Социальное проектирование через социокультурные кластеры
Автор: Теряева Юлия Викторовна Должность: учитель иностранного языка Учебное заведение: МКОУ СОШ №11 Населённый пункт: с. Константиновское Наименование материала: Воспитательная система Тема: Социальное проектирование через социокультурные кластеры Раздел: полное образование
воспитательной деятельности «Стать Человеком – большая работа»
в классном коллективе «Эксклюзив»
1.
Пояснительная записка
В
современном
обществе
результаты
и
эффективность
воспитания
определяются
не
столько
тем,
как
оно
обеспечивает
усвоение
человеком
культурных
ценностей
и
социального
опыта,
сколько
готовностью
и
подготовленностью
членов
общества
к
социальной
активности
и
самостоятельной
творческой
деятельности,
позволяющей
ставить
и
решать
задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Одной из основных
целей образования становится не просто обеспечение социализации учащихся, а
развитие у них социальной компетентности.
В
новом
веке
востребована
модель
обучения,
позволяющая
готовить
творческого, инициативного молодого человека с ключевыми компетенциями,
способного
эффективно
решать
проблемы
своего
трудоустройства,
создавать
собственный
бизнес
и
принимать
грамотные
решения
в
экономических
вопросах.
Для
создания
образовательных
условий
развития
личности
ребёнка,
способного на основе общечеловеческой системы ценностей
вырабатывать и
реализовывать собственный взгляд на мир, а также самостоятельно, независимо
от
мнения
других
оценивать
происходящее
и
использовать
накапливаемый
социальный опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности была разработана программа
«Стать Человеком - большая
работа». Данная программа – это осуществление «своих собственных надежд и
мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха
ребёнка.
Нормативно-правовой и методологической основой программы являются Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
Стандарт,
Концепция
духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В толковом словаре В. Даля слово «успех» рассматривается как спорина в
деле, в работе; удача, удачное старание, достижение желаемого. Концептуальные
позиции
программы
воспитательной
работы
ориентированы на
педагогику
успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта
и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в
какой-либо
деятельности
всегда
способствует
самоутверждению
личности,
появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в
социуме.
2. Целевой блок
Цель программы «Стать человеком – большая работа»:
- развитие личности, способной к успешной самореализации в различных
сферах
деятельности,
формирование
на
высоком
уровне
ключевых
образовательных компетенций.
1
Задачи программы:
Способствовать формированию активной гражданской позиции и
самосознания.
Развить
у
детей
ключевые
компетенции
и
способности
в
сферах,
составляющих модель гармоничной личности.
Помочь
детям
убедиться
в
социокультурной
и
личностной
значимости
ценностей
здорового
образа
жизни,
познания
истины,
саморазвития
и
самосовершенствования,
активной
жизненной
позиции
в
проце ссе
самореализации, добропорядочности и моральной ответственности, патриотизма
и
преданности
идеалам
(Родины,
семьи),
индивидуальности
и
личного
достоинства.
Воспитательная программа «Стать Человеком – большая работа» формирует:
успешный стиль жизнедеятельности;
высокие нравственные ценности;
потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию.
Этапы формирования
качеств успешной личности
Вхождени I этап: 5-6 класс – «Открытые перспективы»
предполагает укрепление и
расширение диапазона позитивного мышления учащихся, формирование взгляда
на себя как на богато развитую личность через познание, воспитание, обучение.
II этап:
7-9
класс
–
«Активное
движение
к
намеченной
цели»
предусматривает обучение целеполаганию и вовлечение в более интенсивную и
последовательную деятельность, которая приведет к достижению более высоких
результатов (через утверждение, определение, регуляцию).
III этап: 10-11 класс – «И невозможное возможно»
создает условия для
творческого
практического
применения
своих
способностей
с
целью
более
объективной
оценки
будущего,
а
также
осуществляет
профессиональное
самоопределение (через самореализацию).
Важное
место
в
воспитательной
системе
класса
занимает социальное
проектирование
и
развитие
социальных
компетентностей. Социальная
компетентность - это способность человека эффективно решать проблемы (и
индивидуальные,
и
социальные)
в
процессе
взаимодействия
с
социумом.
Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития
гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в
общественной жизни.
Взаимодействуя
с
общественными
организациями,
органами
власти
и
местного самоуправления, представителями бизнеса, коллектив получил опыт
решения своих внутренних задач на основе современного видения, подходов и
использования эффективных и нехарактерных для системы образования форм:
—
бренд
класса
—
фирменный
знак-логотип,
фирменные
грамоты
и
бла-
годарственные
письма,
сборник
««Здравствуйте,
выпускники!»),
ставшие
ежегодными акции «Эксклюзивная весна», «Клумба выпускника», «Вернисаж
талантов», лонгмоб «Спортивный стиль – это модно!».
— формирование инвестиционной привлекательности, в качестве инвесторов
выступают
село,
бизнес,
родители
обучающихся,
депутатская
группа,
выпускники школы.
2
Кластерные проекты
создаются по всем направлениям деятельности: научно-
техническое
творчество,
социальная
направленность,
физкультура
и
спорт,
художественное воспитание и т.д.
Организация деятельности в инновационном сетевом социокультурном кластере
представлена следующими шагами, повторяющимися по мере необходимости:
■ проектный шаг (определение темы проекта, куратора, создание проектных
групп, разработка проекта, экспертиза);
■ шаг развития — реализация проекта в течение определённого срока;
■ мониторинг продвижения проекта;
■
оформление
результатов
(нормативно-правовая
документация,
сценарии,
программы, методические рекомендации, презентации и др.).
Таким образом, необходимость объединить социально значимые проекты с
участием социальных партнеров привела к созданию новой формы развития
воспитательной системы - социокультурного кластера.
В инновационный сетевой социокультурный кластер
объединены следующие
проекты:
Кластерный проект «Эксклюзивная дорога к миру и пониманию» -
организация работы по созданию условий для укрепления поликультурной сре-
ды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов
соблюдения прав и свобод человека.
Кластерный проект «Эксклюзивная дорога к миру и пониманию»» -
воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости,
гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к
з а щ и т е
и
в ы п о лнению
конституционных
обязанностей;
осознания
ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к
деяниям предыдущих поколений.
Кластерный проект «Эксклюзивный ориентир» — поиск путей и
средств, направленных на оказание помощи обучающимся в выборе профессии,
соответствующей их возможностям, настоящим и перспективным потребностям
общества в кадрах.
Кластерный проект « Эксклюзивная семья» - использование
потенциала семей обучающихся при активном вовлечении в воспитательную
работу класса.
Кластерный проект « Эксклюзивная инициатива» — воспитание
гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному
творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей
личности, общества и Отечества; поддержка ученического самоуправления в
классе и создание условий для включения обучающихся в социально-значимую
деятельность села.
Кластерный проект « Технопарк» -
формирование системы научно-
технического творчества, направленной на выявление, развитие и реализацию
потенциала обучающихся в классе.
3
Кластерный проект «Эксклюзивные таланты» - создание условий для
поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и иссле-
довательской
активности;
формирования
у
обучающихся
устойчивого
позна-
вательного интереса к миру знаний; достижение ими максимально возможных
результатов; развитие одарённости.
Кластерный проект «Эксклюзивный стадион» - создание условий для
формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни.
Кластерный
проект
«Эксклюзивные
каникулы»
-
организация
познавательной
досуговой
деятельности
и
социальной
активности
в
каникулярное время посредством туристических поездок и экскурсий.
Бренд классного коллектива
Отличительной чертой учащихся класса является бренд - фирменный знак-
логотип.
Для
стимулирования
инициативы
и
активности
учащихся,
создания
ситуации успеха, формирования ощущения собственной значимости в классе
введены поощрительные бонусы.
Бонусы
вручаются
во
время
коллективного
анализа
мероприятия
и
вклеиваются
учащимися
в
блокнот
личностного
роста,
который
называется
«Блокнот успеха мотивации»- сокращённо БУМ.
Бонус в форме:
- звезды фиксируют статус «организатор»; ГЛАГОГИЧЕСКАЯ
- тетраэдра — символизируют статус «участник»;
- круга - закрепляют статус «зритель».
Одним из важнейших методов, влияющих на процесс развития личности,
является создание ситуации успеха - это:
1) с социально-психологической точки зрения — оптимальное соотношение
между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятель-
ности. Об успехе говорят тогда, когда результаты совпадают или превосходят
ожидания;
2) с психологической точки зрения — переживание состояния радости,
удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо со-
впал с его ожиданиями, либо превзошёл их. В результате этого состояния фор-
мируются новые цели дальнейшей деятельности, меняется уровень самооценки,
самоуважения;
3)
с
педагогической
точки
зрения
—
такое
уникальное
(педагогически
организуемое) соединение условий, при которых создаётся возможность достичь
значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и
коллектива в целом.
Обратная связь
4
Каждое
проведённое
мероприятие
формирует
опыт
деятельности
у
обучающихся, поэтому необходимо научить детей видеть сильные и слабые
стороны их деятельности, уметь отмечать успехи товарищей, учиться исправлять
свои ошибки. Основной формой обратной связи является обсуждение каждого
проведённого мероприятия.
Логика коллективного анализа:
1. Констатация результата деятельности — «Мы сделали это!».
2. Оценка — «Что хорошо? Что плохо?».
3. Выявление причин (как при отрицательном, так и при положительном ре-
зультате) — «Почему удалось? Не удалось?».
4. Создание банка положительных идей — «Что продолжить? Что
сохранить?».
5. Определение личного вклада каждого в общее дело, вручение бонусов.
6. Стимулирование процесса самоанализа, акцентирующего значение дела для
проявления и развития себя как индивидуальности, — «Что я могу сказать о
себе? Какие выводы я сделаю для себя?».
7. Определение новых целей и задач, способов корректировки и изменения
жизнедеятельности класса.
Условия успешной реализации программы
«Стать Человеком – большая работа»:
- Поддержка идеи программы коллективами обучающихся, их родителями и учи-
телями.
- Привлечение к реализации программы специалистов школьной психолого-
педагогической службы.
-
Организация
активной,
эмоционально
насыщенной
деятельности
детей
и
родителей.
- Открытость воспитательного пространства класса.
- Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Ожидаемые результаты:
Реализация
данной
модели
программы
обеспечит
в
ближайшее
время
рефлексивную
позицию
ребёнка
к
самому
себе
и
создаст
условия
для
осознанного выбора детей в своей жизненной траектории, ведущей к успешной
самореализации. Ведь это только в словарях слово ПОБЕДА стоит раньше, чем
слово РАБОТА
Стиль «успешная личность» - наша конечная цель!
Инновационный сетевой социокультурный кластер
Кластерный
проект
«Эксклюзивные
каникулы» —
организация
познавательной
досуговой
деятельности
и
социальной
активности
в
каникулярное время посредством туристических поездок и экскурсий.
Целевая
группа
проекта: обучающиеся и педагоги школы, родители, тури-
стическая фирма «Алые паруса», музеи г. Ставрополя.
Основные мероприятия проекта:
5
Экскурсии и туристические поездки для обучающихся по возрастным группам,
выходного
дня
совместно
с
родителями.
Районный
слёт
юных
туристов
краеведов.
Сотрудничество со Ставропольским государственным историко – культурным и
природно – ландшафтным музеем – заповедником имени Г.Н.Прозрителева и
Г.К.Праве,
историко
-
краеведческим
музеем
им.
И.М.Солодилова
г.
Светлограда , сельским музеем «Память», экскурсии, конкурсы.
Презентации.по итогам туристических поездок, экскурсий, походов «Из дальних
странствий
возвратясь»,
подготовка
тематических
экспозиций.
Конкурс
фотографий «По странам и континентам», видеоклипов «Там, где мы бывали...»
Презентация
«Классный»
экскурсионный
маршрут».
Круглый
стол
«Воспитательный потенциал детского туризма».
Кластерный
проект
«Эксклюзивный
экологический
центр» —
развитие
экологической
культуры
в
ходе
исследовательской
деятельности,
воспитание
творческой,
социально-активной
личности, понимающей законы
природы и бережно к ней относящейся.
Целевая группа проекта: обучающиеся, родители педагоги школы. Районный и
краевой детский экологический центр. Ботанический сад, отдел администрации
сельсовета по благоустройству с. Константиновского. Основные мероприятия
проекта:
Оформление Красной книги с. Константиновского .
Акция «Живи родник» .
Тематическое оформление рекреаций «Осенний букет».
Экологические экскурсии «Тропинки, тайны, голоса».
Экологический десанты в Калужскую балку.
Посадка деревьев на Аллее памяти, разбивка клумб для посадки хризантем и
роз.
Проведение конкурса «Самый зелёный класс».
Экскурсии для родителей «По зелёным коридорам и классам школы».
Кластерный проект «Эксклюзивный стадион» — создание условий
для формирования у обучающихся лицея мотивации к здоровому образу жизни.
Участники
проекта: педагоги, классные руководители, учащиеся, родители,
жители села. ДЮСШ, районные отделы по работе с молодёжью, физкультуре и
спорту, депутатская группа.
Основные мероприятия:
Чемпионат футбольных команд классов.
Летний спортивный фестиваль «Мой стиль — здоровый выбор».
Лонгмоб «Мы Петровчане».
Спартакиады педагогов и обучающихся «Здоровый учитель — здоровый уче-
ник».
Школьный фитнес-фестиваль «Спорт для настроения».
Кластерный проект «Эксклюзивные таланты» — создание условий для
поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и иссле-
довательской
активности;
формирования
у
обучающихся
устойчивого
позна-
6
вательного интереса к миру знаний; достижение ими максимально возможных
результатов; развитие одарённости.
Целевая группа проекта: МКОУ ДОД РЦДЮТТ, МБОУДОД Ставропольский
дворец детского творчества, МКОУ ДОД РДЭЦ.
Основные мероприятия:
Подготовка
участников
предметных
олимпиад,
научно-практических
конфе-
ренций обучающихся, творческих конкурсов.
Проведение предметных недель.
Диагностика развития личности и интеллектуальных способностей одарённых
детей.
Родительская конференция «Парад достижений».
Годовой цикл творческих конкурсов «Вернисаж талантов».
Бал «Созвездие талантов»
Кластерный
проект
«Эксклюзивная
инициатива» —
воспитание
гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному
творчеству,
умеющего
действовать
в
интересах
совершенствования
своей
личности, общества и Отечества; поддержка ученического самоуправления в
лицее
и
создание
условий
для
включения
лицеистов
в
социально-значимую
деятельность района и города.
Целевая группа проекта: Совет старшеклассников, ДО «Русь», обучающиеся,
родители,
Администрация
Константиновского
сельсовета,
районный
совет
лидеров школьного самоуправления, депутатская группа.
Основные мероприятия:
Проведение социологических исследований, опросов, сбора материалов «Пишем
историю школы», «Летопись УПБ».
Проведение в школе информационных встреч и практических семинаров по
проблемам развития самоуправления.
Проведение обучающих семинаров для участников совета школы и лидеров
ученического самоуправления ДО «Русь».
Публикация материалов по реализации проекта в школьной газете «Перемена»
Деловые
встречи
с
депутатской
группой
и
генеральным
директором
ООО
«Хлебороб».
Проведение «активных переменок» с учениками начальной школы.
Организация дежурства по школе во время образовательного процесса, а также в
период проведения районных мероприятий.
Конкурс «Если бы я был Главой Администрации сельсовета».
Кластерный
проект
«Эксклюзивный
ориентир»
—
поиск
путей
и
средств, направленных на оказание помощи обучающимся в выборе профессии,
соответствующей их возможностям, настоящим и перспективным потребностям
общества в кадрах.
Целевая
группа
проекта: обучающиеся
лицея,
родители,
педагогический
коллектив, СГАУ, СКФУ.
Основные мероприятия:
Мониторинг
профессиональных
склонностей
и
интересов,
жизненных
и
со-
циальных ценностей старшеклассников.
7
Детско-взрослый праздник «Профессии моей семьи».
Деловая игра для старшеклассников «Кадровый вопрос».
Диспут для выпускников «Личные особенности или рынок труда?»
Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают».
Создание
группы
старшеклассников-профинформаторов
для
работы
с
уча-
щимися начальной школы.
Встреча с выпускниками школы — студентами вузов, успешными производ-
ственниками «От выбора профессии — к успеху в жизни».
Классные часы по теме: «Учебные заведения Ставропольского края».
Научно-практическая конференция
«Социальные проблемы молодёжи и пути
получения профессионального образования».
Конкурс сочинений «Профессия будущего», «Ищу себя в будущем»
Неделя профориентации в школе.
Экскурсии на предприятия Петровского района.
Посещение
обучающимися
учебных
заведений
во
время
«дней
открытых
дверей».
Оформление выставки книг, журналов, статей о различных видах профессий.
Кластерный
проект
«Эксклюзивная
семья» —
использование
потенциала семей обучающихся при активном вовлечении в воспитательную
работу лицея.
Участники
проекта: родители обучающихся, педагоги — классные руково-
дители школы.
Основные мероприятия:
Организация проведения Спартакиады семейных команд «Семейные игры».
Конкурс семейных буклетов «Семья — моя главная опора».
Внедрение электронных дневников, журналов для оперативного взаимодействия.
Детско-взрослые акции «На субботник вместе с папой», «Мамино окошко».
Проведение
детско-взрослых
праздников
во
взаимодействии
с
другими
кластерными проектами.
Кластерный проект «Эксклюзивная гвардия» — воспитание патриотов
России,
обладающих
чувством
национальной
гордости,
гражданского
досто-
инства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выпол-
нению конституционных обязанностей; осознания ответственности за судьбу
страны,
формирование
гордости
за
сопричастность
к
деяниям
предыдущих
поколений.
Целевая
группа
проекта:
Совет
ветеранов
войны
и
труда,
воины
интернационалисты, выпускники высших военных учебных заведений.
Основные мероприятия:
Оформление стенда «Наши выпускники — защитники Отечества».
Проведение научно-практической конференции старшеклассников «Патриотизм
XXI века: традиции прошлого и современный опыт».
Организация
участия
во
всероссийских
конкурсах
научно-исследовательских
работ патриотической направленности среди учащихся.
Годовой круг патриотических мероприятий в знаменательные даты.
8
Организация проведения оборонно-спортивной игры «Зарница».
Организация проведения уроков мужества с участием ветеранов армии и флота,
офицеров
Вооружённых
Сил
Российской
Федерации,
ветеранов
органов
внутренних дел, внутренних войск, войск гражданской обороны и сотрудников
Государственной противопожарной службы.
Проведение месячника защитников Отечества.
Проведение акции «Весна Победы».
Конкурсы рисунков, фотографий, видеоклипов, сочинений.
Кластерный проект «Эксклюзивная дорога к миру и пониманию» —
организация работы по созданию условий для укрепления в лицее толерантной
среды
на
основе
ценностей
многонационального
российского
общества,
принципов соблюдения прав и свобод человека.
Целевая
группа
проекта: учащиеся, классные руководители, педагогические
работники, администрация школы, жители села.
Основные мероприятия:
Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню
толерантности (16 ноября): конкурс буклетов «Традиции моего народа»; концерт
«Мы разные, но мы вместе».
Научно-практическая конференция «Многонациональный Северный Кавказ»;
Конкурс компьютерных презентаций.
9