и
пропорции.
ПМ.02 ВЕДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАХОДЯЩЕГОСЯ
В РАСПОРЯЖЕНИИ
МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Тема 2.1.
Информационные технологии в
работе медицинской сестры
Практические занятия:
Логические функции
Работа с диаграммами
Тема 2.4.
Понятие функции.
Функции. Основные свойства
функций.
Чётность, нечётность, периодичность
функций.
Графики элементарных функций.
Определение показательной функции
и ее свойства.
Логарифмическая
функция, ее свойства и график.
ПМ.03 ПРОВЕДЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ
НЕИНФЕКЦИОННЫХ И
ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ
Тема 2.1.
Профилактика нарушений здоровья
Основы тригонометрии.
Тригонометрические функции
ПМ.04 ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
СЕСТРИНСКОГО УХОДА И
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПАЦИЕНТАМИ
ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И
СОСТОЯНИЯХ
Проведение антропометрии.
Измерение АД.
Определение ЧДД, пульса.
Сестринский процесс при
заболеваниях сердечно-сосудистой
системы
Координаты и векторы в
пространстве. Угол между
векторами.
Основы тригонометрии.
Заключение.
Математика имеет важное значение в медицине, о котором возможно,
многие и не догадывались. Математика в медицине наиболее часто
встречается в вопросах моделирования как метод научного анализа. Первыми
стали использовать этот метод — клиницисты и иммунологи. Математика
используется и в педиатрии, и в акушерстве. А сколько методов подсчета
существует в ходе применения антибиотиков. Врачи фармацевты ломают
себе головы, чтобы найти тот или иной наиболее выгодный компонент для
цепочки
формулы
нового
лекарства.
Расчеты,
формулы,
выведение
лекарственных доз, всё это происходит с помощью математики.
Таким образом, основой любой профессиональной деятельности (и в
частности в медицине) являются умения:
–
строить и использовать математические модели для описания,
прогнозирования и исследования различных явлений;
–
осуществлять
системный,
качественный
и
количественный
анализ;
–
владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки
информации;
–
владеть методами решения оптимизационных задач.
На мой взгляд, мир не смог бы обойтись без математики, и уж точно без неё
не обойдётся медицина.
Роль математики в медицине бесценна, без этой науки невозможно
дальнейшее ее развитие.
Список использованной литературы:
1.
Омельченко
В.П.,
Демидова
А.А.
Математика:
компьютерные
технологии в медицине: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 588 с.
2.
Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего
специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода
// Совр. пробл. науки и образования. – 2012. – №1.
3.
Ходырева
Н.Г.
Методическая
система
становления
готовности
будущих
учителей
к
формированию
математической
компетентности
школьников: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. – 179 с.
4.
Комарова
Ж.В.
Математические
задачи
для
формирования
профессиональной компетентности медицинского работника [Текст]: учеб.
пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза /
Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.
5.
Пичугина
П.
Г.
Методика
профессионально
ориентированного
обучения математике студентов медицинских вузов [Текст]: автореф. дис...
канд. пед. наук / П. Г. Пичугина. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.