Автор: Суйдимхан Рамазановна Мурзабекова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад Сказка №20
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: Паспорт дидактической игры
Тема: Паспорт интегрированной дидактической игры по ФЭМП «Веселый кубик»
Раздел: дошкольное образование
Паспорт интегрированной дидактической
игры по ФЭМП для средней группы
«Веселый кубик»
Пояснительная записка
В практике работы с детьми среднего дошкольного возраста было
замечено,
что
дети
лучше
всего
усваивают
новую
математическую
информацию в процессе игр. С этой целью было изготовлено дидактическое
пособие «Веселый кубик», который позволяет детям, играя, осваивать
элементарные математические представления.
Игровое пространство должно быть организовано таким образом,
чтобы оно
имело свободно определяемые элементы в рамках игровой
площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям, что
позволяет реализовывать личностно-ориентированную модель воспитания.
Это является показателем заинтересованности детей в самом процессе
игры и желании разнообразить ее, используя свое творчество и фантазию.
Считаю, что ребенок и взрослый в детском саду должны стать
творцами своего предметного окружения, в соответствии с принципом
активности построения развивающей среды в ДОУ. Часто дети не знают, во
что им поиграть. Игра с помощью «Веселого кубика» позволяет им выбрать
одну или несколько игр математического содержания.
Дидактическое пособие «Веселый кубик» представляет собой куб
размером 40*40 см., на цветные стороны которого нанесены изображения:
11, солдатик, монетка, удочка и рыбка, клубничка, цирк.
Играть в игру дети могут как под руководством взрослого, так и
самостоятельно.
В
игре
предусмотрено
интеграция
следующих
образовательных областей: «Познавательное развитие» (игра формирует
математические
представления,
знакомит
с
некоторыми
явлениями
действительности), «Физическое развитие» (игра позволяет осваивать навыки
счета в ходе подвижных игр); «Социально-коммуникативное развитие» (игра
формирует навыки взаимодействия со сверстниками во время подвижных,
дидактических и сюжетно-ролевых игр);
Игра предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет,
количество участников от 5 до 20 человек.
Цель:
совершенствовать и развивать элементарные математические
представления, формировать навыки счета в пределах пяти, развивать
пространственное воображение и умение ориентироваться в пространстве,
закреплять
знания
геометрических
фигур.
Создавать
положительный
эмоциональный настрой во время игры.
Задачи:
Образовательные:
1.
Формировать навыки счета в пределах пяти,
2.
Развивать умение ориентироваться в пространстве,
3.
Закреплять знания и умения классификации предметов по цвету и
форме.
Развивающие:
1.Развивать познавательные процессы.
2. Развивать воображение
3. Развивать творческие способности детей
Воспитательные:
1.
Воспитывать у детей положительное отношение ко сверстникам.
2.
Воспитывать интерес к играм математического содержания.
Оборудование: Дидактическое пособие «Веселый кубик» представляет
собой куб размером 40*40 см., на цветные стороны которого нанесены
изображения: 11, солдатик, монетка, удочка и рыбка, клубничка, цирк; мяч,
карточки с изображением цифр разного цвета (от одного до пяти) – 3
комплекта; карточки с цифрами от одного до пяти (3 комплекта), карточки с
количеством предметов-товаров (конфеты, морковь, яблоки, карандаши,
тетради,
капуста,
лук,
огурцы,
молоко,
линейки,
ложки,
чашки);
геометрические фигуры из цветного картона (желтые, красные, синие
треугольники, круги, квадраты); карточки с изображением артистов цирка
(клоун, лев, собачка, фокусник, гимнаст), шляпа с геометрическими
фигурами; карточки-ведерки разного цвета (синее, красное, желтое, зеленое,
коричневое), на которых написаны цифры (одни, два, три, четыре, пять);
рыбки
разного
цвета,
на
которых
написаны
цифры;
музыкальное
сопровождение.
Ход игры.
Дети подбрасывают кубик и смотрят, какая выпала картинка.
В соответствии с картинкой проводится одна игра.
Воспитатель:
Кубик, кубик, поиграй.
И игры нам предлагай.
Картинка «11».
Цель игры: развитие навыков счета, внимательности.
Воспитатель: Это веселая игра научит вас счету. Дети стоят в кругу и
по очереди перебрасывают друг другу мяч, называя числа: «один», «два»,
«три» и т.д. Если ребенок заронился, игра начинается снова. Все дети ловят
мяч и передают по кругу, но на число «одиннадцать», они должны отбить
мяч. Игра развивает внимательность.
Картинка «Солдатики»
Цель игры: развитие у детей среднего дошкольного возраста навыков
ориентировки в пространстве.
Воспитатель: Выпала нам картинка «Солдатики».
Как солдаты на параде, (дети в колонну шагают за воспитателем по кругу)
Мы шагаем ряд за рядом. (дети выполняют упражнения)
Левой раз, правой – два,
Посмотрите все на нас.
Дружно встали на разминку (остановились в кругу)
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три, (дети выполняют наклоны)
Да смотри, не упади.
Мы сейчас пойдем направо. (дети идут за воспитателем направо)
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся (становятся в круг)
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем, (садятся на корточки)
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько.
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки (выполняют хлопки)
Повернемся мы на право – (дети выполняют повороты направо)
Не начать ли все сначала.
Это – правая рука, (дети поднимают правую руку)
Это – левая рука. (дети поднимают левую руку)
Справа – шумная дубрава. (дети поворачиваются направо)
Слева – быстрая река…(дети поворачиваются налево)
Раз и два-присели вниз, (дети приседают)
Три, четыре-поднялись, (встают на носочки)
Кто присел раз шесть иль пять,
Может тихо постоять.
Картинка «Монетка»
Цель: развитие математических представлений, навыков счета.
Оборудование: карточки с цифрами от одного до пяти (3 комплекта),
карточки с количеством предметов-товаров (конфеты, морковь, яблоки,
карандаши, тетради, капуста, лук, огурцы, молоко, линейки, ложки, чашки).
Воспитатель: Выпала нам монетка, значит, поиграем в магазин. Одни
дети будут у нас продавцами, а другие покупателями.
- А что такое товар?
Дети: Это то, что продается в магазине.
- А кто такие покупатели?
Дети: Это люди, которые пришли в магазин за покупками.
- А кто такие продавцы?
Дети: Это люди, которые работают в магазине и продают.
- Вот посмотрите, я вам раздам денежки, на них написаны числа, от
одного до пяти рублей. Кто получает денежку, тот будет покупателем.
- А вот товар (воспитатель показывает карточку). Кто получит такую
карточку,
будет
продавцом.
Здесь
нарисованы
морковки.
Сколько
нарисовано морковок? (три). Значит, ваши морковки сможет купить тот, кто
подойдет с цифрой три.
Воспитатель детям раздает карточки, на которых написаны числа. А
другим детям раздает карточки, на которых написано количество (3 яблока,
четыре карандаша, 2 конфеты и т.д.
Варианты игры:
Воспитатель просит продавцов отыскать свой товар и встать парами.
Воспитатель: Кто нашел свой товар, проходите на кассу и платите
денежки.
Воспитатель на кассе спрашивает детей по очереди, что они купили и
получает назад карточку с цифрой.
2 вариант.
Воспитатель вновь
раздает карточки
и
говорит,
все
продавцы
попрятали свои товары. Ну-ка дети, бегите, свой товар найдите. Дети с
цифрами должны отыскать нужное количество.
Картинка «Рыбалка»
Цель:
формирование
сенсорных
эталонов,
развитие
навыков
классификации.
Оборудование:
карточки-ведерки
разного
цвета
(синее,
красное,
желтое, зеленое, коричневое), на которых написаны цифры (одни, два, три,
четыре, пять); рыбки разного цвета, на которых написаны цифры.
Воспитатель: Нам выпала картинка «Рыбалка». Значит, сейчас мы
будем ловить рыбку. И складывать ее в цветные ведерки.
- Вот смотрите, у меня ведерко какого цвета? (синее). Какая цифра на
нем написана? (три). Значит, в это ведерко я должна положить синюю рыбку
с цифрой три.
- А теперь рыбаки получат ведерки (раздает ведерки).
- А рыбками будут остальные дети.
- А теперь рыбаки ищите своих рыбок.
Дети с карточками рыбками подходят к соответствующему ведерку,
проверяют и отдают свою рыбку.
Воспитатель спрашивает, кто сколько рыбок наловил, хвалит детей.
Картинка «Клубничка».
Цель:
формирование
геометрических
представлений,
умение
действовать по инструкции взрослого.
Оборудование: геометрические фигуры из цветного картона (желтые,
красные, синие треугольники, круги, квадраты).
Воспитатель: Вот и выпала нам клубничка. А сейчас мы в лес пойдем и
ягодки найдем.
- Какие вы знаете ягоды?
Дети: клубника, малина.
Воспитатель: А какого цвета клубника?
Дети: Красного.
Воспитатель: Ну-ка дети, бегите, красные круглые ягодки найдите.
Дети собирают круги красного цвета.
Воспитатель: Кто сколько собрал клубничек?
Дети подсчитывают.
Воспитатель: - Молодцы. А теперь мы снова в лес пойдем за ежевикой.
Какого цвета эта ягода?
Дети: Синего.
Воспитатель: Правильно. Ну-ка дети бегите, синие треугольники
найдите.
Дети собирают.
Воспитатель: Кто сколько собрал ежевик?
Дети подчитывают.
Воспитатель хвалит детей.
Картинка «Цирк»
Цель: формирование навыков счета.
Оборудование: карточки с цифрами разного цвета от одного до пяти
(три комплекта), карточки с изображением артистов цирка (клоун, лев,
собачка, фокусник, гимнаст), шляпа с геометрическими фигурами.
Воспитатель: Вы были когда-нибудь в цирке?
Ответы детей.
- А что есть в цирке?
Дети: клоуны, дрессировщики, артисты, акробаты, звери.
- А сейчас мы тоже с вами пойдем. А что нужно, чтобы пройти в цирк?
Правильно, нужно купить билет.
- Вы знаете, что у всех в цирке есть свои места? На билете написано
место.
- Сейчас одни дети будут стульчиками. А другие дети зрителями.
- Подходите ко мне и получайте карточку стульчика. Встаньте за
стульчиком. Сейчас придут зрители.
Воспитатель раздает детям карточки с цифрами. Дети становятся за
пустые стульчики. Другим детям раздает карточки с цифрами другого цвета.
- А вы зрители, займите свои места в цирке. Найдите ваше место по
цифре и цвету.
Итак, все зрители сели. Но у нас остались еще дети. А они тоже
получают карточку артиста.
Воспитатель раздает карточки с изображением артистов цирка (клоун,
лев, собачка, дрессировщик, фокусник, гимнаст).
Воспитатель. Итак, представление начинается. Давайте похлопаем
нашим артистам.
-
Первым
на
арену
приглашается
дрессировщик
с
собачкой.
Дрессировщик показывает собачке цифру, а собачка должна столько же рас
пролаять.
Дети изображают дрессировщика и собачку.
- Спасибо нашим артистам. Давайте похлопаем.
- Теперь на арену приглашается фокусник. Сейчас он вам будет
показывать фокусы со шляпой. В шляпе у него спрятаны геометрические
фигуры. Попросите фокусника достать какую-нибудь достать фигуру.
Дети просят: Достань квадрат. Достань круг. Достань желтый круг и
т.д.
- Спасибо фокуснику. Давайте ему похлопаем.
- А теперь на арену приглашаются гимнасты. Им нужно пройти под
куполом цирка, наступая только на цифры по порядку. (Воспитатель
раскладывает цифры от одного до пяти).
Дети изображают гимнастов, проходят по цифрам на носочках.
Планируемый результат интегрированной дидактической игры
«Веселый кубик»
Дидактическая игра поможет в игровой форме освоить элементарные
математические представления.
В ходе игры будет происходить:
- познавательное развитие детей (формирование математических
представлений, знакомство с некоторыми явлениями действительности),
- физическое развитие (дети получат возможность активно двигаться,
перемещаться по игровому пространству, осваивать навыки счета в ходе
подвижных игр);
- социально-коммуникативное развитие (в ходе игру у детей будут
сформированы
навыки
взаимодействия
со
сверстниками
во
время
подвижных, дидактических, дети научатся организовывать самостоятельно
дидактические игры, получат новые сюжеты для ролевых игр («Рыбалка»,
«Магазин», «Цирк»);
В целом игра позволит совершенствовать и развивать элементарные
математические представления, формировать навыки счета в пределах пяти,
развивать пространственное воображение и умение ориентироваться в
пространстве, закреплять знания геометрических фигур.
Будут достигнуты следующие результаты:
- у детей сформированы навыки счета в пределах пяти,
- дети научатся ориентироваться в пространстве,
- дети научатся классифицировать предметы по цвету и форме.
- у детей повысится познавательная активность;
- получит развитие воображение и творческие способности детей.
- у детей закрепится положительное отношение ко сверстникам.
- выработается устойчивый
интерес к играм математического
содержания.