Автор: Чугайнова Нина Евлампиевна
Должность: Учитель Биологии
Учебное заведение: МАОУ "Мулянская средняя школа"
Населённый пункт: п.Мулянка, Пермский край
Наименование материала: Программа
Тема: Новое поколение выбирает ЗОЖ
Раздел: полное образование
Программа
«Новое поколение выбирает ЗОЖ»
Пояснительная записка
В ситуации стремительных и непредсказуемых новаций, которые сегодня происходят
во всех сферах жизни, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на
состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не только
физического, но и психологического здоровья детей. Резерв сохранения здоровья человека
заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья
индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего
организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье
на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных
позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с
учетом
индивидуальных
особенностей
своего
организма,
реализовать
программы
самосохранения, самоорганизации и саморазвития.
В настоящее время существуют различные проекты профилактической работы среди
подростков по предупреждения и снижению уровня наркомании, алкоголизма, асоциального
и
других
форм
отклоняющегося
поведения.
Однако
вопросам
обучения
здоровьесберегающему поведению уделяется недостаточно внимания.
Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в
области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа
жизни у детей и подростков.
Актуальность программы.
Одним из приоритетных направлений работы является сохранение и улучшение здоровья
обучающихся в рамках программы «Формирование здорового образа жизни». Мероприятия
по реализации данной программы предусматривают тесную связь и совместную работу
коллектива детей и педагогов, медработников, родителей.
Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени
адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей
рождается без нарушений здоровья, а в школу они приходят ещё более ослабленными.
Система воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой
организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях.
Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и
часто является нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации
генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного
творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик.
Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно
ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только
сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые
резервы жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе,
разрушает их от
поколения к поколению.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние
полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие
болезни и физических дефектов».
Можно сказать, что критериями здоровья являются :
Соматическое и физическое здоровье «я могу».
Критерий,
характеризующий
потенциальные
возможности
человека
его
антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его
жизненные позиции.
Психическое здоровье - «я хочу».
Нравственное здоровье – «я должен».
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе
в
последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к
организации свободного времени обучающихся ведёт к самым негативным последствиям.
Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье,
растет, поэтому наличие и реализация программы «Формирование здорового образа жизни»
актуально всегда.
Концептуальными основами программы «Формирование здорового образа жизни» стали
следующие идеи: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования
здорового образа жизни, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья
окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе
жизни не только с учащимися, но и с родителями.
Девизом работы школы по данной программе мы взяли слова:
«Мы за здоровый образ жизни!»
Методической основой программы послужили концепция здорового образа жизни и
различные активные формы работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
Цели и задачи программы.
Цель:
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование навыков организации
здорового
образа
жизни
посредством
развития
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей среды в школе.
Задачи:
обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по
профилактике заболеваний и оздоровления детей;
формировать у детей через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности
системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение
своего здоровья и здоровья окружающих людей;
на основе нравственного и физического совершенствования научить ребят секретам
здорового образа жизни;
содействовать объединению детей и взрослых, родителей общими делами и интересами
через воспитательные мероприятия;
продолжить
систему
просветительской
работы
о
здоровом
образе
жизни
с
обучающимися и их родителями
Содержание программы.
Содержание программы «Формирование здорового образа жизни» включает в себя
следующие 3 основных направления.
1. Учет состояния детей:
Определения группы здоровья.
Учет посещаемости занятий.
Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
Посещение уроков физической культуры.
Динамические паузы.
Организация спортивных перемен.
Дни здоровья.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летнего отдыха
3.Урочная и внеурочная работа.
Открытые уроки учителей физкультуры, ОБЖ.
Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной
направленности.
Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы,
настольный теннис, легкая атлетика.
Ожидаемые результаты реализации программы
1.
Выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным
воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
2.
Повышение социально-психологической комфортности в коллективе;
3.
Увеличение числа обучающихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
4.
Повышение уровня знаний обучающихся по вопросам здорового образа жизни;
5.
Повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.