Автор: Безугленко Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: г. Бирюч
Наименование материала: Статья
Тема: Интеграция инновационных технологий обучения в образовательный процесс с целью повышения мотивации студентов
Раздел: среднее профессиональное
Интеграция инновационных технологий обучения в образовательный процесс с целью
повышения мотивации студентов
О.С. Безугленко, преподаватель
ОГАПОУ «Бирючанский техникум»,
г. Бирюч, Белгородская область
Динамизм
современной
политической
и
социально-экономической
жизни
существенно влияет на всю систему политических, экономических и социальных отношений.
При этом любые перемены в первую очередь затрагивают систему образования, так как
именно она является основным катализатором развития социума. В связи с этим к
образованию XXI века предъявляются новые требования, и проблема качества подготовки
студентов техникумов становится все более актуальной. В современных условиях все еще
имеет
место
разрыв
между
качеством
практической
подготовки
выпускников
и
потребностями учреждений, которые в условиях рыночной конкуренции все более
ориентируются на новые технологии. Ликвидировать данный пробел можно путем широкого
внедрения инновационных образовательных технологий в системе СПО.
Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на
первый план были выдвинуты компетенции,
что приводит к изменению вектора
образовательного процесса: с подхода «знаниевого» на практико-ориентированный подход к
результатам образовательного процесса [2].
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, отражающие суть будущей
профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным
полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях,
приближенных к реальным.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
–
обеспечивают не только усвоение учебного материала всеми учащимися, но и способствуют
интеллектуальному, нравственному развитию личности и их реализация на практике
позволяет достичь гарантированных положительных результатов.
Инновационный аспект обновления современного образования связан с проблемой
совершенствования
обучения,
разработкой
и
выдвижением
активных
его
форм,
актуализацией самостоятельной работы студентов, формированием компетентностных
свойств личности, характеризующих деятельные возможности студента в социальном
контексте деятельности. Введением новых форм и методов обучения, средств активизации
познавательной деятельности студентов помимо целей формирования личностных, учебно-
ознакомительных
и
деятельностных
компетенций,
реализуемых
в
педагогическом
университете, преследуется дополнительная цель — перевести образовательный процесс от
устаревшей
парадигмы
«багажа
знаний»
к
новой
образовательной
парадигме
деятельностного,
проектного,
личностно-ориентированного,
дифференцированного
обучения. Альтернативность современных обучающих программ и форм преподавания
расширяет поле выбора, утверждает право студентов на свободный доступ к различным
предметным
комплексам
и
способам
передачи
знаний,
активное
использование
информационного пространства сети Интернет, спутникового телевидения и других средств
[5].
В
нашем
техникуме
идет
реализация
компетентностного
подхода,
предусматривающая широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных
форм проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций,
психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой, что способствует
формированию и развитию профессиональных навыков студентов. Обобщенность же дает
возможность применить знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении
частных
вопросов
в
будущей
производственной,
научной
и
общественной
жизни
выпускников техникума [1].
Эффективно
решать
задачи
обучения
и
воспитания
позволяет
применение
преподавателями в учебном процессе разнообразных интерактивных технологий обучения,
таких как деловые и ролевые игры. Такие игры предполагают наличие участников с
различными, зачастую противоположными интересами и необходимостью принятия какого-
либо решения по ее окончании. Они позволяют формировать у студентов такие важные
ключевые компетенции, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать
в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. Как метод интерактивного обучения,
деловые
игры
в
большей
степени
нацелены
на
формирование
профессиональной
компетенции студентов, но использовать их надо там, где они действительно необходимы. К
сожалению, обучение студентов чаще проводится по классическому варианту, хотя
содержание
программного
материала
по
дисциплинам
учебных
планов
обладает
потенциальными возможностями включения игровых технологий в учебный процесс [2]. Мы
считаем, что современный преподаватель должен владеть методикой их проведения с учетом
специфики направлений подготовки, учебной дисциплины, личностных особенностей
студентов учебной группы.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ.
Они основаны на рассмотрении конкретных ситуаций
практической
деятельности
и
ориентированы
на
формулирование
проблем
и
самостоятельный поиск вариантов их решения. К преимуществам кейс-метода можно
отнести возможность студентов оценивать реальные практические проблемы, выделять
главное в анализе событий и фактов, сравнивать различные подходы к решению проблемы в
ходе открытого обсуждения. Однако при всех достоинствах этого метода обучения есть и
вполне определенные трудности его применения: разработка и описание кейса требует
значительных затрат времени на поиск современного фактического отечественного
материала, подбор литературы для студентов, его апробацию и т.д.
БАНК ИДЕЙ — это рациональный способ коллективного решения проблем, не
поддающихся решению традиционными способами на данном этапе в образовательном
учреждении. Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических
идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует студентов к
творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки — заметный
профессионально-личностный рост. Благодаря этой форме работы создаются условия для
публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления
новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов [2].
МАСТЕР-КЛАСС.
Его основная цель — знакомство с педагогическим опытом,
системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь
наилучших результатов. Мастер-класс можно проводить как внутри образовательного
учреждения, так и вне.
«КОУЧИНГ-СЕССИЯ» — интерактивное общение, развивающее консультирование,
дискуссия (вопрос-ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь
студент не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему
задает преподаватель, и сам находит пути для решения проблем. В данном процессе
осуществляется индивидуальная поддержка студентов, которые ставят перед собой задачу
профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности [4].
ИДЕЙНАЯ КАРУСЕЛЬ. Организуется последовательное обсуждение предложенных
вопросов с последующим принятием коллективного решения. При проведении студенты
разбиваются на микрогруппы (по 4–5 человек). Каждому члену микрогруппы дается чистый
лист бумаги, и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все
участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке
соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен
сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому
вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются, не оцениваются и не
отбираются. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками
ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
Происходит обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по
очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает
возражений других групп, она включается в окончательный общий список.[3].
Вышерассмотренные
интерактивные
технологии
обучения
ориентированы
на
увеличение объема самостоятельной работы студентов, на совершенствование процесса
обучения и воспитания, что приведет к улучшению результатов указанной деятельности и
внедрению инноваций в учебный процесс. Основные правила организации интерактивного
занятия: ● в работу должны быть включены все студенты, поэтому нужно использовать
технологии, которые позволяют включить всех участников интерактивного занятия; ● не все
студенты психологически готовы к непосредственному включению в разные формы работы,
в связи с этим необходимо позаботиться о психологической подготовке студентов,
устраивать
психологические
разминки,
поощрять
студентов
и
давать
возможность
самореализации; ● обучающихся в технологии интерактива не должно быть более 15-ти
человек, именно так возможна продуктивная работа в малых группах; ● необходимо
подготовить помещение для интерактивного занятия, продумать удобную расстановку
мебели, проветрить помещение; ● использовать неформальный подход в формировании
групп интерактивного занятия, использовать принцип добровольности или случайного
выбора.
Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика,
снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности,
переключать внимание на узловые вопросы темы занятий,
обеспечивает высокую
мотивацию, активную жизненную позицию, формирует прочные знания,
развивает
творчество
и
фантазию,
командный
дух,
ценность
индивидуальности,
свободу
самовыражения, делает акцент на взаимоуважение и демократичность [2].
Таким образом, практико-ориентированный процесс обучения, по нашему мнению,
предоставляет
большие
возможности
для
интеллектуального
развития
студентов
педагогического вуза. В условиях изменяющейся рыночной среды квалифицированные
педагоги должны обладать особыми знаниями и умениями, которые не могут быть
сформированы с помощью только традиционных технологий обучения. Интерактивное
обучение, способствующее не только приобретению профессиональных знаний, но и
развитию необходимых сегодня способностей и качеств инициативы, способствует
формированию у студентов самостоятельности, готовности к действию, ответственности,
решительности, умению осуществлять намеченные цели.
Список использованных источников
1.
Зимняя И. А.
Компетентностный подход. Каково его место в системе
современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) //
Выс- шее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20–26.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессио-
нального
образования
по
специальности
40.02.01
Право
и
организация
социального обеспечения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая
2014 г.№ 508).
3.
Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие:
со- держание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация
самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: меж- вуз. сб.
науч. тр. / под ред. А. А. Орлова. Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л. Н.
Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117–137.
4.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:
пособие для учителей и студентов пед. вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
5.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:
учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.
Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр
«Академия», 2008. 272 с.