Автор: Котлярова Зоя Митрофановна
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: город Бирюч
Наименование материала: статья
Тема: Применение бережливой концепции в обучении
Раздел: среднее профессиональное
Применение бережливой концепции в обучении
Условия современного образования таковы, что традиционное обучение в
средних специальных учебных заведениях не может полностью
соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в
обучении открывает студенту новые возможности сокращает время на
выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции,
уменьшает время, затраченное на организацию обучения.
Использование инноваций в обучении предполагает введение в
образовательный процесс обновлённых, улучшенных методов, способов,
приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение
позитивного результата.
Инновационные технологии направлены на создание современных
компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация
образовательного процесса.
Модернизация образовательного процесса с использованием
бережливых технологий формирует совокупность социальных, культурных,
психолого-педагогических условий, при взаимодействии которых
происходит развитие личности студентов, образуется компетентностная
среда совместной деятельности студентов и педагогов.
Внедрение технологии бережливой культуры в образование объясняется тем,
что за довольно короткий срок, возможно, добиться значимых результатов,
воспитать и обучить всесторонне развитую личность с определенным
набором знаний, умений и навыков.
Воспитание бережливой культуры, как одного из видов инноваций
проектирования образовательного процесса влияет на формирование
компетентности студентов, развитие креативности, выработку у них
исследовательских умений, поиска инновационных средств, что приводит к
повышающую качества воспитательно-образовательного процесса.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным
воспитательным средством. У обучающихся, находящихся в атмосфере
бережливой культуры, будет происходить приобщение к его культуре и
формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни.
В Белгородской области реализуется проект “Бережливый регион»,
в котором участвуют все учреждения среднего профессионального. Для
создания комфортной адаптации студентов в ОГАПОУ «Бирючанский
техникум» создана система навигации и визуализации с помощью которой
студенты быстро и легко ориентируются в учебном корпусе. В учебном
корпусе на всех этажах имеется навигация, с помощью которой легко
определить местонахождение мастерских, лабораторий и кабинетов.
Следующий инструмент бережливого управления – это стенд «Лист проблем
и лист предложений», который позволяет определить вопросы, проблемы,
предложения, интересующие студентов и преподавателей нашего техникума.
Система 5С – это технология создания эффективного рабочего места.
Данная система основана на пяти взаимосвязанных принципах:
-сортируй;
-соблюдай порядок;
-содержи в чистоте;
- стандартизируй;
- совершенствуй.
Система 5С позволяет избавиться от ненужных в кабинете вещей и
исключить их появление в дальнейшем.
В рамках реализации проекта «Бережливый колледж» в нашей
образовательной организации «Бирючанский техникум» реализуется проект
«Совершенствование механизма входного контроля знаний обучающихся».
Одним из направлений внедрения бережливых инструментов
и технологий является «Фабрика процессов». Она позволяет эффективно и
оперативно обучить азам бережливого управления
.
Цель обучения по
технологии «Фабрика процессов» изучение основных принципов
организации и использования методов бережливого производства с
последующим применением их в образовательных организациях. В ходе
проведения деловой игры «Фабрика процессов» студенты могут научиться:
-самостоятельно: составить тактический план организации фабрики
процессов в конкретной образовательной организации;
-организовать сбор проблем и предложений от участников образовательного
процесса;
-при помощи инструментов бережливого производства определить наиболее
проблемные процессы;
-оценить потери при реализации фабрики процессов с использованием
инструментов бережливого производства.
Деловая игра «Фабрика процессов» - «Сувенирная фабрика»,
проводимая на базе Бирючанского техникума, стала площадкой, на которой
студенты овладевали практическим опытом применения инструментов
и методов бережливого производства, культуры и управления. И, что
немаловажно, учились бережливому мышлению: приходили к пониманию
того, как определённые улучшения условий организации производственного
процесса влияют на операционные и экономические показатели деятельности
организации.
Задачей участников игры стала эффективная организация
производственного процесса изготовления бумажных сувениров в заданном
количестве за установленное время. «Сувенирная фабрика» работала в три
этапа. Во время каждого 15-минутного такта её «специалисты» должны
были изготовить 6 сувениров.
На каждом этапе участники деловой игры отрабатывали
производственный цикл своей операции, замеряли фактические результаты
работы, выявляли и фиксировали потери и проблемы.
А это перепроизводство, лишние движения, ненужная транспортировка,
излишние запасы, избыточная обработка, ожидание, переделка. По итогам
всех трёх тактов проводился производственный анализ по пяти
показателям: безопасность, качество, исполнение заказа, затраты,
корпоративная культура. Участники не только определяли причины
ключевых проблем, но и разрабатывали способы их решения
с использованием инструментов и методов бережливого производства.
В завершение деловой игры были сформулировали выводы
об эффективности принципов и инструментов бережливой культуры,
бережливого производства и возможности их использования в своей
профессиональной деятельности.
В рамках реализации проекта «Бережливый колледж» в нашем
учебном заведении разработаны и утверждены методические пакеты
разработки офисной фабрики процессов «Приемная кампания. Прием
документов»
Бережливые технологии можно использовать как дополнительное
средство воспитания. Реализуя их, у студентов происходит приобщение
к культуре бережливого отношения. Благодаря этому студенты начинают
ценить свое время и время окружающих, правильно распределять силы,
чтобы достичь наибольшей результативности.
Применение бережливой концепции в образовательном учреждении
направлено на достижение высоких результатов. Важно проводить анализ,
чтобы определить сильные и слабые стороны, и на основе данных выбрать
стратегию развития, а также необходимо учитывать потребности всех
участников образовательного процесса.