Напоминание

Упражнения и игры, направленные на развитие фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи


Автор: Туманова Елена Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №274
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Упражнения и игры, направленные на развитие фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Упражнения и игры,

направленные на развитие фонематического восприятия

у детей с общим недоразвитием речи

Упражнение 1.

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен

назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утенок – утенок – утенок – котенок

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута

Буфет – букет – буфет – буфет

Билет – балет – балет – балет

Дудка – будка – будка – будка.

Упражнение 2.

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными

гласными звуками.

Та – то – ту

ну – ны – на

бо – ба – бы

Ты – та – то

но – на – ну

бу – бо – ба

Му – мы – ма

да – ды – до

па – пу – по

Мо – ма – мы

ду – ды – да

ку – ко – ка

Игра «Повтори правильно».

Дети сидят по кругу. Учитель-логопед предлагает детям по очереди поймать

мяч

и

внимательно

послушать

цепочку

слогов,

затем

ребенок

должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут

быть

различными:

ми-ма-му-ме,

па-пя-па,

са-са-за.

Игра «Путаница».

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между

собой. Для подтверждения этой мысли, следует прочесть (следующие

шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

По ходу прочтения, уточнять, все ли поэт написал правильно. Если нет, то

где

ошибка.

Игра «Будь внимателен!»

Дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на

один

из

дифференцируемых

звуков

(например,

при

отработке

«Дифференциация

[3]

[Ж]»,

при

слове

«Зайчики»),

произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «Жуки» –

замереть на месте, «Зина» – прыжки, «Жираф» – замерли на месте, и т.д.

Игра «Услышишь – стой!»

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку

лицом к логопеду на расстоянии 7–9 шагов. Учитель-логопед громко

называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за

исключением того случая, когда в слове есть звук [С] в любой позиции. В

этом случае необходимо пропустить шаг. Проигрывают дети, первые

достигшие логопеда.

Игра «Поймай звук».

Дети сидят по кругу. Учитель-логопед предлагает детям хлопнуть в ладоши,

когда они услышат звук [А]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К,

А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки.

Аналогично

проводится

игра

на

выделение

других

звуков,

как

гласных, так и согласных.

«Недовольный Саша».

Потребуется картинка с изображением недовольного мальчика. Ребенку

предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае если он

услышит неправильное произношение звуков – поднимает картинку с

изображением недовольного Саши.

«Правильно-неправильно».

Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на

ней изображено, например: «Банан». Затем объясняет: «Я буду называть

эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я

ошибусь – хлопни в ладоши».

Баман,

паман,

бана,

банам,

ваван,

даван,

баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

«Что просит мышка».

Логопед просит ребенка принести мышке (зайчику) продукты (муляжи) в

названии которых есть звук [Р]. Аналогично игра проводиться с другими

звуками.

«Незнайка запутался».

Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое

не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

совок, гном, венок, каток;

сом, ком, индюк, дом;

пятка, ватка, кадка, лимон;

лимон, вагон, кот, бутон;

ветка, диван, клетка, сетка;

мак, бак, веник, рак;

каток, моток, дом, поток и т.д .



В раздел образования