Автор: Пахомова Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация развивающей предметно пространственной среды в младшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Организация развивающей предметно пространственной среды в младшем
дошкольном возрасте
Одно
из
важных
условий
воспитательно-образовательной
работы
в
дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно
пространственной
среды.
Правильно
организованная
развивающая
среда
позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и
способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками,
понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе
развивающего обучения.
Развивающая
предметная
среда
является
основным
средством
формирования личности ребенка и является источником его знаний и
социального опыта.
Среда,
окружающая
детей
в
детском
саду,
должна
обеспечивать
безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию
организма каждого их них.
Организация
предметно-развивающей
среды
в
детском
саду
несет
эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у
детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов,
людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов,
разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста
детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими
психолого-педагогическими характеристиками.
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы
опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе
созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом.
Также есть уголок уединения, что даёт ребёнку чувство психологической
защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду
такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую,
двигательную и иную активность детей.
Содержание
предметно-развивающей
среды
соответствует
интересам
мальчиков и девочек,
периодически изменяется,
варьируется,
постоянно
обогащается.
Функции предметно-развевающей среды в младшей группе:
Познавательная
–
удовлетворяет
потребность
ребенка
в
освоении
окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку
познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает
двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует
саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-
микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать
роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование
коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих
способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель
для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин»,
«Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др.; куклы; игрушечные дикие
и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и
фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы,
сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы;
одежда для ряжения.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре
«Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их
предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся
действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную
жизнь.
Центр природы:
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать
любовь и бережное отношение к природе.
Центр физической культуры:
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,
стимулировать
желание
детей
заниматься
двигательной
деятельностью.
Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление
мышц
нижних
и
верхних
конечностей,
профилактика
плоскостопия;
профилактика
простудных
заболеваний;
укрепление
мышц
спинного
позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: коврики, дорожки
массажные,
со
следочками
(для
профилактики
плоскостопия);
палки
гимнастические; мячи; обручи; скакалки; кегли; кубы; шары, платочки, шнур
длинный и короткий; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки;
атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Потребность в движении является важной задачей при организации
предметно – развивающей среды.
Центр изобразительного искусства:
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный
отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов
окружающей действительности.
Оборудование и материалы, которые есть в уголке: наборы цветных
карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель;
цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и толстые; баночки для
промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты
по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования
фломастером и мелом, трафареты для пластилинографии, водные и обычные
раскраски, клей ПВА, всевозможные фигурки для аппликации.
Музыкально – театральный центр:
Задачи:
Развитие
слухового
восприятия
и
внимания;
формирование
исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных
произведений.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых
коробочек;
звучащие
игрушки,
контрастные
по
тембру
и
характеру
звукоизвлечения
(колокольчики,
бубен,
дудочки,
металлофон,
барабан,
резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры;
театр настольный, театр теней, фланелеграф, небольшая ширма и наборы кукол
(пальчиковых, плоскостных и др.) маски, шапочки, для постановки сказок,
самодельные костюмы.
Дети
в
восторге
от
нашего
музыкально
–
театрального
центра.
Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и
развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить
малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям
расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Книжный центр:
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой;
Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг,
стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-
малышки,
книжки-игрушки;
альбомы
для
рассматривания:
«Профессии»,
«Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей
группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и
речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже
знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в
уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания
в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки
самостоятельного
общения
с
книгой:
знакомлю
с
уголком
книги,
его
устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги
чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать
для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши
любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь
у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.
Центр «Уединения»
Задачи: выполняет успокаивающую и расслабляющую функцию. Ребенок
может отдохнуть, побыть наедине с собой, поиграть в дидактические игры,
посмотреть книжку или просто помечтать. снижение уровня тревожности,
психологического напряжения, повышение настроения.
Материалы и оборудования: зеркало, игры «Эмоции», «Мое настроение»
семейные фотоальбомы, мягкие игрушки, игрушки сделанные своими руками,
камушки.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу
найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их
чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Предметно-развивающая
среда
группы
максимально
приближена
к
интересам и потребностям каждого дошкольника. Мы старались, чтобы ребенок
имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.
В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и
учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы
условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений,
в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.
Предметно
–
пространственная
среда
группы
создает
комфортное
настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.