Напоминание

Организация развивающей предметно пространственной среды в младшем дошкольном возрасте


Автор: Пахомова Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация развивающей предметно пространственной среды в младшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация развивающей предметно пространственной среды в младшем

дошкольном возрасте

Одно

из

важных

условий

воспитательно-образовательной

работы

в

дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно

пространственной

среды.

Правильно

организованная

развивающая

среда

позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и

способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками,

понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе

развивающего обучения.

Развивающая

предметная

среда

является

основным

средством

формирования личности ребенка и является источником его знаний и

социального опыта.

Среда,

окружающая

детей

в

детском

саду,

должна

обеспечивать

безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию

организма каждого их них.

Организация

предметно-развивающей

среды

в

детском

саду

несет

эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у

детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов,

людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов,

разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста

детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими

психолого-педагогическими характеристиками.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы

опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе

созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом.

Также есть уголок уединения, что даёт ребёнку чувство психологической

защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду

такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую,

двигательную и иную активность детей.

Содержание

предметно-развивающей

среды

соответствует

интересам

мальчиков и девочек,

периодически изменяется,

варьируется,

постоянно

обогащается.

Функции предметно-развевающей среды в младшей группе:

Познавательная

удовлетворяет

потребность

ребенка

в

освоении

окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку

познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает

двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует

саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-

микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать

роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование

коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих

способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель

для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин»,

«Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др.; куклы; игрушечные дикие

и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и

фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы,

сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы;

одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре

«Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их

предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся

действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную

жизнь.

Центр природы:

Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать

любовь и бережное отношение к природе.

Центр физической культуры:

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,

стимулировать

желание

детей

заниматься

двигательной

деятельностью.

Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление

мышц

нижних

и

верхних

конечностей,

профилактика

плоскостопия;

профилактика

простудных

заболеваний;

укрепление

мышц

спинного

позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: коврики, дорожки

массажные,

со

следочками

(для

профилактики

плоскостопия);

палки

гимнастические; мячи; обручи; скакалки; кегли; кубы; шары, платочки, шнур

длинный и короткий; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки;

атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации

предметно – развивающей среды.

Центр изобразительного искусства:

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный

отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов

окружающей действительности.

Оборудование и материалы, которые есть в уголке: наборы цветных

карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель;

цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и толстые; баночки для

промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты

по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования

фломастером и мелом, трафареты для пластилинографии, водные и обычные

раскраски, клей ПВА, всевозможные фигурки для аппликации.

Музыкально – театральный центр:

Задачи:

Развитие

слухового

восприятия

и

внимания;

формирование

исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных

произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых

коробочек;

звучащие

игрушки,

контрастные

по

тембру

и

характеру

звукоизвлечения

(колокольчики,

бубен,

дудочки,

металлофон,

барабан,

резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры;

театр настольный, театр теней, фланелеграф, небольшая ширма и наборы кукол

(пальчиковых, плоскостных и др.) маски, шапочки, для постановки сказок,

самодельные костюмы.

Дети

в

восторге

от

нашего

музыкально

театрального

центра.

Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и

развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить

малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям

расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Книжный центр:

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой;

Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг,

стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-

малышки,

книжки-игрушки;

альбомы

для

рассматривания:

«Профессии»,

«Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей

группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и

речевому развитию и т. д.

В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже

знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в

уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания

в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки

самостоятельного

общения

с

книгой:

знакомлю

с

уголком

книги,

его

устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги

чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать

для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши

любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь

у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Центр «Уединения»

Задачи: выполняет успокаивающую и расслабляющую функцию. Ребенок

может отдохнуть, побыть наедине с собой, поиграть в дидактические игры,

посмотреть книжку или просто помечтать. снижение уровня тревожности,

психологического напряжения, повышение настроения.

Материалы и оборудования: зеркало, игры «Эмоции», «Мое настроение»

семейные фотоальбомы, мягкие игрушки, игрушки сделанные своими руками,

камушки.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу

найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться

взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их

чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-развивающая

среда

группы

максимально

приближена

к

интересам и потребностям каждого дошкольника. Мы старались, чтобы ребенок

имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и

учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы

условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений,

в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Предметно

пространственная

среда

группы

создает

комфортное

настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.



В раздел образования