Автор: Петрова Елена Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "139 "Катерок"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект родительский клуб "Развиваемся вместе".
Раздел: дошкольное образование
Проект «Родительский клуб
«Развиваемся вместе»»
(для родителей воспитанников с ЗПР)
Срок реализации проекта: учебный год
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность и постановка проблемы.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными
нарушениями интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. Ежегодно в
ходе обследования у дошкольников выявляются различные по своей структуре
и степени сложности отклонения: от недостаточной сформированности
отдельных психический функций до задержки психического развития и
умственной отсталости.
Семья является важным участником коррекционной работы, оказывая
существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его
интеграции в общество. Внутрисемейные условия, созданные родителями,
служат специальной коррекционно-развивающей средой, которая обеспечивает
гармоничное развитие ребенка.
Но родители могут как способствовать коррекции недостатков в развитии
ребенка с ЗПР, так и оказывать на него «регрессивное воздействие». В семьях,
воспитывающих детей с ЗПР, может наблюдаться невнимание к потребностям
ребенка, повышенная конфликтность во взаимоотношениях. Родители часто не
осознают болезненного состояния своего ребенка, которое обусловлено
нарушением деятельности его центральной нервной системы, не стремятся ему
помочь.
Они не готовы к длительной совместной работе, ждут «чуда» от
специалистов ДОУ, быстрых результатов. Родители отрицают проблемы
ребенка, скрывают информацию, сами нуждаются в поддержке. Ясно, что по-
настоящему помочь ребенку, поддержать семью может только крепкое
взаимодействие родителей и специалистов ДОУ.
Таким образом возрастает необходимость совместной работы педагогов и
родителей детей по предупреждению и коррекции различных нарушений у
дошкольников.
Наиболее эффективной формой сопровождения семьи и ребенка является
родительский клуб. Работа клуба организована для оказания адресной помощи
родителям в теоретических и практических вопросах воспитания и развития
детей дошкольного возраста.
Необходимо проводить работу с детьми с ЗПР и их родителями таким
образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего
дела и были успешны, как их сверстники. Подбирать такие формы работы,
которые
позволят
преодолеть
их
социальную
исключённость
и
будут
способствовать реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Проблема
-
недостаточная
компетентность
родителей
(законных
представителей) в вопросах особенностей воспитания и обучения детей с ЗПР.
Цель: создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия
ДОУ и семьи, обеспечение единства образовательных и воспитательных
воздействий в процессе воспитания детей с ЗПР через освоение системы
психолого-педагогических знаний и умений родителей.
Задачи:
1.
Изучить
актуальные
запросы
родителей,
опираясь
на
результаты
анкетирования.
2.
Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР.
3. Создать действующую модель сотрудничества с семьями воспитанников,
которая включает в себя интерактивные формы взаимодействия с семьей.
4. Разработать совместно с учителем-логопедом, учителем-дефектологом,
педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, воспитателями
систему взаимодействия педагога с семьями воспитанников в вопросах
коррекции задержки развития детей дошкольного возраста.
5. Приобщить родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Планируемый результат:
Установятся доверительные отношения между семьями детей и педагогами.
Повысится компетентность родителей.
Родители становятся первыми помощниками в коррекционно-развивающей
работе, стараются выполнять рекомендации, прислушиваются к советам,
интересуются успехами ребенка.
Риски:
Трудность привлечения родителей (законных представителей) к участию в
работе родительского клуба.
Высокая занятость родителей (законных представителей).
Предупреждение рисков:
Заинтересованность
родителей
(законных
представителей),
учет
индивидуальных особенностей семей, актуальных потребностей родителей в
развитии ребенка.
Составление удобного графика проведения встреч.
Основные направления работы клуба:
Развитие новых форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Педагогическое просвещение родителей (законных представителей).
Формы работы семейного клуба:
анкетирование, консультации, , семинары — практикумы, игровой тренинг
мастер-классы, квиз, квест, практикумы, подготовка памяток, буклетов.
Механизм реализации проекта:
Встречи проводятся 1 раз в месяц (группа, музыкальный зал).
Продолжительность – 40 минут.
Участники - родители воспитанников с ЗПР, педагоги ДОУ: воспитатели и
специалисты групп (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог,
инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
Обстановка организуется по тематике.
Этапы реализации проекта:
I
этап,
подготовительный -
сбор,
обработка
данных
о
семье
каждого
воспитанника, потребностях родителей в педагогической информации.
II этап, основной - планирование, определение форм, целей и методов работы.
Установление
доверительных
отношений
с
родителями
(законными
представителями), привлечение их к совместной работе.
III этап, заключительный - итоговое анкетирование, определение перспектив
дальнейшей работы. Представление результатов реализации проекта на ГБП.
Таблица 1. Этапы проекта.
Тема
Содержание
Срок
Ответственные
I. Подготовительный этап
Планирование
работы
на
основе
анализа
запросов
родителей и анкетирования.
1. Анкетирование родителей
(законных
представителей),
обработка данных о семье
каждого
воспитанника:.
2. Ознакомление родителей с
проектом.
3.
Создание
условий
для
организации
работы
родительского клуба
сентябрь
Воспитатели,
педагог-психолог
II. Основной этап
Установление
партнерских
отношений
с
родителями,
привлечение
к
сотрудничеству
в
рамках
клуба
1.
Реализация
планов
взаимодействия
участников
проекта
(знакомство
с
планом
работы
клуба).
2. Организация встреч клуба
сентябрь
-
март
Воспитатели,
специалисты ДОУ
Наглядное информирование
родителей
Буклеты, памятки
в течение
года
Воспитатели,
специалисты ДОУ
III. Заключительный этап
Подведение итогов работы
родительского
клуба
«Развиваемся вместе».
1.Итоговое
анкетирование
2. Определение перспектив
дальнейшей
работы.
3.
Обобщение
и
распространение
опыта
реализации проекта на ГБП.
4.Подготовка
методических
материалов для публикации.
апрель
Воспитатели,
специалисты ДОУ
По результатам анкетирования родителей (законных представителей) были
выбраны наиболее актуальные вопросы встреч родительского клуба, составлен
план работы на учебный год.
Таблица 2. План работы клуба на учебный год.
Сроки
Тема
Цель
Форма
проведения,
ответственные.
Сентябрь
Особенности
развития детей
с ЗПР.
Игры, направленные
на
развитие
саморегуляции.
Повышение
педагогической
компетенции родителей
по проблеме развития
детей
с
ЗПР.
Ознакомление с играми,
направленными
на
развитие саморегуляии.
Игровой тренинг «Делай,
как я!».
Воспитатели, специалисты
группы (учитель-
дефектолог, психолог)
Октябрь
Игровые упражнения
для
формирования
предпосылок
к
запуску речи.
Повышение
педагогической
компетенции родителей
по проблеме развития
речи детей с ЗПР.
Ознакомление с играми,
направленными
на
запуск речи.
Квест «В мире звуков».
Воспитатели, специалисты
группы (учитель-логопед)
Ноябрь
Игры и упражнения
на
развитие
сенсорной
интеграции.
Повышение
педагогической
компетенции родителей
по проблеме нарушений
сенсорной
интеграции.
Ознакомление с играми,
направленными
на
её
развитие.
Семинар-практикум
«Вижу, ощущаю,
чувствую!».
Воспитатели, специалисты
группы
(инструктор
по
физической культуре)
Январь
Особенности
использования
дидактических игр в
процессе
формирования
элементарных
математических
представлений
Ознакомление
родителей
с
играми,
направленными
на
ФЭМП и особенностями
их
использования
с
детьми с ЗПР
Мастер-класс «Раз-
ступенька, два-ступенька».
Воспитатели, специалисты
группы
(учитель-
дефектолог).
Февраль
Особенности
использования
дидактических игр в
процессе
формирование
целостной картины
мира.
Ознакомление
родителей
с
играми,
направленными
на
ФЦКМ и особенностями
их
использования
с
детьми с ЗПР.
Игротека «Мир вокруг
нас».
Воспитатели, специалисты
группы (учитель-
дефектолог).
Март
Актуализация
знаний,
полученных
на
родительском клубе «Развиваемся вместе».
Квиз «Умники и умницы».
Воспитатели, все
специалисты.
Апрель
Итоговое
анкетирование.
Определение
перспектив
дальнейшей работы
Подведение
итогов
совместной
деятельности
работы
родительского клуба
Круглый стол.
Воспитатели, все
специалисты.
Продукт проекта:
пакет методических разработок мероприятий клуба для публикации
материалов, отзывы родителей (законных представителей);
изготовление буклетов, памяток по различным видам игр;
обобщение и распространение опыта создания и работы клуба «Развиваемся
вместе» на ГБП «Создание особой коррекционно-развивающей среды для детей
с МНР».
Перспектива:
Продолжить работу клуба, с учетом запросов родителей;
разработать совместные мероприятия родителей и детей.
Список литературы:
Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с
отклонениями в развитии: учебное пособие. — М.: АСТ; Астрель, 2007.
Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой
психического развития. — СПб: Питер, 2008.
Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. -
М.ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском
саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.