Автор: Полонская Оксана Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нестандартные формы организации и проведения уроков английского языка как средство активизации мотивации и познавательной деятельности учащихся
Раздел: среднее образование
Нестандартные формы организации и проведения уроков английского языка
как средство активизации мотивации и познавательной деятельности
учащихся
Автор: Полонская О.П., учитель высшей категории, МБОУ СОШ №8,
г. Ноябрьск
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых
технологий на современных уроках иностранного языка. Это не только
новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания,
новый подход к процессу обучения. По мнению Е.С. Полат задача
преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического
овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения,
которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свои
способности, свое творчество. Задача преподавателя – активизировать
познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным
языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в
сотрудничестве, проектная методика, проблемное обучение, использование
мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов применяются как для
проведения традиционных, так и нетрадиционных уроков. Однако, на наш
взгляд, именно нетрадиционная форма урока позволяет во всем объеме
реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает
индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей
обучаемых, кроме того, в разрезе данной формы урока мы воспитываем
общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать
собственную активную, высоконравственную позицию. Утверждать
следующее нам позволяет изученный и отобранный в виде таблицы материал
по данной теме:
Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков
Элементы
Традиционный урок
Нетрадиционный урок
Концептуальная
основа
Недостатки:
субъект – объектные
взаимодействия в системе
“учитель-ученик”,
изоляция учащихся от
коммуникативного
Достоинства:
субъект – субъективные
позиции в системе
“учитель – ученик”,
возможность
коммуникативного
диалога друг с другом
(интерактивного) диалога
между учащимися.
Содержательная часть
Цели
Достоинства:
формирование знаний,
умений и навыков
Достоинства: развитие
творческого потенциала
личности учащихся
Содержание
учебного
материала
Достоинства: наибольший
объем информации,
систематичность
Достоинства: более
глубокое изучение
учебного материала.
Недостатки: меньший
объем изучаемого
материала
Процессуальная
часть
Достоинства: четкая
структура урока.
Недостатки: шаблонность,
однообразие
Достоинства: внутренние
источники мотивации,
опора на
самоуправляющие
механизмы личности.
Недостатки: большие
затраты времени
Организация
учебного процесса
Недостатки: низкий
уровень
самостоятельности,
пассивная познавательная
позиция, отсутствие
возможностей
критического мышления
Достоинства: разнообразие
форм деятельности,
высокий уровень
самостоятельности,
возможность для
формирования
критического мышления
Методы и формы
учебной
деятельности
школьников
Недостатки: вербальные
методы обучения,
преобладание монолога
учителя
Достоинства: приоритет
стимулирующей
деятельности учителя
Методы и формы
работы учителя
Достоинства: контроль со
стороны учителя за
содержанием, ходом
урока, его временными
рамками
Недостатки: меньшие
возможности для контроля
со стороны учителя
Деятельность
учителя по
процессу
управления
усвоением
материала.
Диагностика
учебного процесса
Достоинства:
предсказуемость,
контролируемость
результатов обучения
Недостатки: слабая
обратная связь
Достоинства: сильная
обратная связь
Недостатки: трудности в
прогнозировании и
диагностики результатов
обучения
Из данной таблицы видно, что достоинства нетрадиционных форм урока
доминируют и предоставляют широкое поле деятельности для педагогов.
Вслед за С. В. Кульневич, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Е.С.
Копытиной, И.Л.
Бим перечислим основные группы нетрадиционных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета
(лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд,
викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных
в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ
первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж,
рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного
материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает
действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-
конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия,
панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный
журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок
– экскурсия, урок - волшебное путешествие (смотри приложение № 1).
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной
работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт,
инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб
знатоков», тематический урок (смотри приложение № 2).
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-
парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-
консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения,
урок - смотр знаний (смотри приложение № 3 ).
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и
создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного
обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный
интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные
же уроки английского языка обеспечивают системный анализ
лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность и
догадку, творческие способности учащихся. В нашей педагогической
коллекции огромное разнообразие нетрадиционных уроков, приведем пример
лишь некоторых из них, кратко в статье и более детально в приложении.
" Урок - день рождения Питера Пена ".
До 6 класса у учащихся уже имеется большой запас выученных стихов
и песен. За неделю нужно объявить детям, что все они приглашены на день
рождения Питера Пена. Каждый готовит подарок - открытку, сделанную
своими руками и подписанную на английском языке. Выпускаем газету с
поздравлениями от сказочных героев, со стихами на английском языке.
Питер Пен - учащийся из другого класса, одетый в «костюм» своего героя,
знакомится с детьми. Гости приветствуют его, усаживают, поздравляют,
дарят открытки, читают стихи, поют песни. Затем Питер Пен проводит
конкурсы и игры на английском языке: отгадываем кроссворды, чайнворды,
ребусы, играем в "Угадай слово", в роботов, в " глухой телефон". После еще
один подарок для Питера Пена - показываем инсценированную сказку.
Завершает праздник сладкий стол.
" Урок - суд ".
Этот урок лучше проводить для учащихся старших классах. Действующие
лица - прокурор, адвокат, судья, представители промышленных предприятий,
загрязняющих
окружающую
среду
и
представители
"Gгееnреасе".
Обвиняются промышленные предприятия ЯНАО за то, что в регионе из - за
несоблюдения
ими
мер
по
защите
окружающей
среды,
возникла
неблагоприятная экологическая обстановка. Выступает в защиту их адвокат,
представители компаний, которые объясняют, почему возникла такая
ситуация, представители"Greenpeace " говорят о последствиях для региона.
Идет видеозапись с кадрами последствий нарушения экосистемы. Выступает
прокурор с обвинительной речью, адвокат - с изложением программы
ассоциации ученых в защиту природы от вредного воздействия предприятий.
Суд удаляется на совещание и выносит приговор. В зависимости от
подготовленности класса приговор готовится заранее, либо составляется на
совещании: выплатить штраф для данных предприятий в пользу организаций,
занимающихся охраной природы, и обязать предприятия систематически
проводить акции по охране окружающей среды.
" Урок - вертушка "
Такой тип урока целесообразнее всего проводить при обобщении
страноведческого материала, так как он охватывает несколько аспектов темы.
При проведении данного урока класс делится на несколько групп (один
сильный учащийся, двое "четверочников", два-три слабых учащихся).
Оснащение урока: карта региона ЯНАО, блоки картинок,
изображающих: а) природу в разные времена года; б) промышленность; в)
природные ископаемые; г) население, культуру, быт, народное творчество.
На каждом столе – флаги ЯНАО, листы с заданиями по количеству
обсуждаемых подтем. В зависимости от взятой темы для той или иной
группы задания различны. Для более подготовленных учащихся - задать
вопросы по теме, для учащихся послабее - ответить на вопросы, для слабых -
перевести с русского на английский, дополнить предложения и так далее.
Начинается собственно "вертушка". У каждого учащегося свой -
"маршрутный лист", на котором по номерам или в определенной очередности
по цветам указан маршрут. Учащийся должен обойти все столы и на своем
листе выполнить задание.
(На каждом столе по три листа с заданиями: у сильных - с красной
звездочкой в углу, у учащихся со средним уровнем знаний - с зеленой, у
слабых - с синей.) Важно продумать "маршрутки" так, чтобы за одним
столом, одновременно, не "столкнулись" два человека, работающие по
одному заданию. Идя по своему "маршруту", учащийся выполняет только по
1 заданию на столе, на своем листе, просматривает предварительно
предыдущие ответы и не должен повторяться, таким образом, охватывает
всю подтему. На все "движение" отводится 10 минут. Таким образом, на
каждом столе, получается по одному экземпляру работы над подтемой - либо
в вопросах, либо перевод, либо дополнены предложения и т.д. "Вертушка"
закончена, все садятся на свои места. Начинаем обсуждение темы целиком.
Организовать этот этап можно по-разному. Начинается работа внутри
группы.
Сильные контролируют работу слабых по их заданиям, выставляют им
оценки. В распоряжении учителя - видеозапись о ЯНАО, о городе Ноябрьск.
В зависимости от времени, он может "пройтись" по всей теме и попросить их
задать вопросы, перевести, либо ответить на вопрос. Потом может
выслушать диалог или устное высказывание по теме. В итоге за урок вся
группа получает оценки. Может быть и так, что "троечник" получит оценку
выше, т.к. выполнял задание на листе и работал устно на уроке. Подводится
итог урока, “вертушка“ удалась, все довольны.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что подготовка к нетрадиционным
урокам, безусловно, очень кропотливый процесс, а это, как правило, требует
много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика, но пусть
это Вас, не смущает, уважаемые коллеги. Ведь нестандартные уроки - это
всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет
возможность проявить себя и когда класс становится одной командой,
работающей на достижение общего результата. Именно о таких уроках
говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Данная статья сопровождается приложением с авторскими разработками
нетрадиционных типов уроков для учащихся 5 – 11классов к УМК
И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой, О.В.Афанасьевой.
Список использованной литературы
1. Ананьева М. Л. Использование невербальных средств общения на уроке //
ИЯШ. - № 5. – 2008. – С.37.
2. Барышников Н.В. Особенности межкультурной коммуникации при
несовершенном владении иностранным языком // Обучение межкультурной
коммуникации в различных условиях: Сб. науч. статей. – Пятигорск, 2009.
3. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в т
инновационной деятельности: Учебное пособие. – Краснодар, 2000
4. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей //
Иностранные языки в школе. – 2008.- № 1.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы
школьного учебника. – М., 2007.
6. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. –
М., 2008.
7. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. – М., 2008.
8. Елухина Н.В. Средства обучения иностранному языку: Текст лекций по
методике преподавания иностранных языков. – М., 2007.
9. Ермаков В.Л. Игры на уроках английского языка // Иностранные языки в
школе. – 2008. - № 2.
10. Коростылёв В.С., Пассов Е.И., Кузовлев В.П. Принципы создания
коммуникативного обучения иноязычной культуре // Иностранные языки в
школе. – 2008. - № 2.
11. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам.
Теория и практика. – М., 2008.
12.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Практическое
пособие.- Воронеж, 2001
13.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов-на
–Дону, 2001
14. Леонтьев А.А. Принципы коммуникативности сегодня // Иностранные
языки в школе. – 2009. - № 2
15. Максимова И.Р., Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы
коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в
школе. – 2010. - № 4.
16. Матрон Е.Д. Художественное произведение на уроках иностранного
языка. – М., 2008.
17. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально-культурного
компонента в обучении англ. яз. младших школьников // Иностранные языки
в школе. – 2009. – № 5. – С. 7–10.
18. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.
– М., 2007.
19. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008
20. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М., 2008.
21. Скалкин В.Л., Яковленко О.И. Что значит иностранный язык как предмет
обучения и знания // ИЯШ // 2008. - № 1. - С. 10.
22. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в
преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в
школе. – 2010. – № 4. – С. 17–23.
23. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в
школе. – М., 2009.
24. Стефановская Т.А. Педагогика; наука и искусство: Курс лекций. - М.,
2007.
25. Тимошенко Т.И. Стимулирование познавательной деятельности
учащихся на нетрадиционных уроках. - Белгород, 2009.
26. Brumfit Ch. The Communicative Methodology in Language Teaching.
Cambridge University Press, 2008.