Автор: Елена Вадимовна Чулкова
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ
Населённый пункт: РБ г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии блочно-модульного обучения в профильных классах"
Раздел: полное образование
Чулкова Е.В.,
учитель истории и обществознания.
Использование технология блочно-модульного обучения в профильных классах.
Системный взгляд на исторические события обеспечивает применение блочно-
модульной технологии, преимуществами которой можно назвать многоуровневую
подготовку (это определяется структурой блока), создаются условия для развития
коммуникативных навыков,
осознанного
мотивированного изучения личностно значимых
предметов.
Основная цель блочно-модульного обучения – активизация самостоятельной работы
учащихся на всех этапах работы. Виды деятельности, в которых учащиеся могут
реализовать себя:
- комплексном характере поиска исторической информации в источниках разного вида;
- творческих работах;
- выступлениях на семинарах;
- активном участии в групповой работе;
-
демонстрировании
результатов
своей
учебной
деятельности
в
формах
исследовательского проекта, публичных презентаций.
К
условиям
организации
блочно-модульной
технологии
относятся
структурирование учебного содержания по блокам, изложение тематического материала в
концентрированном виде, определение заданий для самостоятельной работы для каждого
ученика, группы с учетом дифференцированного подхода (разный уровень учебно-
познавательных способностей).
При
применении
блочно-модульной
технологии
требуется
значительная
предварительная подготовка учебного материала как в целом раздела, темы, так и каждого
отдельного урока. Важно выделить главные основополагающие черты и объединяющую
цель для обучающихся: что к концу изучения темы ученик должен знать, уметь, понимать,
какие личностные и метапредметные результаты могут быть достигнуты.
Следующим шагом в подготовке темы является определение содержания, объема,
последовательности учебных элементов. Необходимо отвести время на каждый учебный
элемент и соответствующий вид работы. Для успешного результата важно подобрать
дополнительные источники изучения темы, ТСО, диагностический материал (тесты,
карточки и т. д.)
Организация
блочно-модульного
обучения
предусматривает
структурирование
учебного материала по блокам, где блок – это знания и навыки, которыми овладевает
учащийся после его изучения. Блок определяет рамки, в которых учащийся оценивается и
стандарты, в соответствии с которыми происходит обучение и оценивание. Важно
отметить, что блок как таковой не является учебной программой.
В каждом крупном блоке выделяется несколько модулей.
Первый модуль – учащиеся знакомятся с главными вопросами и ключевыми
понятиями темы. Формой подачи нового материала может являться школьная лекция.
Второй модуль – практическое занятие, включающее
работу с понятиями,
терминами,
печатным
источником
(учебник,
документы),
опорным
конспектом.
Происходит формирование навыков работы по алгоритму (работа с таблицами, схемами).
Формами подачи материала могут быть семинар, деловая игра.
Третий модуль включает предварительный контроль знаний, где выявляются
пробелы и устраняются в ходе последующей работы. Происходит повторение и
обобщение материала темы (индивидуальные задания, разноуровневые тесты).
Четвертый модуль – уроки контроля знаний, выполнение зачетных работ. Если
результаты итогового контроля показывают невысокий уровень освоения учебного
материала, возникает необходимость доработать тему.
В данной статье указываются лишь некоторые аспекты технологии блочно-
модульного
обучения.
Ее
использование в профильных
классах показало
свою
эффективность. Использование этой технологии позволяет учителю дифференцировать
обучение (гибкость и индивидуализация). Учащиеся самостоятельно выбирают темп и
глубину изучения материала, что позволяет адаптировать учебный материал под свои
индивидуальные потребности и интересы.
Список литературы
1 Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. “Народное образование”
1998.
2 Третьяков П.И., Сенковский Н.Б. “Технология модульного обучения в школе” М.,
1997.
3 Шамова Т.И. “Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы” М.,
1994.
4 Ючявичене П. «Теория и практика модульного обучения» Каунас, 1989.