Автор: Новокрещенова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №110 "Ласточка"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: методический материал
Тема: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
«Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики для
детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев
рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи
находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических
опытов и обследования большого количества детей была выявлена
следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких
необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в
дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему,
т.к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники
письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами,
развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше –
меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера,
обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного
мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять простые
упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, “Сорока”),
не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При
выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы
детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не
вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру
можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения,
изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и
т.д.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие
домашние дела, как:
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть
посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы,
или постирать белье (объясните и покажите предварительно все
процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание,
отжимание);
собирание разрезных картинок;
Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)
Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики,
формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в
пространстве.
Преимущества использования конструктора:
с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не
рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из
пластилина не могут быть пригодны для организации игры;
при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и
привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него
навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха;
поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на
полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять
статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически
ослабленных детей;
конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать
поделки можно легко и быстро.
Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: “Дом”,
“Аэропорт”, “Зоопарк”, “Семья” и другие. Их можно использовать для
развития словарного запаса малыша.
Игры с мелкими предметами
1. “Кто запомнит?”
Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины,
образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок
должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке
размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно
выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По
окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
2. “Волшебный куб”
Оборудование: “волшебный куб” – их сейчас продается великое множество
с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и
т.п.). Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из
плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например,
геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие
отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом этапе
надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно
отверстие, а в другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки.
И только потом можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не
получиться, попробовать сначала.
Работа с бусами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все
что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно
составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев
деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки,
пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от
фантазии).
Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но
одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и
разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых
чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или
круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы
ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и
соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.
Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и
узор.
Рисование
В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления,
творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но
формируются элементарные графические умения, столь необходимые для
развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно
обращаться с графическим материалом и осваивают различную
изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.
Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом,
акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует
развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при
обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша,
тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель,
фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных
форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки
для закрашивания больших пространств и т.д.
Содержание: Для начала хорошо использовать:
1. обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое
блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят
для этой цели формочки для приготовления кексов;
2. рисование по опорным точкам;
3. дорисовывание второй половины рисунка;
4. рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в
клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем
цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом
занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то
рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.
Работа с бумагой и ножницами
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития
мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников,
способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с
бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь,
нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно,
чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы,
почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны
способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и
поощрения взрослых.
Советы родителям:
Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или
заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не
перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит
хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость.
Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось,
важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка
(сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на
качественные материалы и оборудование. Создавайте выставки работ
малыша. Продумайте хорошо режим дня ребенка.