Автор: Сидорова Татьяна Дмитриевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №8
Населённый пункт: город Великие Луки, Псковской области
Наименование материала: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников»
Тема: «Организация образовательного процесса с дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности»
Раздел: дошкольное образование
«Организация образовательного процесса с дошкольниками по
формированию основ финансовой грамотности»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных
социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения
правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях,
самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более
организованно, разумно, интересно.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура дошкольника характеризуется наличием первичных
представлений об экономических категориях, интеллектуальных и
нравственных качествах. Без сформированных первичных экономических
представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Возникают вопросы: насколько важна эта «финансовая грамотность» в
дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей? Когда следует
начать знакомство с экономикой? И кто должен и может учить этому
направлению детей?
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с
деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и
других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом,
экономической информацией на житейском уровне.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он
узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена»,
«дорого», «дешево», «продать», «заработать». Таким образом формирование
полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного
возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить, основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Раннее
разумное экономическое воспитание служит основой правильного
миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с
окружающим миром.
Это направление в работе для нашего детского сада новое, поэтому мы с
коллегами и детьми находимся на первоначальном этапе - опыт работы
только накапливается и формируется. Начинали свою работу с повышение
компетенций педагогов по теме «Формирование основ финансовой
грамотности у дошкольников». Педагогический коллектив изучал различные
авторские программы, методические разработки, участвовал в вебинарах.
Программа Анны Демьяновны Шатовой «Тропинка в экономику» (конспекты
занятий для детей 5 – 7 лет) разработана для старшего дошкольного возраста,
очень содержательная. Есть и диагностика, и конспекты, семь сценариев –
развлечений. Затронуты очень актуальные для детей темы: деньги, реклама,
ценность товаров и услуг, как товары попадают к людям, сколько труда
вкладывается в изготовление товара.
На данный момент активно работаем с детьми старшего дошкольного
возраста. В это время главные детские черты – любопытство и
любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но
при этом – огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить
детей основам экономической грамотности.
Цель такой работы не только расширять экономический кругозор
дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как
трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь
дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь
упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство
достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс,
приносящий радость и удовлетворение.
Работая по данному направлению, мы пришли к выводу, что формирование
финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с
игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания,
овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное
содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у
дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом,
актуальность нашего опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить
детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать
интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления
об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Итак, первое, что мы делаем, это заинтересовываем детей. С помощью бесед
пытаемся донести до детей, что:
-деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Как люди
зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида
деятельности.
-объясняем, что сначала зарабатываем, а потом тратим.
-деньги любят счет, поэтому приучаем считать сдачу и вообще быстро и
внимательно считать.
-финансы нужно планировать.
И основное, что педагоги пытаются донести до детей, что не все покупается.
Главные ценности – жизнь, радость, дружбу, радость близких людей за
деньги не купишь.
Часто педагоги практикуют ситуативные беседы «Поведение в
общественных местах», «Что такое супермаркет», «Кто где работает?», в
ходе которых у детей формируются и закрепляются определенные
экономические представления. Например, детей заинтересовала история
появления денег. Старшим дошкольникам интересно узнать, что когда-то
давно люди обходились без денег, потому что каждая семья имела всё
необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но
со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься
только выращиванием зерна, вторые - шить одежду, третьи - строить дома и
т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить,
сколько же мешков зерна нужно отдать за корову. Так и придумали деньги.
Финансовое воспитание подразумевает не просто разговоры, но и реальные
действия. Сделать экономику понятной помогают дидактические игры.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Что можно купить за
деньги?», «Маленькие покупки», «Магазин», «Что такое бюджет семьи?»
уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических
явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и
навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить
какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что
жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и
как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если дети будут чётко
понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт
имеют стоимость, они быстрее осознают устройство взрослого мира.
Формирование основ финансовой грамотности через театрализованную
деятельность – доступное направление в любой дошкольной организации.
Используя театрализованные постановки для ознакомления детей с азами
экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные
представления, закреплять, обобщать и систематизировать их, погружаясь в
сказочную атмосферу дошкольник активизирует собственную деятельность,
легко и непринужденно осваивает необходимые знания и умения.
Основные достоинства театральных постановок – доступность содержания,
возможность обсуждения и короткая продолжительность, не позволяющая
нестойкому вниманию детей рассредоточиться. Формирование основ
финансовой грамотности происходит в процессе знакомства с
увлекательными историями и забавными сказочными героями. Театральные
постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают
развивать творческие способности, память, наблюдательность, внимание и
усидчивость, знакомят с азами финансовой грамотности. Погружаясь в
сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит основные понятия и
получит знания, которые станут основой для дальнейшего формирования его
финансовой культуры.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно – ролевые игры. Так, играя
в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводя трудовые процессы
взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно – ролевых
играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли –
продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В игровой
деятельности подводим детей к тому, что любой товар имеет свою цену.
Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при
проведении таких игр, как «Магазин», «Ярмарка», во время которых они
производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них,
пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Настольно-печатные игры по экономике — это лото «Что продается в
магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам» и др. Использование
таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение
детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий,
учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что
повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Во время ролевых игр можно ставить перед детьми нестандартные задачи,
которые направленные на формирование у детей компетентности в общении,
способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.
Например, во время игры «Супермаркет», зайдя в магазин можно попытаться
рассчитаться долларами. Разбирая сложившуюся ситуацию, мы выяснили,
что в разных странах бывают разные деньги; что в России рассчитаться
долларами в обычном магазине нельзя; что, если у тебя нет российских денег
нужно идти в обменный пункт или банк. Так одна проблемная ситуация
вытянула за собой целый ряд финансовых проблем и знаний.
Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической
действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять
инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет
и реализуется их творческий потенциал. Решение различных проблемных
ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть
за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, людей.
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно
максимально полно использовать интерес детей к миру экономики,
расширить их представления об окружающем мире и о финансовых
потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно
влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Важным условием является в работе с дошкольниками создание предметно –
пространственной среды ДОУ. Развивающая предметно – пространственная
среда должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно – пространственная экономическая среда должна включать
предметы – игрушки для организации сюжетно – ролевых игр «Банк»,
«Рекламное агентство», «Аукцион» и др.
Непосредственная организованная образовательная деятельность с
использованием экспериментальной деятельности по теме «Какие бывают
деньги?» проходит в форме экспериментирования. Очень познавательно и
увлекательно.
С целью формирования уважительного отношения к труду людей, умеющих
хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги продолжаем знакомить
детей с экономической категорией «потребностей» на примере человека
через чтение художественной литературы.
Просмотр мультфильмов, презентаций тоже играет важную роль в
формировании финансовой грамотности дошкольников. Это могут быть
обучающие мультфильмы «Уроки тетушки Совы», «Как стать богатым и
знаменитым?», «Смешарики», «Фиксики».
Воспитание финансовой грамотности дошкольников невозможно без
сотрудничества с родителями.
Для этой цели мы провели анкетирование родителей по теме «Мой ребенок и
финансовая грамотность». Задачами анкетирования было обогатить
педагогические знания родителей по основам финансовой грамотности для
дошкольников и привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению
преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду. Убедить
родителей в важности экономического воспитания.
Анализ анкет показал, что 87% родителей считают, что нужно рассказывать
детям о деньгах, но 13% не согласны знакомить с экономикой, в то же время
88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку.
Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают,
что нужно внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание,
высказали мнение, что данная тема сложная, но интересная для детей.
Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило
повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических
представлений в условиях детского сада, и продолжать реализовывать
полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
Педагогами были оформлены консультации для родителей по формированию
финансовой грамотности дошкольников. Вниманию родителей также
представлена картотека игр по финансовой грамотности.
В семье дошкольник знакомится с такими понятиями как «зарплата»,
«стипендия», «деньги», «бюджет». Поэтому родители должны объяснить, что
семейный бюджет складывается из денег, которые получают все члены
семьи.
Необходимо помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники
финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно
поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в
дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная
позиция.