Напоминание

"Модернизация развивающей среды с учетом регионального компонента"


Автор: Даций Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №64
Населённый пункт: г.Новочеркасск
Наименование материала: Статья
Тема: "Модернизация развивающей среды с учетом регионального компонента"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 г. Новочеркасск Семинар «Модернизация развивающей среды по регио- нальному компоненту» Подготовила: Даций Светлана Михайловна, воспитатель старшей логопедической группы высшей квалификационной категории, МБДОУ детского сада № 64 2015 учебный год
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию - а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в раздевальных комнатах, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка. Учет способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условия для его развития независимо от уровня исходной подготовки личности – вот в чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности. Каждый элемент предметно-пространственной среды включается в процесс деятельности в качестве цели и средства освоения ее личностью, что позволит каждому ребенку в определенных границах утвердить свою индивидуальность. Человек с момента рождения оказывается в середе, опирающейся на общечеловеческие ценности, проникнутой национальными традициями, богатством национальной культуры. Трудно сформировать целостное восприятие мира и жизни не ознакомившись с происхождением своего народа, его мировозрением, развитием представлений о мире и человеке с основными трудовыми занятиями, обычаями, обрядами, представлениями народного воспитания. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они часть казачьего народа. Начинать работу по развитию предметно-пространственной среды с учетом регионального компонента следует с саморазвития самого педагога. Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уютной группе, в которой все гармонично, удобно, функционально и просто. Свою группу мы старались организовать с учетом потребностей интересов детей. Теплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, разнообразные виды театров в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению детей, значит и двигательной, интеллектуальной и самостоятельной художественной деятельности. В группе разработаны и изготовлены центры игровой, познавательной и культурно-досуговой деятельности, способствующие знакомству детей с культурой донского казачества. Предметно-пространственная среда группы включает атрибуты к сюжетно- ролевым играм, театрализованным, народным подвижным играм. Для воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, донской земле в группе оформлен центр патриотического воспитания. В нем расположен материал, который посредством изучения истории и культуры своего народа,
государственной символики и Донского казачества воспитывают у детей гражданско-патриотические чувства. Они получают краткие сведения о известных людях дона, героях войны и труда. У ребенка закладываются основы гордости и уважения к своему городу, который представлен открытками, иллюстрациями старого и современного города Новочеркасска. Здесь же расположен созданный совместно с детьми казачий курен. Он помогает детям ближе познакомиться с историей и бытом донских казаков. В нем собраны мини предметы домашнего обихода казаков и казачек (лодка, телега с лошадью, сетки для ловли рыб, хозяйственный двор с набором животных, амбар для хранения хозяйственной утвари, сад с плодовыми деревьями…). Все это дети могут посмотреть, использовать в своих играх, сравнивая их с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сейчас. Большую роль в познавательном развитии играет детская литература. С этой целью в группе оформлен уголок «Полочка умных книг» который находится в центре художественной литературы, содержание которого включает познавательные книги о донском крае, фольклор (пословицы, загадки, сказки). Здесь же находятся и портреты донских писателей: Шолохова М.А., Чехова А.П. Аудио записи сказок Дона. Для развития у детей экологически грамотного бережного отношения к природе оборудован центр наблюдений и экспериментирования, который позволяет детям получать представления о многообразии донской природы – это книги, гербарий, игры. Оформлен настенный планшет на котором отражены животные занесенные в Красную книгу Дона. Изготовлена копия самой Красной книги позволяющая знакомить детей с животным и растительным миром исчезающих с донской земли. Свои наблюдения за природными изменениями мы отражаем в календаре природы. А по результатам этих наблюдений мы совместно с родителями и детьми написали книгу. В своих играх дети с удовольствием используют географическую карту Ростовской области на которой всегда в динамике животный мир донского края. Используем опытнические работы с объектами природы Родного края. Для этого нами были приобретены разнообразные пособия для экспериментирования (лупы, всевозможные колбочки, весы, пинцеты, пипетки, разноцветные стеклышки..). Большое значение в жизни ребенка играет музыка. Музыкальная среда в группе должна быть представлена соответствующим материалом. Если говорить о региональных музыкальных инструментах то это ложки, гармонь. Есть у нас аудио записи донских мелодий. Реализация регионального компонента в дошкольном образовании на современном этапе предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом и направлена на формирование у дошкольников системы знаний о своеобразии родного края, знакомства с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщением к народному искусству на фоне сведений о культуре казаков. Соприкосновение с искусством приносит детям глубокое эмоциональное удовлетворение. С этой целью в группе создан альбом художников Дона: И.И.Крылова, М.Б.Грекова, Н.Н.Дубовского с их иллюстрациями, слайдовые презентации тематических «видео путешествий». В наличии имеется материал знакомящий детей с элементами Семикаракорской росписи. Для реализации регионального
компонента в продуктивной деятельности мы широко используем природный материал нашей местности – это шишки, каштаны, семена клена и многое другое. По впечатления виденного, прочитанного прослушенного рисуем рисунки, лепим поделки, конструируем из бумаги, и все это демонстрируем в раздевальной комнате для родителей, сверстников и гостей группы. Предметом познавательного и эмоционального развития является центр театрального развития. Здесь большое разнообразие масок, видов театров: пальчиковый, настольный, кукольный в которых используются животные нашей местности. Большим интересом пользуется уголок ряженья, где находятся не только казачьи костюмы, но и костюмы сказочных животных, элементы костюмов парикмахера, врача, повара, просто мамы, которые дети используют в своих играх, театральных постановках. Играя в театр, сюжетно-ролевые игры у детей формируется навык речевого общения, развивается речевое творчество, что актуально в наше время. Уединившись возле театра, ребенок может побыть один, отдохнуть, поиграть с любимыми сказочными персонажами. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т.е. создание «своего» личного пространства. Макет нашего поселка с домами, улицей, дорогой помогает детям закрепить правила дорожного движения, дорожные знаки. Для игр дети могут использовать дорожные знаки, макет светофора, жезл регулировщика. Физкультурный уголок в группе имеет разнообразное оборудование в нем (прыгалки, мячи, кегли и др.) что позволяет играть в игры с уклоном регионального компонента. Для этого создана картотека «Казачьи подвижные игры». Создавая предметно-пространственную среду группы мы учитывали и гендерное направление. В уголке для девочек детям нравится играть в сюжетно- ролевые игры, такие как «Поликлиника», «Магазин», «Семья» и многие другие. В играх дети используют муляжи фруктов и овощей донского края, игрушки животных обитающих в нашей местности. Мальчики играют в строительные, конструктивные игры. Строят казачий театр драмы и комедии В.Ф.Кимиссаржевской стадион Ермак и ледовый дворец по схемам. Очень любят «ходить» на рыбалку на канал. В своих играх дети закрепляют знания о своем родном крае полученные в результате наблюдений, бесед, чтения художественной литературы, просмотре слайдовых презентаций, продуктивной деятельности. Всего этого не возможно было бы достичь без материальной и физической помощи родителей наших воспитанников, которые всегда откликались на наши просьбы. Таким образом предметно-пространственная среда выступает одним из условий развития у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории донского казачества.


В раздел образования