Рабочая программа по реализации кружковой деятельности "Волшебные пальчики"
Автор: Медведева Галина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 9 "Солнышко" Населённый пункт: Лангепас, Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по реализации кружковой деятельности "Волшебные пальчики" Раздел: дошкольное образование
Лангепасское городское муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»
УТВЕРЖДЕНО:
Рабочая программа
по реализации кружковой деятельности
воспитанниками 4-5, 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с
ЗПР
срок реализации 2015-2016 учебный год
Автор-составитель:
Медведева Г. В., воспитатель
Принята на Совете педагогов
«___» _______________ 2015 г.
Протокол №____
г. Лангепас, 2015 год
1
Содержание программы
Пояснительная записка
3
Актуальность
3
Цели и задачи программы
4
Возраст воспитанников
4
Организация работы кружка
5
Формы и методы реализации программы
5
Список воспитанников, занимающихся в кружке
6
Планируемые результаты овладения программным материалом
6
Учебно-тематический план
7-12
Краткое описание содержания программы
13
Список литературы
14
2
П
ОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Не перечислить всех достоинств разных видов продуктивной деятельности в развитии ребенка. Воспитанники овладевают
различными приемами и способами действий с бумагой, тканью, природным материалом в следующих видах художественного творчества:
аппликация
лепка
рисование
ручной труд
конструирование
Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных
особенностей детей в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа
помогает детям развивать внимание, творческое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично
развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью
детей.
Программа предполагает проведение занятий по подгруппам (одно занятие в 2 недели во вторую половину дня). Продолжительность занятия
– 20 минут в средней группе, 25 минут - в старшей . Общее количество занятий в год – 34 в каждой подгруппе.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Актуальность
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое
достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Цель:
формирование
у
детей
умений
и
навыков
в
продуктивных
видах
деятельности
с
использованием
различных
материалов
и
инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук.
Задачи: обучить приёмам и способам изображения с использованием различных материалов;
учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте окружающего мира b произведений искусства;
воспитывать аккуратность, культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Задачи программы:
Обучающие:
создать развивающую среду
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Прививать любовь к искусству.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно
использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возраст детей
Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год (разновозрастная группа 4-5, 5-6 лет)
Для успешного освоения программы занятия проводятся по подгруппам .Численность детей в подгруппе составляет 5 человек.
Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня, в пятницу. Продолжительность занятий 20 минут в
средней группе, 25 минут в старшей группе.
О
РГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ
КРУЖКА
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания,
умения, навыки.
Наглядные:
показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесные:
анализ выполненных работ;
объяснение способов действия с инструментами и материалами;
использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).
Практические:
обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов;
индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые:
сюрпризные моменты, игровые ситуации;
пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.
Список воспитанников, занимающихся в кружке
№п/
Фамилия, имя воспитанника
Возрастная группа
Количество занятий
Кол-во
детей
в группе
В месяц
в год
Старшая группа, возраст 5-6 лет
4
34
5
Средняя группа, возраст 4-5 лет
4
34
5
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Планируемые результаты овладения программным материалом:
В результате обучения по данной программе дети:
Научатся различным приемам работы с бумагой, красками, природным материалом;
Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов, познакомятся с различными
техниками;
Будут создавать композиции с изделиями, выполненными самостоятельно;
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный
вкус, творческие способности и фантазию;
Познакомятся с разными техниками в рисовании, аппликации, лепке;
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:
Владение ножницами, кисточкой, карандашами;
Владение техниками нетрадиционного рисования;
Владение навыками работы с тестом, глиной;Составление творческих композиций.
У
ЧЕБНО
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
Месяц
№
Наименование
темы занятия
Задачи
М а т е р и а л ы
к
занятию
Кол-во
занятий
Сентябрь
1.
Осенний
ковёр
(аппликация
из
природных
материалов)
Развивать
воображение,
укреплять моторику,
активизировать
мышление, учить
аккуратно работать с
материалом.
Образцы
декоративных
композиций
и з
засушенных
листьев,
фон
для
аппликации, клей,
листья.
1
2.
Аппликация
«Овощи»
(предметная
аппликация)
Развивать
воображение,
эмоциональную
отзывчивость,
укреплять моторику,
активизировать
мышление, учить
аккуратно работать с
материалом.
Образец,
цветная
бумага, клей.
1
3.
Р и с о в а н и е
в
нетрадиционной
ф о р м е
–
пальчиками
«Осенняя пора»
Развивать интерес к
изобразительным
материалам,
устойчивый интерес
к изобразительной
деятельности.
Закреплять умение
рисовать
нетрадиционным
способом, развивать
фантазию.
Образец
готовой
р а б от ы ,
л и с т ы
б у м а г и
с
нанесёнными
контурами
леса,
гуашь, салфетки.
1
4.
Лепим
грибную
полянку (работа с
глиной)
Учить скатывать из
глины столбик и
соединять его с
расплющенным
шаром. Развивать
умение изображать
слова стихотворения
при помощи
действий.
Гл и н а ,
с т е к и ,
доски для лепки,
1
Октябрь
5.
Аппликация
«Осенний лес» с
использованием
семян.
Развивать
умение
р а б о т а т ь
с
природным
материалом,
аккуратно
выполнять работу в
Готовый образец,
пооперационные
карты, клей,
ножницы, листья,
семена ягод и
1
с о о т в е т с т в и и
с
образцом.
растений.
6.
Рисование
ватными
палочками
«Снегирь на
ветке»
Продолжать
работу
с
использованием
нетрадиционных
техник
рисования,
развивать
творческие
способности,
познавательную
активность.
Аудиозапись
«Птичьи голоса»,
игрушечная
птичка , лист
бумаги А4,
акварельные
краски, кисточки.
1
7,
8
Мой щенок
(аппликация из
природного
материала)
Учить
с о з д а в а т ь
картинку,
используя
с е м е н а
я г о д
и
фруктов,
развивать
творческую
а к т и в н о с т ь
и
мелкую
моторику
рук.
Картон, клей,
засушенные
листья, семена
подсолнечника;
иллюстрации
«Домашние
животные», «Мои
питомцы»
2
9.
Петушок из
ладошки.
Продолжать
работу
с
использованием
нетрадиционных
техник
рисования,
развивать
творческие
способности,
умение
подбирать
цвета
для
рисунка,
познавательную
активность.
Лист бумаги А4,
краски, кисти,
салфетки
1
Ноябрь
10.
Курочка Ряба.
Учить
с о з д а в а т ь
о б р а з
п т и ц ы
и з
кусочков
цветной
бумаги;
формировать умение
работать с мелкими
деталями,
работать
аккуратно, доводить
начатое до конца.
Цветная
бумага,
клей,
кисточки,
к а р т о н
д л я
основы.
1
11.
Рисование с
использованием
разных видов
штриховки.
«Лесовичок»
П о в т о р и т ь
и
закрепить
знания
о
временах
года,
о
лесе
и
его
красоте
осенью.
Формировать
умение
аккуратно
штриховать рисунок
разными способами.
Подбирать
цвета
в
с о о т в е т с т в и и
с
замыслом.
Рисунок-
заготовка,
карандаши,
фломастеры,
иллюстративный
материал по теме
«Осень.
Осенний
лес»
1
12
Лепим лошадку.
Учить закрашивать
предмет пальчиками
при помощи
пластилина.
Иллюстративный
материал, готовый
образец,
пластилин, картон
1
13.
Аппликация из
природного
материала
«Веселые
поросята»
Учить создавать
простую сюжетную
картинку, выполняя
изображение из
засушенного
листочка и дополняя
его нарисованными
мелкими деталями
Образец
аппликации,
раскрашенный
альбомный лист
для фона,
засушенные
листья, ягоды,
клей, тряпочка.
1
Декабрь
14.
Елочки-подружки
из глины.
Учить
работать
с
глиной,
вызывать
интере с
детей
к
работе
с
новыми
материалами.
Образец
работы,
г л и н а ,
с т е к а ,
краски,
бусинки,
ленточка.
1
15,
16
Снеговик из
ладошек.
Коллективная
работа.
У ч и т ь
д е т е й
создавать
н о в ы е
образы из бумажных
заготовок
«ладошки».
Продолжать
формировать умение
аккуратно
вырезать
и
п р и к л е и в а т ь
согласно замысла.
Цветная
бумага,
к л е й ,
в а т м а н ,
ножницы
2
Январь
17.
П т и ч к и
и з
ладошки.
У ч и т ь
р и с о в а т ь
п т и ц ,
и с п о л ь з у я
отпечаток
ладони.
Формировать
умение
дорисовывать
недостающие
детали в рисунке.
Образец,
карандаши,
краски, кисти
1
18.
Л е с
в о
в р е м я
зимы. Рисование.
Учить
под б ир ать
соответствующие
цвета
карандашей
для
времени
года
з и м а .
У ч и т ь
использовать разные
приемы
(штрихом,
точками,
линиями)
рисования
Образец, рисунок-
з а г о т о в к а
с
нанесенным
контуром,
карандаши,
иллюстрации
по
т е м е
« З и м а .
Зимний лес»
1
19.
Необычный
гость. Колобок из
теста.
У ч и т ь
д е т е й
работать
с
тестом,
развивать
мышление,
воображение,
уверенно сть
в
собственных силах.
Тесто,
проволока,
блёстки,
краски,
кисточки.
1
Февраль
20
Необычный
гость. Колобок из
теста.
Продолжать
учить
детей
работать
с
тестом,
изделиями
из
т е ст а.
У ч и т ь
аккуратно
раскрашивать
свою
работу.
Готовое
изделие,
краски,
к и с т и ,
клей ПВА
1
21.
С а м о л е т и к
и з
бумаги (в технике
оригами)
Продолжать
упражнять в умении
работать
с
цветной
бумагой,
развивать
фантазию;
воспитывать
а к к у р а т н о с т ь
и
уверенность в своих
возможностях.
Цв.
бумага,
клей,
карандаш, картон,
ножницы
1
22.
« К о р а б л и к
с
парусами»
Продолжать
упражнять в умении
работать
бросовым
материалом,
развивать фантазию;
воспитывать
а к к у р а т н о с т ь
и
уверенность в своих
возможностях.
Цв. Бумага, губка
для мытья посуды,
клей,
карандаш,
картон, ножницы
1
Март
23
« Ц в е т ы
д л я
мамы".
Оформление
праздничной
открытки.
Продолжать
развивать
умение
в ы р е з а т ь
п о
шаблону,
скатывать
шарики из салфеток;
расширять знания о
первых
ве с енних
цветах;
развивать
мелкую моторику.
Цветная
бумага,
салфетки,
клей,
картон.
1
24
Цветок в горшке
методом
«налепа»
Закрепить
знания
о
домашних
цветах.
Закрепить
умение
аккуратно работать с
пластилином,
используя
м е т од
«налепа».
Составлять
ко м п о з и ц и ю
п о
замыслу.
Пластилин, картон
д л я
о с н о в ы ,
образец
готовой
работы,
иллюстрации
«Цветы.
Домашние цветы»
1
25-
26
П о д а р к и
и з
солёного теста."
Учить
детей
новой
т е х н и к е
-
тестопластике,
её
особенностями
и
возможностями;
развивать
творческую
а к т и в н о с т ь
и
индивидуальность.
Солёное
т е с т о ,
краски, образцы
Цветные
салфетки,
клей,
трафарет, картон.
2
Апрель
27-
28
"Пришельцы
из
космоса".
Оформление
в
открытку
Продолжать
развивать
мелкую
моторику
д е т е й ;
продолжать
формировать умение
работать
самостоятельно,
отрывать и сминать
бума г у,
а
т а к ж е
приклеивать
детали
по трафарету
.
2
29
"В гости к нам
пришли
зверушки"
Р а з в и в а т ь
и
совершенствовать
умение
работать
с
нетрадиционным
материалом, учить в
необычном находить
знакомые образы.
Картон, втулка от
т/бумаги,
к л е й ,
салфетки, цветная
бумага.
1
30
«В
гости
к
нам
пришли
зверушки».
Оформление
коллективной
работы
Р а з в и в а т ь
и
совершенствовать
умение
работать
с
нетрадиционным
материалом, учить в
необычном находить
знакомые образы.
Картон-
основа,
т к а н ь
д л я
драпировки,
иллюстративный
материал
1
Май
31-
32
"Цветущий
сад.
Выполнение
цветочков
д л я
последующего
выполнения
дерева»
У п р а ж н я т ь
в
с к л а д ы в а н и и
п о
разметке, закруглять
заготовки,
плавно
с р е з а я
у г л ы ;
склеивать отдельные
элементы
согласно
замыслу.
Цветная
бумага,
клей,
ножницы,
картон.
2
33.
"Разноцветные
рыбки."
Р а з в и в а т ь
и
совершенствовать
мелкую
моторику;
развивать
творческую
активность
детей,
воображение,
аккуратность.
Глина,
к р а с к и ,
клей, фотографии.
1
34.
"Летние забавы."
У ч и т ь
р и с о в а т ь
людей в движении.
К р а с к и ,
м а к е т
человека,
альбомный лист.
1
Итого:
34
34
Краткое описание содержания программа «Волшебные пальчики»
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется
дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете.
Подготовка к занятию (установка на работу).
Повторение изученного (выявление опорных знаний и представлений):
повторение
правил
пользования
ножницами,
клеем,
правил
техники
безопасности.
Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;
энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных,
птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
Практическая часть:
показ
воспитателем
процесса
изготовления
поделки
(работа
по
схеме,
технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности
навыков);
вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что
здесь делаю?»);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное
изготовление
детьми
изделия
по
текстовому
плану,
технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ
работы
учащегося
(аккуратность,
правильность
и
последовательность
выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил
техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение
родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью
ознакомления родителей с особенностями и способами изготовления поделок и т.д.
Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «Аппликация»?», «Виды аппликации», «Как научить ребенка рисовать», «Поделки
своими руками», «Рука развивает мозг».
Список используемой литературы:
1.Гре О. Модульная аппликация. – М.: «АСТ –ПРЕСС», 2013
2. Дубровская Н. В. Лес: рабочая тетрадь ро цветоведению для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-
пресс», 2004г.
3. Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2006г.
4.Дубровская Н. В. Краски палитры для детей 6-7 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2005г.
5. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2009 г.
5. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2007 г.
7. Кихтеева Е. Ю. Рисуют малыши. - М.: «Мозаика-синтез», 2008 г.
87. Лыкова И. А. Мастерилка. – М.: «Карапуз»,2009г.
9. Лыкова И. А. Рисуем красками.. – М.: «Карапуз»,2009г
10. Малышева А.Н, Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду– Ярославль: Академия развития,
2010 г.
11. Малышева А.Н. Аппликация в из природных материалов детском саду– Ярославль: Академия
развития, 2010 г.
12. Новикова И. В.. Аппликация из природных материалов в детском саду.
13.Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ.: «Детство-пресс», 2007г.
14.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная
группа). – М.: Владос, 2001.