Напоминание

Особенности подготовки обучающихся к ГИА в условиях демонстрационного экзамена


Авторы: Елена Юрьевна Шамарданова, Дмитрий Русланович Ломакин
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности подготовки обучающихся к ГИА в условиях демонстрационного экзамена
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности подготовки обучающихся к ГИА в условиях

демонстрационного экзамена

Шамарданова Елена Юрьевна

Ломакин Дмитрий Русланович

ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»

Демонстрационный экзамен является новой формой промежуточной и

государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам СПО. К нему

предъявляются

такие

же

требования,

как

и

к

чемпионату

«Молодые

профессионалы». Должна быть оборудована площадка в соответствии с

инфраструктурным листом, оценивать должны специально подготовленные

кадры. Преподаватели принимающие участие в обучении не могут находиться на

территории центра проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ). По итогу

обучающиеся получают паспорт компетенций (skills passport), а информация

заносится в базу данных молодых профессионалов. С ее помощью предприятия

могут найти для себя новых сотрудников.

Наш якорный работодатель ГК «Агро Белогорье» для себя уже на этапе

испытаний

отбирает

лучших

выпускников,

увидев

на

практике

их

профессиональные умения и навыки. Их сотрудники являются экспертами на

экзамене и оценивают уровень подготовки кандидатов непосредственно.

Выпускники,

прошедшие

аттестационные

испытания

в

формате

демонстрационного экзамена получают возможность:

а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной

программы

в

соответствии

с

федеральными

государственными

образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии

с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения

дополнительных аттестационных испытаний,

б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным

модулям,

востребованным

предприятиями-работодателями

и

получить

предложение

о

трудоустройстве

на

этапе

выпуска

из

образовательной

организации,

в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном

образовании

получить

документ,

подтверждающий

квалификацию,

признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии

со стандартами чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний

в формате демонстрационного экзамена - это возможность объективно оценить

содержание и качество образовательных программ, материально-техническую

базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления

деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего

развития.

При

подготовке

к

демонстрационному

экзамену

помогает

опыт,

накопленный годами, которым бы мне хотелось поделиться.

Результатом

грамотной

подготовки

является

обучающийся

нашего

колледжа -

Чурилов

Руслан,

ставший

победителем на Национальном

чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В нелегкой борьбе

ему

удалось

сконцентрироваться

и

показать

свои

умения.

Теперь

на

практических занятиях наши победители является наставниками для младших

курсов. Совместно с преподавателем они передают свои знания, опыт, делятся

личным примером в достижении профессиональных успехов. Такая форма

педагогической деятельности, направленная на формирование необходимых

компетенций у обучающихся, позволяет увеличить успеваемость студентов,

наставник помогает корректировать образовательную траекторию, а так же

помогает

с

закреплением

профессиональных

навыков,

что

способствует

личностному самоопределению.

Говорят, что правильно поставленная задача – это половина успеха.

На самом деле, правильно поставленная задача – это большая часть

решения. Есть технологии и инструменты, которые помогают формулировать

нужные вопросы и правильно ставить задачу. Многим эти инструменты

известны под аббревиатурой ТРИЗ (технология решения изобретательских

задач), но ТРИЗ разрабатывалась для технической сферы.

В последнее время модным стало слово «траблшутер» оно характеризует

человека, который может решать нетехнические неразрешимые как казалось бы

задачи различного уровня.

Он берется за проблему любой сложности, причем готов справиться с ней

относительно быстро и настроен только на 100% положительный результат. А

еще это универсал, который работает в любых областях.

Способность эта весьма редкая. Но совершенно уверенно можно сказать,

чтобы решать поставленные задачи, нужно научиться неординарно мыслить,

смотреть на вещи совершенно под другим углом, нежели все остальные.

На предприятиях довольно таки часто необходимо быть готовым к

решению каких-либо экстренных проблем, но зачастую придя только после

учебы молодые специалисты не справляются с поставленными задачами,

вследствие чего организация несет большие потери. И после введения

в

образовательный процесс элементов траблшутинга, обучающие на всех этапах

жизненного пути стали анализировать проблемные ситуации, урегулировать

противоречия, модерировать процесс принятия коллективных решений. Ведь для

таких умений нужна практика, нужно формировать характер.

До внедрения данной технологии мы сталкивались с некоторыми

проблемами: недостаточные знания преподавателей-теоретиков о производстве

(даже проходя производственные стажировки преподаватели не могут знать все

мелочи

производства),

неготовность

обучающихся

к

решению

производственных задач(любой человек становится в ступор, теряется, когда его

просят сделать то, чего он ранее не выполнял), сложность применения

теоретического материала на практике (Скорее всего каждый из вас придя на

работу слышал фразу – забудьте все, что вы учили ранее. Для того, чтобы быть

подготовленным к производственным условиям и необходимо в процессе

обучения создавать ситуации, приближенные к реальным).

Так и на предприятии, если во время обучения не был усвоен навык

решения производственных задач, а для формирования устойчивого навыка

нужна именно практика, то адаптация на рабочем месте будет длительная, новый

сотрудник будет находиться в стрессовом состоянии, что может пагубно

повлиять на его работоспособность, здоровье)

Для подготовки обучающихся мы используем базы предприятия нашего

якорного работодателя ГК «Агро-Белогорье». Выставляем производственную

практику в учебный план таким образом, чтобы она проходила в то время, когда

основные операции выполняются в саду, на полях. Обучающиеся при этом

успевают пронаблюдать весь технологический процесс, проанализировать

проблемные моменты, которые могут возникнуть, решить поставленные задачи в

конкретных производственных условиях.

Приведу пример. Во время зимней обрезки молодых деревьев клонового

подвоя в интенсивных садах 2021 года посадки, мало опытный садовод допустил

ошибку. Он пожалел деревце, оставив при этом большую часть вегетативных

побегов, что позволило получить хороший урожай в первый год и большие

последствия на последующие года. Дерево не смогло сформировать скелетных

ветвей, на это уже не хватило питательных веществ, так как корневая система

после посадки повреждается и с огромным трудом питает большую крону.

Для обучающихся была поставлена сложная задача- сформировать крону

«стройное веретено», приводя дерево в надлежащий вид так, чтобы создавалась

ярусность из прочных скелетных ветвей. В этой ситуации студенты столкнулись

с дилеммой: добиваться устойчивой урожайности за счет обрезки или

формировать

крону

для

последующей

правильной

вегетации

культуры,

лишившись в первые годы большого урожая.

Совместно с наставниками от предприятия и колледжа обучающиеся

находили решение поставленной задаче, проводили обрезку, обосновывая свои

действия.

Как показал опрос, в таких занятиях закрепление практического материала

и заинтересованность на порядок выше, как и способность грамотно решать

производственные задачи(Рис.1).

Рис.1. Заинтересованность и успеваемость обучающихся по традиционной

технологии и с применением траблшутинга.

Помимо

занятий

на

предприятии

для

подготовки

студентов

к

демонстрационному экзамену, задания выполняются на практических работах по

различным предметам. Практическое занятие «Определение количества и

качества клейковины в зерне» изучают в рамках междисциплинарного курса

«Технология хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной

продукции».

По данному модулю мною была создана видео инструкция,

которая даже на дистанционном обучении позволила в полной мере наглядно

передать механизм работы, для определения качества зерна и подготовить

обучающихся к одному из модулей для сдачи ГИА.

В настоящий момент я частично решила озвученные ранее проблемы, с

которыми сталкивались

при подготовке обучающихся на практических

занятиях,

путем

перемещения

производственных

практик,

организации

выездных

занятий

на

предприятия,

внедрения

новых

технологий

в

образовательный

процесс,

постоянные

производственные

стажировки,

наставничество и многое другое.

Анализируя

подготовку

обучающихся

к

ГИА

в

условиях

демонстрационного экзамена можно выделить сильные стороны:

1) Обучающийся демонстрирует свои практические навыки, полученные в

процессе учебной и производственной практики.

2) Каждый студент воспитывает в себе различные черты характера,

позволяющие справиться с испытаниями.

3)

По

факту

мы

можем

увидеть

уровень

сформированности

компетентности

специалиста

и

прогнозировать

успех

в

его

будущей

профессиональной деятельности.

4)

Работодатель-эксперт

оценивает

возможности

обучающегося

и

приглашает на работу.

Таким образом, подготовка студентов - очень кропотливый и длительный

процесс, который требует индивидуальный подход к каждому. Выбранные мною

технологии показали свой результат, но мы не намерены останавливаться на

достигнутом.

Будем

и

дальше

апробировать

новые

технологии

в

образовательном процессе.

Список литературы:

1.

Залуцкая

Г.Ф.

Формирование

исследовательских

умений

обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих

специалистов// Молодой ученый. - №10.- С.1222

2.

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена

по стандартам Ворлдскиллс Россия

3.

Майкова П.Е. Практика проведения демонстрационного экзамена по

системе WorldSkills в рамках промежуточной аттестации // Профессиональное

образование и рынок труда - №4 с.33



В раздел образования