Напоминание

Использование театрализованных игр как средства речевого развития дошкольников.


Автор: Вершинина Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 38-0 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование театрализованных игр как средства речевого развития дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование театрализованных игр как средства речевого

развития дошкольников.

В современном обществе отмечается недостаток наблюдательности,

творческой выдумки, отсутствие фантазии и воображения. Отсюда также

равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие

навыков произвольного поведения, самостоятельности. У детей недостаточно

развиты память, внимание, связная речь. Они недостаточно владеют четкой

дикцией, разнообразной интонационной выразительностью,

эмоциональностью в чтении стихов, пересказов.

Самый короткий путь в решении этих проблем – это театральная

деятельность, театральные игры и упражнения.

Театральная деятельность, прежде всего, важное психотерапевтическое

средство эмоционально-эстетического восприятия через музыку, танцы,

литературу, актерские игры. Театральные игры способствуют развитию

фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества

(художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального,

сценического).

Поэтому для развития речи надо включать в работу с детьми

театральные игры и игровые упражнения, театральные постановки.

Актерские, театральные игры используются не только в работе

специалиста по театральному развитию ДОУ, но и на занятиях, повседневной

жизни детей группы, что является основной ценностью.

На занятиях и в повседневной жизни дети занимаются группой,

подгруппами, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации

работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими

детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения

детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее,

правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга,

подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет «я», а есть «мы».

Внутри микрогруппы возникают по-человечески благоприятные и

эмоционально само собой разумеющиеся условия для раскрепощения детей,

самостоятельности и сравнения своих знаний, умений и возможностей. В

основу реализации театральной деятельности на занятиях театрального

кружка, на занятиях по коммуникации, комплексных и повседневной жизни

положен индивидуальный подход и психологические особенности ребенка.

Для того чтобы реализовать поставленные цели и задачи, в первую

очередь, надо знакомить детей с видами сказок (русско-народными,

волшебными, авторскими), их названием, содержанием. Также с героями

сказок, характерными данными (внешним видом, характером, особенностями

жизни, повадками и т.п.), волшебниками и их волшебством, волшебными

вещами и их действиями, видами кульминаций, особенностями содержания

каждой сказки. Отсюда и развлекательные, театральные игры, помогающие

детям закрепить знания о сказках: «Волшебная палочка», «Лови-скажи»-

игра с мячом, «Японская машинка» действие рук со словом, «Что? Где?

Когда?», «Счастливый случай», «Найди и расскажи», «Вопрос-ответ» - дети

задают друг другу вопрос на определенную тему, другие отвечают. В этих

играх дети называют волшебников и их волшебство, волшебные вещи, героев

сказок, что произошло в определенной сказке и чем закончилась сказка.

В системе можно использовать просмотр художественных веселых

фильмов, мультфильмов по сказкам, чтение юмористических рассказов, что

позволяет детям сочинять свои надуманные веселые рассказы.

Увлекательные путешествия по-летнему и зимнему сказариумам

(большие таблицы с сюжетами разнообразных сказок) позволяют детям с

интересом, непроизвольно закреплять свои знания, развивать речь,

фантазировать, логически мыслить. С использованием этих таблиц

проводить театральные игры и упражнения:

“Из какой я сказки”,

“Найди самого веселого (доброго, вежливого, злого,

трудолюбивого, хитрого, сильного) героя сказки”,

«Найди, что на самом деле не бывает?»

«О чем шепчет (говорит, кричит, беседует) персонаж»,

«О чем беседуют герои сказки»,

«Какого волшебника встретили герои сказок, и какое волшебство

он им показал»,

«Какую волшебную вещь нашли, и как она помогла героям»,

«Какое волшебство эта волшебная вещь делает»,

«Чья волшебная вещь?»,

«Чей предмет, из какой сказки?»,

«Путаница»- выбор любой группы персонажей и составить свой

диалог, но не по сказке, перестановка действий героев;

«Старая сказка на новый лад» - замена героев сказки другими

персонажам

Дети рассказывают, какого волшебника видели, и какое волшебство он

показал им. Также выбирают группу персонажей и рассказывают, о чем они

говорят, составляют веселый (грустный) диалог группы персонажей.

Подбирают песню для группы персонажей и поют ее. Очень нравится детям

игра «Кто как ходит?». В игре «Вопрос-ответ» подбирают эпитеты

(глаголов), название сказок, характерные особенности героев и т.п.

Составляют описательные рассказы, составляют веселые, грустные,

страшные рассказы, подбирают загадки к определенному персонажу.

На занятиях по обучению рассказыванию надо ставить определенную и

обязательную для детей задачу – рассказ должен быть полным (начало

рассказа, кульминационный момент, конец рассказа), обязателен диалог

между персонажами, использование эпитетов, составлять рассказ в

микрогруппе и рассказывать каждому поочередно, драматизировать в ролях.

При оценке рассказов своими ровесниками ярко видно соблюдались эти

правила или нет. Но чтобы увидеть, детям надо внимательно слушать своих

товарищей между группами и внутри группы.

Чтобы рассказы детей были яркими и интересными следует

использовать моменты из театрализованных игр «Какая волшебная вещь

помогла?», «Какой волшебный предмет увидели?», «А может волшебнику

встретились».

Также на занятиях и вне занятий выполнять с детьми театральные

упражнения, например «Режиссер». Дети не только сочиняют, но и выбирают

«режиссера» из числа участников своей микрогруппы. Они самостоятельно

распределяют роли, репетируют, а потом поочередно показывают свою

сказку. Составляют рассказы от имени разных героев, сочиняют разворот

сюжета по очереди, проявляя свою фантазию.

Игра «По тексту» – выполнение действий по заданию (воспитатель

читает сказку или рассказ, дети выполняют действия движениями, мимикой,

действиями). Игра «Японская машинка», «Мы не скажем, но покажем» -

показывают действия людей определенной профессии, передают

движениями образы фауны, флоры и т.п. «Найди и покажи» - дети ищут

волшебную вещь и показывают, как она действует. «Превращение» - по

команде дети превращаются в людей разных профессий, животных, птиц,

волшебников или кого видели в лесу, городе, селе, небе, воде и т.п.

Даже импровизированные подвижные игры включают в себя моменты

театрализации. В игре «Мороз» дети жестами, мимикой изображают холод,

ужас, тяжесть, легкость и радость. В игре «Сделай сказочную фигуру» –

фантазия движений тела, «Лягушки и цапли», «Гуси-лебеди», «Теремок» –

изображение жестами, мимикой (радость, удивление, злость, испуг,

торжество). Все эти игры направлены на развитие игрового поведения,

развитие способности творчески относиться к любому делу.

Театральные игры, игровые упражнения широко применяю при

заучивании и чтении стихов. Упражнения направлены на развитие дыхания,

умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной

интонацией.

Следует стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь должна

быть четкой, звучной, выразительной и неторопливой. Это очень необходимо

в жизни каждому.

Произношение стихов носит не только тренировочный характер, они

формируют четкую, грамотную речь, т.к. в стихах всегда присутствуют

образы интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик в душе

ребенка, делают увлекательными разные игры и задания. Особенно полезно

использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся

детям. Говоря от имени определенного персонажа, ребенок легче

раскрепощается, общается с партнерами. На следующем этапе из

стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в

форме этюдов. С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников

важно научить их пользоваться интонациями. Игровое упражнение «Скажи

по-другому» – одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно,

радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно,

удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре «Фраза по кругу» – дети

объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную

фразу с определенной интонацией. В игре «Ручной мяч”»- быстро

произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.

Говоря с детьми о логическом ударении, отмечу, что под ним

подразумевается выделение отдельных слов во фразе, определяющей ее

смысл и выразительность. «Главное слово» - поочередно произнести

скороговорку. Каждый раз, выделяя новое слово, делая его главным по

смыслу.

Большое значение для детей имеют театральные игры и упражнения

вне занятий. Такие игры, как «Сказка по тексту», где дети всей группой

изображают жестами, мимикой сказку или часть сказки. “Диалогические

стихи по тексту” – то же самое. «Придумай диалог» – обыграть диалог,

предложенный воспитателем. «Расскажи сказку от имени героя сказки».

«Времена года» – импровизация в танце. «Кругосветное путешествие» –

импровизация поведения в лесу, на корабле, по болоту, по пустыне.

«Превращение предмета» – найти новые предназначения предмету (карандаш

– ключ, вилка, отвертка, градусник; Мячик – яблоко, апельсин и т.д.).

Подобранные театральные игры и пособия к ним: «Таблица»

«Сказариум летний», «Сказариум зимний», «Диалогический цветок –

лепесток», «Развлекательный цветок-лепесток», разрезные сюжетные и

диалогические картинки, специально подобранная музыка, «волшебные

вещи» помогают мне включить детей в интересный мир театра, подготовить

к творческой деятельности в любой области.

У детей ярко прослеживается самостоятельность в реализации своих

творческих замыслов в сюжетно-ролевых, театральных играх, мини

спектаклях, с удовольствием и знанием дела показывают кукольные театры и

разыгрывают свои сюжеты.

Важно использовать настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо,

театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные

моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем

специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например,

- съешьте кислый лимон (дети морщатся) ;

- рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

- встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);

- покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

- покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

- полетим как птицы;

- волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации.

Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую

уверенность. Проводятся игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар»,

«насос», «игра в слова», «чудо лесенка» - каждую последующую фразу дети

произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство

переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов

одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой,

четкой и эмоциональной.

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов,

мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок

развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – вот летит оса»

(дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя

интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и

диалогическая речь.

Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные

действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и

темп произношения.

При пересказе произведения надо добиваться того, чтобы дети,

воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность,

жесты, мимику.

При разучивании потешек, прибауток, стихов учить детей не только

правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или

«Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют

движения, сопровождая жестами и мимикой.

Играя в подвижные игры, используются маски – шапочки или

необходимые атрибуты. Такие игры, как «Теремок», «гуси – гуси», «Два

мороза», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают

диалогическую и монологическую речь.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают

слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их

становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать

новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых

ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры

надо уделять взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли

сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в

работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать

полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые

предстоит сыграть. Родители могут оказать помощь в изготовлении

костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают

театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые

воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует

развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

Театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного,

активизирует мышление и познавательный интерес, но помогает раскрывать

творческие возможности, развивает речь и что самое главное помогает

адаптироваться ребенку в коллективе.



В раздел образования