Напоминание

" Эрзяночка"


Автор: Степакина Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Холстовская средняя школа Павловский район Ульяновская область
Населённый пункт: с Холстовка
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности по родному ( эрзянскому) языку в 5-9 классах
Тема: " Эрзяночка"
Раздел: среднее образование





Назад




Анно

т

а

ц

ия к п

р

о

гр

а

мм

е

в

неу

р

оч

н

о

й

дея

т

е

л

ь

н

ос

ти

«

Эр

зя

н

оч

к

а» 5-9

кл

асс

Д

ан

н

ая

рабочая

п

ро

г

рамма

ориен

т

ирована

на

обуча

ющ

ихся

5-9

класса

и

реа

лиз

уется

н

а ос

н

ове следующ

и

х докумен

т

ов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от

29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего

образования,

утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №

1897 (с изменениями и

дополнениями).

3. Основная образовательная программа ООО МБОУ Холстовской СШ (приказ №119 -

ОД от

31.08.2023г)

4. Устав МБОУ Холстовской СШ (утвержденный постановлением Администрации

МО

«Павловский район» №805 от 08.12.2015г. (с изменениями и дополнениями).

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022г №858 «Об

утверждении

федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации

имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,

основного общего, среднего

общего образования организациями, осуществляющими образовательную

деятельность и установления

предельного срока использования исключенных учебников (с изменениями и

дополнениями ПРИКАЗ Минпросвещения №556 от21.07.2023).

- авторская

п

ро

г

рамма

общеоб

р

а

з

ова

т

ел

ь

ных учреждений по мордовскому я

з

ыку 5

-

11

к

л

ассы

(авторы:

Д.В.

Цы

г

а

н

к

и

н,

В.П.

Цыпкайкина).

Саранск,

М

ордовское

к

ни

ж

н

ое

из

дате

л

ьство, 2017

г

Рабоча

я

пр

о

гр

а

мм

а сос

т

ои

т

из с

л

еду

ющи

х

р

азде

л

ов:

1.П

л

а

ни

руемые результаты освоения обуча

ющ

имися

п

ро

г

раммы в

н

еуроч

н

о

й

деятель

н

ос

т

и

2.Содержа

ни

е курса

п

ро

г

раммы

в

неурочной дея

т

ел

ь

нос

т

и

3.Темат

и

ческое

п

ла

ни

рова

ни

е

. Мес

т

о

пр

ед

м

е

т

а

в

учебно

м

п

л

а

н

е:

Со

гл

ас

н

о учеб

н

ому

п

ла

н

у

н

а

и

зучение курса о

т

води

т

ся 1 ч. в недел

ю

, всего 34 ч.

Це

ль

п

ро

г

раммы: вос

пи

тание

уважи

т

ел

ь

ного

и

бережного

о

т

но

ш

ение

к

род

н

о

й

ли

тературе как вел

и

ча

й

ше

й

духовной, нравс

т

венной и куль

т

урной ценнос

т

и русско

г

о

н

арода.

Зад

а

ч

и

:

2. Цель изучения п

р

ед

м

е

т

а

-

п

о

ни

ма

ни

е мордовско

г

о (род

н

ого) я

з

ыка как одной и

з

основных национал

ь

но-

ку

л

ьтур

н

ых

ц

е

нн

осте

й

н

арода, его

з

начения в процессе получения обра

з

ования;

- ра

з

в

и

т

и

е

п

оз

н

аватель

н

ых

ин

тересов, ин

т

еллек

т

уал

ь

ных и

т

ворческих способнос

т

е

й

,

самостоятель

н

ост

и

в

п

р

и

обрете

н

ии новых

з

наний;

- обо

г

аще

ни

е словар

н

о

г

о за

п

аса

и

усвоение грамма

т

ических средс

т

в для свободного

выражен

и

я мысле

й

и

чувств в

п

роцессе речевого об

щ

ения;

-

п

р

и

ме

н

е

ни

е

п

р

и

обретё

нн

ых з

н

аний, умений, навыков в повседневной жи

з

ни при

в

з

а

и

моде

й

ств

ии

с окружающ

и

м

и

л

ю

д

ь

ми в процессе речевого об

щ

ения, совмес

т

ного

вы

п

о

лн

е

ни

я како

й

и

бо задач

и

.

3. Содержа

ни

е

п

ро

г

раммы:

-

п

овторе

ни

е матер

и

ала

п

о морфологии, лексике, словообра

з

овани

ю

- ра

з

в

и

т

и

е реч

и

; овладе

ни

е разл

и

чными

т

ипами речи и с

т

илями ли

т

ера

т

урного я

з

ыка.

4.Ос

н

овные образователь

н

ые технологии: -информационно-коммуника

т

ивные; -

п

роб

л

ем

н

ое обуче

ни

е; -

п

роект

н

ые; -групповые и др.

5.Требо

в

а

ни

я к результатам освоения программы.

В ре

з

у

л

ьтате

и

зуче

ни

я

п

ро

г

раммы обуча

ющ

ийся должен

з

на

ть

/понима

ть

:

- ос

н

ов

н

ые

п

р

и

з

н

ак

и

текста, в

и

ды свя

з

и в нём,

- ос

н

ов

н

ые

п

р

и

з

н

ак

и

, в

и

ды д

и

алога и правила пос

т

ановки

з

наков препинания при нём;

Уметь:

п

о

зн

авать языковые ед

иниц

ы; - анали

з

ирова

т

ь и со

з

дава

т

ь словосоче

т

ания и

п

ред

л

оже

ни

я,

п

еревод

и

ть

н

ебольш

и

е

п

о об

ъ

ёму

т

екс

т

ы.

М

у

ницип

аль

н

ое бюдже

т

ное об

щ

еобра

з

ова

т

ельное учреждение

Холс

т

овская средняя

ш

кола

«РАССМОТРЕНО»

н

а

з

аседа

нии

ПТГ

уч

и

те

л

е

й

- предмет

ни

ков

«СО

Г

ЛАСОВАНО»

Замес

т

и

т

ел

ь

дирек

т

ора по

УВ

Р

«УТВЕРЖДАЮ»

Д

ирек

т

о

р

муниципал

ь

ного б

ю

джет

н

о

г

о

об

щ

еобра

з

ова

т

е

льн

о

г

о

учреждения

Холс

т

овской средне

й

ш

ко

л

ы

_______

_

/

А.Н.Пуцков

/

П

р

отокол

1

от _29.08__2023

г

__________ /

Д

.Ю.Каргин/

_ протокол №1

от29.08.2023г

_________ / Н.С.Бара

н

ова./

Прика

з

121-ОД____

о

т

_31.08. 2023

г

Р

А

БОЧАЯ ПРО

Г

РАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«

Эр

зя

н

оч

к

а»

У

р

о

в

ень, к

л

асс, учеб

н

ы

й

г

од: ООО,5- 9 класс 2023-2024уч.год

Нап

р

а

вл

ение

р

аз

в

и

т

ия

ли

ч

н

ос

ти

обуча

ющи

хся: духовно-нравс

т

венное

С

р

ок

р

еа

ли

за

ции

пр

о

гр

а

мм

ы: 1 год

Р

а

з

работа

н

а уч

и

телем Сте

п

ак

ин

ой Т.

М

.

село Холс

т

овка

2023

П

л

ани

р

уе

м

ые

р

езу

л

ь

т

а

т

ы освое

ни

я обуча

ющими

ся

п

р

о

гр

а

мм

ы в

н

еу

р

оч

н

о

й

дея

т

е

л

ь

н

ос

ти

Личностные

р

езу

л

ь

т

а

т

ы ос

в

оен

и

я

пр

о

гр

а

мм

ы

к

у

р

са.

На

ли

ч

и

е мот

и

ва

ции

к береж

н

ому о

т

но

ш

ени

ю

к ма

т

ериал

ь

ным и духовным ценностям.

Р

а

з

в

и

т

и

е

н

авыков сотруд

ни

чества со в

з

рослыми и сверс

т

никами в ра

з

ных социаль

н

ых

с

и

туа

ци

ях, уме

ни

я

н

е создавать конфлик

т

ов и находи

т

ь выходы и

з

спорных си

т

уа

ций

.

Р

а

з

в

и

т

и

е

э

т

и

ческ

и

х чувств, доброжела

т

ел

ь

нос

т

и и эмоционал

ь

но-нравс

т

венной

от

з

ывч

ив

ост

и

,

п

о

ни

ма

ни

я

и

со

п

е

р

еживания чувс

т

вам других л

ю

дей.

Форм

и

рова

ни

е

э

стет

и

ческ

и

х

п

отребнос

т

ей, ценнос

т

ей и чувс

т

в.

Уме

ни

е

в

ыражать сво

и

чувства, о

т

но

ш

ение к своему геро

ю

.

Р

а

з

в

и

т

и

е самостоятель

н

ост

и

и

личной о

т

ве

т

с

т

веннос

т

и

з

а свои пос

т

упки, в

т

ом чис

л

е в

ин

форма

ци

о

нн

о

й

деятель

н

ост

и

, на основе предс

т

авлений о нравс

т

венных нормах,

со

ци

а

л

ьно

й

с

п

раведл

и

вост

и

и

свободе.

Нако

пл

е

ни

е л

и

ч

н

о

г

о о

п

ыта обще

н

ия в боль

ш

их и малых группах сверс

т

ников.

Ме

т

ап

р

ед

м

е

т

ные

р

езу

л

ь

т

а

т

ы освое

ни

я

пр

о

гр

а

мм

ы

к

у

р

са.

Ов

л

аден

и

е с

п

особ

н

остью

п

р

ини

ма

т

ь и сохраня

ть

цели и

з

адачи учебной дея

т

ел

ь

ност

и

,

п

о

и

ска средств её осуществле

ни

я.

Г

отов

н

ость школь

ни

ка к

и

зуче

нию

ра

з

личных куль

т

ур с цел

ью

комфор

т

ного

су

щ

ествова

ни

я в

п

ол

иэ

т

ни

ческо

й

среде, к преодолени

ю

у

з

ос

т

и круго

з

ора, к пос

т

иже

нию

в

з

а

и

мовл

и

я

ни

я

н

ародов.

Освое

ни

е с

п

особов реше

ни

я

п

роблем

т

ворческого и поискового харак

т

ера.

Форм

и

рова

ни

е уме

ни

я

п

ла

ни

рова

т

ь, кон

т

ролирова

ть

и оценива

т

ь учебные дейс

т

вия в

соответств

ии

с

п

оставле

нн

о

й

задачей и условиями её реали

з

ации; определя

т

ь наибо

л

ее

эффектив

н

ые с

п

особы дост

и

же

ни

я ре

з

уль

т

а

т

а.

Г

отов

н

ость слушать собесед

ни

ка и вес

т

и диалог; го

т

овнос

т

ь при

з

нава

ть

во

з

можност

ь

су

щ

ествова

ни

я разл

и

ч

н

ых точек зрения и права каждого име

т

ь сво

ю

т

очку

з

рения и

о

ц

е

н

ку событ

ий

.

О

п

реде

л

е

ни

е обще

й

ц

ел

и

и

п

уте

й

её дос

т

ижения; умение договарива

ть

ся о распреде

л

е

нии

фу

н

к

ци

й

и

роле

й

в совмест

н

о

й

дея

т

ельнос

т

и; осу

щ

ес

т

вля

ть

в

з

аимный кон

т

роль в

совмест

н

о

й

деятель

н

ост

и

, адеква

т

но оценива

т

ь собс

т

венное поведение и поведение

окружающ

и

х.

Вос

пи

та

ни

я тер

пи

мост

и

,

п

о

ни

ма

н

ия, уважения к другим кул

ьт

урам, о

т

личным о

т

собстве

нн

о

й

.

Р

а

з

в

и

т

и

е реч

и

,

ин

теллектуаль

н

ых, по

з

нава

т

ел

ь

ных способнос

т

ей.

По

н

ят

и

е

и

п

р

ин

ят

и

е разл

и

ч

ий

и

сходных чер

т

куль

т

ур своего и других народов.

П

р

ед

м

е

т

ные

р

езу

л

ь

т

а

т

ы ос

в

ое

ни

я

пр

о

гр

а

мм

ы

к

у

р

са.

О

зн

акомле

ни

е с

и

стор

и

е

й

, уклад

о

м жи

з

ни мордовского народа, с его

т

ворчес

т

вом ,

трад

ици

ям

и

, обычаям

и

, с м

н

о

г

ообра

з

ием национал

ь

ных кос

тю

мов, многоцве

ть

ем у

з

оров

н

а

ци

о

н

аль

н

о

й

выш

и

вк

и

.

О

зн

акомле

ни

е с фольклором, л

ит

ера

т

урными прои

з

ведениями мордовских писа

т

е

л

е

й

.

Ов

л

аден

и

е

ин

форма

ци

е

й

о

н

а

ци

онал

ь

ном э

т

ике

т

е народа.

Пр

и

об

щ

е

ни

е к культуре разл

и

ч

н

ых народов, понимание, осо

з

нание я

з

ыковых

особе

нн

осте

й

, с

и

стемы

ц

е

нн

осте

й

, норм.

Форм

и

рова

ни

е

ин

тереса к театральному искусс

т

ву, му

з

ыке, поэ

з

ии.

В резу

ль

тате

из

учен

ия

э

р

зя

нского фольклора обучающ

ий

с

я

д

олжен

з

нать:

з

наче

ни

е терм

ин

а «фольклор»;

виды фольклор

н

ых жа

н

ро

в

;

н

азва

ни

я обрядовых

п

раздников;

о

т

л

и

ч

и

тель

н

ые особе

нн

ости русского, мок

ш

анского, эр

з

янского национальных

костюмов;

разл

и

ч

н

ые в

и

ды

н

арод

н

ых промыслов мордвы;

разл

и

ч

н

ые в

и

ды мордовского народного искусс

т

ва;

фольклор

н

ые трад

иции

в мордовской ли

т

ера

т

уре

В резу

ль

тате

из

учен

ия

э

р

зя

нского фольклора обучающ

ий

с

я

д

олжен уметь:

п

ользоваться краеведческ

о

й и искусс

т

воведческой ли

т

ера

т

урой;

и

с

п

ол

н

ять

н

арод

н

ые (русские, мордовские) песни;

разл

и

чать

н

а

ци

о

н

аль

н

ы

й

орнамен

т

кос

тю

ма

н

аход

и

ть черты сходства и ра

з

личия в му

з

ыкал

ь

ных прои

з

ведениях ра

з

ных жа

н

ров.

Соде

рж

ание ку

р

с

а

пр

о

гр

а

мм

ы в

н

еу

р

оч

н

о

й

дея

т

е

л

ь

н

ос

ти

Р

аздел

п

ро

г

раммы

1

Фо

л

ьк

л

о

р

. (2 ч.)

З

н

акомство с мордовск

и

м фол

ь

клором.

Д

а

ть

п

редставле

ни

е о мордовской куль

т

уре.

О

т

раз

и

ть

н

а

ци

о

н

аль

н

ые особеннос

т

и

мировоззре

ни

я, характера мордвы, ее

трад

иции

,

и

стор

и

ю, быт.

Ф

ольклор мордвы

б

ог

ат, высокохудожестве

н

ен, имее

т

сво

ю

с

п

е

ци

ф

и

ку, которая заключае

т

ся в его

бытова

нии

н

а двух языках: мок

ш

анском и

эрзя

н

ском. Особе

нн

остью мордовского

уст

н

о

г

о

н

арод

н

о

г

о творчес

т

ва являе

т

ся и

т

о,

что

п

роза

и

ческ

и

е

п

ро

и

зведения (ска

з

ки,

п

реда

ни

я, ле

г

е

н

ды) мо

г

ут име

ть

и свои

п

есе

нн

ые

п

араллел

и

:

п

ес

н

и-ска

з

ки, песни-

п

реда

ни

я

и

т.д.

2

Мо

р

д

в

а- д

р

е

в

нейший на

р

од (3 ч.)

Количес

т

во

часов

2

3

Формы и в

и

ды

организа

ции

внеуроч

н

о

й

дея

т

ел

н

ост

и

Беседа,

дискуссия,

прак

т

икум.

По

з

нава

т

е

льн

ая

дея

т

ель

н

ост

ь

Прак

т

икум,

Мо

рдва от

н

ос

и

тся к так

н

азываемым

би

н

ар

н

ым

э

т

н

осам –

н

арод сос

т

ои

т

и

з

двух

ос

н

ов

н

ых

э

т

ни

ческ

и

х

г

ру

пп

, говоря

щ

их на

б

ли

зк

и

х,

н

о

п

о л

инг

в

и

ст

и

ческой

класс

и

ф

и

ка

ции

раз

н

ых языках.

М

ордва-м

о

кша

п

рож

и

вает в ос

н

ов

н

ом в

з

ападных и

ю

ж

н

ых

ра

й

о

н

ах рес

п

убл

и

к

и

, мордва-эр

з

я – в

восточ

н

ых

и

северо-восточ

н

ых. Кроме

т

ого

выделяется еще тр

и

н

еболь

ш

ие

этно

г

раф

и

ческ

и

е

г

ру

пп

ы мордовского э

т

носа

ш

окша,

и

л

и

те

н

ь

г

ушеевская мордва, кара

т

аи

и

терюха

н

е.

Числе

нн

ость мордвы соста

в

ляе

т

около

милл

и

о

н

а. О

н

а

п

рож

и

вает в ра

з

ных облас

т

ях

Ро

сс

ий

ско

й

Ф

едера

ции

, а также

з

а рубежом. В

п

ереч

н

е

н

ародов

Р

осс

ии

мордва по

числе

нн

ост

и

за

ни

мает 7 мес

т

о (впереди

р

у

сск

и

е, татары, укра

инц

ы, чува

ш

и, ба

ш

киры,

белорусы).

Мо

рдовск

ий

н

арод свое

й

в

о

лей во

ш

ёл в

состав

Р

усско

г

о

г

осударст

в

а. Е

щ

ё до начала

Вел

и

ко

й

Октябрьско

й

со

ц

иалис

т

ической

револю

ции

н

арод кре

п

ко с

в

я

з

ал сво

ю

жи

з

н

ь

с

р

у

сск

и

м

н

ародом. Ещё в 1

8

веке передовые

р

у

сск

и

е учё

н

ые хотел

и

н

ача

т

ь обуча

ть

п

редстав

и

теле

й

мордовского народа грамо

т

е,

чтобы у мордвы был

и

сво

и

грамо

т

ные л

ю

ди,

чтобы росла

и

кре

п

ла дружба с другими

н

ародам

и

пре

з

ен

т

ац

и

я,

лекция.

Проблемно –

ценнос

т

ное

об

щ

ение

3

В

и

ды посе

л

ений и

ж

и

л

и

щ

м

о

р

двы. (2 ч.)

В мордовск

и

х языках отсу

т

с

т

вуе

т

слово

семья в совреме

нн

ом е

г

о з

н

ачении. В

обыде

нн

ом у

п

отребле

нии

эт

ому поня

т

и

ю

соответствует слово куд(о) – дом.

В

н

арод

н

о

й

трад

иции

дом воспринимае

т

ся не

то

л

ько как ж

и

л

и

ще

и

л

и

весь двор, но и как

сообщество, об

ъ

ед

ин

яющее л

ю

дей по

р

о

дстве

нн

ому

п

р

и

з

н

аку. Е

г

о членами

обязатель

н

о являются роди

т

ели и все их де

т

и.

В трад

ици

о

нн

ом быту, как правило, сем

ь

я

н

а

з

ывалась

и

ме

н

ем

п

редка или его

п

розв

и

щем, которое

п

ередавалос

ь

и

з

п

околе

ни

я в

п

околе

ни

е. В ряде мес

т

данный

обыча

й

сохра

н

яется

и

п

о

н

ыне.

4

Ре

л

и

г

иозные п

р

едс

т

а

вл

е

ни

я

м

о

р

двы

( 3 ч.)

П

ри

оз

н

акомле

нии

с рел

иг

ио

з

ными

верова

ни

ям

и

мордвы

п

режде всего обра

щ

ае

т

н

а себя в

ни

ма

ни

е большое количес

т

во

же

н

ск

и

х божеств: леса –В

и

рява,

з

емли –

Мо

дава, воды – Ведява

и

др.

2

М

ас

т

ер –класс,

ра

з

рабо

т

ка

проек

т

ов.

Соревнова

ни

я.

По

з

нава

т

ел

ьн

ая

дея

т

ел

ь

ност

ь

3

Конкурсы.

КВНы,

круглый с

т

о

л

Сч

и

талось, что бо

ги

мо

г

ут

н

адела

т

ь много

бед

и

н

е

п

р

и

ят

н

осте

й

, есл

и

вовремя не

ум

и

лост

и

в

и

ть,

н

е задобр

и

ть их, поэ

т

ому в

честь божеств

н

а

п

ред

п

ола

г

аемых мес

т

ах

об

и

та

ни

я, т.е. в лесах,

н

а

п

олях, у рек, в

ж

и

л

и

щах, хозя

й

стве

нн

ых

п

ос

т

ройках,

устра

и

вал

и

сь моле

ни

я (озкс

т

), на ко

т

орых

п

ро

и

з

н

ос

и

л

и

сь мол

и

твы (о

з

нома

т

) и

совершал

и

сь жертво

п

р

ин

о

ш

ения.

Кажды

й

п

разд

ни

к со

п

ровождался

ц

е

л

е

н

а

п

равле

нн

ым моле

ни

ем, с исполнением

того

и

л

и

ин

о

г

о ком

п

лекса магических

обрядов.

М

оле

н

ья мо

г

л

и

бы

т

ь об

щ

ес

т

-

ве

нн

ым

и

, т.е. устра

и

вал

и

сь всем селом, когда

и

мел

и

сь в в

и

ду

ин

тересы всей сельской

общ

ин

ы (вы

г

о

н

скота,

н

ачало пахо

т

ы, сева,

уборк

и

урожая

и

т.

п

.)

М

ас

т

ерская

По

з

нава

т

ел

ьн

ая

дея

т

ельност

ь

5

Мо

р

до

в

ский на

р

одный кос

тюм

(4 ч.)

Мо

рдовская

н

арод

н

ая одежда – наиболее

яркая

и

п

ол

н

о сохра

ни

вшаяся час

т

ь

х

у

дожестве

нн

о

г

о

н

аслед

и

я на

ш

их предков.

М

но

г

осостав

н

ая, с об

и

л

и

ем ра

з

личных

украше

ний

, раз

н

ообраз

и

ем вы

ш

ивки одежда

была

н

е

п

овтор

и

мо колор

и

тна и красочна.

Украшая одежду,

н

арод

н

ые мас

т

ерицы

векам

и

отб

и

рал

и

лучш

и

е у

з

оры орнамен

т

а,

н

есл

и

и

з

п

околе

ни

я в

п

око

л

ение

н

ац

и

о

н

аль

н

ое бо

г

атство вы

ш

ивальных

трад

иций

.

Колор

и

т

и

красоч

н

ость мо

р

довской вы

ш

ивки

С

т

ар

инн

ая мордовская вышивка укра

ш

ала в

ос

н

ов

н

ом

н

арод

н

ую одежду, особенно

п

разд

ни

ч

н

ую. О

н

а

п

о своему виду

н

апом

ин

ает ковёр,

и

бо бла

г

одаря пло

т

но

п

оложе

нн

ым стежкам фо

н

холс

т

а поч

т

и не

п

росвеч

и

вает, вы

п

ол

н

ялас

ь

в основном

ш

ерстя

н

ым

и

ни

ткам

и

, которые пряли сами

м

о

рдовк

и

и

з овечье

й

шерсти и красили их,

п

ользуясь раст

и

тель

н

ым

и

краси

т

елями,

дававш

и

м

и

ни

ткам

г

лубокие

т

она.

Р

ас

ц

ветка мордовско

й

вы

ш

ивки вкл

ю

чае

т

в

себя, в ос

н

ов

н

ом, четыре

цв

е

т

а: чёрный с

с

и

н

и

м отте

н

ком

и

тём

н

о-красный, как

ос

н

ов

н

ые то

н

а, жёлты

й

и

зелёный для

рас

ц

веч

и

ва

ни

я узора.

Характер выш

и

вк

и

мордо

в

ской женской

одежды отражает

п

р

и

з

н

ак

и

во

з

рас

т

а и

со

ци

аль

н

о

г

о

п

оложе

ни

я владел

ь

ца, о

т

личае

т

п

разд

ни

ч

н

ы

й

костюм от обыденного.

6

До

м

ашняя у

тв

а

р

ь (2 ч.)

4

Исследован

и

я

Проблемно

-

ценнос

т

ное

об

щ

ение

2

Прак

т

икум,

Сред

и

м

н

о

ги

х замечатель

н

ых и

з

обре

т

ений,

сдела

нн

ых человеком в древнос

т

и, особое

место за

ни

мает

г

л

ин

я

н

ая

п

осуда.

Д

рев

ни

е сосуды ле

пи

л

и

сь о

т

руки.

Г

о

н

чар

н

ы

й

кру

г

п

ояв

и

лся

г

ора

з

до по

з

же.

Обж

иг

г

л

ин

я

н

о

й

п

осуды

пр

ои

з

водился на

костре. Сосуды

и

мел

и

округлое или

удл

ин

ё

нн

ое д

ни

ще. Поверхнос

т

ь у них час

т

о

украшалась

п

рочерче

нн

ым

и

линиями,

отпечаткам

и

зубчато

г

о штампа,

раз

н

ообраз

н

ым

и

ямкам

и

. У ра

з

ных племен

был

и

сво

и

формы сосудов и особые у

з

оры на

сте

н

ках .

Среди многих

з

амечатель

н

ых

и

зобрете

ний

, сделанных

человеком в древ

н

ост

и

, особое мес

т

о

з

а

ни

мает

г

л

ин

я

н

ая

п

осуда.

Д

ревние сосуды

л

еп

и

л

и

сь от рук

и

. Го

н

чар

н

ый круг появился

г

ораздо

п

озже. Обж

иг

г

л

ин

яной посуды

п

ро

и

звод

и

лся

н

а костре. Сосуды имели

окру

г

лое

и

л

и

удл

ин

ё

нн

ое дни

щ

е.

П

о

верх

н

ость у

ни

х часто укра

ш

алась

п

рочерче

нн

ым

и

л

ини

ям

и

, о

т

печа

т

ками

з

убчато

г

о штам

п

а, раз

н

ообра

з

ными ямками. У

раз

н

ых

п

леме

н

был

и

сво

и

формы сосудов и

особые узоры

н

а сте

н

ках.

ре

ш

ение

т

ес

т

овых

з

адач

Проблемно

-

ценнос

т

ное

об

щ

ение

7

Се

м

ейно-об

р

ядо

в

ый фо

л

ь

кл

о

р

(4 ч.)

Семей

н

о-обрядо

вы

й фо

л

ьклор охва

т

ывае

т

гл

ав

н

ые моме

н

ты человеческой жи

з

ни:

р

о

жде

ни

е, брак,

п

охоро

н

ы. Наиболее бога

т

ым

является свадеб

н

ы

й

обряд.

С

в

адьба – од

н

о

и

з

н

а

и

более важных собы

т

ий

в ж

и

з

ни

семь

и

. Нач

ин

ался свадебный цикл со

сватовства – ладямо. Око

н

ча

т

ел

ь

но

п

росвата

нн

ым

и

сч

и

тал

и

сь молодые л

ю

ди

ли

шь

п

осле третье

г

о

э

та

п

а сва

т

овс

т

ва – чиямо

о

ко

н

чатель

н

ы

й

п

ро

п

о

й

.

П

осле него деву

ш

ка

п

ереставала ход

и

ть

н

а

п

ос

и

делки и начинала

г

о

т

ов

и

ть

п

одарк

и

к свадьбе.

8

Песенные

ж

ан

р

ы. (7 ч.)

Обрядо

вы

е пес

н

и.

М

ордовская обрядовая

п

о

э

з

и

я дел

и

тся

н

а кале

н

дарно-обрядову

ю

:

зи

м

ни

е святоч

н

ые

п

ес

ни

, колядки, песни в

дн

и

масле

ниц

ы, вел

и

ко

п

ос

т

ные песни, песни

верб

н

о

г

о воскресе

н

ья,

п

ес

н

и осеннего цикла и

семе

йн

о-обрядовую: свадебные песни

(

п

арявт

н

емат,

п

лач

и

,

п

р

и

ч

ит

ания,

вел

и

чаль

н

ые

п

ес

ни

, кор

и

льные песни,

диало

ги

ческ

и

е

п

р

иг

оворы, полус

т

ихо

т

ворные

4

М

ас

т

ер –класс,

ра

з

рабо

т

ка

проек

т

ов.

Соревнова

ни

я.

По

з

нава

т

ел

ьн

ая

дея

т

ел

ь

ност

ь

7

Конкурсы.

КВНы,

круглый с

т

о

л

и

м

п

ров

и

за

ции

),

п

охоро

нн

ые причи

т

ания.

Т

рудо

вы

е пес

н

и.

Истори

ч

еские пес

н

и. В мордовской

и

с

т

ор

и

ческо

й

п

ес

н

е мож

н

о выдели

т

ь

н

есколько

ци

клов:

п

ес

ни

о в

з

я

т

ии Ка

з

ани, о

вхожде

нии

мордвы в состав русского

г

осударства в

эп

оху Ива

н

а Гро

з

ного,

мно

г

оч

и

сле

нн

ые

п

ес

ни

о б

о

р

ь

бе народа с

ин

озем

н

ым

и

захватч

и

кам

и,

песни о

Р

а

з

ине,

п

ес

ни

о Пу

г

ачеве,

п

ес

ни

о кре

щ

ении мордвы,

п

ес

ни

о Павле I.

Лири

ч

еские пес

н

и.

М

ордовская лирическая

п

ес

н

я воз

ни

кла

н

а

н

а

ци

о

н

альной основе,

од

н

ако

н

а обо

г

аще

ни

е л

и

р

и

ческого

ре

п

ертуара замет

н

ое вл

и

я

ни

е ока

з

ало и ее

в

з

а

и

моде

й

ств

и

е с русско

й

п

есенной

культуро

й

.

Исходя

и

х

и

де

йн

о-темат

и

ческого принципа

м

о

рдовск

и

е л

и

р

и

ческ

и

е

п

есни деля

т

ся на

с

л

едующ

и

е

г

ру

пп

ы: о создании миро

з

дания и

тр

у

де, молодеж

и

и

любв

и

, семейной жи

з

ни,

бурлаках, рекрутч

ин

е

и

со

л

да

т

чине,

разбо

йни

ках,

п

ереселе

нц

ах и о

т

ходничес

т

ве и

п

ес

ни

со

ци

аль

н

о

г

о

п

ротеста.

Мифи

ч

еские пес

н

и. З

н

ач

и

тел

ь

ное мес

т

о в

м

о

рдовско

й

уст

н

о

й

п

о

э

з

ии

з

анима

ют

песни

мифоло

ги

ческо

г

о содержания – песни-мифы.

И

з

ч

и

сла

эпи

ческ

и

х

п

есе

н

мордовского

н

арода древ

н

е

й

ш

и

м

и

явля

ют

ся песни-мифы о

мирозда

нии

,

п

овествующ

и

е об обра

з

овании

Земл

и

.

В мордовском сказоч

н

о-м

и

фологическом

э

п

осе весьма ш

и

роко рас

п

рос

т

ранены песни,

п

овествующ

и

е также о земной деву

ш

ке

(

Ли

тове, Азравке,

Э

люве

и

т

. д.),

ста

н

овяще

й

ся же

н

ою сы

н

а Громовика –

Мо

л

нии

.

Частушки. Из всех жа

н

ров народно-

п

есе

нн

о

г

о

творчества в

н

аше время

н

аибольшее

рас

п

ростра

н

е

н

ие получила частушка. В

н

ароде

ее

н

азыва

ют

по-ра

з

ному (

ну

рька морот –

«коротк

и

е песни», сиде моро

т

– «частые

п

ес

ни

», кшт

и

ма моро

т

– «плясовые

п

ес

ни

»,

морама

н

ь кол

г

а моро

т

– «песни под

г

армо

н

ь»).

Пе

ни

е со

п

ровождае

т

ся игрой на музыкаль

н

ых

ин

струме

н

тах – гармонике, балала

й

ке,

ги

таре.

П

р

и

ч

ита

н

ия. Пр

и

ч

и

та

ни

я

э

т

о с

т

ихо

т

ворный

ли

р

и

ческ

ий

э

кс

п

ромт,

п

ро

н

икну

т

ый грус

т

ь

ю

,

тоско

й

и

г

лубок

и

м

и

раздум

ь

ями.

П

р

о

и

зведе

ни

я

э

то

г

о жа

н

ра

т

есно свя

з

аны с

бытом трудово

г

о

н

арода.

О

ни способны

М

ас

т

ерская

По

з

нава

т

ел

ьн

ая

дея

т

ельност

ь

вызвать чувства сострада

н

ия, л

ю

бви и гнева.

П

ри

ч

и

та

ни

я ор

г

а

ни

ческ

и

с

в

я

з

аны со

свадеб

н

ым

и

п

охоро

нн

ым обрядами и бы

т

у

ют

то

л

ько в

и

х рамках.

Ко

лы

бе

л

ь

ны

е пес

н

и. Колыбельные песни

м

о

рдовско

г

о

н

арода (

н

урсема моро

т

и

н

юряф

н

ема морот)

п

о свое

й

т

ема

т

ике име

ют

н

емало обще

г

о с русск

и

м

и

и неко

т

орыми

фи

нн

о-у

г

орск

и

м

и

текстами. Их поэ

т

ические

образы досту

пн

ы ребе

н

ку.

Эт

и песенки

зн

акомя ребе

н

ка с в

н

еш

н

ос

тью

, повадками

п

т

иц

и

ж

и

вот

н

ых. В

ни

х также

з

вучи

т

и

н

равоуче

ни

е («Баба

н

ть ульнесь

т

пруга

з

о» –

«Была у бабушк

и

коровушка», «К

з

р, к

з

р,

ка

т

о

н

я» – «

М

ур, мур, к

и

со

нь

ка»).

Х

о

ро

в

од

ны

е, и

г

ро

вы

е, п

л

ясов

ы

е пес

н

и.

9

Жан

р

ы на

р

одной п

р

озы. (4 ч.)

Миф

ы

. Исток

и

м

и

фоло

гии

мордвы (мок

ш

и и

эрз

и

) восходят к

эп

охе общнос

т

и финно-

у

г

орск

и

х

н

ародов (

п

р

и

мерно II – III

т

ыс. до

н

.

э

.). Представле

ни

я мордвы о мире,

Вселе

нн

о

й

во м

н

о

г

ом бл

и

зки предс

т

авлениям

б

о

льш

ин

ства

ин

доевро

п

е

й

ских и сибирских

н

ародов.

Р

яд вар

и

а

н

тов зафиксирован и в

мифах

э

т

н

о

г

раф

и

ческ

и

х

г

р

у

пп мордвы:

ш

окш

и

, терюха

н

, каратаев, су

щ

ес

т

венно

от

ли

чающ

и

хся дру

г

от дру

г

а в я

з

ыке, обрядах,

костюме

и

т.д. В трад

ици

онных мифах у эр

з

и

Верхов

н

ым Бо

г

ом – дем

и

ургом – являе

т

ся

Чи

п

аз (Бо

г

Сол

нц

а), у мокши – Шкай,

Шкабаваз (Бо

г

Време

ни

, Бог Солнца); у эр

з

и в

р

о

л

и

дем

и

ур

г

а

п

озд

н

ее ста

л

выс

т

упа

ть

сые

Чи

п

аза – Н

и

шке

п

аз.

Ска

з

ки. Сказк

и

в мордовском фол

ь

клоре –

од

ин

и

з самых рас

п

ростра

н

енных жанров.

Народ

н

ая сказка –

э

то

эпи

ческое ус

т

ное

х

у

дожестве

нн

ое

п

ро

и

зведе

н

ие,

п

ре

и

муществе

нн

о

п

роза

и

ческое, вол

ш

ебного,

ава

н

тюр

н

о

г

о

и

л

и

бытово

г

о харак

т

ера, с

уста

н

овко

й

н

а вымысел.

Сред

и

жа

н

ров

н

арод

н

о

й

п

ро

з

ы выделя

ют

ся

сказк

и

о ж

и

вот

н

ых, волшебно-фан

т

ас

т

ические

сказк

и

, бытовые сказк

и

.

Ле

г

е

н

д

ы

. Ле

г

е

н

да есть уст

н

ый

мифоло

ги

ческ

ий

и

л

и

фа

н

тас

т

ический расска

з

о каком-л

и

бо событ

ии

.

Р

аз

н

ородные и

срав

ни

тель

н

о

н

ем

н

о

г

оч

и

сленные мордовские

л

еге

н

ды мож

н

о с

г

ру

ппи

ро

в

а

т

ь в две основные

темат

и

ческ

и

е

г

ру

пп

ы: о со

т

ворении мира и

в

з

а

и

моот

н

оше

ни

ях божест

в

с л

ю

дьми; о

ж

и

вот

н

ых, расте

ни

ях

и

и

х свойс

т

вах.

4

Исследован

и

я

Проблемно

-

ценнос

т

ное

об

щ

ение

П

р

еда

н

ия. Преда

ни

е –

э

то со

з

данный ус

т

но,

и

меющ

ий

уста

н

овку

н

а дос

т

овернос

т

ь

э

пи

ческ

ий

п

роза

и

ческ

ий

расска

з

, основное

содержа

ни

е которо

г

о соста

в

ляе

т

описание

реаль

н

ых

и

л

и

в

п

ол

н

е возм

о

жных фак

т

ов.

Как

и

ле

г

е

н

ды,

п

реда

ни

я со

з

давалис

ь

с

уста

н

овко

й

н

а достовер

н

ос

ть

. О

т

личие их в

том, что взято в ос

н

ову

п

овес

т

вования –

де

й

ств

и

тель

н

ые

и

л

и

фа

н

тас

т

ические фак

т

ы –

и

как о

ни

и

зображаются в

п

редании или

л

еге

н

де. Для

п

реда

ний

мордвы, как и других

н

ародов, характер

н

ы следу

ющ

ие при

з

наки:

п

р

и

кре

п

ле

нн

ость к месту, объек

т

у; ус

т

ановка

н

а достовер

н

ость; ретрос

п

ек

т

ивнос

ть

.

Услов

н

о мож

н

о выдел

и

ть две боль

ш

ие

г

ру

пп

ы

п

реда

ний

:

и

стор

и

ческие

10

Де

т

ский фо

л

ьк

л

о

р

. (1 ч.)

Д

етск

ий

фольклор.

Э

рзя

н

ские и мок

ш

анские

н

арод

н

ые

иг

ры. З

н

акомство де

т

ей с

м

о

рдовск

и

м

и

н

арод

н

ым

и

и

грами.

Д

а

т

ь

ин

форма

ци

ю о

п

рошлом,

п

ереда

т

ь

т

радиции,

сво

й

стве

нн

ые ме

н

тал

и

тету народа,

соответствовать детско

й

п

рироде,

удовлетвор

и

ть

п

отреб

н

ост

и

ребенка в

п

оз

н

а

нии

окружающе

г

о м

и

ра, в двига

т

ел

ь

ной

и

умстве

нн

о

й

акт

и

в

н

ост

и

, ра

з

ви

т

ие

во

о

браже

ни

я

и

творческ

и

х наклоннос

т

ей

11

Фо

л

ьк

л

о

р

ные

тр

адиции в

м

о

р

довс

к

о

й

ли

т

е

р

а

т

у

р

е. (1 ч.)

Фольклор

н

ые трад

иции

в мордовской

ли

тературе. Повторе

ни

е

п

ройденного

матер

и

ала.

1

Прак

т

икум,

ре

ш

ение

т

ес

т

овых

з

адач

Проблемно

-

ценнос

т

ное

об

щ

ение

1

М

ас

т

ер –класс,

ра

з

рабо

т

ка

проек

т

ов.

Соревнова

ни

я.

По

з

нава

т

ел

ьн

ая

дея

т

ел

ь

ност

ь

Те

м

а

т

ическое п

л

ани

р

о

в

ание

з

а

н

ят

и

я

1.

2-3

4

Тема

з

аня

т

ия

Россия-

м

но

г

о

н

а

ци

о

н

а

л

ь

н

ая с

тр

а

н

а

М

ордва- древ

н

ей

ш

ий народ

Истор

и

я воз

ни

кновения

мордовско

г

о

н

арода.

Кол-во часов

1 ч.

2 ч.

5-6

В

и

ды

п

оселе

ний

и жили

щ

мордвы

2 ч.

7-8

З

н

акомство

с

мордовскими

писа

т

елями

и

2 ч

п

о

э

там

и

9

Р

ел

иги

оз

н

ые

п

редс

т

авления мордвы

1 ч.

12-13

М

ордовская кухня

14-15

М

ордовск

ий

н

ародный кос

тю

м

3 ч.

16-17

М

ордовск

и

е

н

ародные инс

т

румен

т

ы.

18-19

Трудолюб

и

е

и

мас

т

ерс

т

во мордовского народа

2 ч.

20-21

Домаш

н

яя утварь

22-24

Семе

йн

о-обрядовый фол

ь

клор

2ч.

25-27

Песе

нн

ые жа

н

ры

3ч.

28-30 Жа

н

ры

н

арод

н

ой про

з

ы

3 ч.

31

Детск

ий

фольклор

1 ч.

32-33

Ф

ольклор

н

ые традиции в ли

т

ера

т

уре 2 ч.

34

Э

кскурс

и

я в школ

ь

ный му

з

ей

1

Ито

г

о 34 ч.



В раздел образования