Напоминание

«Психологическая адаптация студентов первого курса в условиях СПО на примере ГБПОУ РС(Я) «Горно-геологический техникум»


Авторы: Диодорова Александра Лазаревна, Неустроева Евдокия Анатольевна
Должность: Воспитатель общежития
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Горно-геологический техникум"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Томпонский район п. Хандыга
Наименование материала: статья
Тема: «Психологическая адаптация студентов первого курса в условиях СПО на примере ГБПОУ РС(Я) «Горно-геологический техникум»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья «Психологическая адаптация студентов первого курса в условиях СПО на

примере ГБПОУ РС(Я) «Горно-геологический техникум»

Ежегодно в нашем техникуме большая работа проводится с вновь прибывших

студентами первокурсниками из которых, большая часть несовершеннолетние студенты.

Каждому любому учебному заведению важно, что бы студент-первокурсник хорошо

адаптировался в новой среде. Согласно приказа министерства образования и науки

Республики Саха (Якутия) с 04 сентября по 04 октября по плану проводится комплекс

мероприятий по следующим направлениям информационное сопровождение, организация

учебного процесса, организация воспитательной деятельности, социально-психологическое

сопровождение,

привлечение

студенческого

самоуправления,

организация

жилищно-

бытовых условий в общежитии и на дому, составление базы данных студентов по

категориям, организация работы наставничества. мероприятие имеет свои цели задачи.

Адаптация в обществе в социуме на новом месте непростой период для каждого

человека. В этот период на начало учебного года в общежитии происходит многогранный

процесс привыкание знакомство.

После

выпуска из

школы, первокурсник попадает в

совершенно другую атмосферу, окружение. Это является для многих переломным моментом

в жизни, стрессом, потому что подростку на данном этапе приходится самостоятельно, без

помощи родителей, опекунов, приспосабливаться к новым условиям жизни.

Психологическая адаптация личности – это

многогогранный кропотливый

процесс

психологической включенности студента в систему социальных связей и межличностных

отношений

с одногрупниками, новыми людьми.

Как я думаю адаптация человека

осуществляется в следующих сферах деятельности: профессиональная, досуговая, учебная,

семейная и др.

Весь коллектив и окружающие на этом этапе играют важную роль. Внутренние установки

терпят кардинальные изменения. В жизни подростка происходит переосмысление ценностей,

освоение новых социальных ролей. От того, насколько успешно и благоприятно пройдет

адаптация, зависит дальнейшее развитие и освоение будущей профессии.

Целью работы всех педагогов техникума на данном этапе является:

1. Создание благоприятных условий для успешного вхождения в новую жизнь, будущую

профессию;

2.

Посредством психодиагностики выявить личностные особенности каждого студента,

выделить детей «группы риска»;

3. Разработать рекомендации для педагогов родителям и непосредственно самим студентам,

которые помогут наиболее благоприятно адаптироваться в новой жизни;

4. Необходимо исследовать психологическое состояние студентов как на начальном этапе

обучения, так и на протяжении всего периода учебной деятельности;

5.

Создать условия для развития личности каждого студента, помочь ему раскрыться,

показать свои способности во время учебного процесса и во внеурочное время;

6. Проведение тренингов, игр на сплочение, создание благоприятного психологического

климата в техникуме, в общежитии, снятию напряжённости, тревожности, повышение

самооценки;

7. Помощь менее успевающим студентам, консультирование, вовлечение их в творческую

деятельность, рекомендации родителям.

Для более успешной адаптации будущих специалистов в нашем техникуме создаётся

атмосфера психологического комфорта, материальная поддержка студентов, пристальное

внимание уделяется детям, стоящим на внутритехникумном учёте, в ПДН, КДН и ЗП. А

также

особое

внимание

уделяется

детям

опекаемым

и

сиротам,

а

так

же

несовершеннолетним.

Весь

коллектив

техникума

делает

особый

акцент

на

здоровьесбережение на самом начальном этапе обучения.

Цель:

Создать благоприятный психологический климат для успешной адаптации студентов

первого курса;

Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первокурсников к

проживанию в общежитии;

Задачи:

Исследование психологических особенностей студентов в процессе адаптации к

общежитии, выявление детей испытывающих трудности в адаптации;

Создание условий для самореализации и самораскрытия как во время учебной

деятельности, так и во внеурочной деятельности;

При помощи психологической диагностики выявить уровни адаптивности личности;

По результатам первичного обследования личности, в зависимости от причин, выявить

низкий уровень адаптации, проведение психологической коррекции при помощи

тренингов на адаптацию, игр на всплоение всех первокурсников.

Таблица 1.

Диаграмма движения студентов первокурсников проживающих в общежитии

ГБПОУ РС(Я) Горно-геологический техникум за 3 учебных года и на начало учебного 2023-

2024 у.г.

В данной диаграмме представлено движение студентов первокурсников проживающих в

общежитии на начало учебного года и на конец. В 2020-2021 года на период ковида

академический отпуск оформили 3 студента. На этот учебный год один студент перевёлся в

другое учебное заведение (причина перевода, не понравилась будущая профессия).

В целях изучения адаптация студентов к проживанию в общежитие нами был проведён

тест самооценки психологической адаптивности и анкетирование в конец сентября и в

начале октября. С помощью теста

«Самооценка психологической адаптивности»

выявляется уровень социально-психологической адаптивности личности. Методика состоит

из 15 вопросов, поделённых на две группы (группа А состоит из 10 утверждений, группа Б –

из 5) (см. Приложение 1.).

Данный тест прошли студенты первокурсники в количестве 61 человек из 63. Двое

отсутствовали по уважительной причине. Один студент уехал переводом в другое учебное

заведение. Были получены следующие результаты.

Таблица 2.

Результаты методики «Самооценка психологической адаптивности»

Исходя из полученных ответов студентов, можно сделать следующие выводы:

9

студентов показали высокий

уровень социально-психологической адаптивности,

14

студентов выше среднего, 19 студентов средний и у 11 студентов ниже среднего. С теми

студентами,

которые

показали

низкий

уровень

(группа

риска)

будет

составлен

индивидуальный

план

работы

включающий

индивидуальные

беседы

с

законными

представителями,

кураторами,

педагогом-психологом.

Данные

ребята,

испытывают

трудности адаптации: не чувствуют поддержки от взрослых, у них нет доверительных

отношений между соседями по комнате и по отсеку (причин может быть много скучают по

дому, по друзьям и т.д.). С данной группой студентов необходимо проводить следующую

работу: развивать навыки самостоятельной деятельности, навыки самообслуживания, навыки

взаимодействия,

общения

и

т.д.

Из

них

2

студентов

несовершеннолетние,

3

совершеннолетних.

В общежитии воспитателями проводятся индивидуальные и групповые беседы, в беседах

упор делается на то, что современный специалист на рынке труда должен отличатся

стрессоустойчивостью, силой воли и позитивным самовосприятием.

Также в нашем

общежитии в каждом учебном году студенты старших курсов назначаются наставниками

«студент-студент» на определенные блоки в период первого года обучения ребят.

Далее студенты заполняли анкету «Адаптация студентов первого года обучения в

новых условиях проживания». (см. Приложение2.).

В данном анонимном анкетировании 12

вопросов, были получены следующие

результаты (см. Приложение 3): На вопрос «как вы можете охарактеризовать Ваши

отношения с сотрудниками, соседями по комнате, соседями живущими в соседних

комнатах?» у одного студента негативное отношение к сотрудникам, у двоих студентов к

соседям по комнате, у 7 студентов к соседям живущих в соседних комнатах. У одного

студента напряженные отношения с соседом по комнате. Трое вообще не общаются с

соседями по комнате.

На вопрос «с кем вы больше всего общаетесь?» большинство 16 человек ответили с

соседями по комнате, с соседями по блоку 7 человек. Со студентами практически нескольких

этажей - 12 ребят, со студентами всего общежития -5, мало с кем общаются -7 студентов, 3 –

не общаются вообще.

«Часто ли случались конфликты с обучающимися с сотрудниками общежития?» от случая к

случаю случались с обучающимися у 16 студентов, с сотрудниками у 2 студентов случился

конфликт. Случались часто с обучающимися у 4 студентов. А постоянно конфликт возникает

у 5 студентов. Это могут быть бытовые проблемы по уборке не правильной организации

дежурства в отсеке.

Построить доверительные, дружеские отношения с нашими студентами это наша

главная воспитательная цель, при возникновении серьезных конфликтов или личных

проблем с воспитателями готовы поделится 14 человек, с друзьями 25 студентов, поговорить

с родителями 12 человек и 7 человек выбрали ответ поговорить с психологом.

Также одной из приоритетных задач воспитателей является организация досуга студентов во

внеурочное время. Еженедельно согласно плану работы Совета общежития, плана работы

воспитателей общежития проводятся спортивные мероприятия, интеллектуальные игры,

встречи. На вопрос «Каких мероприятий не хватает?» 24 студента отметили о недостатке

спортивных мероприятий, 16

студентов - образовательных мероприятий и досуговых

мероприятий - 18 человек.

Каждый год наблюдается пассивность участия студентов в мероприятиях. Для этого нужно

правильно планировать, организовать мероприятия.

На вопрос «как вы используете свое свободное время?» 26 студентов занимаются спортом,

17 проводят время с друзьями, 2 занимаются саморазвитием, 1 имеет личное хобби, и 12

студентов выбрали ответ «ни как, подработки».

И на главный вопрос «Как в целом изменилась Ваша жизнь в общежитии за прошедшее

время?» У 33 ребят жизнь стала лучше в общежитии, стала скорее лучше у 6 студентов,

затрудняются ответить 18 человек, и у одного студента стало скорее хуже.

Таким образом делаем следующий вывод усилить работу воспитательной работы,

индивидуальные работы, параллельно с психодиагностическим исследованием, проведение

психологической коррекции при помощи тренингов на адаптацию, игр на сплочение;

проведение индивидуального консультирования, профилактических бесед; проведение

итоговой диагностики с целью мониторинга изменений у студента установок и уровня

адаптации к техникуму.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Самооценка психологической адаптивности»

Цель: исследовать уровень социально-психологической адаптивности.

Инструкция: Если Вы, безусловно, согласные утверждением, напишите ответ «да», если

не согласны, напишите ответ «нет».

ТЕСТ

Группа А

1. Я часто испытываю тягу к новым впечатлением.

2. Мне нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной

операции на другую, с одного дела не другое.

3. Я быстро могу перейти от отдыха к интенсивной деятельности.

4. Я быстро схожусь с новыми людьми.

5. Я быстро засыпаю и пробуждаюсь.

6. Я быстро осваиваюсь в новой обстановке, включаюсь в новое для себя дело.

7. Мне нравится, когда на работе появляются новые люди.

8. Я люблю бывать в новом для себя обществе.

9. Мне приходится слушать от окружающих и друзей, что я человек деятельный и

подвижный.

10. Новый для меня учебный материал я обычно запоминаю и усваиваю быстро, хотя

иногда способен так же быстро его забывать.

Группа Б

11. Я не люблю заводить новых знакомств.

12. Мне трудно расстаться с какой-либо мыслью, в которую я когда-то поверил, хотя

много убедительных доводов против этой мысли.

13. Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у меня

медленно, но зато усваиваются очень прочно.

14. Меня иногда упрекают в медлительности.

15. Я не люблю подвижных игр.

Обработка результатов

Найдите сумму положительных ответов на утверждения группы А (с 1 по 10). Далее

аналогичным образом найдите сумму положительных ответов на утверждение группы Б (с

11 по 15). Затем из первой суммы нужно вычесть вторую. Данный показатель и будет

свидетельствовать о степени вашей психологической гибкости в процессе деятельности.

Уровни социально-психологической адаптивности:

8-10 баллов – высокий

6-7 баллов – выше среднего

5 баллов – средний

3-4 баллов – ниже среднего

2-1 баллов – низкий (группа риска).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета (анонимная) «Адаптация студентов первого года обучения в новых

условиях проживания»

1.Как Вы можете охарактеризовать Ваши личные отношения с сотрудниками и

жителями Вашего общежития? (Отметьте один вариант ответа)

1. Негативные

3. Нейтральные 5. Очень дружелюбные

2. Напряженные

4. Хорошие 6. Не общаюсь вообще

2.Как Вы можете охарактеризовать Ваши отношения с соседями по комнате в

настоящее время? (Выберите один вариант ответа)

1. Негативные

3. Нейтральные 5. Очень дружелюбные

2. Напряженные

4. Хорошие 6. Не общаюсь вообще

3.Как Вы можете охарактеризовать свои отношения со студентами, живущими в

соседних комнатах?

1. Негативные

3. Нейтральные 5. Очень дружелюбные

2. Напряженные

4. Хорошие 6. Не общаюсь вообще

4.Проживая в общежитии, Вы в большей степени общаетесь(выберите один

вариант ответа):

1. С соседями по комнате 3. Со студентами с нескольких этажей

5. Мало с кем

общаюсь

2. С соседями по блоку

4. Со студентами практически со всего общежития

6. Не

общаюсь вообще

5.Часто ли у Вас случались конфликты с сотрудниками Вашего общежития?

1. Не случались

3. Случались от случая к случаю 5. Случались постоянно

2. Случались очень редко 4. Случались часто

6.Часто ли у Вас случались конфликты с обучающимися, проживающими в

общежитии?

1. Не случались

3. Случались от случая к случаю5. Случались постоянно

2. Случались очень редко 4. Случались часто

7.При возникновении серьезных личных проблем, которые бы Вам хотелось

решить, как можно скорее, как Вам обычно удобнее поступить?

1. Поговорить с лучшим другом/подругой

2. Поговорить с воспитателем, который находится рядом

3. поговорить с родителями

4. Поговорить с профессионалом или человеком, который может оказать

квалифицированную помощь (психолог)

8.Как часто в Вашем общежитии проходят внеучебные мероприятия для студентов

(такие как посвящения, творческие вечера, конкурсы, спортивные состязания и т.д.)?

1. Регулярно 3. Редко

2. Часто

4. Не проводятся

9.Принимаете ли Вы участия во внеурочных мероприятиях?

1. Да

2. Нет

10.Каких мероприятий, на Ваш взгляд, не хватает в общежитии, и какие

мероприятия желательно было бы проводить чаще?

1.Спортивные мероприятия (эстафеты, соревнования, чемпионаты)

2.Образовательные мероприятия (тренинги, семинары, встречи с интересными

людьми)

3.Досуговые мероприятия (творческие вечера, дискотеки, праздники)

11.Как Вы обычно используйте свое свободное время?

1. Проводите время с друзьями (компания друзей)

2. Занимаетесь спортом

3. Занимаетесь саморазвитием

4. Имеете личное хобби/увлечение и уделяете время ему

5. Ваш вариант__________________________________

12.Как в целом изменилась Ваша жизнь в общежитии за прошедшее время?

1. Стала лучше

3. Затрудняюсь ответить

5. Стала хуже

2. Стала скорее лучше

4. Стала скорее хуже

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты анонимного анкетирования студентов

1.

Как Вы можете охарактеризовать Ваши личные отношения с сотрудниками и

жителями Вашего общежития?

2.

Как вы можете охарактеризовать Ваши отношения с соседями по комнате в

настоящее время?

3.

Как вы можете охарактеризовать свои отношения со студентами, живущими в

соседних комнатах?

4.

Проживая в общежитии, Вы в большей степени общаетесь(выберите один

вариант)?

5.Часто

ли

случались

конфликты

с

сотрудниками

Вашего

общежития

6.Часто ли у вас случались конфликты с обучающимися, проживающими в общежитии?

7.При возникновении серьезных личных проблем, которые бы Вам хотелось решить, как

можно скорее, как Вам обычно удобнее поступить?

8.Как часто в Вашем общежитии проходят внеучебные мероприятия для студентов (такие

как

посвящения,

творческие

вечера,

конкурсы,

спортивные

состязания

и

т.д.)?

9.

Принимаете

ли

вы

во

внеурочных

мероприятиях?

10. Каких мероприятий, на Ваш взгляд, не хватает в общежитии, и какие мероприятия

желательно было бы проводить чаще?

11. Как Вы обычно используете свое свободное время?

12. Как в целом изменилась Ваша жизнь в общежитии за прошедшее время?



В раздел образования