Автор: Пелеванюк Татьяна Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п. Тикси
Наименование материала: Консультация для родителей. Тема:"Трудовое воспитание дошкольников"
Тема: "Трудовое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Трудовое воспитание дошкольников
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в
процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры, относиться к
работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления
творчества личности, ее талантов. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть
одним из самых основных элементов. Труд развивает человека физически. Еще можно
сказать, что труд - это проявление заботы людей друг о друге.
Трудовое воспитание –
одно
из
важнейших
направлений
воспитательного
процесса, целью которого является формирование гармоничной личности ребенка. Труд –
одна из форм существования человека в современном обществе, форма проявления
личности. Процесс формирования личности ребенка начинается с первых дней его жизни.
Одним из основных механизмов воспитания малыша является среда его пребывания:
семья с первых дней жизни, образовательные учреждения, коллективы.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет важное значение. От
того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его
судьба. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют подготовке к
школе и обучению и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка. Это
приводит к тому что, вырастая, дети становятся равнодушными к ценности труда в
обществе. Поэтому возникает большая необходимость в усилении воспитания, развитии
нравственных и трудовых качеств, становлению их в дошкольном возрасте.
В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с
разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и
физическому развитию дошкольников. О значении труда в жизни человеческого
общества, о труде как средстве всестороннего развития личности писал К.Д. Ушинский.
Он подчеркивал, что воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но
и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь чего не может быть ни
достойной, ни счастливой. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим
условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних
лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью,
опрятностью, умением себя обслужить. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей
организации ребенок испытывает радость от труда. Труд объединяет детей, в совместном
труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и
дружно работать, помогать друг другу в работе.
1.1.Понятие и задачи трудового воспитания
Раскрывая
тему
о
трудовом
воспитании,
можно
вспомнить
слова
В.А.
Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без
труда во всей ее сложности и многогранности человека нельзя воспитывать» - и К.Д
Ушинского: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь
к труду: оно должно еще дать ему привычку к труду».
Труд - работа, занятие, упражнение, дело все, что требует усилий, старанья и
заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил. Человек рожден на труд. Без
труда нет добра.
Трудовое воспитание надо начинать как можно раньше, когда ребёнок впервые
произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных
условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие,
усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.
Своевременное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки ребенка к
учению в школе. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при
условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности
дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье
ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше
ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он
способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность,
сосредоточенность,
тренирует
память,
внимание,
активизирует
восприятие.
Труд
развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления,
с которыми он имеет дело.
Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок
приобретает умение планировать деятельность. В процессе труда взрослые дают детям
полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и
использовании.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так,
чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для
проявления творчества личности, ее талантов.
Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд - это то, что
развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого
раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд,
делает человека богато духовно.
Приучение детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, знакомит
их со свойствами материалов, учит приемам работы с различными инструментами. В
труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь
результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Особое значение придает объединение детей в труде, указывая, что «совместную
работу детей надо особенно ценить, — это зачатки коллективного труда. В этом
коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
1.2 Виды детского труда и формы его организации
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям,
значение их меняется на том или ином возрастном этапе.
Ежедневное выполнение
элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети
начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными
потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда:
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Ручной труд
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого
себя (одевание – раздевание, приём пищи, санитарно – гигиенические процедуры). это
постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все
необходимое и сделать без требований, из внутренней потребности, соблюдать
гигиенические
правила.
Понятно,
что
такого
отношения
детей
к
труду
по
самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском
саду и семье.
В содержании труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и
забота о себе: подготовка рабочего места перед началом изо деятельности; уборка и даже
мытьё (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.
Научившись самообслуживанию, ребёнок приобретает определённую независимость от
взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе, приучение детей самим
одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место, формулирует у них
самостоятельность, желание и умение преодолеть препятствия.
Хозяйственно – бытовой труд– ещё один вид труда, который ребёнок способен
освоить в дошкольном возрасте. Этот труд как, не какой другой, дает возможность
воспитать у детей аккуратность,
желание поддерживать чистоту и порядок. У
дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило,
сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе
включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в
различные
виды
хозяйственно
бытового
труда,
самостоятельно
распределяют
обязанности,
умеют
наметить
последовательность
работы,
критически
оценивать
результаты труда своего и товарищей.
Содержанием этого вида труда для детей старшего дошкольного возраста
являются:
труд по уборке помещения (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять
лёгкую мебель);
участка (сгребать снег, убирать листья);
мытьё посуды, труд по ремонту книг, игрушек, одежды.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для
заботы
о
самом
себе,
то
хозяйственно
–
бытовой
труд
имеет
общественную
направленность. Ребёнок учится создавать и содержать в соответствующем виде
окружающую его среду. Навыки хозяйственно – бытового труда ребёнок может
использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Важно
формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно – бытового труда
для всех и для каждого. Именно этот труд даёт возможность показать ребёнку, что он сам
может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живёт. Если каждый из нас
будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол
и уж, конечно, не станет рисовать на стене. Только тот, кто не любит свой дом, может так
поступать. Таким образом воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний
взрослого устранять его.
В особый вид труда выделяется труд в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития,
совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную
систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития
детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных
знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда.
Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей,
воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые
им занимаются.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержание труда в
природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворении
эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии
с
требованиями
культуры
и
эстетики,
использование
результатов
труда
для
удовлетворения
практических
потребностей
и
радостных
эстетических
эмоций,
осуществляется эстетическое воспитание детей.
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но
и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный труд. В его содержание входит изготовление поделок
из природного материала, бумаги, картона и пр. Этот труд способствует развитию
фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует
воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Основные задачи трудового воспитания в дошкольном детстве:
1. формирование положительного отношения к труду;
2.
ознакомление
с
трудом
взрослых,
формирование
представлений
об
общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное
отношение к его результатам.
3. формирование трудовых навыков, навыков организации работы, а также
положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через
непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и
дома.
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны
и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста,
которые я тоже использую в своей работе:
поручения,
дежурства,
общий, совместный, коллективный труд.
Поручения – это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое – либо
трудовое
действие.
Трудовые
поручения
по
форме
организации
могут
быть
индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными
или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать
видам труда.
Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но
и нравственного, физического, умственного и эстетического.
В старшей группе детского сада наряду с поручениями, предполагающими одно
действие, есть такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий (например,
подобрать материал для ручного труда, разложить его на столы; помыть кисточки,
поставить на место краски и чашечки и др.). Очень важно, что поручения дают
возможность воспитывать у ребёнка чувство ответственности.
В старшей группе детского сада важно давать детям общие поручения (для 6 – ти
человек). Например, можно предложить перенести игрушки из помещения группы на
территорию участка или наоборот. Дети должны согласовать свои действия, знать
последовательность выполнения работы, самостоятельно оценить качество выполнения.
Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до
конца.
В
старшем
возрасте
уже
довольно
чётко
проявляется
дифференцированный интерес детей к тому или иному виду труда. Одни
поручения ребёнок выполняет с удовольствием, другие - не принимает или
выполняет небрежно. С одной стороны, важно учитывать индивидуальные
интересы, осуществлять личностно – ориентированный подход к воспитанию. Но
вместе с тем в дошкольном возрасте следует приучать детей выполнять любое
нужное дело с удовольствием, добросовестно.
Часто бывает, что одно и то же дело поручается одним и тем же детям,
потому что воспитатель знает, что они хорошо справятся с порученным. Конечно,
хорошо, когда на ребёнка можно положиться в каком – то деле. Это формирует у
него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, способность к
самооценке. Но ведь в жизни ему придётся выполнять и такие дела, которые не
очень нравятся, но необходимы. Поэтому следует воспитывать чувство долга,
понимание необходимости своего участия в труде и умение охотно браться за
каждое дело. Поддерживая, подбадривая ребёнка, нужно учить его трудиться с
желанием.
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей
группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная
направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других,
поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого
отношения к людям и природе.
Представления детей о значении их труда неодинаковы. Так, некоторые ребята
понимают, что дежурят для того, чтобы в группе был порядок. У них мотивация общей
пользы проявляется в ответственном отношении к работе, инициативе, взаимопомощи.
Большинство детей считает, что их труд нужен, чтобы помочь воспитателю и няне. А
некоторые воспринимают только конкретное содержание работы дежурных: расставить
посуду, убрать игрушки и т. д. Такое отношение к работе снижает уровень мотивации,
отражается на её результатах и поведении детей.
Следовательно, необходимо разъяснить общественный смысл работы, её пользу
для себя и для других. Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности:
следует помнить, что должно быть на столах при изо деятельности карандашами,
красками, лепке, аппликации, конструировании.
Общий, совместный, коллективный труд. Данная форма организации труда детей
прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Что объединяет
понятия «общий», «совместный», «коллективный» и чем они отличаются друг от друга?
Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели
каждый ребёнок выполняет какую – то часть работы самостоятельно. При подобной
форме организации работы каждый ребёнок имеет свой участок и отвечает только за себя.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от
темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. При такой форме
организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми
устанавливаются деловые взаимоотношения.
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети
наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда,
помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, коллективной
работы.
Коллективная
форма
потому
и
называется,
что
она
способствует
целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Коллективный труд
воспитывает чувство локтя, защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный
эмоциональный настрой.
В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда
каждого. Стимулирует работу ребёнка пример других детей, подражание лучшим
образцам. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их
ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует желание
работать, учит объективно оценивать результаты.
В труде между детьми складываются как деловые, так и личностные отношения.
Регулирование взаимоотношений осуществляется на основе уже усвоенных нравственных
норм и правил. В совместной деятельности, разделённой на отдельные операции, дети
оценивают действия каждого. Особое внимание дошкольников привлекает факт задержки
выполняемой работы, случаи некачественного выполнения задания.
Это требует
корректировки действий отстающего, оказания ему помощи. Дети в раздражении могут
обозвать товарища, предложить исключить его из общего дела и т. д. Следует помочь
детям найти пути преодоления возникших трудностей, напомнить правила поведения в
коллективе.
В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие,
дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных
посильных
трудовых
обязанностей способствует
воспитанию
у
ребенка
чувства
ответственности, доброжелательности,
отзывчивости.
Для формирования всех этих
качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.
Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка
помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у него закладываются
основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают
квартиру, стирают белье, шьют, участие в домашнем труде имеет важное значение. В
домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и другие
полезные качества. Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребёнка как
личность, - это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие
вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в
изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за животными и растениями.
Уход за собственным домом развивает у ребёнка чувство хозяина, формирует у него
организованность, совершенствует его практическое мышление, а также развивает
аккуратность и чистоплотность. Наблюдение за тем, как выполняют взрослые эти
повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение
родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех,
папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут
носить созерцательный характер. Для того чтобы пример членов семьи стал для ребенка
руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это
обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь
родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
. ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В
СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
2.1. Влияние трудового воспитания на гармоничное развитие
дошкольников
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте влияет на формирование личности
ребёнка: в труде
и с помощью
труда
воспитываются личностные качества
и
положительные взаимоотношения между детьми. В труде дошкольники успешно
усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного
воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая
деятельность
детей
становится
средством
воспитания
многих
жизненно
важных
личностных качеств.
Если ребенок не умеет трудиться (поставить трудовую задачу, найти способы ее
достижения, добиться намеченной цели), то как может стать средством воспитания
деятельность, которой пока нет? Педагог должен обучить ребенка необходимым для
предстоящего труда навыкам и умениям, научить его достигать цель, добиваться
желаемого результата. Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет свой
смысл.
Воспитатель
учит
детей
выполнять
трудовой
процесс
в
определенной
последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость,
организованность. Он учит элементарно соотносить результат с поставленной целью,
задачей.
(Надо было вымыть игрушечную посуду, постирать кукольное белье.)
Полученный результат (посуда чистая, белье выстирано) дает основание судить о
целенаправленности
действий
ребенка
при
выполнении
работы,
о
проявлении
элементарной ответственности.
Свою специфику в труде имеют задачи нравственного воспитания. Их решение
связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение
к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам,
взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без
специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на
эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и
приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь
ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. В желании трудиться
проявляется качественная характеристика начал трудолюбия, что является результатом
нравственного воспитания ребёнка в труде.
Мы учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно
переплетающихся способа педагогического действия на детей, которые не должны
разрываться. Уровень развития трудовой деятельности различен на разных возрастных
этапах дошкольного детства. Он может различаться даже в пределах одного возраста, хотя
опора идет на общие закономерности развития.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная
деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто
включение их в трудовой процесс отличается от их поведения в игре. Об этом
свидетельствуют детские ответы на вопросы взрослого. Так, когда ребенка трех
спрашивают: «Ты любишь трудиться?» — он, как правило, отвечает утвердительно. На
вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?» — дети обычно отвечают: «Люблю
кубики возить, домик строить, машинки катать». Лишь в редких случаях малыши
называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду:
«Люблю ложки раздавать, дежурить, цветочки поливать, стирать куклам».
Важно пронаблюдать и поведение младшего дошкольника во время выполнения
поручений. Оно граничит с игровым действием, а иногда вообще превращается в игру
(мытье пластмассовых игрушек, купанье кукол, расстановка игрушек по своим местам).
Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать
целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне,
необычности действия, благодаря тому, что можно подражать взрослым: стирать, как
мама, накрывать на столы, как няня, как дежурные в старшей группе и т. д. Однако
увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд.
Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.
Старшие дошкольники уже хорошо различают игру и труд и соответственно ведут
себя в них. Они знают последовательность, определенного задания и практически никогда
не превращают его в игру, а действуют согласно поставленной перед ними цели. Более
того, многие творчески подходят к решению поставленной задачи. Например, некоторые
старшие дошкольники отказываются поливать цветы водой из-под крана. При этом они
говорят: «Надо, чтобы она постояла до завтра и согрелась», «Так нельзя поливать:
растения не будут расти». Дети знают, что разные цветы надо и поливать по-разному:
одни – в горшок, другие в поддон, «а то корни загниют». Ребята поливают растения по
порядку, последовательно, по-деловому переходя от одного растения к другому. Завершив
работу, они ставят лейку на место, предварительно наполнив ее водой. Выполняя задание,
дети осознают смысл своих действий.
Старшие дошкольники хорошо представляют себе смысл предстоящей работы, ее
последовательность и умеют рассказывать об этом, если педагог предварительно
попросит: «Расскажи, как надо поливать цветы, стирать. Что надо делать сначала, что
потом?».
Дети средней группы называют лишь несколько действий: «Надо поливать лейкой;
надо поливать вот так (показывает); надо налить воды и полить цветы. Возле аквариума
тоже полить».
Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для
решения задач всестороннего воспитания.
Известно, что отношение к труду складывается очень странно, задолго до того, как
малыш сможет самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослых, овладеет
навыками самообслуживания и т. д. Следует заметить, что некоторые дети уже в раннем
возрасте обнаруживают негативное отношение к труду. На предложение сестры-
воспитателя потрудиться они протягивают ручки или, наоборот, прячут их за спину,
приговаривая: «Я не хочу, это трудно, тяжело. У меня ручки маленькие». Еще не
столкнувшись с трудом, малыши отказываются трудиться. Воспитание отношения к
труду, желания трудиться, должно начинаться рано, до овладения трудовыми навыками,
и, конечно, продолжаться в процессе становления деятельности.
Трудовая
деятельность
подчинена
логике,
развивается
в
определенной
последовательности, и в соответствии с нею ставятся и решаются воспитательные задачи.
Представление о труде как целостном процессе должно включать все его
структурные части. Если же мы не обнаруживаем у детей некоторых его частей, значит,
надо полагать, что труд как самостоятельная деятельность пока не сложился.
2.2. Роль взрослых в организации труда дошкольников
Свое отношение к окружающему миру ребенок выстраивает на том, что он
ежедневно наблюдает в своем естественном окружении. Семья является тем базовым
окружением ребенка, в котором происходит основное формирование его личностных
качеств и убеждений. Семья является основным механизмом воспитания дошкольников.
Организация семейного быта, распределение обязанностей в семье, отношение каждого
члена семьи к выполняемым обязанностям, нравственный облик членов семьи, отношения
родителей друг к другу и к ребенку, а также к результатам труда являются основными
факторами, формирующими отношение ребенка к труду. Наблюдая проявления внимания
к делу, готовности оказать помощь, трудолюбия и ответственного подхода к делу,
вежливости и честности, культуры поведения, ребенок воспримет данное отношение к
труду
как
должное,
вырастет
гармоничной,
высоконравственной,
трудолюбивой
личностью.
Современные родители, руководствуясь различными теориями воспитания детей,
допускают критичные ошибки в процессе становления личности ребенка, не прививая ему
должного интереса к труду, что сложно поддается коррекции в образовательных
учреждениях. Родители для ребенка являются более авторитетными в сравнении с
педагогами, ребенок испытывает к ним большее доверие и придает большее удельное
значение их словам и поступкам. Чрезмерная опека над ребенком, отстранение его от
любого типа работы, приоритет развлечений над помощью взрослым, стремление помочь
ребенку и выполнить за него поставленные задачи формируют в ребенке такие качества,
как:
Нерешительность;
Лень;
Неряшливость;
Отсутствие
интереса
к
делу;
Безответственность.
Попадая в иную среду (детский сад, школа), ребенок испытывает сильнейший
стресс, так как он становится активным участником трудового процесса, который для него
носит обязательный, навязанный характер. Ребенок не понимает, почему он должен
выполнять поставленные задачи. Ввиду отсутствия должного трудового воспитания в
семье, часто дети замыкаются в себе, плохо идут на контакт с педагогами. Преодоление
данных психологических комплексов требует значительных усилий, как со стороны
педагогов, так и со стороны родителей. Вот почему трудовое воспитание дошкольников
необходимо начинать с раннего возраста и именно в кругу семьи.
Любое образовательное учреждение призвано корректировать воспитательный
процесс, выявляя ошибки родителей и принимая должные меры по их устранению.
Детский сад является первым внесемейным воспитательным механизмом, в рамках
которого реализуется в том числе и трудовое воспитание детей.
Процесс трудового воспитания в детском саду помогает ребенку не только усвоить
основные моральные принципы, понять важность труда, но и получить определенные
трудовые навыки, а также опробовать их в реальной жизни. Активные упражнения в
положительных
поступках
и
действиях
в
совместной
трудовой
деятельности
способствуют развитию так же и нравственных чувств, закреплению нравственных
привычек. Особенностью процесса нравственно-трудового воспитания в детском саду
является чувство коллективизма. В отличие от семейного воспитания, где ребенок
единолично окружен родительской заботой и опекой, в саду ребенок является частью
коллектива, а так приобретает навыки работы в команде, распределения обязанностей,
постигает важность таких принципов, как взаимопомощь и выручка.
Основная роль детского сада в процессе трудового воспитания ребенка сводится к
внедрению коллективного фактора в развитие личности и формирования трудовой
доминанты у ребенка.
Трудовое воспитание детей – процесс крайне ответственный и сложный, любые
ошибки, допущенные в раннем формировании отношения ребенка к труду, могут
проявиться через многие годы в виде низкой эффективности, безрезультативности
деятельности человека, его низкой заинтересованности в полученном результате или в
чрезмерной тревожности за свои достижения.
В детском саду трудовое воспитание проводится через игры. Игра - это средство
общения, средство обмена информацией. Это и радость, и познание, и творчество. В игре
ребенок осмысливает окружающий мир и свое место в нем, осваивает соответствующие
различным ситуациям модели поведения, общается и обменивается информацией со
сверстниками.
Большой потенциал воспитательных задач содержат в себе сюжетно-ролевые игры,
которые можно использовать и в нравственно-трудовом воспитании. Игра имеет огромное
значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть
«спутником
детства»,
составляет
основное
содержание,
выступает
как
ведущая
деятельность, тесно переплетается с трудом и умением. В игру вовлекаются все стороны
личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.
В процессе игры работают все его психические процессы: мышление, воображение,
память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра выступает, как важное средство воспитания, в том числе и трудового.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране
свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном
развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают
знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними
раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.
Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для
расширения
содержания
детских
игр,
в
которых
отражаются
представления
о
разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих
игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более
ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке
игрушек, дежурствам и т.д.).
Исследования,
проведенные
по
трудовому
воспитанию,
показывают,
что
важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению -
является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные
обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его
настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими
весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более
сложных обязанностей, которые возложит на него школа.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
по
проблеме
формирования
личности дошкольника в трудовой деятельности, позволил установить, что данная
проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего
теоретического осмысления.
Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд,
могут стать следующие: углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей
разработкой организации трудовой деятельности в природе детей разных возрастных
групп, формирование социально-экологической направленности личности с опорой на
другие ее критерии, а также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу
формирования личности.
Итак, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в дошкольном возрасте носит
многогранной характер: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества
и положительные взаимоотношения между детьми. Педагоги ставят перед собой задачи:
сформировать,
во-первых,
такие
нравственно-волевые
качества,
как
усидчивость,
настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д.,
во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и
научиться самому, сопереживание и др. Для решения этих задач применяются
разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы,
проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.
Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует
понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок
видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное
отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную
педагогическую ценность.
Для того чтобы труд стал средством полноценного воспитания, уже в дошкольном
возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на
общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью
для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские
взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить
помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение
распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и
ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством
ответственности к порученному делу. Воспитывая положительное эмоциональное
отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество
личности.
В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы
поведения. Большое значение для детей имеет трудовая деятельность вместе со
взрослыми: малыши легче усваивают характер взаимоотношений и удовлетворяют свою
потребность в общении. Полезна совместная деятельность старших и младших по
возрасту детей. Общаясь со старшими, маленькие дети учатся принимать помощь, их
привлекает близость интересов. У старших детей успешнее формируются ответственность
и добросовестность в выполнении трудовых заданий, совершенствуются навыки
коллективных взаимоотношений.