Напоминание

"Профессиональная направленность обучения математике обучающихся в системе СПО"


Автор: Рогожинару Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым «Крымский медицинский колледж»
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная направленность обучения математике обучающихся в системе СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессиональная направленность обучения математике обучающихся

в системе СПО

Рогожинару Надежда Анатольевна

преподаватель первой

квалификационной категории.

Цель:

выявить и установить взаимосвязь между математикой и медициной;

узнать о применении математики в различных сферах медицины.

Актуальность:

математика применяется практически во всех сферах медицины. Без

математики

дальнейшее

развитие

медицины

невозможно,

как

и

её

применение в практической жизни.

За последнее десятилетие в России существенно изменились условия и

факторы

функционирования

системы

среднего

профессионального

образования (СПО), ее концептуальное и нормативное правовое обеспечение.

В России осуществлен законодательно закрепленный отказ от уровня

«начального

профессионального

образования».

Подготовка

квалифицированных рабочих и служащих оформлена как уровень СПО.

Сформирована и введена в действие Национальная система квалификаций

Российской Федерации, включающая в себя разработку и применение

профессиональных стандартов.

Основной

задачей

среднего

профессионального

образования

в

условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных

специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей

профессией, способных к профессиональному росту. Математика как

фундаментальная

дисциплина

имеет

большие

возможности

для

формирования основных профессиональных и личностных компетенций

будущего

специалиста.

Математика

формирует

и

помогает

развить

следующие интеллектуальные способности:

умение

обобщать.

Рассматривать

частное

событие

в

качестве

проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.

способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность

принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного

выбора.

умение находить закономерности.

умение

логически

мыслить

и

рассуждать,

грамотно

и

четко

формулировать мысли, делать верные логические выводы.

способность быстро соображать и принимать решения.

Особенность изучения математики в СПО заключается в том, что

уровень владения математическим аппаратом для обучающегося колледжа

является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую

жизнь. Обучение математике в учреждениях системы СПО включает

профильный

компонент,

учитывающий

особенности

подготовки

специалистов данной профессии (специальности). Его назначение состоит в

том,

чтобы

приблизить

содержание

курса

математики

потребностям

обучающихся,

сформировать

положительную

мотивацию

к

изучению

данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовку

более эффективной. В этом состоит специфика работы преподавателя

математики в системе СПО.

Известно, что обучающиеся в большей степени ориентированы на

получение профессии (специальности) и в значительно меньшей – на

изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для формирования и

развития мотивации изучения математики должна быть осуществлена

интеграция математического содержания с предметами профессионального

цикла.

Цели преподавания математики в колледже:

1) овладение обучающимися основами математических знаний;

2) формирование математической культуры обучающихся;

3) создание базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.

Основная цель обучения математике на первом курсе колледжа –

умение применять математические формулы и законы при дальнейшем

изучении специальных дисциплин.

Математика позволяет формировать следующие профессиональные

знания будущей медицинской сестры:

метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;

показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды;

медико-демографические

показатели

(показатели

рождаемости

и

смертности населения, естественный прирост населения);

показатели

функционирования

систем

и

органов

человеческого

организма;

правила заполнения нормативной медицинской документации.

Профессиональная компетентность будущей медицинской сестры

соединяет в себе совокупность следующих математических умений:

составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора,

получать нужную концентрацию раствора;

оценивать

пропорциональность

развития

ребенка,

используя

антропометрические индексы;

вести расчеты медико-демографических показателей,

читать

числовую,

графическую

информацию

и

грамотно

её

представлять в понятном для пациента виде;

умение работать с утвержденной медицинской документацией в виде

таблиц и схем.

Значимость математических методов в профессиональной подготовке

среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной

важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и

прочное усвоение математики.

Возможных

форм

работы

по

осуществлению

профессиональной

направленности много. К ним можно отнести:

составление и решение задач с производственным содержанием;

иллюстрация математических понятий и предложений примерами,

взятыми из материала предметов профессионального цикла;

использование имеющихся знаний по специальным дисциплинам для

изучения нового материала по математике;

применение

на

занятиях

математики

учебно-наглядных

пособий

(таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на

производственном обучении и уроках профессионального цикла;

проектная и исследовательская деятельность студентов

Большую роль для формирования математической составляющей

профессиональной

компетентности

играют

практико-ориентированные

задачи. При решении задач с профессиональным содержанием формируется

высокая мотивация к изучению дисциплины и ценностное отношение к

математике.

Показ

математических

моделей

реальных

ситуаций

в

профессиональной деятельности и их решение приводит к пониманию роли

математики в будущей профессии. Применение прикладных методов для

решения задач профессиональной направленности позволяет расширить у

студентов кругозор использования информационных технологий. В процессе

решения

студентами

практикоориентированных

задач

происходит

обсуждение

условия

задачи,

определяется

алгоритм

решения,

интерпретируется полученный ответ с точки зрения профессиональных

терминов. При этом каждый студент может оценить свои возможности,

применить полученные математические знания в будущей профессиональной

деятельности.

Профессиональная

направленность

математической

подготовки

в

медицинских

образовательных

учреждениях

должна

обеспечивать

повышение уровня математической компетентности студентов-медиков. Она

должна способствовать осознанию ценности математики для будущей

профессиональной деятельности,

развитию

профессионально значимых

качеств и приёмов умственной деятельности.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ:

ПМ.01 ПРОВЕДЕНИЕ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИЙ,

СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Тема 1.4.

Дезинфекция.

Практическое занятие

Приготовление дезинфицирующих

растворов, дезинфекция оборудования,

изделий медицинского назначения.

Тема 1.3.

Процентные вычисления.

Пропорции.

Практическое занятие

Решение задач на проценты и

пропорции.

ПМ.02 ВЕДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАХОДЯЩЕГОСЯ

В РАСПОРЯЖЕНИИ

МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Тема 2.1.

Информационные технологии в

работе медицинской сестры

Практические занятия:

Логические функции

Работа с диаграммами

Тема 2.4.

Понятие функции.

Функции. Основные свойства

функций.

Чётность, нечётность, периодичность

функций.

Графики элементарных функций.

Определение показательной функции

и ее свойства.

Логарифмическая

функция, ее свойства и график.

ПМ.03 ПРОВЕДЕНИЕ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ

НЕИНФЕКЦИОННЫХ И

ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Тема 2.1.

Профилактика нарушений здоровья

Основы тригонометрии.

Тригонометрические функции

ПМ.04 ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

СЕСТРИНСКОГО УХОДА И

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПАЦИЕНТАМИ

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И

СОСТОЯНИЯХ

Проведение антропометрии.

Измерение АД.

Определение ЧДД, пульса.

Сестринский процесс при

заболеваниях сердечно-сосудистой

системы

Координаты и векторы в

пространстве. Угол между

векторами.

Основы тригонометрии.

Заключение.

Математика имеет важное значение в медицине, о котором возможно,

многие и не догадывались. Математика в медицине наиболее часто

встречается в вопросах моделирования как метод научного анализа. Первыми

стали использовать этот метод — клиницисты и иммунологи. Математика

используется и в педиатрии, и в акушерстве. А сколько методов подсчета

существует в ходе применения антибиотиков. Врачи фармацевты ломают

себе головы, чтобы найти тот или иной наиболее выгодный компонент для

цепочки

формулы

нового

лекарства.

Расчеты,

формулы,

выведение

лекарственных доз, всё это происходит с помощью математики.

Таким образом, основой любой профессиональной деятельности (и в

частности в медицине) являются умения:

строить и использовать математические модели для описания,

прогнозирования и исследования различных явлений;

осуществлять

системный,

качественный

и

количественный

анализ;

владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки

информации;

владеть методами решения оптимизационных задач.

На мой взгляд, мир не смог бы обойтись без математики, и уж точно без неё

не обойдётся медицина.

Роль математики в медицине бесценна, без этой науки невозможно

дальнейшее ее развитие.

Список использованной литературы:

1.

Омельченко

В.П.,

Демидова

А.А.

Математика:

компьютерные

технологии в медицине: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 588 с.

2.

Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего

специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода

// Совр. пробл. науки и образования. – 2012. – №1.

3.

Ходырева

Н.Г.

Методическая

система

становления

готовности

будущих

учителей

к

формированию

математической

компетентности

школьников: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. – 179 с.

4.

Комарова

Ж.В.

Математические

задачи

для

формирования

профессиональной компетентности медицинского работника [Текст]: учеб.

пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза /

Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.

5.

Пичугина

П.

Г.

Методика

профессионально

ориентированного

обучения математике студентов медицинских вузов [Текст]: автореф. дис...

канд. пед. наук / П. Г. Пичугина. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.



В раздел образования