Напоминание

урок-игра «Его Величество русский язык»


Автор: Зарубина Юлия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Яковлевский район, Белгородская область
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: урок-игра «Его Величество русский язык»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДМИТРИЕВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия по русскому языку

на тему: «Его Величество русский язык»

Преподаватель: Ю.Н.Зарубина

2023 год

Цели игры:

1.

углубление и систематизирование знаний по русскому языку;

2.

развитие памяти, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их логического

мышления и быстроты реакции;

3.

воспитание у учащихся любви и уважения к родному языку.

Эпиграф: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»

И.С.Тургенев

Ход урока

1. Вступление. Слово преподавателя.

Всемирный конгресс лингвистов установил, что люди разговаривают примерно на 3000

языках. На одних языках говорят миллионы, на других – десятки людей.

«Великими языками принято называть китайский, индийский, английский языки – ими

пользуется наибольшее количество людей. За ними следует немецкий, французский,

испанский, португальский, японский, арабский, и, конечно же, русский».

Родной язык – это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил!

Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем … Это еще и музыка,

источник эстетического наслаждения… золотой ключик к познанию истории, народной

мудрости…

На сегодняшней викторине жюри посмотрит, как вы распоряжаетесь этим достоянием,

доставшимся нам по наследству.

2. Задания:

1) не все ребята дружат с русским языком. Многие из вас делают часто ошибки при

образовании

родительного

падежа

множественного

числа

существительных.

Следующий конкурс называется «Исправь ошибку».

Образуйте существительные множественного числа родительного падежа от слов:

Баржи – барж будни – будней

Плечи – плеч дыни – дынь

Простыни – простынь полотенца – полотенец ( 1 балл)

2) « Мозговой штурм»

1. Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно?

(бессоюзные)

2. Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)

3. Раздел науки о языке, изучающий части речи? (морфология)

4. Вид работы по русскому языку, в которой учащийся имеет возможность изложить

свои мысли? (сочинение)

5. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков?

(заимствованные)

6. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)

7. Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)

8. Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)

9. Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению? (омонимы)

10. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и

Мефодий)

11. Сколько букв в русском алфавите? (33)

12. Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (город)

13. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (кара, возмездие и т.д.)

14.Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? (точка и

восклицательный знак)

15.Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

16.Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)

17.Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получить овощи? (ты к вы)

18.Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)

19.Сколько «а» в слове «сорока»? (сорок «а»)

20. Буквами какой азбуки являются «аз», «буки», «веди»? (кириллицы)

21. Сколько склонений в русском языке? (три)

22. К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)

23. Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении?

(предлог)

24. Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика)

25. Как пишется частица «не» с глаголами, употребляемыми без нее? (раздельно)

26. Какая приставка в слове «прекрасный»? (пре)

27. Как пишутся со словами частицы «то», «либо», «кое», «нибудь»? (через дефис)

28. Как изменяются наречия? (не изменяются)

29. Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)

30. Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)

31. Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»? (и)

32. Найдите четвертое лишнее в группе слов: Существительное, наречие, сказуемое,

глагол… (сказуемое)

( за каждый правильный ответ 1 балл)

3) конкурс Составьте слово, переставив буквы:

КЛЕРОЗА ( зеркало), БАДУСЬ (судьба), РВАНЬЯ (январь), ЛАУЦИ (улица)

4) конкурс «Закончи пословицу»

Весна красна цветами, а (осень плодами)

Делу время, а ( потехе час)

Семь раз отмерь, а ( один раз отрежь)

Что посеешь, то (и пожнешь)

Кончил дело – (гуляй смело)

Кто рано встаёт, тому (Бог даёт)

(За каждую правильно законченную пословицу 1\2 балла)

5) Один учёный лингвист из слова ЛЕКАРСТВО за 1 минуту составил 180 слов. А

сколько слов сможет составить ваша команда из букв слова

Л Е К А Р С Т В О

6) Игра

Все мы с детства любим сказки. Отгадайте сказочного героя

Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным

продуктом? (Репка)

Кто из сказочных героев очень любил поговорку "Одна голова хорошо, а две лучше"?

(Змей Горыныч)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным,

взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил

санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? ("Аленушка и братец

Иванушка". Попил из лужи - превратился в козленка)

Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным

трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря

головному убору. (Красная Шапочка)

Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в

сапогах)

Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие

слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: "Ловись рыбка,

большая и маленькая")

Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь

передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь.

(Наф-Наф, "Три поросенка")

Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)

Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-

мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. (Поп в сказке "Сказка о попе и о

работнике его Балде", А.С. Пушкин)

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка,

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастит сказочное дерево и останется

только снимать урожай? (Буратино)

К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки,

которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

3. Заключительное слово преподавателя

Подошла к концу наша викторина. Я уверена, что мы встретимся с вами вновь, потому

что только каждый из нас может сделать так, что

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!



В раздел образования