Автор: Сачко Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ " Детский сад № 22"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: " Щедрая осень"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
на тему: « Щедрая осень».
Цель: закрепление знаний о характерных приметах осени, развитие связной
речи.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
- закреплять умение обобщать предметы одним словом( фигуры, ягоды,
одежда).
- упражнять детей в образовании прилагательных ( березовый, сливовый,
ягодный и т. д.)
Развивающие:
- развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику, зрительное
восприятие
- обогащать словарный запас
- развивать внимание, мышление, память
Воспитательные:
-продолжать воспитывать бережное отношение к природе, дружеские
отношения к сверстникам.
Ход занятия:
1.Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
-Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
Мы ждем еще гостя. Давайте,угадаем кого?
2.Загадка :
Дождик с самого утра
Птицам в дальний путь пора
Деревья в золото одеты
Когда же все бывает это? (Осенью)
-Правильно. Мы ждем в гости осень. А вот и она уже здесь.
Давайте, посмотрим на нее и скажем: «Осень-она какая?»
3.Д/игра «Подбери признак». Ответы детей индивидуально.
-Осень (какая?) – золотая, красивая, яркая, разноцветная, игривая, хмурая,
дождливая, теплая, щедрая и т.д.
-Ребята, давайте для нашей гости расскажем стихи (Аня и Вероника).
-Конечно, осени очень понравилось. Давайте, вспомним: какое время года
было, а какое будет? А осень пришла к нам не просто так-ей уже скоро пора
уходить, уступить место зиме, а у нее еще много не выполненной работы.
Просит нас помочь ей. Будем помогать?
Для мы с вами отправляемся в лес.
-Только сначала давайте, поиграем в игру. У меня есть мяч, будем передавать
его друг другу.
4.Д\игра «Скажи наоборот».
-Я начну, а вы продолжите:
Ранняя осень - поздняя
Большой листок – маленький
Светлое небо – …
Хорошее настроение – …
Высокое дерево-
Сладкое яблоко-
Летом солнце яркое, а осенью…
Летом день длинный, а осенью…
Летом тучи ходят высоко, а осенью…и т.д.
5.Д\ игра « Какая? Какое?»
А теперь расскажите про осеннюю погоду.
-Когда идет дождь погода какая? - дождливая.
-Когда дует ветер погода какая? - ветреная
-Когда холодно погода какая? - холодная
-Когда пасмурно погода какая? - пасмурная
-Когда сыро погода какая? - сырая
-Когда хмуро погода какая? - хмурая
-Когда ясно погода какая? – ясная
-Отлично. Вы правильно говорите, о погоде,
Воспитатель: Ой, ребята, что это случилось со всеми деревьями, почему
листья такие яркие, как - будто их кто-то разукрасил, и лежат на земле, а не
висят на ветках? Тихо в осеннем лесу только слышно как шуршат листья под
ногами. Ребята, пройдитесь и
послушайте шорох листьев. Как шуршат
листья? (Дети протяжно ш-ш-ш).
6.Артикуляционная гимнастика « Звуки осени».
-С-с-с- дует ветер. Сильно дует (громче), а теперь тихо. Ш-ш-ш- шуршат
листочки (следить, чтобы дети не надували щеки).
Ответы детей.
7.Физминутка «Чьи листочки?»
-Возьмите в руки опавшие листочки, мы поиграем в игру "Чьи листочки? ".
Повернись, покружись и в листочки превратись (дети кружатся)
Мы осенние листочки, разноцветные листочки (машут листочками)
Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели (побежали)
Листья осенью летят, что же это? (дети хором) Листопад!
Отлично. Вы правильно говорите, о погоде,
8.Д/ игра «С какого дерева листок».
Воспитатель подходит поочередно к детям и спрашивает: чей ты листочек?
(березовый, дубовый, кленовый, каштановый).
Все листочки нашли свои
деревья! Ребята, а давайте соберём осенний букет
из листочков и отправимся выполнять следующее поручение. Давайте
вспомним, что еще происходит осенью? Почему осень называют щедрой?
( Созревают овощи и фрукты, люди собирают урожай)
Давайте отправимся в деревню помогать ей готовить к зиме варенье. Вот уже
и банки готовы. Надо помочь.
9.Д/ игра « Какое варенье?»
Дети выбирают фрукты и ягоды и складывают в банку.
-Из чего варенье? Из яблок.
-Какое оно? Яблочное и т.д.
10.Д/ игра « Назови одним словом»
-Как назвать одним словом клубнику, малину и вишню?( Ягоды)
-А бабушка приготовила для нас пироги. Давайте посмотрим какие.
11.Д/ игра « С чем пирог?»
С кабачком-кабачковый и т.д.
А нам еще надо помочь малышам выбрать одежду для прогулки. Они совсем
не знают, одевают осенью.
12.Д/игра « Оденемся на прогулку». Дети выбирают осеннюю одежду.
-Что вы выбрали для осенней прогулки? А, что оставили? Почему?
-Какая у тебя одежда? Мужская.
-Кто шьет одежду? Кто обувь?
Итог : Вот мы и помогли осени завершить ее работу. А что мы свами делали?
Как помогли деревьям? Как бабушке? Вам понравилось? А осень нам
приготовила гостинцы! Угощайтесь!
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Севастополя «Детский сад №22»
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе (5 г.ж.)
на тему: «Щедрая осень»
Подготовил и провел:
воспитатель Сачко Т.В.
г.Севастополь
2022-2023 учебный год