Автор: Пискунова Оксана Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЗАТО г. Североморск "СОШ №7"
Населённый пункт: Мурманская область, г. Североморск
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкант души человеческой ( по творчеству А. А. Блока)
Раздел: полное образование
Музыкант души человеческой (по творчеству А.А. Блока)
1.
Музыкальная восприимчивость поэта
Связующим началом, способным охватить все проявления жизни,
свести их в едином смысловом фокусе, является, по убеждению поэта,
«музыка» или «дух музыки», некий абсолют мировой жизни, «тайна
движения», управляющая миром. «Сущность мира, - записывает Блок, -
стихийно-музыкальна…Вначале была музыка. Музыка есть существо
мира».
Термины «музыка», «музыкальность», «мировой оркестр» появляются
у поэта очень часто. Когда Блока спрашивали, почему «музыка» стала
так часто употребляться в его словаре, то он отвечал, что без музыки
«ничего нельзя понять из происходящего сейчас в мире. Она была
всегда». «До человека без музыки сейчас достучаться нельзя».
«Музыка» без всякого преувеличения, возведена поэтом в ранг
философско-исторических категорий. С одной стороны, она сродни
понятию универсального закона бытия вообще, социального бытия в
частности, может быть, тому, что древние греки называли «логосом». С
другой стороны, музыка у поэта означает гармонию, гармоническое
начало в природе, общественной жизни, в движении человеческого
духа. Далее, по Блоку, это полифония народной души, то есть
поэтический способ выражения той истины, что реальное историческое
действие есть действие больших людских массивов. Наконец, музыка
сродни категории меры, и музыкальность есть знак, критерий
правомерности, законности, оправданности, моральности и т.п.
данного социального явления. А это значит, что она также категория
нравственности, оценочно-ориентирующая, позволяющая
положительно относиться лишь к «музыкальным» поступкам и
требующая совершать только их.
Все жизненные явления и процессы, по мнению поэта, имеют
музыкальную первооснову, являются как бы внешним отражением
одной и той же музыки, призванной победить «древний хаос», внося в
него гармоническое начало. Вне этого музыкального начала,
всеохватывающего ритма, поэт не представлял себе подлинно
осмысленной, внутренне цельной и наполненной жизни. Пустой и
немой, не заполненный звучанием мир страшен, немыслим для поэта.
Музыка, отражающая сокровенную сущность явлений, считал Блок, не
зависит от предметного мира.
Музыка была для него синонимом истины, символом живой жизни:
«Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира-мысль (текучая)
мира…» - и в музыке и посредством ее «становится космосом»- дотоле
бесформенный и небывший хаос».
Мысль Блока о «духе музыки» - это романтическое представление
художника-лирика о мире, идея мировой гармонии, выраженная в
особой, присущей Блоку символической форме.
От индивидуального целостного восприятия мира возникает
неповторимая музыкальность поэзии Блока. Особенностями
творческого дарования Блока обусловлено рождение поэта-музыканта,
«вечно поющее» в нем слово переливается в его поэзию, становится
внутренней музыкой его стихов: «Когда меня неотступно преследует
музыкальная мысль, я мучительно ищу того звучания, в которое она
должна облечься. И … слышу определенную мелодию». К.
Паустовский так оценивает творчество поэта: «Стихи Блока нечто
высшее, чем только одна поэзия – это органическое слияние поэзии,
музыки и мысли».
Поэт от природы обладал музыкальной восприимчивостью и тонким
внутренним слухом. Он чутко воспринимал музыку, правильно
осмысливал музыкальные впечатления, внутренне представлял
звуковые образы. Музыка была состоянием души Блока вне
зависимости от того, какие чувства он выражал в стихах – радость или
горе, удивление или растерянность, любовь или ненависть. Он слышал
мир прежде, чем видел его; и звук составляет важный компонент
выразительности в его поэтике.
В предисловии к «Возмездию» Блок говорил: «Я привык сопоставлять
факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное
время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый
музыкальный напор».
У Блока огромную роль играло слуховое восприятие мира, его
отражение в «звукоообразах». К. Чуковский отмечал: «У него была
привычка говорить о предметах: «это музыкальный предмет», или
«немузыкальный предмет». Он всегда не только ушами, но и всей
кожей, всем существом ощущал окружавшую его «музыку мира».
Чуткий слух Блока уловил моменты, когда поэзия созвучна музыке, то
есть нет граней «между мелодией слуха и мелодией музыки». Б.В.
Астафьев заметил: «Мир, им (Блоком) созданный, заполняет не столько
пустоту беспредметности, сколько пустоту беззвучия и своим бытием
отрицает мир вне музыки, мир в безмолвии».
Лирика Блока «сопровождается музыкой», откликается на нее. Поэт
проходил мимо всего, что не охвачено ею, не стало музыкой. Она как
бы вовлекается поэтом в атмосферу действия.
В своем искусстве Блок всегда оставался верным музыке, в которой он
видел родство со всеми стихиями земли и неба, да и самой жизни,
стремился растворить свои стихии музыки, подчинить их мелодии.
«Упорство поэтической воли», доказывал Блок, позволяет достичь того
«музыкального единства, которое оправдывает всякую лирическую
мысль». Это единство может возникнуть буквально «из ничего» - из
промелькнувшего воспоминания , далекой, внезапно блеснувшей
ассоциации, какого-то случайно услышанного «щемящего звука»:
Приближается звук.
И, покорна щемящему звуку,
Молодеет душа…