Автор: Осипова Елена Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Литвиновская СОШ
Населённый пункт: РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ РАЙОН, ЛИТВИНОВКА
Наименование материала: статья
Тема: Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС.
Раздел: среднее образование
МБОУ Литвиновская СОШ
Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС.
Учитель математики: Осипова Е.П.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост
числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со
слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития
этих детей. Каковы же причины неуспеваемости учащихся в классе?
Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по
следующим признакам:
1.
Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и
контроля при подготовке домашних заданий).
2.
Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с
текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и
распределить усилия).
3.
Дефицит
внимания
с
гиперактивностью
(отвлекаемость,
подвижность.
неусидчивость).
4.
Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не
развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не
посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время
препровождение).
5.
Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и
не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).
6.
Ниже
среднего
познавательный
интерес
(требуется
обеспечивать
«эффект
новизны» при решении учебных задач).
7.
Низкий
уровень
развития
словесно-логического
мышления
(реализовывать
принцип доступности учебного материала).
8.
Низкая работоспособность.
Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся
внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к
обучению.
Как можно помочь слабоуспевающему ученику?
1.
Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых
задач.
2.
Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и
навыков, который должен усвоить ученик.
Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:
1.
В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски;
предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться
наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2.
При изложении нового материала:
более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень
понимания ими учебного материала;
привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов;
МБОУ Литвиновская СОШ
привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и
обобщениям или объяснению сути проблемы;
3.
В ходе самостоятельной работы на уроке:
разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее; напоминание приема и
способа выполнения задания;
указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач,
упражнений;
инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их
оформлению;
стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
более тщательный контроль за их деятельностью.
4.
При организации самостоятельной работы:
выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не
механическое увеличение их числа;
более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
предупреждения
о
возможных
затруднениях,
использование
карточек
консультаций, карточек с направляющим планом действий.
5.Как повысить работоспособность:
разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физминутки;
всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности;
карточки
для
индивидуальной
работы,
задания
с
выбором
ответа,
деформированные задания, перфокарты, карточки – тренажеры, творческие
задания, карточки -информаторы, карточки с образцами решения.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила,
разработанные психологами:
1.
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого
ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,
разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные
информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что
усвоенному
материалу,
лучше
отложить
опрос
на
следующий
урок,
дав
возможность ученикам позаниматься дома.
5.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и
замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у
таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности
учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях
сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к
ним относится.
7.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и
исправления написанного.
8.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его
внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому
ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы
с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были
МБОУ Литвиновская СОШ
замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его
неудачами.
Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока. Также
это и создание на уроке ситуации успеха. Это позволяет сильному ученику реализовать
свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому – выполнить
посильный объем работы.
Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем
поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и
использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу
класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. «Индивидуальная» ответственность
каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач
каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и
приходить на помощь своему товарищу. Позволяет слабоуспевающим ученикам
чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться.
Создаются благоприятные условия для:
понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и
полезным, с ним совещаются, разговаривают);
помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная,
грамотная, посильная);
для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой
труд.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии,
отвечающие потребностям общества - проектное обучение.
Метод
проектов
рассматривается
как
способ
актуализации
и
стимулирования
познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и
слабоуспевающими учащимися.
А как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе?
Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с
ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учителем такие
задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Нужно стараться вычленять те сферы
деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и
заслужить признание в школе. Выявление «успешных» сфер деятельности отстающего
школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в
лучшую сторону.
Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной
деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Таким ученикам я
предоставляю возможность отличиться, отмечаю похвалой даже самое незначительное
движение вперёд, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше».
«Ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам».
Дети очень чувствительны к оценке, которую даёт им учитель. Они не умеют отделять
оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. В связи с этим я хотела
бы вспомнить о системе содержательных оценок, разработанной Ш.А. Амоношвили.
Она включает в себя четыре компонента:
МБОУ Литвиновская СОШ
доброжелательное отношение к ученику как к личности;
положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи
(даже если эти усилия не дали положительного результата);
конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им
ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
При оценивании ученика я стараюсь использовать все эти компоненты, даже если ученик
ответил не лучшим образом.
Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как
проявление отрицательного отношения к себе, ведь слова «Ты сделал это плохо» ученики
начальной школы расценивают как «Ты плохой». Они нуждаются в помощи учителя и его
положительной оценке. Поэтому исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно
для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой.
Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения
отстающего ученика.
Психологи рекомендую порицание в форме простого удивления учителя по поводу
наступившего ухудшения в работе или поведении ученика («Я не ожидал», «Меня очень
удивило…» и т.д.).
Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе
вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним
спокойно доброжелательно и заинтересованно. Подводя итог, хочу провести параллели
между внедрением ФГОС и работой со слабоуспевающими учащимися:
ФГОС НОО. Работа со слабоуспевающими учащимися.
Цикличность
изложения
учебного
материала,
осуществление
практической
деятельности через деятельностный метод, затем теория.
Деятельностный метод. Учёт индивидуальных особенностей развития.
Тексты с заданиями. Логическая обработка текстов.
Формирование навыка чтения. Определение целей работы на уроке.
Родительская ответственность.
Внеурочная занятость. Обязанности родителей.
Лишить ребёнка пустого времяпрепровождения.
Мотивация.
Постоянное
вовлечение
и
привлечение
в
различные
виды
деятельности на уроке, ребенок должен быть занят.
Групповая работа.
Стимулирование самостоятельной деятельности, вовлечение в те сферы, где
ученик может проявить себя; вовлечение в деятельность, в процессе которой
имеют место быть объяснения одноклассников.
Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
Озадачивание, возможность выдвинуть свою гипотезу.
Подача материала «по спирали». Опережающее обучение.
Рефлексия.Самоконтроль,самооценка.
Гуманистическая парадигма образования. Психологический микроклимат, каждому
«есть место в классе».
Фиксирование и выявление места затруднения.
Алгоритм: сравни, найди,
повтори(подготовительно – опережающее обучение).
Составление программы действий. Вместе с классом.
Самостоятельная работа. С эталоном.
Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих
учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии,
особенностей развития младших школьников. Современные УМК, разработанные в
соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно
организовать
работу
со
слабоуспевающими
учащимися
и
имеют
для
этого
МБОУ Литвиновская СОШ
соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и
умения учиться в целом.