Напоминание

Рабочая программа по реализации кружковой деятельности "Волшебные пальчики"


Автор: Медведева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 9 "Солнышко"
Населённый пункт: Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по реализации кружковой деятельности "Волшебные пальчики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко» УТВЕРЖДЕНО:
Рабочая программа

по реализации кружковой деятельности

воспитанниками 4-5, 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с

ЗПР

срок реализации 2015-2016 учебный год
Автор-составитель: Медведева Г. В., воспитатель Принята на Совете педагогов «___» _______________ 2015 г. Протокол №____ г. Лангепас, 2015 год 1
Содержание программы Пояснительная записка 3 Актуальность 3 Цели и задачи программы 4 Возраст воспитанников 4 Организация работы кружка 5 Формы и методы реализации программы 5 Список воспитанников, занимающихся в кружке 6 Планируемые результаты овладения программным материалом 6 Учебно-тематический план 7-12 Краткое описание содержания программы 13 Список литературы 14 2

П

ОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Не перечислить всех достоинств разных видов продуктивной деятельности в развитии ребенка. Воспитанники овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, тканью, природным материалом в следующих видах художественного творчества:  аппликация  лепка  рисование  ручной труд  конструирование Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных особенностей детей в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа помогает детям развивать внимание, творческое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью детей. Программа предполагает проведение занятий по подгруппам (одно занятие в 2 недели во вторую половину дня). Продолжительность занятия – 20 минут в средней группе, 25 минут - в старшей . Общее количество занятий в год – 34 в каждой подгруппе. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:  Художественно-эстетическое развитие  Социально-коммуникативное развитие  Познавательное развитие  Речевое развитие  Физическое развитие
Актуальность
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии. Цель: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук. Задачи: обучить приёмам и способам изображения с использованием различных материалов;  учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте окружающего мира b произведений искусства;
 воспитывать аккуратность, культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Задачи программы:

Обучающие:
 создать развивающую среду  Формировать умения следовать устным инструкциям.  Обучать различным приемам работы  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.  Создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках. Развивающие:  Развивать внимание, память, воображение.  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Воспитательные:  Воспитывать интерес к искусству.  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.  Прививать любовь к искусству.  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Возраст детей Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год (разновозрастная группа 4-5, 5-6 лет) Для успешного освоения программы занятия проводятся по подгруппам .Численность детей в подгруппе составляет 5 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня, в пятницу. Продолжительность занятий 20 минут в средней группе, 25 минут в старшей группе.
О

РГАНИЗАЦИЯ

РАБОТЫ

КРУЖКА

Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки.
Наглядные:  показ способов действия с инструментами и материалами. Словесные:  анализ выполненных работ;  объяснение способов действия с инструментами и материалами;  использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы). Практические:  обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов;  индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития; Игровые:  сюрпризные моменты, игровые ситуации;  пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.
Список воспитанников, занимающихся в кружке
№п/ Фамилия, имя воспитанника Возрастная группа Количество занятий Кол-во детей в группе В месяц в год Старшая группа, возраст 5-6 лет 4 34 5 Средняя группа, возраст 4-5 лет 4 34 5
п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Планируемые результаты овладения программным материалом:
В результате обучения по данной программе дети:  Научатся различным приемам работы с бумагой, красками, природным материалом;  Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов, познакомятся с различными техниками;  Будут создавать композиции с изделиями, выполненными самостоятельно;  Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;  Познакомятся с разными техниками в рисовании, аппликации, лепке;  Овладеют навыками культуры труда;  Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:
 Владение ножницами, кисточкой, карандашами;  Владение техниками нетрадиционного рисования;  Владение навыками работы с тестом, глиной;Составление творческих композиций.

У

ЧЕБНО

-

ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

Месяц



Наименование

темы занятия

Задачи

М а т е р и а л ы

к

занятию

Кол-во

занятий

Сентябрь
1. Осенний ковёр (аппликация из природных материалов) Развивать воображение, укреплять моторику, активизировать мышление, учить аккуратно работать с материалом. Образцы декоративных композиций и з засушенных листьев, фон для аппликации, клей, листья. 1 2. Аппликация «Овощи» (предметная аппликация) Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, укреплять моторику, активизировать мышление, учить аккуратно работать с материалом. Образец, цветная бумага, клей. 1 3. Р и с о в а н и е в нетрадиционной ф о р м е – пальчиками «Осенняя пора» Развивать интерес к изобразительным материалам, устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Закреплять умение рисовать нетрадиционным способом, развивать фантазию. Образец готовой р а б от ы , л и с т ы б у м а г и с нанесёнными контурами леса, гуашь, салфетки. 1 4. Лепим грибную полянку (работа с глиной) Учить скатывать из глины столбик и соединять его с расплющенным шаром. Развивать умение изображать слова стихотворения при помощи действий. Гл и н а , с т е к и , доски для лепки, 1
Октябрь
5. Аппликация «Осенний лес» с использованием семян. Развивать умение р а б о т а т ь с природным материалом, аккуратно выполнять работу в Готовый образец, пооперационные карты, клей, ножницы, листья, семена ягод и 1
с о о т в е т с т в и и с образцом. растений. 6. Рисование ватными палочками «Снегирь на ветке» Продолжать работу с использованием нетрадиционных техник рисования, развивать творческие способности, познавательную активность. Аудиозапись «Птичьи голоса», игрушечная птичка , лист бумаги А4, акварельные краски, кисточки. 1 7, 8 Мой щенок (аппликация из природного материала) Учить с о з д а в а т ь картинку, используя с е м е н а я г о д и фруктов, развивать творческую а к т и в н о с т ь и мелкую моторику рук. Картон, клей, засушенные листья, семена подсолнечника; иллюстрации «Домашние животные», «Мои питомцы» 2 9. Петушок из ладошки. Продолжать работу с использованием нетрадиционных техник рисования, развивать творческие способности, умение подбирать цвета для рисунка, познавательную активность. Лист бумаги А4, краски, кисти, салфетки 1
Ноябрь
10. Курочка Ряба. Учить с о з д а в а т ь о б р а з п т и ц ы и з кусочков цветной бумаги; формировать умение работать с мелкими деталями, работать аккуратно, доводить начатое до конца. Цветная бумага, клей, кисточки, к а р т о н д л я основы. 1
11. Рисование с использованием разных видов штриховки. «Лесовичок» П о в т о р и т ь и закрепить знания о временах года, о лесе и его красоте осенью. Формировать умение аккуратно штриховать рисунок разными способами. Подбирать цвета в с о о т в е т с т в и и с замыслом. Рисунок- заготовка, карандаши, фломастеры, иллюстративный материал по теме «Осень. Осенний лес» 1 12 Лепим лошадку. Учить закрашивать предмет пальчиками при помощи пластилина. Иллюстративный материал, готовый образец, пластилин, картон 1 13. Аппликация из природного материала «Веселые поросята» Учить создавать простую сюжетную картинку, выполняя изображение из засушенного листочка и дополняя его нарисованными мелкими деталями Образец аппликации, раскрашенный альбомный лист для фона, засушенные листья, ягоды, клей, тряпочка. 1
Декабрь
14. Елочки-подружки из глины. Учить работать с глиной, вызывать интере с детей к работе с новыми материалами. Образец работы, г л и н а , с т е к а , краски, бусинки, ленточка. 1 15, 16 Снеговик из ладошек. Коллективная работа. У ч и т ь д е т е й создавать н о в ы е образы из бумажных заготовок «ладошки». Продолжать формировать умение аккуратно вырезать и п р и к л е и в а т ь согласно замысла. Цветная бумага, к л е й , в а т м а н , ножницы 2

Январь
17. П т и ч к и и з ладошки. У ч и т ь р и с о в а т ь п т и ц , и с п о л ь з у я отпечаток ладони. Формировать умение дорисовывать недостающие детали в рисунке. Образец, карандаши, краски, кисти 1 18. Л е с в о в р е м я зимы. Рисование. Учить под б ир ать соответствующие цвета карандашей для времени года з и м а . У ч и т ь использовать разные приемы (штрихом, точками, линиями) рисования Образец, рисунок- з а г о т о в к а с нанесенным контуром, карандаши, иллюстрации по т е м е « З и м а . Зимний лес» 1 19. Необычный гость. Колобок из теста. У ч и т ь д е т е й работать с тестом, развивать мышление, воображение, уверенно сть в собственных силах. Тесто, проволока, блёстки, краски, кисточки. 1
Февраль
20 Необычный гость. Колобок из теста. Продолжать учить детей работать с тестом, изделиями из т е ст а. У ч и т ь аккуратно раскрашивать свою работу. Готовое изделие, краски, к и с т и , клей ПВА 1 21. С а м о л е т и к и з бумаги (в технике оригами) Продолжать упражнять в умении работать с цветной бумагой, развивать фантазию; воспитывать а к к у р а т н о с т ь и уверенность в своих возможностях. Цв. бумага, клей, карандаш, картон, ножницы 1
22. « К о р а б л и к с парусами» Продолжать упражнять в умении работать бросовым материалом, развивать фантазию; воспитывать а к к у р а т н о с т ь и уверенность в своих возможностях. Цв. Бумага, губка для мытья посуды, клей, карандаш, картон, ножницы 1
Март
23 « Ц в е т ы д л я мамы". Оформление праздничной открытки. Продолжать развивать умение в ы р е з а т ь п о шаблону, скатывать шарики из салфеток; расширять знания о первых ве с енних цветах; развивать мелкую моторику. Цветная бумага, салфетки, клей, картон. 1 24 Цветок в горшке методом «налепа» Закрепить знания о домашних цветах. Закрепить умение аккуратно работать с пластилином, используя м е т од «налепа». Составлять ко м п о з и ц и ю п о замыслу. Пластилин, картон д л я о с н о в ы , образец готовой работы, иллюстрации «Цветы. Домашние цветы» 1 25- 26 П о д а р к и и з солёного теста." Учить детей новой т е х н и к е - тестопластике, её особенностями и возможностями; развивать творческую а к т и в н о с т ь и индивидуальность. Солёное т е с т о , краски, образцы Цветные салфетки, клей, трафарет, картон. 2

Апрель
27- 28 "Пришельцы из космоса". Оформление в открытку Продолжать развивать мелкую моторику д е т е й ; продолжать формировать умение работать самостоятельно, отрывать и сминать бума г у, а т а к ж е приклеивать детали по трафарету . 2 29 "В гости к нам пришли зверушки" Р а з в и в а т ь и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы. Картон, втулка от т/бумаги, к л е й , салфетки, цветная бумага. 1 30 «В гости к нам пришли зверушки». Оформление коллективной работы Р а з в и в а т ь и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы. Картон- основа, т к а н ь д л я драпировки, иллюстративный материал 1
Май
31- 32 "Цветущий сад. Выполнение цветочков д л я последующего выполнения дерева» У п р а ж н я т ь в с к л а д ы в а н и и п о разметке, закруглять заготовки, плавно с р е з а я у г л ы ; склеивать отдельные элементы согласно замыслу. Цветная бумага, клей, ножницы, картон. 2 33. "Разноцветные рыбки." Р а з в и в а т ь и совершенствовать мелкую моторику; развивать творческую активность детей, воображение, аккуратность. Глина, к р а с к и , клей, фотографии. 1 34. "Летние забавы." У ч и т ь р и с о в а т ь людей в движении. К р а с к и , м а к е т человека, альбомный лист. 1

Итого:
34 34 Краткое описание содержания программа «Волшебные пальчики» Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете. Подготовка к занятию (установка на работу). Повторение изученного (выявление опорных знаний и представлений):  повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности. Введение в новую тему:  загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;  энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);  показ образца;  рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали); Практическая часть:  показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);  вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);  текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);  самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;  оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;  анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика). Работа с родителями Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями и способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «Аппликация»?», «Виды аппликации», «Как научить ребенка рисовать», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Список используемой литературы: 1.Гре О. Модульная аппликация. – М.: «АСТ –ПРЕСС», 2013 2. Дубровская Н. В. Лес: рабочая тетрадь ро цветоведению для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство- пресс», 2004г. 3. Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2006г. 4.Дубровская Н. В. Краски палитры для детей 6-7 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2005г. 5. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2009 г. 5. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2007 г. 7. Кихтеева Е. Ю. Рисуют малыши. - М.: «Мозаика-синтез», 2008 г. 87. Лыкова И. А. Мастерилка. – М.: «Карапуз»,2009г. 9. Лыкова И. А. Рисуем красками.. – М.: «Карапуз»,2009г 10. Малышева А.Н, Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г. 11. Малышева А.Н. Аппликация в из природных материалов детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г. 12. Новикова И. В.. Аппликация из природных материалов в детском саду. 13.Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ.: «Детство-пресс», 2007г. 14.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). – М.: Владос, 2001.


В раздел образования