Напоминание

"Поисковые игры на уроках физической культуры. Комплекс упражнений на согласование правого и левого полушария головного мозга".


Автор: Козлова Светлана Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБУ "Лицей 51"
Населённый пункт: г.о.Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: "Поисковые игры на уроках физической культуры. Комплекс упражнений на согласование правого и левого полушария головного мозга".
Раздел: среднее образование





Назад




Социально-поисковые игры.

Игра - неотъемлемая часть жизни любого человека и особенно в начале его

жизненного пути.

Сила игры. одна из самых мощных двигателей развития, как для взрослых, так и

для детей.

Игры помогают развивать воображение, способствуют умственному развитию.

В игре можно прокачать эмоциональный интеллект, активировать позитивные

эмоции, раскрыть свой жизненный потенциал, повысить коммуникабельность,

проработать свою самооценку и не только это. А самое главное узнать больше

про самого себя.

Социально-поисковые игры отличаются от большинства привычных нам игр, в

которых чаще всего есть победители и проигравшие. Эти игры свободны от

оценочных суждений, морального порицания, конкуренции. Это игры, в которых

нет проигравших.

Стало быть, это игры для всех.

В них акцент расставляется на своих чувствах и изменении внутреннего

состояния.

Социально-поисковые игры представляют собой уникальное путешествие по

своему внутреннему миру с целью моделирования новых форм поведения и

реагирования.

Процесс «сонастройки» непрост. Однако, сыгравшись, каждый из участников

процесса в определённый момент начинает транслировать радость, чувственно

созерцая происходящее.

Давайте поиграем!

СЛОН, ПАЛЬМА, КРОКОДИЛ

Играющие выстраиваются в круг. Водящий в центре. Он указывает на любого

игрока и произносит одно из трёх слов: слон, пальма или крокодил.

Задача игрока, на которого было показано, и двух соседних игроков сделать

определённую фигуру. Фигуры показаны на рисунках. Три человека коллективно

изобразили фигуру, допустим, слона (хобот и уши), а ведущий уже показывает на

другую тройку и говорит :"Пальма!" Центральный игрок вытягивает руки вверх,

соседние игроки вытягивают руки в противоположные стороны. А ведущий уже

кричит: "Крокодил!" И новая тройка в деле (центральный присел, двое боковых

игроков сзади изображают хвост и лапы).

Всё нужно делать быстро. Ведущий крутится и указывает на разных ребят.

Кто ошибается, отдаёт какую-либо вещь и потом разыгрываются фанты. То есть,

чтобы получить обратно вещь, нужно выполнить задание. Задания можно

объявить заранее или написать на бумаге, или придумать по ходу игры. Можно

обойтись и без фантов. Тогда ошибающийся выполняет заранее оговорённое

задание.

Если все фигуры хорошо выполняются, добавляются новые фигуры, например:

миксер, заяц, жираф, бык... Фантазия в детских играх безгранична.

МИГАЛКИ

Дети стоят по кругу. Ведущий в середине круга. Задача детей в кругу установить

контакт глазами с любым игроком и подмигнуть ему. В ответ игрок тоже

подмигивает. После этого эти два игрока меняются местами так, чтобы ведущий

не успел занять их места. Задача ведущего занять как можно быстрее свободное

место. Чьё место будет занято, становится ведущим. Важно: одновременно

меняется только одна пара. Меняться можно с любым игроком в круге, кроме

соседа.

ЧЕЛНОК

Сегодня начались тренировки новой команды. Хорошие ребята, огонь! И вот

новая игра от Светланы Юрьевны Козловой. Так хорошо, что она снова с нами. И

большая часть прежней проверенной команды тоже в проекте. Спасибо, друзья!

Итак, описание. Участники выстраиваются в две шеренги и встают друг против

друга. От каждой шеренги выбираются желающие – это челноки. Задача челноков

пробежать по шву, пока он не закрылся.

Шеренги двигаются навстречу друг другу со словами:

Челнок бежит,

Земля дрожит.

Шьёт пошивает,

Узоры вышивает.

Шеренги встретились и опять разошлись. Темп увеличивается. А челноки бегают,

пока их не зажмут. Потом пара челноков меняется.

КАБАНЧИКИ

Казалось бы, самая обыкновенная игра, - просто догонялки. Но младшим детям

нравится. Потому что есть перевоплощение, актёрская игра. Водящий - не просто

вода, он – кабанчик. Чтобы остальные играющие понимали, кто их должен

догонять, кабанчик сжимает ладонь в кулачок и приставляет к носу, делает себе

таким образом пятачок.

Эта игра «на заражение», то есть кого главный кабанчик поймает, тот тоже

становится кабанчиком. И, конечно же, начинает бегать с пятачком.

Когда все игроки перевоплощаются, можно играть в обратную сторону. Тот, кто

остался последним (молодец!) начинает всех кабанчиков превращать обратно в

детей. Весело!

ГНОМИКИ И ДОМИКИ

Часть ребят становятся домиками. Они выстраиваются в линию, берутся за руки и

поднимают руки вверх, имитируя домик. Гномики присаживаются на корточки в

домики.

Выбирается ведущий и один бездомный гномик. Задача ведущего громко

называть команды. Ведущий кричит: «Гномики!» И тут все сидящие гномики

быстро меняются местами.

При команде «Домики» местами меняются стоящие игроки.

А бездомный гномик пытается занять освободившееся место гномика или домика.

Если успел, то бездомным становится тот, кто был менее проворным.

Есть ещё третья команда: «Гномики и домики!» В этом случае меняются местами

все: и гномики, и домики. Гномики должны обязательно стать домиками.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

Задача: научиться делать с высокой скоростью. В серии упражнений научиться

быстро переключаться с одного на другое.

Попробуйте сами выполнить упражнения, предложенные ниже. Как правило,

сначала бывает трудно, но через несколько минут начинает образовываться

новая нейронная связь и устанавливается связь между двумя полушариями и

упражнения выполняются автоматически. Некоторые упражнения могут

показаться вообще пустяковыми, но в процессе выполнения вы заметите, что это

не так просто, как кажется. Если не получается сразу двумя руками, то начинать с

ведущей руки.

Эти упражнения для развития правого полушария и межполушарных связей,

снятия нервного напряжения и стимулирования работы мозга.

Снимает эмоциональное напряжение. Улучшает работоспособность.

Упражнение 1

Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение

руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л –левая рука поднимается в левую

сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.

Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу 2 строки,

произносить букву и двигать руками. Трудно может быть в первый раз, а потом даже дети

справляются. Лучше делать стоя.

Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на стене. Так удобнее смотреть и

делать. Можно сделать несколько вариантов табличек и периодически их менять.

АБВГД ЕЖЗИК ЛМНОП

ЛППВЛ ВЛПВЛ ЛПЛЛП

2 « Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой

палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать

сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом

левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз,

пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то на руки смотреть не

надо.

3. Цепочка. Пальцы, сложенные в колечки, «плетут» цепочку.

4. Виктория! – О key! Смена одной позиции на другую.

«Виктория!» - указательный и средний пальцы образуют английскую буквуV(одна рука).

Другая рука делает знак «O key! ». Задача поменять положение рук ,как можно быстрее и

правильнее.

5. Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно

сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на

плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой

рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз.

При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе

командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

6. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак

разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении

прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и

левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены

положений.

7.«Зеркальное рисование».

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте

одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении

этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при

одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

8. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте

положение рук «с точностью до наоборот».

9. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните

руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно

и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в

упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

10. «Назови пальцы»: «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а

затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».

11. Рисование горизонтальной восьмёрки

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой,

потом другой, затем обеими руками вместе.

Для маленьких детей это упражнение лучше выполнять в воздухе. Рисовать фигуры

вытянутыми вперед руками или кистью, поставив руку на локоток.

12.Напишите названия цветовой гаммы карандашами разного цвета ( например, синим

цветом пишем слово "красный", оранжевым цветом слово "зеленый" и т.д.). Глядя на

картинку, надо произнести вслух как можно быстрее ЦВЕТА, которыми написаны слова.

Обратите внимание, не слово, а его цвет! Это можно делать и хорошо читающим детям.

Тем, кто учится читать, еще рановато.

Желтый синий голубой

Красный зелёный черный

Серый оранжевый белый

Красный желтый синий

Заключение.

Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба

полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим. Эти

упражнения помогут развивать межполушарные связи и улучшать творческие

способности, как взрослых, так и детей.

«Когда игры получат своë здоровое развитие,

мы увидим, насколько правильным образом в них развивается человек».

Играйте сами, играйте с детьми, научите играть других.



В раздел образования