Напоминание

Рабочая программа учебного курса "Основы педагогики" для 10 профильного педагогического класса


Автор: Сивцева Раиса Семеновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К. Аммосова"
Населённый пункт: РС(Я), Намский район, село Столбы
Наименование материала: Рабочая программа учебного курса
Тема: Рабочая программа учебного курса "Основы педагогики" для 10 профильного педагогического класса
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хатырыкская средняя общеобразовательная школа

имени Максима Кировича Аммосова»

Намского улуса Республики Саха (Якутия)

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО № _______ зам. директора по ВР приказом директора

Протокол от _____ 2021 г. №____ _________ /Жиркова С.В./. МБОУ «ХСОШ

Кайгородова А.В.

им. М.К.Аммосова

____________/

Тимофеев П.П./

от __________2021 г.

№_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

ДЛЯ 10 ПРОФИЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАС

Разработчик программы Педагог-психолог

Христофорова Наталья Петровна

Категория высшая

Учитель: Сивцева Раиса Семеновна

Категория высшая

Хатырык 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по педагогике разработана в соответствии с основными

положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

2004 года, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и составлена на

основе учебника: Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш.

и сред. пед. учебных заведений/ С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред.

С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000 – 512 с. В связи с переходом

школы на профильное обучение от администрации поступил заказ на разработку учебного курса

«Педагогика». Преподавание курса педагогики в средних общеобразовательных учреждениях

представляется актуальной и важной задачей образования. Особенно важным этот курс является

для учащихся профильных педагогических классов, поскольку он непосредственно связан с

профилем обучения и является первой ступенькой в освоении педагогической профессией.

В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе

которых на первое место выдвигаются такие качества, как:

- коммуникабельность;

- способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

- обладать словарным запасом и умело пользоваться им;

- умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать

полученные знания.

Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной

системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего

направления своей профессиональной деятельности.

Цель курса:

Основная цель курса состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить общие вопросы

педагогической науки, теории обучения и воспитания, познакомить с системой образования в

стране и раскрыть перспективы и пути овладения профессионально-педагогической

деятельностью, создать условия для формирования исторического сознания и самосознания

учащихся как основы личностной рефлексии

Задачи курса:

1) Раскрыть сущность и закономерности образования;

2) Дать представление о роли образовательного процесса в формировании личности;

3) Формирование устойчивой мотивации в освоении педагогической профессией;

Продолжительность курса: 34 часа (1 час в неделю ).

Целевая ориентация. Данная программа «Основы педагогики» рассчитана на 1 год обучения

и предназначена для учащихся 10-11 классов с педагогическим профилем обучения. Она нацелена

на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области педагогики,

развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности,

способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в

обществе.

Методы:

Информирование

; - диагностика;

- ролевое проигрывание;

- беседа;

- психотехнические приемы;

- дискуссии;

- анализ ситуаций.

Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности.

На протяжении занятий педагог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида

задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или

наблюдатель.

Ожидаемые результаты. В результате изучения дисциплины учащиеся должны: знать:

- содержание основных педагогических понятий;

- структуру системы образования;  сущность процессов воспитания и обучения;

- историю образования и становление педагогической науки на разных этапах исторического

развития;

- сущность и структуру педагогической технологии. владеть навыками:

- применять основные методы, средства и формы организации обучения и воспитания

обучающихся

- планировать педагогическую деятельность по организации образовательного процесса;

- использовать различные технологии в образовательном процессе;

- организовывать учебно-воспитательную работу в соответствии с основными положениями

теории и методики обучения и воспитания.

Контроль изучения курса предполагает выполнение учащимися зачетной работы в форме

тестирования. Правильные ответы сообщаются учащимся, и на основании этого они имеют

возможность оценить себя сами. Кроме того, учащиеся выполнят ряд творческих работ,

результаты которых обсуждаются в группах. Таким образом, контроль ориентирован на само- и

взаимоконтроль.

Календарно – тематический план

10 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Цели занятия

Методы и

средства

Кол -

во

часов

Педагогика в системе наук о человеке.

1

6.09

Понятие о педагогике, ее

предмет и проблемы.

Дать понятие о

педагогике, рассмотреть

ее предмет, объект,

функции и проблемы.

Информирование,

лекция

1

2

13.09

Категории педагогики.

Рассмотреть категории

обучения.

Беседа

1

3

20.09

Связь педагогики с

другими науками, ее

структура.

Дать представление о

связи педагогики с

другими науками.

Презентация,

дискуссия

1

Влияние педагогики на

развитие других наук.

Изучить структуру

педагогики.

Методология и методы педагогических исследований.

4

27.09

Понятие о методологии.

Понятие методологии

педагогической науки.

Методология и

мировоззрение. Функции

методологического

знания.

Лекция

1

5

4.10

Методы

психологопедагогических

исследований.

Методы научно-

педагогических

исследований как

способы познания

педагогических фактов и

явлений.

Беседа,

диагностика

1

Целостный педагогический процесс.

6

11.10

Понятие о

педагогическом

процессе.

Дать понятие о

педагогическом процессе

как системе.

Образование, как

педагогический процесс,

его сущность, структура,

объективно-

технологическая и

субъективно-личностная

стороны.

Информирование

1

7

18.10

Закономерности

педагогического

процесса.

Познакомить учащихся с

закономерностями

педагогического

процесса.

Лекция, дискуссия

1

8

25.10

Принципы

педагогического

процесса.

Дать представление о

принципах

педагогического

процессе.

Лекция, дискуссия

1

9

15.11

Общность и специфика

обучения и воспитания.

Раскрыть специфику

обучения и воспитания.

Лекция, дискуссия

1

10

22.11

Закон РФ «Об

образовании»

Познакомить учащихся с

законом РФ «Об

образовании»

Презентация,

беседа

1

Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост.

11

29.11

Учитель, как центральная

фигура в школе.

Дать понятие учителя. Из

истории возникновения

педагогической

профессии.

Презентация,

беседа

1

12

6.12

Профессиональная

характеристика педагога.

Профессиограмма

учителя.

Интернет-ресурс

1

13

13.12

Задачи педагогической

деятельности.

Раскрыть задачи

педагогической

деятельности.

Лекция, дискуссия

1

14

20.12

Проблема в

профессиональной

Рассмотреть вопрос о

профессиональной

Дискуссия,

ролевое

1

пригодности учителя.

пригодности учителя.

Дать понятие

«педагогическое

выгорание»

проигрывание

15

27.12

Структура

педагогической

деятельности учителя.

Познакомить учащихся со

структурой

педагогической

деятельности учителя.

Лекция, дискуссия

1

16

17.01

Педагогические

специальности и

направления.

Изучите педагогические

специальности и

направления

педагогической

деятельности.

Презентация,

интернет-ресурс

1

17

24.01

Итоговое занятие.

Контроль знаний

учащихся.

Тестирование

1

Педагогика как наука.

18

31.01

Возникновение

педагогики как науки.

Дать понятие

педагогического процесс;

рассказать о становлении

педагогики, как науки.

Презентация,

беседа

1

19

7.02

Становление

педагогической

профессии.

Рассказать о становлении

педагогической

профессии.

Интернет-ресурс,

дискуссия

1

20

14.02

Государственный

образовательный

стандарт.

Дать понятие

Государственного

образовательного

стандарта. Познакомить

учащихся с законом РФ

«Об образовании»

Презентация,

беседа

1

Методы обучения.

21

21.02

Классификация методов

обучения.

Рассказать о

классификации методов

обучения.

Презентация,

информирование

1

22

28.02

Методы стимулирования

учебнопознавательной

деятельности.

Раскрыть основные

методы стимулирования

учебнопознавательной

деятельности (создание

ситуаций успеха,

поощрение и порицание

и т.д.)

Лекция, беседа

1

23

7.03

Методы развития

познавательного

интереса.

Познакомить с методами

развития

познавательного

интереса

Лекция, беседа

1

24

14.03

Методы формирования

ответственности и

обязанности.

Познакомить с методами

формирования

ответственности и

обязанности.

Лекция, беседа

1

25

21.03

Методы развития

психических функций,

творческих способностей

и личностных качеств

учащихся.

Познакомить с методами

развития психических

функций, творческих

способностей и

личностных качеств

Лекция, беседа

1

учащихся (творческие

задания, постановка

проблемы, дискуссия и

др.)

26

4.04

Методы контроля и

диагностики

эффективности

учебнопознавательной

деятельности.

Познакомить с методами

контроля и диагностики

эффективности

учебнопознавательной

деятельности

(наблюдение,

письменный опрос,

контрольная работа,

тестирование).

Лекция, беседа

1

Формы организации обучения.

27

11.04

Формы организации

обучения.

Дать представление о

формах организации и

способах обучения.

Презентация,

дискуссия

1

28

18.04

Виды учебной

деятельности учащихся.

Раскрыть виды и формы

учебной деятельности

учащихся (парная,

групповая, коллективная,

индивидуальная).

Информирование,

анализ ситуаций

1

29

25.04

Формы организации

текущей учебной работы.

Урок – основная форма

организации текущей

учебной работы.

Информирование,

анализ ситуаций

1

30

16.05

Внеурочные формы

организации текущей

учебной работы.

Рассказать о внеурочных

формах работы

(экскурсия, домашняя

работа, факультативные

занятия и др.).

Информирование,

анализ ситуаций

1

31

23.05

Средства обучения.

Дать понятие о средствах

обучения.

Лекция

1

32

23.05

Технологии в обучении.

Дать понятие технологии,

структуры технологии

обучения

Информирование,

беседа

1

33

31.05

Системы развивающего

обучения, используемые

в школе.

Познакомить учащихся с

системами развивающего

обучения,

используемыми в школе

(Л.В. Занкова,

ЭльконинаДавыдова).

Презентация,

беседа

1

34

31.05

Итоговое занятие.

Контроль знаний

учащихся.

Тестирование

1

ИТОГО

34

1. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные

конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова. – М.: Изд-во

ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 224 с.

2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для пед. вузов / В.В.Краевский. – М.:

Академия, 2003. – 256 с.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед.

учебных заведений/ С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. – 4-е

изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000 – 512 с.



В раздел образования