Автор: Тубылова Елена Абрамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27"
Населённый пункт: Удмуртская республика, г. Можга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Белая береза под моим окном"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
«Белая береза под моим окном»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, социально-
коммуникативное.
Планируемый результат: Демонстрируют бережное отношение к символу
России – березе, проявляют интерес к произведениям искусства. Проявляют
творческое воображение в процессе создания березы, в процессе обследовательских
действий. Демонстрируют умения рисовать березу, совершенствование приемов
рисования восковыми мелками (поверхность бумаги боковой стороной мелка, тонкие
линии – концом мелка). Демонстрируют умение осознанно выбирать цвет фона.
Демонстрируют умение осознанно располагать рисунок в соответствии с формой
предмета (вертикально).
Цель: создание условий для рисования белоствольной стройной березы.
Программное содержание:
Формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы через
стихи, иллюстрации, рисунки; учить передавать в рисунке характерные особенности
березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки), нежный фон;
формировать эстетический вкус.
Развивать творческую активность, желание дополнить рисунок необходимыми
элементами.
Находить красивое композиционное решение (располагая его в центре листа).
Закреплять умение правильно изображать строение дерева.
Совершенствовать технические приемы рисования восковыми мелками.
Воспитывать любовь к природе, родному краю.
Предварительная работа
Рассматривание берёзы на прогулке, дидактическая игра «Эти детки с какой
ветки», рисование деревьев, рассматривание репродукций картин «Берёзовая роща»
А. Куинджи, «Берёзовая роща» И. Левитана, иллюстраций с изображением берёз.
Материал:
Для демонстрации:
Репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»,
И.Левитана «Октябрь», В. Н. Бакшеева «Голубая весна»,
А.Александровский
«Березы.
Летний
день».
Дидактическая
игра
«Что
сначала,
что
потом»,
демонстрационный материал белый лист размером А4 и изображение березы на
магните.
Для детей: Белая бумага формат А4, мелки восковые.
Ход занятия
В нашем городе очень много деревьев. А какие деревья вы знаете?
А больше всего деревьев в городском парке, среди них есть одно самое главное
дерево в России. Его еще называют королевой леса. Догадайтесь, о каком дереве идет
речь? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель загадывает загадку)
Русская красавица
стоит на поляне
в зеленой кофточке
в белом сарафане.
Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем.
Берёза - щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву,
любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит. Берёзу и сейчас
очень любят в России и называют «Русской красавицей».
Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке.
Люблю берёзку русскую
Александр Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную…
Воспитатель сообщает детям, что не только поэты посвящают березке свои стихи,
но и художники тоже любят изображать березку в своих картинах. Предлагает
посмотреть, как они изображают её в разное время года.
Проводится беседа по картинам «Перед вами репродукция В. Н. Бакшеева
«Голубая весна». - В какое время года изображена березка? - Как легко отличить
березку от других деревьев? - Перед вами репродукция А. Александровского «Березы.
Летний день» - А здесь, в какое время года изобразил художник березки? - Как вы
догадались? А сейчас посмотрите на следующую репродукцию И. Левитана
«Октябрь» - В какое время года изобразил художник березки? - Как вы догадались? -
А на этой репродукции И. Э Грабаря «Зимний пейзаж» какое время года? - Чем
покрыты ветки берёзы зимой? Какой фон окружает дерево?» Воспитатель
обращает внимание на изображение дерева в зимнее время года, как красива берёзка
в это время года и читает стихотворение.
Скинула береза
Желтый свой наряд.
Тоненькие веточки
Голые стоят.
Белый сарафан,
Черная полоска
Никогда не сменит
Стройная березка.
В конце беседы спрашивает детей как называются картины, на которых
изображена природа? Как можно сказать, одним словом. (Пейзаж)
Воспитатель предлагает детям поводить хоровод вокруг березы.
Динамическая пауза «Березка» Дети встают в круг.
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод,
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода).
Разойдемся в круг большой (расходятся,
И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох-выдох,
И садятся птицы (приседают).
А на ветках у тебя (поднимаются, поднимают
Иней серебрится и опускают руки).
На дворе почти зима – холодно, морозно. (поглаживаем себя руками по плечам,
Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся)
Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они как известные художники нарисовать
свой пейзаж с березкой.
Получив согласие детей Воспитатель приглашает к мольберту, где расположен
лист белой бумаги.
Детям предлагается подумать, в какой части листа лучше нарисовать березу.
Приглашается один ребенок, чтобы прикрепить магнитное изображение березы к
листу. Остальные дети следят за правильностью выполнения задания.
Затем воспитатель вместе с детьми рассматривают изображение березы: ствол,
черные пятнышки, изогнутые ветки. Спрашивает детей с какой части дерева они
начнут рисовать.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Воспитатель предлагает из нескольких карточек выбрать нужную. Задаются
вопросы: Как рисуем ствол дерева? (Ствол дерева начинаем рисовать сверху вниз
двумя линиями).
Чем отличается берёза от других деревьев? (Ствол белый с чёрными пятнами).
Дети находят следующую картинку.
Воспитатель
приглашает
следующего
ребенка
найти
третью
картинку
с
изображением березы с ветками. Рассматривают форму веток: какие у берёзы ветви
прямые или изогнутые? (Ветви у берёзы изогнутые).
Воспитатель подводит итог беседе, что ветви берёзки тонкие, плакучие…
проводит указкой по изображению веток, показывая как надо рисовать изогнутые
ветви. (От ствола вверх, закругляем и вниз).
Спрашивает детей, что можно нарисовать вокруг березы чтобы лист не оставался
белым (фон). И каким способом можно рисовать фон мелками (плашмя потереть
мелком любого цвета бумагу). Дорисовать солнышко, кустики, скамеечки, которые
есть в парке.
Дети приступают к рисованию. Педагог по мере необходимости проводит
индивидуальную работу. Методы: похвала, словесное побуждение, показ.
Итог занятия: выставка работ.
Воспитатель восхищается работами детей какая красота, сколько берез. Настоящая
березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прижаться к
прохладному стволу дерева, чтобы набраться от нее сил и здоровья.
Предлагает рассказать о своих березах: какие они – большие или маленькие, что
делают – спят или разговаривают друг с другом, у кого получилось нарисовать самые
тонкие веточки, у кого получилась самая снежная.
2-3 ребенка по желанию рассказывают про березу.
Люди любят ходить в березовую рощу, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться
сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося
вред.
На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
Молодцы ребята, очень красивые березки получились у всех детей.