Автор: Хайрулина Айна Амангельдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад пос.им.К.Маркса"
Населённый пункт: Саратовская область, Энгельсский район, посёлок имени Карла Маркса
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия "Дикие животные"
Раздел: дошкольное образование
Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Сели
правильно, спины выпрямили.
Снег идёт, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята.
Снова к нам пришла ... (Зима).
Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и
взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал
снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)
Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц?
Интересно, что же происходит сейчас феврале в лесу? Хотите узнать?
В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Я предлагаю вам совершить путешествие в лес. Но сначала скажем волшебные
слова: (Звучит волшебная музыка)
Раз, два, три, четыре, пять!
Глазки нужно закрывать.
Полетели, покружились.
И в лесу мы очутились!
(Дети открывают глаза.)
С помощью чудес мы попали в дивный лес!
Дети, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем? ( дикие
животные ) Почему мы их называем дикими ? (живут в лесу, сами о себе
заботятся, сами делают себе жилища, добывают себе пищу).
Приглашаю погулять, чудеса вокруг искать.
Дидактическая игра «Чей хвост?» (Выставляется соответствующая
картинка) Посмотрите.
Разбежались по полянке.
Волки, лисоньки и зайки.
Их по хвостику найдем.
Дружно всех их назовем
Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи
хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий). Повторим слова: лисий,
волчий, заячий, беличий.
Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).
А где волк? (Волк спрятался за деревом).
Где находится белка? (Белка сидит на дереве).
Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).
1
Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не
боятся. Посмотрите на них. ( выставляется картинка «Дикие животные в
зимнем лесу»)
-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук,
суслик, енот, сурок) . Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир
и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)
Скажите, а есть ли такие животные , которые меняют цвет шубки зимой. Назовите
(заяц, белка) . А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и
людей)
А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?:
Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не
жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны
переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые,
просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни
животных , называется линькой.
Дидактическая игра «Семья?»
В любой семье на свете Есть
взрослые и дети У
людей – ребята,
А у зверей – зверята
Всю семью мы соберем
Правильно всех назовем.
За столы вы проходите и на карточку смотрите.
Перед вами лежит карточка с изображением самцов диких животных. Вам
необходимо найти самку и детенышей. Собрать всю семью вместе.
Грант, назови заячью семью. (Самец-заяц, самка - зайчиха, детеныш - зайчонок, )
Какая это семья? (Заячья.)
Полина, назови лисью семью. (Самец-лис, самка - лисица, детеныш - лисёнок) А
это какая семья? (Лисья.)
Вика, назови волчью семью. (Самец-волк, самка - волчица, детеныш - волчонок).
какая это семья? (Волчья.)
Дети, какие семьи мы не встретим зимой в лесу? (Медвежью, ежиную, барсучью)
Молодцы, все семьи собрали
Самку, самца и детенышей правильно назвали.
Воспитатель приглашает детей на ковер.
Поработали, ребятки, А теперь все на полянку
Тихо встаньте. Улыбнитесь, Все в зверюшек превратитесь.
(Детям одеваются медальончики с изображение символов диких животных.)
Сколько здесь пришло зверей! Не узнать моих детей!
Оглянитесь, посмотрите друг на друга и «найдите себе пару» и назовитесь кто
вы.
Я - бельчонок и я бельчонок – вместе мы бельчата.
Я лисенок и я лисенок – вместе мы лисята
Я волчонок и я волчонок – вместе мы волчата
Я зайчонок и я зайчонок – вместе мы зайчата
2
Я медвежонок и я медвежонок – вместе мы медвежата
Я барсучонок и я барсучонок – вместе мы барсучата Молодцы!
Физминутка. «Звериная зарядка»
Раз — присядка, два — прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. («ушки на макушке»)
А лисята как проснуться (Кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (Потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало (руки развести в стороны)
Начинает все сначала. (хлопнуть в ладоши)
Дидактическая игра «Кто, где живет?».
Ой, ребята, посмотрите
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают – как, куда?
Помогите, детвора!
Подойдите к столам. Рассмотрите картинки. Помогите диким животным
найти свой дом.
Где живет лиса? (Лиса живет в норе.)
Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)
Где спряталась белка? (Белка спряталась в дупле.)
Где живет волк? (Волк живет в логове)
А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)
Бегал зайка целый день,
Сделать дом ему не лень.
Да боится, что в домишко
Заберется лапой мишка,
Серый волк или лиса,-
Лучше бегать по лесам.
Дом у зайца под кустом,
Жить удобно в доме том.
(В.И. Мирясова)
Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.
Звучит пение сороки. Ой, кто это?
Посмотрите. К нам в гости пожаловала
3
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Сорока: Всех за день навещу,
Все, что знаю, растрещу.
Вот нашла в лесу письмо
Но не знаю для кого
Помогите прочитать
И про все всем рассказать.
Ребята, давайте поможем сороке. Что это за письмо такое большое. Да это же
схема, которые помогут составить нам рассказы о животных.
Если правильно картинку назвать,
То рассказ можно запомнить и прочитать.
Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме.
(
используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии,
опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ о диком животном.
Примерный рассказ Медведь – это дикое животное. Он очень большой и имеет
коричневый окрас. У медведя есть туловище, голова, уши, маленький хвост, пасть
и острые зубы. Тело покрыто густой длинной шерстью. Медведь умеет рычать.
Он кушает всё: ягоды, траву, мясо, рыбу. Медведь – это сладкоежка. Он забирает
у пчёл мёд, но медведь это хищное животное. Живет он в лесу, далеко от людей.
На зиму он делает себе берлогу, где и спит всю зиму. Для людей важен его мех.
Сорока
:
Вы такие молодцы.
Письмо прочитали
Все рассказали
По лесу я полечу
Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!
А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)
Но сначала
скажем волшебные слова:
(Звучит волшебная музыка)
Раз, два, три, четыре, пять!
Глазки нужно закрывать.
Полетели, покружились.
В детском саду мы очутились!
(Дети открывают глаза.)
Итог:
Скажите, где мы сегодня побывали? Что мы делали в лесу? (Помогали
животным). Как? Что было сложно для вас?
Вам понравилось наше путешествие? Молодцы, вы помогли животным. И много
знаете о жизни диких животных зимой!
- На этом занятие окончено! До свидания, дети!
4