Напоминание

Рабочая программа профильный труд


Автор: Рябов Валерий Сергеевич
Должность: Учитель профильного труда
Учебное заведение: МОУ СКШИ
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, НЕРЮНГРИ
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа профильный труд
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа - интернат» г. Нерюнгри

«Утверждаю»

Директор МОУ СКШИ

г. Нерюнгри

____________ Н.В.

Семенкова

«_______»____________2023г.

«Согласовано»

зам. директора по УР

_________ А.А. Степченко

«_______»____________2023г.

Рассмотрено

на заседании М.О.протокол №___

от «______»____________2023г.

___________Е.В. Ласобык

Рабочая учебная программа

«Профильный труд»

(столярное дело)

5, 6, 7, 9 классы

Программу составила: В. А. Плихневич

учитель профильного труда

2023-2024 учебный год

1

Пояснительная записка

Учебный план МОУ СКШИ г. Нерюнгри на 2023-2024 учебный год сформирован в соот-

ветствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

Федеральный закон РФ от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального

закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного

стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)».

Приказ Минпросвещения России от 24.11.22 №1025 "Об утверждении ФАОП ООО для

обучающихся с ОВЗ".

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной

адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 №955 "О внесении изменений в

некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства

просвещения РФ, касающиеся ФГОС общего образования и образования обучающихся

с ОВЗ и умственной отсталостью".

Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной

образовательной программы основного общего образования».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2

«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для

человека факторов среды обитания».

Письмо Министерства просвещения России от 19.05.2020 № ДГ-493/07 “О проведении

итоговой

аттестации

лиц

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями”.

Приказ Минпросвещения России № 52 от 18.02.2020 «Об утверждении плана

мероприятий

по

реализации

Концепции

преподавания

предметной

области

«Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих

основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на

заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря

2018 года».

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации

обучения

и

воспитания

в

организациях,

осуществляющих

образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с

изменениями на 27 октября 2020 года).

Письмо Министерства просвещения России № ДГ-493/07 от 19.05.2020 «Положение о

порядке

и

формах

проведения

итоговой

аттестации

учащихся,

освоивших

адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной

отсталостью».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672 «О

направлении

методических

рекомендаций"

Методические

рекомендации

по

организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных

общеобразовательных программ».

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

2

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации

образовательных программ».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «Об

утверждении

методических

рекомендаций

по

организации

образовательной

деятельности

с

использованием

сетевых

форм

реализации

образовательных

программ».

Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных

планов

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

для

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Письмо Минобразования России от 14.03.2001 № 29\1448-6 «Рекомендации о порядке

проведения

экзаменов

по

трудовому

обучению

выпускников

специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

Устав МОУ СКШИ г. Нерюнгри.

Цель изучения учебного предмета «Профильный труд»

Цель изучения учебного предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем

развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.

Задачи учебного предмета «Профильный труд»

Для достижения цели изучения учебного предмета «Профильный труд» необходимо

обеспечить решение следующих основных задач:

1)

Максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков познавательной

деятельности и личностных качеств.

2)

Формирование у обучающихся необходимого объёма профессиональных знаний и

общетрудовых умений.

3)

Воспитание целенаправленности, терпеливости, самостоятельности, навыков контроля и

самоконтроля, развитие точности и глазомера, умения планировать работу и доводить

начатое дело до завершения.

Также учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению

следующих задач:

- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,

уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

- обучение

обязательному

общественно

полезному, производительному

труду;

подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в

семье и по месту жительства;

- расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-

преобразующей деятельности человека;

- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических

традициях в мире вещей;

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

- ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном

производстве;

- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых

интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору

3

профессии и получение первоначальной трудовой подготовки по профилю «Столярное

дело»;

- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,

деятельности деревообрабатывающего предприятия, содержании и условиях труда по

профессиям, связанным с деревообработкой;

- ознакомление с условиями и содержанием обучения по профилю «Столярное дело» и

испытание своих сил в процессе практических работ по профилю «Столярное дело» в

условиях школьных мастерских в соответствии с физическими возможностями и

состоянием здоровья учащихся;

- формирование

трудовых

навыков

и

умений,

технических, технологических,

конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в

общественно полезном, производительном труде;

- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании

трудовой деятельности;

- совершенствование практических умений и навыков использования различных

материалов в предметно-преобразующей деятельности;

- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,

воображения, мышления, речи);

-

воспитание

у

учащихся

устойчивого

положительного

отношения

к

труду

и

формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств

личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности,

честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу.

- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Общая характеристика учебного предмета «Профильный труд»

Профильный труд в специальной коррекционной школе является одним из

основных учебных предметов. В данной рабочей программе представлены разделы

изучения курса профильного труда 5-9

классов, программа учитывает особенности

познавательной деятельности детей с ОВЗ. Программа содержит материал, помогающий

учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который

необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Принцип коррекционной направленности обучения на уроках «профильного труда»

является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у

отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Рабочая

учебная

программа

по

профильному

труду

построена

на

основе

концентрического подхода, особенность которого состоит в учёте повторяемости

пройденного учебного материала, постепенности ввода нового и наращиванием сведений

по каждой теме. Рабочая учебная программа по предмету «Профильный труд» рассчитана

на

профессиональную

ориентацию

обучающихся

и

включает

теоретические

и

практические занятия. Обучение базируется на знаниях, полученных обучающимися на

уроках математики, естествознания, истории и др. предметов. На уроках обучающиеся

приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают

правила

ухода

за

ними.

Некоторые

детали

и

инструменты

изготавливаются

самостоятельно. Большое внимание уделяется технике безопасности и эстетическому

воспитанию. Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует

получению

обучающимися

первоначальной

профильной

трудовой подготовки,

предусматривающей формирование в процессе учёбы и общественно полезной работы

трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений, правильного

выбора профиля и профессии с учётом личных интересов, склонностей, физических

возможностей и состояния здоровья.

Место учебного предмета «Профильный труд» в учебном плане

4

Данный учебный предмет входит в образовательную область – технологии (5-9

классы). Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия по

данной программе проводятся в форме урока (40 мин). На каждый изучаемый раздел

отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может

меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с психофизическим состоянием

воспитанников коррекционной школы.

Данная рабочая программа составлена на основе рекомендаций, изложенных в

методическом пособии: Павлова О.В.: Трудовое обучение: Столярное дело. 5-9 классы.

Рабочая

программа

для

образовательных

учреждений

VII-VIII

видов.

ФГОС,

учитель, 2017, которая предусматривает распределение учебных часов по основным

темам учебного курса исходя из психофизических особенностей обучающихся, сложности

прохождения отдельных тем.

Учебным планом предусмотрено:

7 класс – 238 часов в год, 7 часов в неделю;

8 класс – 238 часов в год, 7 часов в неделю;

9 класс – 238 часов в год, 7 часов в неделю;

Таблица 1

Четверть

Количество часов

7 кл.

8кл.

9 кл.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого в год

238

238

238

Возможно

уменьшение количества часов по четвертям, в зависимости от

изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков

на праздничные дни.

Учебные действия освоения предмета (7, 8, 9 классы)

Личностные учебные действия:

1.

Испытывать чувство гордости за свою страну.

2.

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих

товарищей.

3.

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

4.

Активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

5.

Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

1.

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

2.

Использовать доступные источники и средства получения информации для решения

коммуникативных и познавательных задач.

3.

Умение контролировать и оценивать свои действия с помощью учителя.

4.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,

принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать

нужную информацию и применять её.

5.

Умение контролировать и оценивать свои действия самостоятельно.

6.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5

Регулятивные учебные действия:

1.

Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических

задач.

2.

Осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.

3.

Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и

учебных задач.

4.

Проявлять инициативу и планировать свою деятельность.

5.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

6.

Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.

7.

Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в

соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

1.

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную

организацию.

2.

Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,

классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных

связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической

деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

3.

Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие

несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

4.

Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (с помощью учителя).

5.

Умение планировать собственную деятельность на выполнение познавательных задач (с

помощью учителя и родителей).

Содержание учебного предмета «Профильный труд» (7, 8, 9 классы)

Профильный труд как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения

во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная

направленность профильного труда обусловливает его специфику. Все знания и умения,

получаемые обучающимися, в основном при выполнении упражнений, являются

практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Изучение этого

учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися

первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование

в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков;

развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с

учётом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния

здоровья.

Структуру

программы

учебного

предмета

составляют

следующие

содержательные линии.

Материалы,

используемые

в

трудовой

деятельности:

перечень

основных

материалов

используемых

в

трудовой

деятельности,

их

основные свойства.

Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).

Инструменты

и

оборудование:

простейшие

инструменты

ручного

труда,

приспособления, станки. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и

оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования -

качество и производительность труда.

Технологии изготовления предмета труда:

предметы профильного труда;

основные

профессиональные

операции

и

действия;

технологические карты.

Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под

6

руководством

педагога.

Применение

элементарных

фактических

знаний

и

(или)

ограниченного круга специальных знаний.

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов,

запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения

при

проведении

работ).

Требования

к

организации рабочего места. Правила

профессионального поведения.

Содержание учебного предмета «Профильный труд» (7 класс)

Вводное занятие:

Инструктаж по Охране труда. Самостоятельная работа.

Угловое концевое соединение брусков на ус:

Соединение брусков на ус со вставным плоским сквозным шипом. Соединение брусков на

ус вполдерева. Самостоятельная работа: Соединение брусков на ус и шип открытый

сквозной одинарный.

Инструменты для строгания фальца и шпунта:

Устройство, применение фальцгобеля. Устройство, применение шпунтубеля.

Практическая самостоятельная работа: Строгание брусков.

Затачивание ножей строгального инструмента:

Устройство ножа и угол его заточки. Правила безопасной работы при затачивании ножей

строгального инструмента. Практическая самостоятельная работа: Затачивание ножа

рубанка.

Угловые ящичные соединения:

Основные виды ящичных соединений. Соединение досок на шип прямой открытый.

Практическая самостоятельная работа: Соединение досок на шип открытый «ласточкин

хвост».

Практическое повторение:

Изготовление ящика: Изготовление досок для ящика. Разметка мест соединений стенок

ящика. Запиливание шипов и проушин

соединений стенок ящика. Выдалбливание

проушин в шиповых соединениях ящика. Подгонка шиповых соединений стенок ящика.

Сборка и окончательная отделка ящика. Изготовление киянки: Изготовление ручки для

киянки. Изготовление головки киянки и соединение деталей киянки. Ремонт столярных

инструментов: Ремонт ручек напильников. Ремонт ручек молотков.

Практическая самостоятельная работа 1.

По выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся (пиление заготовок

под размер, зачистка готовых деталей из древесины, строгание заготовки рубанком по

размер, изготовление круглой палочки, изготовление детали с криволинейной кромкой,

изготовление

соединения

брусков,

изготовление

головки

киянки;

изготовление ручки для киянки).

Инструктаж по правилам пожарной безопасности. Инструктаж по Охране труда.

Характеристика древесины твёрдых пород и её применение:

Строение древесины. Свойства и применение древесины твёрдых пород. Практическая

самостоятельная работа: Строгание брусков под размер.

Обработка деталей из древесины твёрдых пород:

Выбор заготовки и подбор инструментов. Изготовление ручки для молотка. Изготовление

ручки для стамески. Изготовление ручки для киянки. Изготовление головки киянки.

Практическая самостоятельная работа: Изготовление ручки для молотка.

Соединения в столярно-мебельных изделиях и деревянных конструкциях:

Шиповые угловые соединения. Шиповые серединные соединения. Шиповые ящичные

соединения. Соединения брусков по кромке. Выбор вида соединения при изготовлении

изделий вручную. Соединение по кромке на круглых вставных шипах. Практическая

самостоятельная работа: Изготовление углового соединения брусков.

7

Практическое повторение:

Изготовление швабры: Изготовление колодки для швабры. Строгание ручки для швабры.

Сборка и шлифование швабры. Пиление брусков поперёк волокон. Разметка брусков.

Пиление брусков под размер. Зачистка торцов брусков. Ремонт столярных инструментов:

Ремонт стамесок. Ремонт долот.

Практическая самостоятельная работа 2.

По выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся (пиление заготовок

под размер, зачистка готовых деталей из древесины, строгание заготовки рубанком по

размер, изготовление круглой палочки, изготовление детали с криволинейной кромкой,

изготовление соединения брусков, изготовление колодки для швабры; изготовление ручки

для молотка).

Инструктаж по правилам пожарной безопасности. Инструктаж по Охране труда.

Самостоятельная работа по теме: Соблюдение правил техники безопасности при работе в

мастерской.

Изготовление разметочных инструментов:

Требования к разметочным инструментам. Изготовление и устройство столярного

угольника. Изготовление и устройство малки. Изготовление и устройство рейсмуса.

Самостоятельная практическая работа: Изготовление колодки угольника.

Свойства древесины:

Строение

древесины.

Физические

свойства

древесины.

Механические

свойства

древесины. Технологические свойства древесины. Химический состав древесины.

Самостоятельная практическая работа: Обработка деталей из древесины твёрдых пород.

Выполнение отверстий разной формы:

Инструменты для выполнения отверстий. Методы получения отверстий. Самостоятельная

практическая работа: Изготовление сквозного гнезда квадратной формы.

Материалы из древесины:

Виды лесоматериалов. Виды пиломатериалов. Виды шпона, фанеры и древесных плит.

Виды

паркета.

Виды

деревянных

деталей

для

строительства.

Самостоятельная

практическая работа:

Устранение пороков древесины и ремонт столярных изделий:

Основные пороки древесины. Устранение пороков и дефектов древесины.

Ремонт столярных изделий. Самостоятельная практическая работа: Заделка трещин и

выпавших сучков.

Практическое повторение:

Ремонт столярных инструментов:

Ремонт напильников.

Ремонт молотков.

Ремонт

стамесок. Ремонт угольников.

Практическая самостоятельная работа 3.

По выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся (пиление заготовок

под размер, зачистка готовых деталей из древесины, строгание заготовки рубанком по

размер, изготовление круглой палочки, изготовление детали с криволинейной кромкой,

изготовление соединения брусков, царга для табуретки; ручка для швабры).

Инструктаж по правилам пожарной безопасности. Инструктаж по Охране труда.

Самостоятельная работа по теме: Соблюдение правил техники безопасности при работе в

мастерской.

Токарные работы:

Вытачивание

деталей

на

токарном

станке.

Обработка

деталей

на

планшайбе.

Практическая самостоятельная работа: Вытачивание цилиндра.

Резьба по дереву:

Материалы и инструменты. Виды резьбы. Практическая самостоятельная работа:

Изготовление заготовки для резьбы по дереву.

Практическое повторение:

Обработка деталей из древесины твёрдых пород: Изготовление ручки для молотка.

8

Изготовление ручки для стамески. Изготовление ручки для киянки. Изготовление головки

киянки. Изготовление заготовок для токарных работ: Раскрой досок на бруски.

Скругление бруска. Токарные работы: Изготовление цилиндра. Изготовление толкушки.

Изготовление ручки для напильника. Изготовление лопаты для снега: Строгание из бруска

восьмигранника. Скругление восьмигранника. Изготовление колодки для лопаты.

Изготовление лотка. Сборка лопаты.

Изготовление изделий по выбору учащихся (киянка, ручка для молотка, лопатка для

кухни).

Итоговая за год контрольная работа.

Изготовление изделий по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся

(соединения брусков, швабра, предметы кухонной утвари, деревянные игрушки).

Содержание учебного предмета «Профильный труд» (8 класс)

Вводное занятие.

Вводный инструктаж по охране труда.

Основные сведения о процессе резания древесины:

Виды резания древесины. Элементы резца. Практическая самостоятельная работа:

строгание досок под размер.

Ручной инструмент для строгания:

Виды

ручных

строгальных

инструментов.

Устройство

рубанка.

Практическая

самостоятельная работа: строгание брусков под размер.

Охрана труда при работе в столярной мастерской:

Безопасность труда при выполнении столярных работ. Пожарная безопасность.

Заточка пил:

Элементы зубьев пилы и их форма. Фугование зубьев пил. Затачивание зубьев пил.

Развод и снятие заусенцев у зубьев пил. Практическая самостоятельная работа: пиление

досок и брусков под размер.

Раскрой древесных материалов:

Способы раскроя материалов. Раскрой досок и брусков. Раскрой фанеры. Раскрой

древесно-стружечных плит. Практическая самостоятельная работа: раскрой досок.

Практическое повторение:

Изготовление ящика для гвоздей.

Изготовление заготовок

для стенок ящика.

Изготовление стенок ящика под размер. Изготовление брусков. Сборка корпуса ящика.

Изготовление дна ящика. Сборка ящика. Отделка изделия. Строгание кромки бруска

до риски. Отпиливание бруска в размер по длине. Изготовление бруска под размер

Изготовление круглой палочки. Изготовление углового концевого соединения брусков на

шип открытый сквозной одинарный. Изготовление брусков. Изготовление шипа.

Изготовление проушины. Подгонка соединения. Окончательная отделка и склеивание

соединения

брусков.

Угловое

концевое

соединение

брусков

вполдерева.

Последовательность

выполнения

углового

концевого

соединения

вполдерева.

Выполнение

углового концевого соединения брусков вполдерева. Склеивание деталей соединения.

Практическая самостоятельная работа 1.

По выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся (пиление заготовок

под размер, зачистка готовых деталей, строгание заготовки рубанком по размер,

изготовление

круглой

палочки,

изготовление

детали

с

криволинейной

кромкой,

изготовление соединения брусков, царга для табуретки; ручка для швабры, ремонт

мебели).

Отделка изделий обжиганием и мозаикой:

Обжигание. Мозаика. Практическая самостоятельная работа: зачистка и шлифование

изделия.

9

Деревообрабатывающие станки:

Назначение и классификация станков. Основные элементы фуговально-пильных станков.

Основные элементы фрезерных и сверлильных станков. Практическая самостоятельная

работа: изготовление бруска под размер.

Ремонт школьной мебели:

Особенности ремонта школьной мебели.

Ремонт столов и стульев.

Практическая

самостоятельная работа: ремонт школьной мебели.

Практическое повторение:

Изготовление киянки: Изготовление ручки для киянки. Изготовление заготовки для

головки киянки. Изготовление головки киянки. Подгонка соединения. Отделка киянки.

Изготовление швабры: Изготовление заготовки для ручки. Изготовление

ручки для

швабры. Изготовление заготовки для колодки. Изготовление колодки для швабры.

Подгонка соединения. Окончательная отделка швабры.

Изготовление лопатки для кухни: изготовление заготовки для лопатки. Изготовление

криволинейной кромки лопатки. Окончательная отделка лопатки.

Ремонт столярных инструментов.

Практическая самостоятельная работа 2.

По выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся (пиление заготовок

под размер, зачистка готовых деталей из древесины, строгание заготовки рубанком по

размер, изготовление круглой палочки, изготовление детали с криволинейной кромкой,

изготовление соединения брусков, изготовление предметов кухонной утвари; колодка для

швабры, ремонт мебели).

Качество обработки деталей:

Понятие

о

допусках

и

посадках.

Шероховатость

поверхности.

Практическая

самостоятельная работа: изготовление бруска под размер.

Обработка древесины ручными электрифицированными инструментами:

Дисковая электрическая пила. Электрический лобзик Ручная электрическая шлифовальная

машина. Ручная электрическая дрель. Электрофрезер. Практическая самостоятельная

работа: сверление отверстий электродрелью.

Столярно-мебельные изделия:

Виды мебели. Детали и элементы столярных изделий.

Разборные соединения в столярно-мебельных изделиях. Петли для навески дверей. Ручки,

замки, задвижки и защёлки. Установка мебельной фурнитуры.

Практическая самостоятельная работа: установка мебельной фурнитуры.

Практическое повторение:

Изготовление

доски-вешалки: изготовление заготовки. Изготовление криволинейной

кромки доски. Обработка криволинейной кромки доски. Отделка доски-вешалки.

Изготовление разделочной доски: изготовление заготовки. Изготовление криволинейной

кромки разделочной доски. Обработка криволинейной кромки разделочной доски.

Окончательная отделка разделочной доски. Изготовление кормушки для птиц: строгание

досок под размер. Изготовление дна кормушки. Изготовление крыши кормушки.

Изготовление стенок кормушки. Соединение деталей кормушки. Окончательная отделка

кормушки. Изготовление лопаты для снега: строгание из бруска восьмигранника.

Скругление восьмигранника. Изготовление колодки для лопаты. Самостоятельная работа.

Изготовление лотка. Сборка лотка лопаты. Соединение ручки лопаты с лотком.

Окончательная отделка лопаты. Пиление древесных материалов:

пиление заготовок из досок. Пиление брусков под размер. Пиление заготовок из древесно-

стружечных плит. Пиление заготовок из древесно-волокнистых плит. Пиление заготовок

из фанеры.

Практическая самостоятельная работа 3.

По выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся (пиление заготовок

под размер, зачистка готовых деталей из древесины, строгание заготовки рубанком по

10

размер, изготовление круглой палочки, изготовление детали с криволинейной кромкой,

изготовление соединения брусков, изготовление предметов кухонной утвари, ремонт

мебели).

Ремонт мебели:

Ремонт мебели: эксплуатация мебели. Виды ремонта мебели. План работы при ремонте

мебели. Практическая самостоятельная работа: Ремонт стула.

Механическая обработка заготовок:

Механическая обработка заготовок: обработка черновых заготовок.

Обработка

чистовых

заготовок.

Практическая

самостоятельная

работа:

обработка

черновых заготовок вручную.

Токарные работы:

Токарные работы: устройство токарного станка. Инструменты для токарных работ.

Затачивание токарных инструментов. Заготовки для токарных работ. Виды токарных

изделий. Практическая самостоятельная работа: изготовление заготовки для токарных

работ.

Практическое повторение:

Разметка и раскрой древесных материалов: разметка и раскрой досок. Разметка и раскрой

брусков. Разметка и раскрой древесно-стружечных плит. Разметка и раскрой древесно-

волокнистых плит. Пиление древесных материалов: Пиление досок. Пиление брусков.

Пиление древесно-стружечной плиты. Пиление древесно-волокнистой плиты. Обработка

деталей из древесины твёрдых пород: Изготовление ручки для молотка. Изготовление

заготовки для ручки. Разметка и выстрагивание ручки. Обработка ручки напильником и

наждачной шкуркой.

Итоговая за год контрольная работа.

Изготовление изделий по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся

(соединения брусков, швабра, предметы кухонной утвари, деревянные игрушки, ремонт

мебели).

Содержание учебного предмета «Профильный труд» (9 класс)

Вводное занятие:

Инструктаж по правилам пожарной безопасности. Инструктаж по Охране труда.

Самостоятельная работа.

Строение дерева и древесины:

Составные части дерева. Строение древесины. Годичные слои.

Свойства древесины:

Физические свойства древесины. Механические свойства древесины. Технологические

свойства древесины.

Пороки древесины:

Сучки и трещины. Пороки формы ствола. Пороки строения древесины. Повреждение

древесины грибами и насекомыми. Инородные включения и дефекты в древесине.

Характеристика древесных пород:

Классификация древесных пород.

Использование древесных пород.

Способы хранения и продления службы древесины:

Сушка древесины. Предохранение древесины от гниения.

Практическое повторение:

Изготовление ящика для гвоздей из ДСП: Изготовление заготовок для стенок ящика.

Изготовление стенок ящика под размер. Изготовление брусков. Сборка корпуса ящика.

Изготовление дна ящика. Сборка и окончательная отделка ящика. Изготовление углового

концевого

соединения

брусков

на

шип

открытый

сквозной

одинарный

УК-1:

11

Изготовление

брусков.

Изготовление

проушины.

Изготовление

шипа.

Подгонка

соединения. Ремонт столярных инструментов

Практическая самостоятельная работа 1.

Изготовление изделий по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся

- изготовление головки киянки; изготовление ручки для киянки, предметы кухонной

утвари.

Инструктаж по правилам пожарной безопасности. Инструктаж по Охране труда.

Обработка древесины резанием:

Резание древесины со снятием стружки. Резание древесины без снятия стружки.

Оборудование и организация рабочего места столяра. Обработка древесины пилением:

Виды и устройство пил. Подготовка ручных пил к работе. Приёмы пиления ручными

пилами. Правила техники безопасности при пилении.

Применение в столярном производстве ручного электроинструмента:

Устройство ручных электроинструментов и правила работы с ним. Ручные электропилы.

Практическое повторение:

Изготовление ящика из досок: Изготовление досок для ящика. Разметка мест соединений

стенок ящика. Запиливание шипов и проушин соединений стенок ящика. Выдалбливание

проушин в шиповых соединениях ящика. Подгонка шиповых соединений стенок ящика.

Сборка и окончательная отделка ящика. Изготовление киянки: Изготовление ручки для

киянки. Изготовление головки киянки. Изготовление швабры: Изготовление колодки для

швабры. Строгание ручки для швабры. Сборка и шлифование швабры. Ремонт столярных

инструментов: Ремонт ручек напильников. Ремонт ручек молотков. Ремонт мебели.

Практическая самостоятельная работа 2.

Изготовление изделий по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся:

изготовление колодки для швабры; изготовление ручки для молотка.

Инструктаж по правилам пожарной безопасности. Инструктаж по Охране труда.

Самостоятельная работа по теме: Соблюдение правил техники безопасности при работе в

мастерской.

Деревообрабатывающие станки:

Виды деревообрабатывающих станков. Производительность деревообрабатывающего

станка. Наладка деревообрабатывающего станка. Правила техники безопасности при

работе на деревообрабатывающем станке.

Раскрой досок на круглопильных станках:

Поперечный раскрой досок на круглопильных станках. Продольный раскрой досок на

круглопильных станках.

Разметка и разметочный инструмент:

Разметочный инструмент и уход за ним. Требования к качеству разметки и приёмы

работы разметочными инструментами. Предварительная разметка.

Изготовление разметочных инструментов.

Строгание плоских поверхностей ручным инструментом:

Устройство ручных инструментов для строгания. Заточка и наладка строгального

инструмента.

Практическое повторение:

Разметка и раскрой древесных материалов: Разметка и раскрой досок. Разметка и раскрой

брусков.

Разметка

и

раскрой

древесностружечных

плит.

Разметка

и

раскрой

древесноволокнистых плит. Разметка и раскрой фанеры.

Строгание древесных материалов: Строгание досок. Строгание брусков. Строгание

древесностружечных плит. Строгание древесноволокнистых плит. Строгание фанеры.

Пиление древесных материалов: Пиление досок поперёк волокон. Пиление досок вдоль

волокон. Пиление брусков поперёк волокон. Пиление древесностружечной плиты.

Пиление древесноволокнистой плиты. Пиление фанеры. Обработка деталей из древесины

твёрдых пород: Изготовление ручки для молотка. Изготовление ручки для напильника.

12

Изготовление ручки для ножовки. Изготовление ручки для долота. Ремонт столярных

инструментов: Ремонт напильников, молотков, стамесок, угольников.

Практическая самостоятельная работа 3.

Изготовление изделий по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся:

-изготовление ручки для швабры; изготовление царги для табуретки.

Инструктаж по правилам пожарной безопасности. Инструктаж по Охране труда.

Самостоятельная работа по теме: Соблюдение правил техники безопасности при работе в

мастерской.

Строгание плоских поверхностей древесины на станках:

Строгание на фуговальном станке. Строгание на рейсмусовом станке. Обработка

древесины на четырёхстороннем и калёвочном строгальных станках.

Профильное строгание:

Виды профильного строгания. Ручной инструмент для профильного строгания. Приёмы

выработки профилей различными инструментами. Обработка деталей на фрезерных

станках.

Долбление древесины:

Понятие о столярном соединении. Приёмы долбления. Сверление древесины.

Приспособления для ручного сверления и приёмы сверления. Электрифицированные и

пневматические инструменты для сверления. Сверлильные станки и работа на них.

Организация труда и квалификационные характеристики рабочих-столяров:

Организация труда. Квалификационные характеристики рабочих-столяров.

Охрана труда и производственная санитария:

Трудовое законодательство. Общие правила техники безопасности на производстве.

Производственная

санитария.

Гигиена

труда.

Правила

электробезопасности.

Противопожарные мероприятия.

Практическое повторение:

Изготовление подставки для хранения свёрл: Изготовление бруска под размер. Разметка и

сверление отверстий. Отделка подставки для свёрл.

Итоговая за год контрольная работа.

Изготовление изделий по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся

(соединения брусков, швабра, предметы кухонной утвари, деревянные игрушки).

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса по предмету «Профильный

труд» является – урок, на нём решаются проблемы обучения, воспитания, коррекции

психо-физических недостатков обучающихся.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету «Профильный труд»

являются: беседа (диалог), работа с книгой, работа по карточкам, работа по плакатам,

составление

плана

работ,

планирование

последовательности

операций

по

технологической карте, практические тренировочные упражнения, изготовление изделий

по чертежу, техническому рисунку, наглядному изображению, образцу, практическое

повторение, самостоятельная работа. В конце каждой четверти проводится итоговая

практическая самостоятельная

работа, в конце учебного года проводится итоговая

практическая контрольная работа. Диагностика основных знаний, умений и навыков

проводится на начало, середину и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

В процессе обучения столярному делу на уроках профильного труда (столярное

дело)

обучающиеся знакомятся с различными столярными операциями: разметкой

деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, соединением деталей и др.

Обучающиеся

приобретают

навыки

владения

столярными

инструментами

и

приспособлениями, узнают правила техники безопасности при работе со столярными

13

инструментами и ухода за ними. В результате коррекционной работы учителя,

проводимой на уроках профильного труда степень автоматизации, темп и ритм рабочих

навыков у школьников с нарушением интеллекта заметно улучшаются к концу

профессионально-трудового обучения.

Типы уроков:

- урок открытия новых знаний;

- урок общеметодологической направленности;

- урок рефлексии;

- комбинированный развивающего контроля

Приемы и методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический;

- методы контроля

Формы работы

Рассказ, беседа, работа с инструкционной картой, работа с технологической картой,

изготовление учебных столярных изделий.

Виды деятельности обучающихся:

- изучение теоретического материала (работа с учебником);

- составление плана работы;

- практические упражнения, направленные на формирование трудовых навыков работы со

столярными инструментами.

Национально-региональный компонент на уроках профильного труда (столярное

дело) в 7 классе

Тема «Изготовление киянки».

Тема «Характеристика древесины твёрдых пород и её применение».

Тема «Токарные работы».

Тема «Резьба по дереву».

Национально-региональный компонент на уроках профильного труда (столярное

дело) в 8 классе

Тема «Изготовление кухонной утвари»,

Тема «Геометрическая резьба по дереву»,

Тема «Отделка изделий обжиганием и мозаикой»

Национально-региональный компонент на уроках профильного труда (столярное

дело) в 9 классе

Тема «Строение дерева и древесины».

Тема «Характеристика древесных пород».

Тема «Способы хранения и продления службы древесины».

Тема «Обработка древесины резанием».

Тематическое планирование учебного предмета «Профильный труд»

в 7 классе

14

Тема

Кол-

во

часов

Основные виды деятельности учащихся

Формы

контроля

15

1.

Вводное

занятие.

4.

Инструктаж по охране труда. Знакомство с

учебником. Познавательно-информационная беседа.

Профессия столяр. Обязанности учащихся.

Распределение рабочих мест.

Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся

на уроке. Инструктаж по охране труда.

Ответы на

вопросы.

2.

Угловое

концевое

соединение

брусков на ус.

6.

Разметка, выполнение соединения брусков на ус.

Подгонка соединения брусков.

Разметка, выполнение соединения брусков на ус

вполдерева.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

3.

Инструменты

для строгания

фальца и

шпунта.

6.

Строгание фальца в бруске.

Строгание шпунта в бруске.

Строгание брусков под размер.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

4.

Затачивание

ножей

строгального

инструмента.

6.

Подготовка рубанка к работе, наладка рубанка.

Строгание досок, брусков, досок.

Затачивание ножа рубанка вручную с использованием

колодки и абразивного бруска.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

5.

Угловые

ящичные

соединения.

6.

Изготовление досок для ящика.

Разметка, запиливание шипов и проушин ящичного

соединения.

Разметка, запиливание шипов и проушин ящичного

соединения.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

6.

Практическое

повторение.

28.

Изготовление ящика.

Изготовление киянки.

Ремонт столярных инструментов.

Практическая самостоятельная работа 1.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

7.

Инструктаж по

Охране труда.

2.

Инструктаж по правилам пожарной безопасности.

Подготовка оборудования и инструментов

мастерской к работе.

Подготовка пиломатериалов.

Ответы на

вопросы.

8.

Характеристи-

ка древесины

твёрдых пород

и её

применение.

6.

Сортировка и укладка пиломатериалов.

Строгание досок.

Разметка, строгание брусков под размер.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

9.

Обработка

деталей из

древесины

твёрдых пород.

12.

Наладка строгальных инструментов для обработки

деталей из твёрдых пород древесины.

Разметка, выстрагивание, зачистка ручки для

молотка.

Разметка, выстрагивание, зачистка ручки для

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

16

стамески.

Разметка, выстрагивание, зачистка ручки для киянки.

Контроль

качества.

10.

Соединения в

столярно-

мебельных

изделиях и

деревянных

конструкциях.

14.

Разметка, изготовление углового концевого

соединения брусков.

Разметка, изготовление серединного соединения

брусков.

Разметка, изготовление ящичного соединения досок.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

11.

Практическое

повторение.

20.

Изготовление швабры.

Пиление брусков поперёк волокон.

Ремонт столярных инструментов.

Практическая самостоятельная работа 2.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

12.

Инструктаж по

Охране труда.

4.

Инструктаж по правилам пожарной безопасности.

Самостоятельная работа по теме: Соблюдение правил

техники безопасности при работе в мастерской.

Подготовка оборудования и инструментов

мастерской к работе.

Подготовка пиломатериалов.

Ответы на

вопросы.

13.

Изготовление

разметочных

инструментов.

10.

Строгание брусков под размер.

Разметка, раскрой досок на заготовки.

Пиление досок под размер.

Разметка и долбление сквозного гнезда.

Разметка и долбление сквозного гнезда.

Разметка, выпиливание, строгание, зачистка

наждачной шкуркой колодки угольника.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

14.

Свойства

древесины.

12.

Строгание доски вдоль и поперёк волокон.

Строгание досок имеющих разную влажность.

Строгание досок имеющих разную твёрдость.

Пробное соединение деталей с помощью гвоздей по

кромке и в торец.

Строгание брусков разных пород древесины.

Обработка напильником деталей из твёрдой породы

древесины.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

15.

Выполнение

отверстий

разной формы.

6.

Затачивание свёрл разной конструкции.

Разметка изготовление сквозного круглого отверстия.

Разметка долбление сквозного отверстия квадратной

формы.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

16.

Материалы из

древесины.

12.

Раскрой круглого бревна на заготовки.

Спиливание обзола на необрезных досках.

Разметка и раскрой ДВП, ДСП на заготовки.

Поперечное пиление брусков.

Изготовление рейки – наличника.

Изготовление фанерного щита для ящика.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

17.

Устранение

пороков

древесины и

8.

Заделка трещин и зачистка пласти доски наждачной

шкуркой.

Заделка выпавших сучков и зачистка кромки доски

Контроль

качества.

17

ремонт

столярных

изделий.

наждачной шкуркой

Установка дверных ручек и врезка замка в двери.

Заделка выпавших сучков и зачистка поверхности

доски наждачной шкуркой.

18.

Практическое

повторение.

15.

Ремонт столярных инструментов.

Зачистка, замена ручек столярных инструментов

наждачной шкуркой.

Зачистка деталей угольника наждачной шкуркой.

Практическая самостоятельная работа 3.

Ответы на

вопросы.

19.

Инструктаж по

Охране труда.

4.

Инструктаж по правилам пожарной безопасности.

Подготовка оборудования и инструментов

мастерской к работе.

Подготовка пиломатериалов.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

20.

Токарные

работы.

6.

Изготовление заготовки для токарных работ.

Токарные упражнения.

Обработка заготовки на планшайбе.

Разметка, вытачивание, шлифование цилиндрической

детали на токарном станке.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

21.

Резьба по

дереву.

6.

Разметка и раскрой досок на заготовки.

Строгание досок под размер.

Строгание, зачистка доски для резьбы по дереву.

Контроль

за

действием.

Контроль

качества.

22.

Практическое

повторение.

41.

Обработка деталей из древесины твёрдых пород.

Изготовление заготовок для токарных работ.

Токарные работы.

Изготовление лопаты для снега.

Контроль

качества.

23.

Итоговая за год

контрольная

работа.

4.

Изготовление изделий по выбору:

- угловое концевое соединение брусков вполдерева;

- угловое серединное соединение брусков

вполдерева.

Контроль

качества.

Всего: 238ч

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, планируемые результаты

Минимальный уровень:

- знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и

применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

- представления об основных свойствах используемых материалов;

- знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе

с производственными материалами;

- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

- представления о принципах действия, общем устройстве машины и её основных частей

(на примере изучения любой современной машины: деревообрабатывающего станка,

и др.);

- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,

санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

18

- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных

производственных технологических процессов (пиление, строгание и т. д.);

- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе

изготовления изделия;

- представления

о

разных

видах

профильного

труда

(деревообработка,

металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт

и

производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);

- понимание значения и ценности труда;

- понимание красоты труда и его результатов;

- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе.

Достаточный уровень:

- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их

целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,

декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач

предметно-практической деятельности;

- экономное расходование материалов;

- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы.

Тематическое планирование учебного предмета «Профильный труд» в 8 классе

№ Тема

Кол-

во

часо

в

Основные виды деятельности учащихся

Формы

контроля

1.

Вводное

занятие.

2.

Вводный инструктаж по охране труда.

Первичный инструктаж по охране труда.

Задачи обучения в 8 классе. Распределение

рабочих мест. Вводный инструктаж по

охране труда. Обязанности учащихся. План

работы на первую четверть.

Ответы на

вопросы.

2.

Основные

сведения о

процессе

резания

древесины

4.

Продольное, поперечное, торцовое резание

древесины. Составление

последовательности

строгания доски (бруска) под размер.

Изготовления доски под размер с опорой на

образец, технологическую карту.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

3.

Ручной

инструмент

для строгания.

6.

Выстрагивание бруска квадратного сечения.

Составление последовательности строгания

бруска под размер. Изготовления бруска

под размер с опорой на образец,

технологическую карту.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

4.

Охрана труда

при работе в

столярной

мастерской.

4.

Подготовка к работе и текущий ремонт

столярных инструментов и

приспособлений. Повторение правил

безопасной работы при выполнении

столярных работ.

Повторение инструкций по правилам

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием

.

19

пожарной безопасности

5.

Заточка пил

10.

Составление последовательности

изготовления заготовки по размеру.

Повторение правил техники безопасности

при пилении. Пиление досок под размер.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием

.

6.

Раскрой

древесных

материалов.

10.

Раскрой досок и брусков. Раскрой фанеры.

Раскрой древесностружечных плит.

Практическая самостоятельная работа:

раскрой досок.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

7.

Практическое

повторение.

42.

Изготовление ящика для гвоздей.

Изготовление бруска под размер.

Изготовление круглой палочки.

Изготовление углового концевого

соединения брусков на шип открытый

сквозной одинарный.

Изготовление углового концевое

соединение брусков вполдерева.

Практическая самостоятельная работа 1.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

8.

Отделка

изделий

обжиганием и

мозаикой.

6.

Составление последовательности

изготовления изделия. Практическая

самостоятельная работа: зачистка и

шлифование изделия. Самооценка качества

работы.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

9.

Деревообраба-

тывающие

станки.

8.

Составление последовательности

изготовления изделия. Практическая

самостоятельная работа: изготовление

бруска под размер.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

10

.

Ремонт

школьной

мебели

6.

Составление дефектной ведомости на

ремонт мебели.

Составление последовательности ремонта

мебели.

Практическая самостоятельная работа:

ремонт школьной мебели.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

11

.

Практическое

повторение.

34.

Изготовление киянки. Изготовление

швабры.

Изготовление лопатки для кухни. Ремонт

столярных инструментов.

Практическая самостоятельная работа 2.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

12

.

Качество

обработки

деталей.

6.

Составление последовательности

изготовления изделия. Практическая

самостоятельная работа: изготовление

бруска под размер.

Контроль

за

действием

.

Контроль

20

качества.

13

.

Обработка

древесины

ручными

электрифици-

рованными

инструментами

.

12.

Составление последовательности

изготовления изделия. Практическая

самостоятельная работа: сверление

отверстий электродрелью. Самооценка

качества работы.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

14

.

Столярно-

мебельные

изделия.

14.

Составление последовательности работы.

Практическая самостоятельная работа:

установка мебельной фурнитуры.

Самооценка качества работы.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

15

.

Практическое

повторение.

52.

Изготовление доски-вешалки.

Изготовление разделочной доски.

Изготовление кормушки для птиц.

Изготовление лопаты для снега. Пиление

заготовок из досок. Пиление брусков под

размер.

Пиление заготовок из древесностружечных

плит.

Пиление заготовок из древесноволокнистых

плит. Пиление заготовок из фанеры.

Практическая самостоятельная работа 3.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

16

.

Ремонт мебели.

8.

Составление плана работы при ремонте

мебели.

Составление дефектной ведомости на

ремонт мебели.

Практическая самостоятельная работа:

ремонт стула.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

17

.

Механическая

обработка

заготовок.

6.

Составление последовательности обработки

черновых заготовок вручную. Практическая

самостоятельная работа: обработка

черновых заготовок вручную.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

18

.

Токарные

работы.

12.

Затачивание токарных инструментов.

Подбор материалов для заготовки. Разметка

центров. Составление последовательности

изготовления заготовки для токарных

работ. Практическая самостоятельная

работа: изготовление заготовки для

токарных работ.

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

19

.

Практическое

повторение.

22.

Разметка и раскрой досок. Разметка и

раскрой брусков. Разметка и раскрой

древесностружечных плит. Разметка и

раскрой древесноволокнистых плит.

Пиление досок. Пиление брусков. Пиление

древесно-стружечной плиты. Пиление

Ответы на

вопросы.

Контроль

за

действием

.

21

древесноволокнистой плиты. Обработка

деталей из древесины твёрдых пород.

Изготовление ручки для молотка.

Обработка ручки напильником и наждачной

шкуркой.

Контроль

качества.

20

.

Итоговая за

год

контрольная

работа.

8.

Составление последовательности работы.

Изготовление изделий по выбору учителя

(в зависимости от уровня подготовки

обучающихся).

Контроль

за

действием

.

Контроль

качества.

Всего: 272 ч

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса, планируемые результаты

Минимальный уровень:

- знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и

применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

- представления об основных свойствах используемых материалов;

- знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе

с производственными материалами;

- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

- представления о принципах действия, общем устройстве машины и её основных частей

(на примере изучения любой современной машины: деревообрабатывающего станка,

и др.);

- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,

санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных

производственных технологических процессов (пиление, строгание и т. д.);

- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе

изготовления изделия;

- представления

о

разных

видах

профильного

труда

(деревообработка,

металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт

и

производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);

- понимание значения и ценности труда;

- понимание красоты труда и его результатов;

- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего

внутреннюю дисциплину;

- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности

(«нравится»/«не нравится»);

Достаточный уровень:

- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их

целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,

декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач

предметно-практической деятельности;

- экономное расходование материалов;

- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

- знание оптимальных и доступных технологических приёмов ручной и машинной

обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей.

планирование учебного предмета «Профильный труд»

в 9 классе

22

Тема

Кол-

во

часов

Основные виды деятельности учащихся

Формы

контроля

1.

Вводное

занятие.

4.

Инструктаж по Охране труда. Подготовка

оборудования и инструментов мастерской к работе.

Подготовка пиломатериалов.

Ответы на

вопросы.

2.

Строение

дерева и

древесины.

6.

Разметка бруска с помощью угольника и линейки.

Пиление бруска под размер вдоль волокон.

Пиление бруска под размер поперёк волокон.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

3.

Свойства

древесины.

6.

Разметка доски.

Пиление досок под размер вдоль волокон.

Пиление досок под размер поперёк волокон.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

4.

Пороки

древесины.

10.

Заделка трещин, на поверхности бруска.

Строгание брусков.

Фугование досок.

Заделка червоточин на поверхности доски.

Заделка отверстий различной формы на пласти доски.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

5.

Характеристи-

ка древесных

пород.

4.

Обработка ручки стамески с помощью напильника.

Строгание ручки для молотка.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

6.

Способы

хранения и

продления

службы

древесины

4.

Складирование и укладка пиломатериалов в штабель.

Торцевание досок и брусков.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

7.

Практическое

повторение.

30.

Изготовление ящика для гвоздей из ДСП.

Изготовление углового концевого соединения

брусков на шип открытый сквозной одинарный УК-1.

Ремонт столярных инструментов.

Практическая самостоятельная работа 1.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

8.

Инструктаж по

правилам

пожарной

безопасности.

Инструктаж по

Охране труда.

2.

Подготовка оборудования и инструментов

мастерской к работе.

Подготовка пиломатериалов.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

9.

Обработка

древесины

резанием.

6.

Строгание брусков под размер.

Пиление брусков под размер.

Текущий ремонт тисков и зажимов.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

10.

Обработка

древесины

пилением.

8.

Пиление брусков под размер.

Торцевание доски.

Пиление досок вдоль волокон.

Контроль за

действием.

Контроль

23

Техника безопасности при пилении.

качества.

11.

Применение в

столярном

производстве

ручного

электроинстру

мента.

4.

Техническое обслуживание электролобзика, ручной

дисковой пилы.

Заточка дисковой пилы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

12.

Практическое

повторение.

42.

Изготовление ящика из досок.

Изготовление киянки.

Изготовление швабры.

Ремонт столярных инструментов.

Ремонт мебели.

Практическая самостоятельная работа 2.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

13.

Инструктаж по

правилам

пожарной

безопасности.

Инструктаж по

Охране труда.

4.

Подготовка оборудования и инструментов

мастерской к работе.

Подготовка пиломатериалов.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

14.

Деревообраба-

тывающие

станки.

8.

Техническое обслуживание фуговального станка.

Техническое обслуживание круглопильного станка.

Затачивание ножей фуговального станка.

Установка ножей фуговального станка.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

15.

Раскрой досок

на круглопиль-

ных станках:

4.

Торцевание досок.

Раскрой досок на бруски под размер.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

16.

Разметка и

разметочный

инструмент.

8.

Разметка необрезных досок с помощью шнурка.

Разметка длины обрезных досок.

Подготовка досок к раскрою, раскрой досок на

бруски.

Изготовление колодки угольника.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

17.

Строгание

плоских

поверхностей

ручным

инструментом.

4.

Строгание брусков.

Затачивание ножей для рубанка, наладка рубанка.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

18.

Практическое

повторение.

48.

Разметка и раскрой древесных материалов.

Строгание древесных материалов.

Пиление древесных материалов.

Обработка деталей из древесины твёрдых пород.

Ремонт столярных инструментов.

Практическая самостоятельная работа 3.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

19.

Инструктаж по

правилам

пожарной

безопасности.

Инструктаж по

Охране труда.

4.

Подготовка оборудования и инструментов

мастерской к работе.

Подготовка пиломатериалов.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

24

20.

Строгание

плоских

поверхностей

древесины на

станках.

6.

Строгание досок на фуговальном станке.

Строгание реек на рейсмусовом станке.

Строгание досок на фуговальном станке под размер.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

21.

Профильное

строгание.

8.

Строгание зензубелем.

Строгание фальцгобелем.

Строгание калёвкой.

Фрезерование доски с помощью фрезера.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

22.

Долбление

древесины.

12.

Долбление сквозного прямоугольного гнезда.

Долбление широкого прямоугольного гнезда.

Долбление круглого отверстия.

Долбление несквозного гнезда.

Сверление отверстий спиральным сверлом.

Сверление отверстий коловоротом.

Сверление отверстий электродрелью.

Сверление отверстий на сверлильном станке.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

23.

Организация

труда и

квалифика-

ционные

характеристики

рабочих-

столяров.

4.

Подготовка рабочего места столяра, инструментов и

приспособлений.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

24.

Охрана труда и

производствен-

ная санитария.

12.

Подготовка, сортировка пиломатериалов к хранению.

Укладка пиломатериалов в штабель в столярной

мастерской.

Переноска, сортировка, укладка пиломатериалов в

склад на длительное хранение.

Очистка пожарных выходов из школьной столярной

мастерской.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

25.

Практическое

повторение.

20.

Изготовление подставки для хранения свёрл.

Разметка, выпиливание, строгание, сверление,

зачистка бруска по образцу и техническому рисунку.

Ответы на

вопросы.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

26.

Итоговая за год

контрольная

работа.

4.

Изготовление изделий по выбору:

- угловое концевое соединение брусков вполдерева;

- угловое серединное соединение брусков

вполдерева.

Контроль за

действием.

Контроль

качества.

Всего: 272 ч

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса, планируемые результаты

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием

учебного предмета «Профильный труд» и характеризуют их достижения в усвоении

знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Обучающиеся должны использовать приобретённые умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

25

- посильной индивидуальной трудовой деятельности по профилю «Столярное

дело» в быту;

- последующего овладения профессиями столярного производства.

Предметные результаты освоения рабочей программы по профильному труду

включают в себя:

1) владение умениями на уровне квалификационных требований к определенной

профессии, применение сформированных умений для решения учебных и практических

задач;

2) знание правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности и

продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания;

3) знание технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий;

4) знание правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных

ситуациях.

Основные задачи, решаемые в процессе обучения

профильному труду, для

достижения планируемых предметных результатов:

- Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах.

- Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные

трудовые

навыки

для

полноценной

коммуникации,

социального

и

трудового

взаимодействия.

- Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе,

воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

В соответствии с требованием АООП образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагается два уровня овладения

предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень

является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень:

- знание

названий

некоторых

материалов;

изделий,

которые

из

них

изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

- представления об основных свойствах используемых материалов;

- знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при

работе с производственными материалами;

- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для

работы;

- представления о принципах действия, общем устройстве машины и её основных

частей (на примере изучения любой современной машины: деревообрабатывающего

станка, и др.);

- представления

о

правилах

безопасной

работы

с

инструментами

и

оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

- владение

базовыми

умениями,

лежащими

в

основе

наиболее

распространенных производственных технологических процессов (пиление, строгание

и т. д.);

- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в

процессе изготовления изделия;

- представления

о

разных

видах

профильного

труда

(деревообработка,

металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт

и

производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);

- понимание значения и ценности труда;

- понимание красоты труда и его результатов;

- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной

природе;

26

- понимание

значимости

организации

школьного

рабочего

места,

обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой

деятельности («нравится»/«не нравится»);

- организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых

заданий порядка и аккуратности;

- выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на

них;

- комментирование

и

оценка

в

доброжелательной

форме

достижения

товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и

результатам их работы;

- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков

трудового обучения;

- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и

окружающей среды.

Достаточный уровень:

- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их

целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,

декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач

предметно-практической деятельности;

- экономное расходование материалов;

- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

- знание оптимальных и доступных технологических приёмов ручной и машинной

обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и

корректировка хода практической работы;

- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области

трудовой деятельности.

Учебно-методическое обеспечение

Учебная

программа

Учебники

Методический

материал

Дидактический

материал

Дополнительная

литература

Адаптированная

основная

общеобразовательн

ая программа

образования

обучающихся с

умственной

отсталостью

(интеллектуальным

и нарушениями (1

вариант))

1.

А.Т. Тищенко,

Н.

В.

Синица.

Технология.

Индустриальные

технологии: 7 класс:

учебник.

М.:

Просвещение, 2021

2.

А.Т. Тищенко,

Н.

В.

Синица.

Технология.

Индустриальные

технологии:

8-9

класс: учебник. – М.:

Просвещение, 2021

О. В. Павлова.

Трудовое

обучение.

Столярное дело.

5-6 классы.

Рабочая

программа. -

Волгоград:

Учитель, 2017.

О. В. Павлова.

Трудовое

обучение.

Столярное дело.

7-9 классы.

Наглядные

пособия, рисунки,

плакаты,

стенды,

технологические

карты

на

изготовление

изделий,

инструкционные

карты,

тестовые

раздаточные

материалы,

технические

рисунки, чертежи

изделий. Плакаты

и инструкции по

1.Гушулей И.Н.,

Рига В.В. Основы

деревообработки 7-8

классы. М.:

Просвещение,1988.

2.Крейндлин Л.Н.

Столярные работы.

М.: Высшая

школа,1978.

3. Журавлёв Б.А.

Столярное дело, 5-6

классы. М.:

Просвещение,1992.

4.Мызников В.А.

Столярное дело, 4-5-

27

Рабочая

программа. -

Волгоград:

Учитель, 2017.

технике

безопасности

и

Охране труда при

работе

в

столярной

мастерской

6 кл. М.:

Просвещение, 1971.

5.Рихвк Э.Р.

Мастерим из

древесины. М.:

Просвещение. 1988.

6.Стариков А.Н.

Справочная книга

столяра - строителя

и мебельщика.

Лениздат, 1963.

Материально-техническое обеспечение

1. Стенды «Столярные инструменты».

2. Шаблоны для изготовления изделий.

3. Выставочные образцы изделий.

4. Деревообрабатывающие станки.

5. Ручные электрифицированные инструменты.

6. Ручные столярные инструменты.

28



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники