Автор: Каргина Анастасия Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Каргина Анастасия Евгеньевна, воспитатель;
МБДОУ №18, г. Ленинск-Кузнецкий; Кемеровская область-Кузбасс.
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического
воспитания старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:
любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое
воспитание
дошкольников
включает
в
себя
передачу
им
знаний,
формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту
деятельности.
Однако,
как
показывает
практика,
патриотическое
воспитание
переживает
сегодня
кризис.
Дети
–
дошкольники
не
интересуются
национальными
особенностями
своего
народа
и
не
соблюдают
их,
отсутствуют или фрагментарны знания о родном городе, педагоги и родители
не всегда используют возможность рассказать интересные истории о городе,
районах, улицах. Вместе с тем
,
успешность развития дошкольников при
знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их
активного
взаимодействия
с
окружающим
миром
эмоционально-
практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение,
труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному
возрасту.
Методика приобщения к малой родине основана на обогащении знаний
детей, эмоциональном общении и организации разнообразной деятельности –
познавательной, коммуникативной, игровой и др.
Поскольку в старшем
дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается
игра, большое значение имеют дидактические игры и упражнения, которые
помогают закрепить полученные ранее знания, учат детей общаться друг с
другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление.
Картотека
дидактических игр
для детей старшего
дошкольного
возраста, направленных на формирование знаний о родном городе:
«Путешествие по городу»
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о родном городе,
названиях улиц, достопримечательностях города.
Ход игры.
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает
фотографии,
на
которых
изображены
достопримечательности
города.
Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.
Затем объясняются правила игры; передвигаться по игровому полю
можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков,
сколько их будет указано на кубике, учитывая, что: красный круг означает -
пропусти ход; зелёный — двигайся назад; синий — двигайся вперед.
Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и
первым доберётся до указанного места.
«Найди свой дом»
Цель: формирование у детей знаний о своём городе, о разнообразии
зданий, имеющихся в микрорайоне.
Задачи: развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение
находить свой дом среди нескольких, логическое мышление, умение
доказывать своё мнение; воспитывать у детей интерес к родному городу.
Ход игры.
Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько
зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.
«Почини здание»
Цель: формирование представлений об архитектуре нашего города.
Задачи: развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление,
речь, любознательность; закреплять знания о внешнем виде зданий родного
города; воспитывать гордость за свою малую родину.
Ход игры.
Детям предлагаются карточки, где в изображении недостает части
здания и карточки с недостающими элементами. Предлагается подобрать
нужную часть.
«Герб города»
Цель: закрепление знаний детей внешнего вида герба родного города и
городов края.
Задачи: развивать зрительное внимание, память, интерес к геральдике.
Ход игры.
1 вариант: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить
отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи
шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.
2 вариант: Ведущий называет город края, дети из представленных
гербов
выбирают
правильный
вариант,
обосновывая
особенности
изображения герба.
«Где находится памятник?»
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей
умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о
памятниках города.
Ход игры.
Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и
показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку.
Результаты подводятся по количеству фишек.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что патриотическое
воспитание является одной из ведущих проблем на сегодняшний день. Для
успешного
развития
патриотического
воспитания
у
детей
старшего
дошкольного возраста при знакомстве с родным городом можно и нужно
использовать дидактические игры и упражнения.