Напоминание

Воспитание ценностных ориентаций личности обучающегося: современный подход


Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: мастер п/о
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехникум"
Населённый пункт: Город Строитель, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание ценностных ориентаций личности обучающегося: современный подход
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Воспитание ценностных ориентаций личности обучающегося: современный подход

Наплёков Сергей Михайлович,

Мастер п/о ОГАПОУ «Яковлевский политехникум»,

г.Строитель. Белгородская обл.

За последние годы развитие ценностных ориентаций российской молодежи стало

активно исследоваться учеными. По этой теме проводились исследования Н.А.

Буравлевой, Н.А. Долгушиной, С.С. Королевой, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой и др. В

данной связи приобретает особое звучание задача творческого освоения идейного

потенциала, накопленного в российской педагогической мысли по обоснованию духовно -

нравственных ценностей образования.

Не вдаваясь во всё многообразие смыслов понятия «воспитание ценностных

ориентаций личности», сложившиеся в современной отечественной педагогике:

1. В качестве идеала современное воспитание соотносится с процессом воспитания

ценностных

ориентация

личности,

раскрытия,

использования

потенциальных

способностей и возможностей человека;

2. Понятие «воспитание» употребляется в другом контексте, который не менее важен, чем

первый, а именно в контексте социальной деятельности государства и общества.

Таким образом, можно выделить два основных подхода к воспитанию ценностных

ориентаций личности обучающегося.

В первом случае – антропологическом, когда идеал ценностных ориентаций личности

заимствуется из философской концепции человека и его пытаются осуществить в

различных педагогических системах .

Во втором подходе – социологическом – понятие «воспитание ценностной ориентации

личности» рассматривается с позиций её социальных функций в обществе.

Современное воспитание должно быть ориентировано на систематическое пользование

учащимися

всеми

усваиваемыми

знаниями.

Эмоционально

благоприятный

фон,

сопровождающий

соответствующие

проявления

человеком

себя,

способствует

внутреннему приятию ценностей. Тогда-то они и становятся личными.

Личные ценности человека в процессах его жизнедеятельности тем или иным способом

трансформируется из социальных. Человек не только усваивает идеализированные

социальные

ценности,

но

и

предпринимает

попытки

руководствоваться

ими

в

созидательных аспектах своей жизнедеятельности .

Ценность

человека

как

идеализированная

социальная

категория

может

трансформироваться в личную ценностную ориентацию. В гуманном ориентированном

воспитании каждый участник этого процесса должен постоянно чувствовать ценностное

отношение к нему. Оно проявляется и в доверии, и в требовательности, и во всемирной

поддержке творческих начинаний социально ориентированного и лично востребованного

планов.

С позиций понимания сущности нравственности подлинно нравственен не тот, кто не

переступает официальных норм морали, а тот, кто верен нравственным принципам,

преодолевает ради их утверждения самого себя и внешние препятствия. Благодаря

личностно-характерологическим свойствам нравственность в человеке формируется как

его собственный, индивидуальный нрав, как внутренний сплав нравственных

принципов и черт характера, потребностей, интересов, мотивов, целей.

Развернутая характеристика целостной личности как идеала развития ценностных

ориентаций.

Личность становится целостной, цельной, если человек проявляется всесторонне,

соединяя в себе одновременно развитое духовно-нравственное гуманистическое начало,

черты конкретно-исторического бытия и яркое психофизиологическое своеобразие.

Цельная личность внутренне нравственно свободна и ответственна .

В современной культуре важнейшую роль для воспитания личности играю те сферы,

которые связаны с её смысловым ценностным самоопределением.

Воспитательные

отношения

ценностно-смыслового

равенства

субъектов

воспитательного процесса - принцип, условия, предпосылка, всяких иных отношений

между субъектами.

Каждый субъект имеет право на собственное представление о ценностях бытия, в своем

предназначении,

смысле

жизни,

её

целей,

способах

и

путях

самореализации.

Воспитательные отношения – это отношения диалогические, что предполагает диалог не

только как акт коммуникации, имеющие начало и конец, но и, главным образом, диалог

как способ события.

Определение воспитательного процесса, направленного на формирование ценностных

ориентаций

личности:

это

система,

элементами

которой

являются

воспитатели,

воспитанники, родители, учредители и другие возможные субъекты отношений и связей, а

структурой – спонтанно организованные и ценностно-ориентированные на основе

конвенциальных смыслов, ценностей, целей субъект - субъектные отношения и связи,

имеющие характер диалогической самореализации, взаимопонимания и ценностно-

смыслового равенства субъектов.

Развитие ценностных ориентаций личности представляет собой сложный

противоречивый процесс: с одной стороны, это расширение «пространства» её внутренней

свободы, духовной активности, развитии способностей, в увеличении количества сфер

приложения творческих сил. С другой стороны, такое «расширение» пространства

внутренней свободы сопряжено с интимным процессом формирования «внутренних

опор», ориентиров порождение собственных смыслов, что проявляется в возрастающем

значении в жизни человека ответственности, чувство долга.

Список источников:

1. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Наука, 2021. –

333 с.

2. Михальцова, Л. Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-

педагогических

исследованиях // Педагогическое образование и наука. – 2019. - №5. –С. 30.

3. Тырнова, О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник

Московского

государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова // Педагогика и

психология. – 2020.

- № 3. – С. 71.



В раздел образования