Напоминание

«Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста.


Автор: Новокрещенова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №110 "Ласточка"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: методический материал
Тема: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики для

детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев

рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи

находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических

опытов и обследования большого количества детей была выявлена

следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует

возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же

развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких

необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в

дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему,

т.к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники

письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами,

развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше –

меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера,

обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,

воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного

мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять простые

упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, “Сорока”),

не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:

застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При

выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы

детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не

вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру

можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения,

изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и

т.д.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие

домашние дела, как:

перемотка ниток;

завязывание и развязывание узелков;

уход за срезанными и живыми цветами;

чистка металла;

водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть

посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы,

или постирать белье (объясните и покажите предварительно все

процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание,

отжимание);

собирание разрезных картинок;

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики,

формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в

пространстве.

Преимущества использования конструктора:

с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не

рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из

пластилина не могут быть пригодны для организации игры;

при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и

привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него

навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха;

поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на

полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять

статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически

ослабленных детей;

конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать

поделки можно легко и быстро.

Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: “Дом”,

“Аэропорт”, “Зоопарк”, “Семья” и другие. Их можно использовать для

развития словарного запаса малыша.

Игры с мелкими предметами

1. “Кто запомнит?”

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины,

образцы, нарисованные на таблицах.

Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок

должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке

размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно

выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По

окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

2. “Волшебный куб”

Оборудование: “волшебный куб” – их сейчас продается великое множество

с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и

т.п.). Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из

плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например,

геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие

отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом этапе

надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно

отверстие, а в другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки.

И только потом можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не

получиться, попробовать сначала.

Работа с бусами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все

что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно

составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев

деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки,

пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от

фантазии).

Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но

одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и

разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых

чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или

круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы

ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и

соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и

узор.

Рисование

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления,

творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но

формируются элементарные графические умения, столь необходимые для

развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно

обращаться с графическим материалом и осваивают различную

изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.

Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом,

акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует

развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при

обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша,

тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель,

фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных

форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки

для закрашивания больших пространств и т.д.

Содержание: Для начала хорошо использовать:

1. обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое

блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят

для этой цели формочки для приготовления кексов;

2. рисование по опорным точкам;

3. дорисовывание второй половины рисунка;

4. рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в

клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем

цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом

занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то

рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Работа с бумагой и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития

мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников,

способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с

бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь,

нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно,

чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы,

почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны

способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и

поощрения взрослых.

Советы родителям:

Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или

заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не

перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит

хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость.

Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось,

важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).

Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка

(сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на

качественные материалы и оборудование. Создавайте выставки работ

малыша. Продумайте хорошо режим дня ребенка.



В раздел образования