Напоминание

"Рабочая программа кружка оригами "Волшебный квадратик"


Автор: Линина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа кружка оригами "Волшебный квадратик"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Лангепасское городское

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №9"Солнышко"
Утверждена приказом заведующего ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко от "___"__________"2015 г. Рабочая программа кружка оригами "Волшебный квадратик" на 2015-2016 учебный год Разработала: Линина Марина Владимировна, воспитатель Лангепас, 2015 г. 1

Содержание программы
Пояснительная записка 3 Актуальность. Новизна 3 Цели и задачи 3 Возраст детей 4 Организация работы кружка 4 Ожидаемые результаты 5 Этапы обучения 5 Учебно–тематический план 6 Краткое описание содержания программа 8 Методы и формы 9 Формы подведения итогов реализации программы 9 Оценка результативности программы 9 Оценка результата технических навыков и умений по программе «Волшебный квадратик» 10 Список литературы 12 2

П

ОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Новизна
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
Цель программы
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:

Обучающие:
 Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.  Формировать умения следовать устным инструкциям.  Обучать различным приемам работы с бумагой. 3
 Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.  Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
 Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
 Воспитывать интерес к искусству оригами.  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.  Прививать любовь к искусству.  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


Возраст детей
Программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 год (старший возраст) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе составляет 5 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня, в четверг. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
О

РГАНИЗАЦИЯ

РАБОТЫ

КРУЖКА

Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Список воспитанников, занимающихся в кружке
№п/ п Фамилия, имя воспитанника № группы 1 2 3 4 4 Возрастная группа Количество занятий Кол-во детей в группе В месяц в год подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет 4 34 5
5


Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети:  Научатся различным приемам работы с бумагой;  Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;  Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;  Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;  Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;  Познакомятся с искусством оригами;  Овладеют навыками культуры труда;  Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления

оригами:
 Владение ножницами.  Обработка квадрата.  Создание основ (базовых форм) оригами  Аппликативное оформление оригами.  Составление творческих композиций.
Этапы обучения

1 этап –

ознакомительно-теоретический:
 Знакомство с искусством оригами; с условными обозначениями, терминами, которые используются при складывании фигуры - 2 занятия  Получение квадрата из прямоугольника – 1 занятия.
2 этап –

экспериментально-практический:
 Познакомить детей с базовыми формами (4 вида);  Схемами – чертежами, которые являются опорой для последовательного выполнения работы – складывание фигур – 31 занятия.
У

ЧЕБНО

-

ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

ПО

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО

-

ТВОРЧЕСКОМУ

РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ

В

ТЕХНИКЕ

«О

РИГАМИ

»

Раздел

программы

Тема.

Количество часов

Практически

е занятия

Теоретические

занятия
Введение. 1. Знакомство с историей оригами 25мин. 5
2. Знакомство с базовыми формами и чертежами. 25мин. 3. «Что такое условные знаки и термины». 25 мин
Всего:

3 занятия.

75мин

«Треугольник»

1.
«Парус». 15мин 10мин
2.
«Парусник» 15мин 10мин
3.
«Рыбка» 15мин 10мин
4.
«Бабочка» 15мин 10мин
5.
«Лисичка» 15мин 10мин
6.
«Стаканчик». 15мин 10мин
7.
«Собачка» - 1 вариант 15мин 10мин
8.
«Собачка»-2 вариант 15мин 10мин
9.
«Котик» 15мин 10мин
10.
«Лягушка» - коллективная 15мин 10мин
11.
«Ёлочка» 15мин 10мин
12.
«Сборная звезда» 15мин 10мин
13.
«Зайчик и медвежонок» 15мин 10мин
14.Итоговое:
«Еловый лес»- коллективное панно 1ый вариант 25мин
15.Итоговое:
«Морской флот»- работа по чертежам 25 мин
Всего:

15 занятий.

245мин

205мин

«Воздушный

змей»
1. «Цветик- семицветик» 15мин 10мин 2. «Совушка-сова»- коллективное панно 15мин 10мин 3. «Ворона» 15мин 10мин 4. «Розы» 15мин 10мин 5. «Водоворот» 15мин 10мин 6. «Жар-птица» 15мин 10мин 7. «Попугайчик» 15мин 10мин 8.
Итоговое:
«Работа по чертежам». 25мин
Всего:

8 занятий

130мин

70мин
1. «Ракета в 15мин 10мин 6

«Водяная

бомбочка»
космосе»- коллективное панно вариант №1 2. «Цветы»-работа по чертежу 15мин 10мин 3. «Лилия»- коллективное панно 15мин 10мин 4.
Итоговое:
«Рыбки в аквариуме»- коллективное панно, работа по схемам 25мин
Всего:

4 занятия

70мин

30мин

«Двойной

квадрат»
1. «Тюльпан» 15мин 10мин 2. «Кувшинка» - коллективное панно 15мин 10мин 3. «Краб» - работа по схеме. 25мин
Всего:

3 занятия

55мин

20мин

Диагностика
1. Работа по чертежам 25мин
Всего:

1 занятие

25мин
Всего: 34 занятия – 14ч. 15мин.
525мин

325мин

Краткое описание содержания программа «Волшебный квадратик»
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания. Подготовка к занятию (установка на работу).
Повторение изученного (выявление опорных знаний и представлений):
 повторение названия базовой формы;  повторение действий прошлого занятия;  повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
 загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;  энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);  показ образца;  рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);  повторение правил складывания.
Практическая часть:
7
 показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);  вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);  текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);  самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;  оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;  анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «Оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Методическое обеспечение

Методы и формы:

Наглядные:
 показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесные:
 анализ выполненных работ;  объяснение способов действия с инструментами и материалами;  использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).
Практические:
 обучение способам нетрадиционного изображения;  индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые:
 сюрпризные моменты, игровые ситуации;  пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.
Формы подведения итогов реализации программы
В течение учебного года организуются выставки, на которых будут представлены лучшие работы. В конце года составляется альбом работ каждого воспитанника.
1.

Коллективные выставки панно по темам:
8
 «Еловый лес».  «Рыбки в аквариуме».  «Морское дно».  «Совушка-сова»  «Ракета в космосе»  «Кувшинки» и т.д.
2.

Индивидуальные выставки работ детей.

3.

Конкурс: «Я и мама – любим оригами» -
составление родителями и детьми сюжетной композиции в стиле Оригами.
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами

«Волшебный квадратик»
№ Фамилия, имя ребенка Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу Точность и аккуратность выполнении работы Общее количество баллов 1 2 3 4 5
Оценка

результата

технических

навыков

и

умений

по

программе

«Волшебный

квадратик»

1.
Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить: 9
- знает основные базовые формы, может самостоятельно их изготовить -3 балла(высокий уровень); -знает несколько основных базовых форм, выполняет с небольшой помощью воспитателя - 2 балла (средний уровень); - основные базовые формы путает, без помощи и показа воспитателя не справляется -1 балл (низкий уровень);
2.
Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения: - умеет изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения -3 балла (высокий уровень); -умеет изготовить несложную поделку с небольшой помощью. воспитателя-2 балла (средний уровень); -без помощи воспитателя затрудняется в изготовлении поделки -1 балл (низкий уровень);
3.
Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) -умеет самостоятельно и аккуратно украсить свою поделку, добавляя недостающие детали -3 балла (высокий уровень); - умеет с небольшой подсказкой воспитателя аккуратно украсить свою поделку, добавляя недостающие детали -2 балла(средний уровень); -затрудняется самостоятельно украсить свою поделку, добавлять необходимые детали -1 балл (низкий уровень);
4.
Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами: -самостоятельно создает творческие композиции с изделиями, выполненными в технике оригами -3 балла (высокий уровень); - создает творческие композиции с изделиями, выполненными в технике оригами с небольшой помощью взрослого 2 балла (средний уровень); - не может создавать творческие композиции с изделиями, выполненными в технике оригами -1 балл (высокий уровень);
5.
Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу: - умеет самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу
-
3 балла (высокий уровень); - умеет самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу с небольшой помощью со стороны воспитателя
-
2 балла (средний уровень) - затрудняется самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу, обращается за помощью
-
1 балл (низкий уровень)
6.
Точность и аккуратность выполнении работы: - точно и аккуратно выполняет работу -3 балла (высокий уровень); -допускает некоторую неточность в выполнении работ 2 балла (средний уровень)
-
работу выполняет неаккуратно, допуская много неточностей-1 балл (низкий уровень)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОБСЛЕДОВАННОЙ ГРУППЫ
Выводится средний балл на каждого ребенка (сложить все баллы и разделить их на количество оценок) Суммируются баллы всех обследованных детей и делятся на их число. Полученный результат определяет уровень группы. 1 - 1,6 – низкий уровень. 1,7 - 2,8 – средний уровень 2,8 - 3 – высокий уровень. 10

С

ПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ
 «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторский коллектив М.А. Васильева, Т.С. Комарова, В.В. Гербова
/
Москва, 2004 год)  «Чудесные поделки из бумаги» - З.А. Богатеева, Москва, 1992г.  «Уроки оригами дома и в школе» - С.Ю.Афонькин, Москва, 1995г.  «Страна пальчиковых игр» - С.Ю.Афонькин, 1997г, Санкт-Петербург.  «Журнал «Оригами»» - 1997г.  «100 оригами» - Г.И.Долженко, 2003 г, Ярославль.  «Оригами – лучшие модели», Т.Б.Сержантова, 2004, Москва.  «Оригами для всей семьи» - Т.Б.Сержантова, 2005г, Москва.  «Оригами – новые модели» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.  «366 моделей оригами» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.  "Бумажные фантазии оригами» - М.П. Згурская, 2007г. 11

СЕНТЯБРЬ
№ п/п Тема Программное содержание 1 Знакомство с искусством оригами Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. 2 Превращения квадратика Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. 3 «Дом» Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом. 4 «Для чего нужна дверь?» Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.
№ п/п Тема Программное содержание 1 «Гриб» Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь». 2 «В осеннем лесу» (коллективное панно) Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. 3 «Кот» Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка». Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта. 4 «Стакан» Отработка складывания базовой формы «треугольник». Беседа о посуде и ее назначении. Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник».
ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

№ п/п Тема Программное содержание 1 «Собачья семейка» Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.) 2 «Муха» Базовая форма «треугольник». Складывание поделки «Муха». 3 «Старое дерево» Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»). Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию. 4 «Ветка рябины» Отработка складывания базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.
ДЕКАБРЬ
№ п/п Тема Программное содержание
1 «Лисичка-сестричка» Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей» Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос. 2 «Домики для лисы и зайца» Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию. 3 «Царевна-ёлочка» Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности. Украшение ёлочки. 4 «Дед Мороз» Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.
ЯНВАРЬ
№ п/п Тема Программное содержание
1 «Снеговик» Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос) 2 «Снегирь» Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. 3 «Гномик» Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.
ФЕВРАЛЬ
№ п/п Тема Программное содержание 1 «Корона» Познакомить с базовой формой «блин». Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.
2 «Стул» Отработка складывания базовой формы «блин». Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин». 3 «Поздравительная открытка к 23 февраля» Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. 4 «Кораблики в море» (коллективная композиция) Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.
МАРТ
№ п/п Тема Программное содержание 1 «Мамин праздник» (поздравительная открытка к 8 Марта) Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «Воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей. Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок. 2 «Весна красна» Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «Воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию.
3 «Серая шейка» Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв. 4 «Жар птица» Складывание утки с небольшими изменениями. Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.
АПРЕЛЬ
№ п/п Тема Программное содержание 1 «Ракета» Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.
2 «Шаттл» Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолетом-челноком. Учить складывать прямоугольный лист бумаги в разных направлениях, придавая ему нужную форму. 3-4 Панно «Цветочный луг» Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.
МАЙ
№ п/п Тема Программное содержание 1 «Коралловая рыбка» Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. 2 «Медузка» Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело медузы). Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца. Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза.
3 Композиция «Морское дно» Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки». Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях. 4 Итоговое занятие Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников.


В раздел образования