Автор: Дерова Любовь Беслановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ "Школа-интернат №1" Минпросвещения КБР
Населённый пункт: г. Нальчик
Наименование материала: статья
Тема: Приемы формирования математической грамотности на уроках геометрии в 7 классе
Раздел: среднее образование
«Приемы формирования математической грамотности
на уроках геометрии в 7 классе»
На сегодняшний день главной проблемой современного образования является достижение
выпускниками школ высокого уровня функциональной грамотности, одной из составляющих которой
является математическая грамотность.
В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной школы
имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать
приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников
основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30%
российских выпускников школ, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют
в среднем около 5% учащихся.
Цель: обмен
опытом
педагогической
деятельности
по
организации
системы
работы
над
формированием математической грамотности на уроках геометрии как одной из форм эффективной
подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
-
продемонстрировать
коллегам
приемы
работы
над
формированием
математической
грамотности;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов.
Что же такое математическая грамотность?
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения
и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных
контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину»
В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными
умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические
знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.
Необходимо, чтобы ученик не только получал предметные знания, но и после окончания школы
успешно применял их в реальной жизни. Поэтому, перед учителем ставится задача формировать на
уроках математическую грамотность. Для этого используются такие образовательные технологии, как
проблемное, развивающее, активное (контекстное), игровое обучение, а так же обучение развитию
критического мышления, метод дебатов и исследовательское обучение. Регулярно включать в ход урока
задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность и данные»,
«количественные рассуждения» которые охватывают основные типы проблем, возникающих при
взаимодействиях с повседневными явлениями.
Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует
специфику содержания заданий, относящихся к этой области. В совокупности эти обобщающие идеи
охватывают круг математических тем, которые, с одной стороны, изучаются в школьном курсе
математики, с другой стороны, необходимы 15-летним учащимся в качестве основы для жизни и для
дальнейшего расширения их математического кругозора:
– изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между
переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;
– пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим
формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;
– количество – задания,
связанные с числами и отношениями между ними, в программах по
математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;
– неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические явления и
зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.
Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих
учеников, вижу необходимость в формировании учащихся умений применять полученные знания в
жизненных ситуациях.
В чем же, по - моему мнению, заключается проблемное поле при формировании функциональной
грамотности на уроках математики?
Во-первых, успешное выполнение математических заданий имеет прямую зависимость от уровня
читательской компетентности. Если для работы предлагается объемный текст, учащиеся не могут
выделить существенную информацию такую как - вопрос и данные, важные для решения задачи.
Во-вторых, трудность для школьников представляют задания, в которых нужно учитывать много
условий. Если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети
теряются и лишь около 30% обучающихся справляются с такими заданиями. Непривычность и
необычность формулировок их пугает.
В-третьих, учащиеся испытывают, проблемы при работе с интегрированными заданиями, в которых
нужно применять знания из нескольких учебных предметов. Они показывают неплохие результаты в
заданиях, где нужно проявить знания, а так же предметные умения, и не справляются с заданиями, в
которых эти знания нужно применить.
Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие
знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и
развиваться в течение всей жизни. Начиная с седьмого класса на уроках геометрии обучающийся учится
проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные
утверждения и строить контр примеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать
свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Ученик, овладевший искусством
рассуждать, будет применять его и в окружающей жизни.
Все знают, что именно большое количество проблем возникает, когда ученик начинает изучать
геометрию и считает, что геометрия трудный раздел математики. Как показывает, опыт работы
большинство выпускников не справляются с заданиями по геометрии в ОГЭ и ЕГЭ уже в первой части,
а во второй части задачи совсем не решают. Это боль всех преподавателей математики. С одной
стороны, геометрия – это фундаментальность знания (вся математика выросла именно из геометрии), с
другой – невозможность уместить всё её великолепие в рамки школьной программы.
Поэтому хочу, остановится на некоторых приемах, которые применяю для формирования
математической грамотности.
Теоритические работы:
На каждом уроке провожу небольшие теоретические работы, в которых ребята должны записать
определения, свойства, аксиомы и теоремы. Что помогает готовиться к заданию №19 в ОГЭ и дает один
балл по геометрии.
Пример: / Тема « Прямоугольные треугольники» /
1) Прямоугольный треугольник ……………………………………
2) Гипотенуза ………………………………………………………..
3) Катет ………………………………………………………………
Прием « Да – нет»: если согласен с утверждением, то рисуем:
, т.е да; если нет, то В итоге
получаем криптограмму:
Пример: / после изучения темы « Смежные углы» /
1) Если один из смежных углов острый, то другой тупой;
2) Если сумма двух углов 180
°
, то они смежные;
3) Если два угла смежные, то они не равны;
4) Если два угла имеют общую сторону, то они смежные;
5) Сумма смежных углов равна 180
°
;
6) Для любого угла можно построить только один смежный ему угол;
7) Если сумма трех углов 180
°
, то они смежные;
8) Биссектрисы смежных углов перпендикулярны;
Прием « Цепочка»:
Из предложенного списка выбрать те словосочетания или предложения, из которых сложится
определение, теорема, аксиома. Записывать определение не нужно, нужно записать только цепочку из
цифр. В итоге получаем: 1 3 6 8
Пример: / определение внешнего угла треугольника/
1.Внешний угол треугольника
2.геометрическая фигура
3. угол смежный
4.продолжение стороны
5. это угол вне стороны треугольника
6.с каким – нибудь углом
7. угол в сумме со смежным углом 180
0
8. этого треугольника
9. угол, прилежащий к углу этого треугольника
10. это угол с наружной стороны треугольника
Прием « Лишняя информация»
Вычеркните ненужные слова текста в скобках:
«Окружность – это (абстрактная, геометрическая, плоская) фигура, состоящая из (множества, всех)
точек, расположенных на (одинаковом, заданном) расстоянии от (некоторой, центральной) точки.
Радиусом окружности называется (линия, прямая, отрезок), соединяющий центр окружности с
(заданной, какой-либо) точкой окружности».
Прием «Заполнение пропусков в тексте»
Заполните пропуски в тексте в рабочей тетради по геометрии, стр. 52, задание 167 / А. Г.Мерзляк, В.Б.
Полонский , М.С.Якир — М.: Вентана-Граф, 2017/
Все эти приемы помогают готовиться к заданию №19 в ОГЭ и дает один балл по геометрии.
Представленные приемы лишь малая доля всех тех приемов, которые используются мной и коллегами
на своих уроках. В условиях быстро меняющихся реалий мы и учащиеся должны быть готовыми к
новым требованиям современности. Полученные знания надо уметь применять в практических заданиях
и в реальной жизни.