Автор: Сачко Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ " Детский сад № 22"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: Путешествие по сказкам
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие по сказкам».
Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о сказках: названий и героев.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять умение узнавать сказки и их героев
-закреплять умение детей отвечать на вопросы.
-упражнять в образовании прилагательных и глаголов.
-закреплять умение употреблять обобщающие слова (дикие, домашние)
Развивающие:
-развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
-продолжать развивать связную речь детей
-развитие логического мышления
-уточнять и расширять словарный запас
-двигательную активность, общую и мелкую моторику руки
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.
Коррекционные:
-Развивать зрительное внимание, зрительный гнозис
-Учить узнавать животных в силуэтном изображении.
Материалы и оборудование: чудесный мешочек, предметы-признаки, силуэтные картинки
животных на магнитах, карточки с изображением сказочных героев, сундук, замок с цепью, макет
домика с изображением сказочных животных, бумажные следы.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к
сказкам. Игры-драматизации.
Ход : ( в кругу)
-Доброе утро, дети! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Сегодня у нас будет
сказочное занятие. А вы любите сказки? Кто составил русскую народную сказку? А если
один человек придумал и написал ее? Сказки бывают разные.
1.Д\игра « Подскажи слово»:
-Если в сказке есть волшебство, то она какая?..( волшебная)
-Если в сказке загадка, то она…(загадочная)
-Если в сказке есть мудрость, то она …( мудрая)
-Если в сказке есть добро, то она…( добрая)
-Если в сказке есть чудеса, то она …(чудесная)
-Вы молодцы! А кто рассказывает сказки?
2.Сюрпризный момент:
Ребята, вы с самого раннего детства слышали сказки. Пока вы еще маленькие,
вам рассказывают сказки мамы, папы, бабушки дедушки, в садике мы вам читаем. А
потом, когда вы пойдете в школу, то сами научитесь их читать. Читая сказки, мы
попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые
невероятные чудеса.
-Я предлагаю сегодня прочитать сказку на ваш выбор. А где же наши книги, куда они
пропали? (Ответы детей).
-Может вы их вчера не убрали на место? Книги пропали, а появился сундук! Какие то
непонятные вещи у нас сегодня происходят.
(Аудио обращение Бабы Яги)
-Что? Сказочек захотели?А не будет их! Заперла я их все в сундук и закрыла на замок. А,
если, хотите их назад получить, то выполните мои задания и тогда найдете ключик.
-Ой, ребята, кто это?Вы узнали? Нам без книг неинтересно будет. А для чего нужны
книги?
( ответы детей).
Отправляемся на первое задание Б.Я.А приведет. А вот и тропинка. Куда она нас
приведет?
( Дети идут по дорожке на поляну).
Куда это мы свами попали?В сказочный лес. Посмотрите,как туту красиво!
Ребята,как вы думаете,что можно делать в лесу?( собирать грибы,ягоды,гулять).А кричать
и ломать деревья можно?Правильно. Посмотрите,тут есть пенечки. Давайте присядем. А,
это что? Какой-то мешочек. Садитесь на пенечки, поиграем.
3.Д\ игра « Заморочки из мешочка».
-Дети, я буду доставать из мешка предмет, а вы назовите из какой он сказки.
( Скалка, сито, яйцо, рукавичка, мыло и мочалка, спички, посуда, фонарик, яблоко,
пирожок и т.д….)Последний предмет будет пирожок. Дети угадывают сказку и
произносят слова Маши и Медведя.
4.Зрительная гимнастика.-Ребята, а ведь и нас путь неблизкий. Давайте посмотрим на
это дерево, а теперь деревья вдалеке. Снова на это дерево и на далекие деревья.
5.Д/игра «Потерявшиеся герои»
Ой, кажется какая-то тень мелькнула! Вы никого не заметили? Кто-то прячется в лесу?
-Кого вы увидели? Только отвечает тот кого я назову.( Дети по очереди называют
животных).
В какой сказке встречаются все эти животные?( Теремок).Нам надо вернуть этих
животных в сказку, только где же теремок?
- А вот он за кустами .Ребята,в лесу нельзя шуметь ,а то мы испугаем животных.В сказке
каждого зверька звали по-особому.( Дети крепят силуэт животного к доске с теремком,
называя как животных звали в сказке)
-Давайте вспомним, кто первый поселился в тереме.
-Лягушка-квакушка
-Мышка-норушка
-Зайчик-побегайчик
-Лисичка-сестричка
-Волчок-серый бочок
Медведь-косолапый
6.Д\игра « Кто где живет».
-В сказке все эти звере живут в теремке. А в природе,где живет мышка? ( в норке)
( Добиваться от детей полных ответов)
-Зайчик? ( в лесу под кустом)
-Волк? ( в логове)
-Лиса?( В норе)
-Медведь?( в берлоге)
-Если животные живут в лесу, то какие они? ( Дикие)
-Вы отлично справились с этим заданием и вернули всех животных в сказку.
7.Физминутка «Снежинки».
-Ребята,пока мы возвращали животных выпал снег. Давайте поиграем со снежинками.
-Ой, летят-летят снежинки
Белоснежные пушинки,
Это зимушка -зима
Руками повела
Вот снежинки закружились
И на землю опустились.
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
-А теперь давайте сделаем ветерок. Легкий. А теперь сильнее. И снова легкий и перестал
ветер дуть.
-Молодцы! А теперь скажите, что еще могут делать снежинки?
( Кружиться, летать, блестеть,таять,порхать,падать, и т.д. Дети кладут снежинки на
поднос)
-Б.Я. очень хитрая и хочет нас запутать.Следующее задание на внимательность.
8.Д\игра « Какой герой лишний»
(За столами у детей лежат карточки с изображением героев сказки «Заюшкина избушка»,
« Лисичка со скалочкой», « Волк и семеро козлят»).
-Ребята, посмотрите на свои карточки и закройте героя не из этой сказки.
-Какая у тебя сказка? Кого ты закрыл? Из какой сказки этот герой?( Можно спросить
повторить слова героя. Например коза из сказки «Волк и семеро козлят» говорила….и
т.д.)
-Вот мы и выполнили это задание. Почему мы не нашли ключ? А, мы еще не все задания
Б.Я выполнили. Посмотрите какая елка красивая. Но она не простая, а волшебная.На ней
задания.
9.Загадки с елки : ( загадки написаны на елочных игрушках)
1.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … ( Айболит)
2.Как называется дом Бабы Яги?
3.Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек-
Их укрыл пушистый ….( Снег)
-Правильно! Но только ключик мы так и не нашли! Обманула нас Б.Я. Не хочет сказки
возвращать, а мы столько заданий выполнили!
Сундук крепкий, просто так не откроешь. Ой, посмотрите, что то там лежит под
сундуком. Что это ? Ключ! Так он оказывается все время тут был!
Итог: Ребята, у нас было интересное занятие? Как много мы сегодня сделали. А что же
мы делали? Какие задания выполняли? В каких сказках побывали? Вам понравилось? Мне
тоже очень понравилось ка вы выполняли задания. А теперь попрощаемся и идем
открывать сундук.