Напоминание

Социальное проектирование через социокультурные кластеры


Автор: Теряева Юлия Викторовна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МКОУ СОШ №11
Населённый пункт: с. Константиновское
Наименование материала: Воспитательная система
Тема: Социальное проектирование через социокультурные кластеры
Раздел: полное образование





Назад





Программа

воспитательной деятельности «Стать Человеком – большая работа»

в классном коллективе «Эксклюзив»

1.

Пояснительная записка
В современном обществе результаты и эффективность воспитания определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к социальной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Одной из основных целей образования становится не просто обеспечение социализации учащихся, а развитие у них
социальной компетентности.
В новом веке востребована модель обучения, позволяющая готовить творческого, инициативного молодого человека с ключевыми компетенциями, способного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения в экономических вопросах. Для создания образовательных условий развития личности ребёнка, способного на основе общечеловеческой системы ценностей вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, а также самостоятельно, независимо от мнения других оценивать происходящее и использовать накапливаемый социальный опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности была разработана программа
«Стать Человеком - большая

работа».
Данная программа – это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Нормативно-правовой и методологической основой программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В толковом словаре В. Даля слово
«успех»
рассматривается как спорина в деле, в работе; удача, удачное старание, достижение желаемого. Концептуальные позиции программы воспитательной работы ориентированы
на

педагогику

успеха.
Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.
2. Целевой блок

Цель программы «Стать человеком – большая работа»:
- развитие личности, способной к успешной самореализации в различных сферах деятельности, формирование на высоком уровне ключевых образовательных компетенций. 1

Задачи программы:
 Способствовать формированию активной гражданской позиции и самосознания.  Развить у детей ключевые компетенции и способности в сферах, составляющих модель гармоничной личности.  Помочь детям убедиться в социокультурной и личностной значимости ценностей здорового образа жизни, познания истины, саморазвития и самосовершенствования, активной жизненной позиции в проце ссе самореализации, добропорядочности и моральной ответственности, патриотизма и преданности идеалам (Родины, семьи), индивидуальности и личного достоинства.
Воспитательная программа «Стать Человеком – большая работа» формирует:
 успешный стиль жизнедеятельности;  высокие нравственные ценности;  потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию.
Этапы формирования

качеств успешной личности
Вхождени
I этап: 5-6 класс – «Открытые перспективы»
предполагает укрепление и расширение диапазона позитивного мышления учащихся, формирование взгляда на себя как на богато развитую личность через познание, воспитание, обучение.
II этап:

7-9

класс



«Активное

движение

к

намеченной

цели»
предусматривает обучение целеполаганию и вовлечение в более интенсивную и последовательную деятельность, которая приведет к достижению более высоких результатов (через утверждение, определение, регуляцию).
III этап: 10-11 класс – «И невозможное возможно»
создает условия для творческого практического применения своих способностей с целью более объективной оценки будущего, а также осуществляет профессиональное самоопределение (через самореализацию). Важное место в воспитательной системе класса занимает
социальное

проектирование

и

развитие

социальных

компетентностей.
Социальная компетентность - это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Взаимодействуя с общественными организациями, органами власти и местного самоуправления, представителями бизнеса, коллектив получил опыт решения своих внутренних задач на основе современного видения, подходов и использования эффективных и нехарактерных для системы образования форм: — бренд класса — фирменный знак-логотип, фирменные грамоты и бла- годарственные письма, сборник ««Здравствуйте, выпускники!»), ставшие ежегодными акции «Эксклюзивная весна», «Клумба выпускника», «Вернисаж талантов», лонгмоб «Спортивный стиль – это модно!». — формирование инвестиционной привлекательности, в качестве инвесторов выступают село, бизнес, родители обучающихся, депутатская группа, выпускники школы. 2
Кластерные проекты создаются по всем направлениям деятельности: научно- техническое творчество, социальная направленность, физкультура и спорт, художественное воспитание и т.д. Организация деятельности в инновационном сетевом социокультурном кластере представлена следующими шагами, повторяющимися по мере необходимости: ■ проектный шаг (определение темы проекта, куратора, создание проектных групп, разработка проекта, экспертиза); ■ шаг развития — реализация проекта в течение определённого срока; ■ мониторинг продвижения проекта; ■ оформление результатов (нормативно-правовая документация, сценарии, программы, методические рекомендации, презентации и др.). Таким образом, необходимость объединить социально значимые проекты с участием социальных партнеров привела к созданию новой формы развития воспитательной системы - социокультурного кластера. В инновационный сетевой социокультурный кластер объединены следующие проекты:
Кластерный проект «Эксклюзивная дорога к миру и пониманию» -
организация работы по созданию условий для укрепления поликультурной сре- ды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Кластерный проект «Эксклюзивная дорога к миру и пониманию»» -
воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к з а щ и т е и в ы п о лнению конституционных обязанностей; осознания ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.


Кластерный проект «Эксклюзивный ориентир»
— поиск путей и средств, направленных на оказание помощи обучающимся в выборе профессии, соответствующей их возможностям, настоящим и перспективным потребностям общества в кадрах.
Кластерный проект « Эксклюзивная семья» -
использование потенциала семей обучающихся при активном вовлечении в воспитательную работу класса.
Кластерный проект « Эксклюзивная инициатива»
— воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества; поддержка ученического самоуправления в классе и создание условий для включения обучающихся в социально-значимую деятельность села.
Кластерный проект « Технопарк» -
формирование системы научно- технического творчества, направленной на выявление, развитие и реализацию потенциала обучающихся в классе. 3

Кластерный проект «Эксклюзивные таланты» -
создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и иссле- довательской активности; формирования у обучающихся устойчивого позна- вательного интереса к миру знаний; достижение ими максимально возможных результатов; развитие одарённости.
Кластерный проект «Эксклюзивный стадион» -
создание условий для формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни.
Кластерный

проект

«Эксклюзивные

каникулы»

-
организация познавательной досуговой деятельности и социальной активности в каникулярное время посредством туристических поездок и экскурсий.
Бренд классного коллектива
Отличительной чертой учащихся класса является бренд - фирменный знак- логотип. Для стимулирования инициативы и активности учащихся, создания ситуации успеха, формирования ощущения собственной значимости в классе введены поощрительные бонусы. Бонусы вручаются во время коллективного анализа мероприятия и вклеиваются учащимися в блокнот личностного роста, который называется
«Блокнот успеха мотивации»- сокращённо БУМ.
Бонус в форме: - звезды фиксируют статус «организатор»; ГЛАГОГИЧЕСКАЯ - тетраэдра — символизируют статус «участник»; - круга - закрепляют статус «зритель». Одним из важнейших методов, влияющих на процесс развития личности, является создание ситуации успеха - это:
1) с социально-психологической точки зрения
— оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятель- ности. Об успехе говорят тогда, когда результаты совпадают или превосходят ожидания;
2) с психологической точки зрения
— переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо со- впал с его ожиданиями, либо превзошёл их. В результате этого состояния фор- мируются новые цели дальнейшей деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения;
3)

с

педагогической

точки

зрения
— такое уникальное (педагогически организуемое) соединение условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Обратная связь
4
Каждое проведённое мероприятие формирует опыт деятельности у обучающихся, поэтому необходимо научить детей видеть сильные и слабые стороны их деятельности, уметь отмечать успехи товарищей, учиться исправлять свои ошибки. Основной формой обратной связи является обсуждение каждого проведённого мероприятия.
Логика коллективного анализа:
1. Констатация результата деятельности — «Мы сделали это!». 2. Оценка — «Что хорошо? Что плохо?». 3. Выявление причин (как при отрицательном, так и при положительном ре- зультате) — «Почему удалось? Не удалось?». 4. Создание банка положительных идей — «Что продолжить? Что сохранить?». 5. Определение личного вклада каждого в общее дело, вручение бонусов. 6. Стимулирование процесса самоанализа, акцентирующего значение дела для проявления и развития себя как индивидуальности, — «Что я могу сказать о себе? Какие выводы я сделаю для себя?». 7. Определение новых целей и задач, способов корректировки и изменения жизнедеятельности класса.
Условия успешной реализации программы

«Стать Человеком – большая работа»:
- Поддержка идеи программы коллективами обучающихся, их родителями и учи- телями. - Привлечение к реализации программы специалистов школьной психолого- педагогической службы. - Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей. - Открытость воспитательного пространства класса. - Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Ожидаемые результаты:
Реализация данной модели программы обеспечит в ближайшее время рефлексивную позицию ребёнка к самому себе и создаст условия для осознанного выбора детей в своей жизненной траектории, ведущей к успешной самореализации. Ведь это только в словарях слово ПОБЕДА стоит раньше, чем слово РАБОТА
Стиль «успешная личность» - наша конечная цель!

Инновационный сетевой социокультурный кластер

Кластерный

проект

«Эксклюзивные

каникулы»
— организация познавательной досуговой деятельности и социальной активности в каникулярное время посредством туристических поездок и экскурсий.
Целевая

группа

проекта:
обучающиеся и педагоги школы, родители, тури- стическая фирма «Алые паруса», музеи г. Ставрополя.
Основные мероприятия проекта:
5
Экскурсии и туристические поездки для обучающихся по возрастным группам, выходного дня совместно с родителями. Районный слёт юных туристов краеведов. Сотрудничество со Ставропольским государственным историко – культурным и природно – ландшафтным музеем – заповедником имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве, историко - краеведческим музеем им. И.М.Солодилова г. Светлограда , сельским музеем «Память», экскурсии, конкурсы. Презентации.по итогам туристических поездок, экскурсий, походов «Из дальних странствий возвратясь», подготовка тематических экспозиций. Конкурс фотографий «По странам и континентам», видеоклипов «Там, где мы бывали...» Презентация «Классный» экскурсионный маршрут». Круглый стол «Воспитательный потенциал детского туризма».
Кластерный

проект

«Эксклюзивный

экологический

центр»
— развитие экологической культуры в ходе исследовательской деятельности, воспитание творческой, социально-активной личности, понимающей законы природы и бережно к ней относящейся.
Целевая группа проекта:
обучающиеся, родители педагоги школы. Районный и краевой детский экологический центр. Ботанический сад, отдел администрации сельсовета по благоустройству с. Константиновского.
Основные мероприятия

проекта:
Оформление Красной книги с. Константиновского . Акция «Живи родник» . Тематическое оформление рекреаций «Осенний букет». Экологические экскурсии «Тропинки, тайны, голоса». Экологический десанты в Калужскую балку. Посадка деревьев на Аллее памяти, разбивка клумб для посадки хризантем и роз. Проведение конкурса «Самый зелёный класс». Экскурсии для родителей «По зелёным коридорам и классам школы».
Кластерный проект «Эксклюзивный стадион»
— создание условий для формирования у обучающихся лицея мотивации к здоровому образу жизни.
Участники

проекта:
педагоги, классные руководители, учащиеся, родители, жители села. ДЮСШ, районные отделы по работе с молодёжью, физкультуре и спорту, депутатская группа.
Основные мероприятия:
Чемпионат футбольных команд классов. Летний спортивный фестиваль «Мой стиль — здоровый выбор». Лонгмоб «Мы Петровчане». Спартакиады педагогов и обучающихся «Здоровый учитель — здоровый уче- ник». Школьный фитнес-фестиваль «Спорт для настроения».
Кластерный проект «Эксклюзивные таланты»
— создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и иссле- довательской активности; формирования у обучающихся устойчивого позна- 6
вательного интереса к миру знаний; достижение ими максимально возможных результатов; развитие одарённости.
Целевая группа проекта:
МКОУ ДОД РЦДЮТТ, МБОУДОД Ставропольский дворец детского творчества, МКОУ ДОД РДЭЦ.
Основные мероприятия:
Подготовка участников предметных олимпиад, научно-практических конфе- ренций обучающихся, творческих конкурсов. Проведение предметных недель. Диагностика развития личности и интеллектуальных способностей одарённых детей. Родительская конференция «Парад достижений». Годовой цикл творческих конкурсов «Вернисаж талантов». Бал «Созвездие талантов»
Кластерный

проект

«Эксклюзивная

инициатива»
— воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества; поддержка ученического самоуправления в лицее и создание условий для включения лицеистов в социально-значимую деятельность района и города.
Целевая группа проекта:
Совет старшеклассников, ДО «Русь», обучающиеся, родители, Администрация Константиновского сельсовета, районный совет лидеров школьного самоуправления, депутатская группа.
Основные мероприятия:
Проведение социологических исследований, опросов, сбора материалов «Пишем историю школы», «Летопись УПБ». Проведение в школе информационных встреч и практических семинаров по проблемам развития самоуправления. Проведение обучающих семинаров для участников совета школы и лидеров ученического самоуправления ДО «Русь». Публикация материалов по реализации проекта в школьной газете «Перемена» Деловые встречи с депутатской группой и генеральным директором ООО «Хлебороб». Проведение «активных переменок» с учениками начальной школы. Организация дежурства по школе во время образовательного процесса, а также в период проведения районных мероприятий. Конкурс «Если бы я был Главой Администрации сельсовета».


Кластерный

проект

«Эксклюзивный

ориентир»
— поиск путей и средств, направленных на оказание помощи обучающимся в выборе профессии, соответствующей их возможностям, настоящим и перспективным потребностям общества в кадрах. Целевая группа проекта: обучающиеся лицея, родители, педагогический коллектив, СГАУ, СКФУ. Основные мероприятия: Мониторинг профессиональных склонностей и интересов, жизненных и со- циальных ценностей старшеклассников. 7
Детско-взрослый праздник «Профессии моей семьи». Деловая игра для старшеклассников «Кадровый вопрос». Диспут для выпускников «Личные особенности или рынок труда?» Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают». Создание группы старшеклассников-профинформаторов для работы с уча- щимися начальной школы. Встреча с выпускниками школы — студентами вузов, успешными производ- ственниками «От выбора профессии — к успеху в жизни». Классные часы по теме: «Учебные заведения Ставропольского края». Научно-практическая конференция «Социальные проблемы молодёжи и пути получения профессионального образования». Конкурс сочинений «Профессия будущего», «Ищу себя в будущем» Неделя профориентации в школе. Экскурсии на предприятия Петровского района. Посещение обучающимися учебных заведений во время «дней открытых дверей». Оформление выставки книг, журналов, статей о различных видах профессий.
Кластерный

проект

«Эксклюзивная

семья»
— использование потенциала семей обучающихся при активном вовлечении в воспитательную работу лицея.
Участники

проекта:
родители обучающихся, педагоги — классные руково- дители школы.
Основные мероприятия:
Организация проведения Спартакиады семейных команд «Семейные игры». Конкурс семейных буклетов «Семья — моя главная опора». Внедрение электронных дневников, журналов для оперативного взаимодействия. Детско-взрослые акции «На субботник вместе с папой», «Мамино окошко». Проведение детско-взрослых праздников во взаимодействии с другими кластерными проектами.


Кластерный проект «Эксклюзивная гвардия»
— воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского досто- инства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выпол- нению конституционных обязанностей; осознания ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.
Целевая

группа

проекта:
Совет ветеранов войны и труда, воины интернационалисты, выпускники высших военных учебных заведений.
Основные мероприятия:
Оформление стенда «Наши выпускники — защитники Отечества». Проведение научно-практической конференции старшеклассников «Патриотизм XXI века: традиции прошлого и современный опыт». Организация участия во всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся. Годовой круг патриотических мероприятий в знаменательные даты. 8
Организация проведения оборонно-спортивной игры «Зарница». Организация проведения уроков мужества с участием ветеранов армии и флота, офицеров Вооружённых Сил Российской Федерации, ветеранов органов внутренних дел, внутренних войск, войск гражданской обороны и сотрудников Государственной противопожарной службы. Проведение месячника защитников Отечества. Проведение акции «Весна Победы». Конкурсы рисунков, фотографий, видеоклипов, сочинений.
Кластерный проект «Эксклюзивная дорога к миру и пониманию»
— организация работы по созданию условий для укрепления в лицее толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Целевая

группа

проекта:
учащиеся, классные руководители, педагогические работники, администрация школы, жители села.
Основные мероприятия:
Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности (16 ноября): конкурс буклетов «Традиции моего народа»; концерт «Мы разные, но мы вместе». Научно-практическая конференция «Многонациональный Северный Кавказ»; Конкурс компьютерных презентаций. 9


В раздел образования