Автор: Сивцева Раиса Семеновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К. Аммосова"
Населённый пункт: РС(Я), Намский район, село Столбы
Наименование материала: Рабочая программа учебного курса
Тема: Рабочая программа учебного курса "Основы педагогики" для 10 профильного педагогического класса
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хатырыкская средняя общеобразовательная школа
имени Максима Кировича Аммосова»
Намского улуса Республики Саха (Якутия)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО № _______ зам. директора по ВР приказом директора
Протокол от _____ 2021 г. №____ _________ /Жиркова С.В./. МБОУ «ХСОШ
Кайгородова А.В.
им. М.К.Аммосова
____________/
Тимофеев П.П./
от __________2021 г.
№_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
ДЛЯ 10 ПРОФИЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАС
Разработчик программы Педагог-психолог
Христофорова Наталья Петровна
Категория высшая
Учитель: Сивцева Раиса Семеновна
Категория высшая
Хатырык 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по педагогике разработана в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
2004 года, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и составлена на
основе учебника: Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш.
и сред. пед. учебных заведений/ С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред.
С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000 – 512 с. В связи с переходом
школы на профильное обучение от администрации поступил заказ на разработку учебного курса
«Педагогика». Преподавание курса педагогики в средних общеобразовательных учреждениях
представляется актуальной и важной задачей образования. Особенно важным этот курс является
для учащихся профильных педагогических классов, поскольку он непосредственно связан с
профилем обучения и является первой ступенькой в освоении педагогической профессией.
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе
которых на первое место выдвигаются такие качества, как:
- коммуникабельность;
- способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- обладать словарным запасом и умело пользоваться им;
- умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать
полученные знания.
Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной
системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего
направления своей профессиональной деятельности.
Цель курса:
Основная цель курса состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить общие вопросы
педагогической науки, теории обучения и воспитания, познакомить с системой образования в
стране и раскрыть перспективы и пути овладения профессионально-педагогической
деятельностью, создать условия для формирования исторического сознания и самосознания
учащихся как основы личностной рефлексии
Задачи курса:
1) Раскрыть сущность и закономерности образования;
2) Дать представление о роли образовательного процесса в формировании личности;
3) Формирование устойчивой мотивации в освоении педагогической профессией;
Продолжительность курса: 34 часа (1 час в неделю ).
Целевая ориентация. Данная программа «Основы педагогики» рассчитана на 1 год обучения
и предназначена для учащихся 10-11 классов с педагогическим профилем обучения. Она нацелена
на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области педагогики,
развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности,
способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в
обществе.
Методы:
Информирование
; - диагностика;
- ролевое проигрывание;
- беседа;
- психотехнические приемы;
- дискуссии;
- анализ ситуаций.
Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности.
На протяжении занятий педагог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида
задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или
наблюдатель.
Ожидаемые результаты. В результате изучения дисциплины учащиеся должны: знать:
- содержание основных педагогических понятий;
- структуру системы образования; сущность процессов воспитания и обучения;
- историю образования и становление педагогической науки на разных этапах исторического
развития;
- сущность и структуру педагогической технологии. владеть навыками:
- применять основные методы, средства и формы организации обучения и воспитания
обучающихся
- планировать педагогическую деятельность по организации образовательного процесса;
- использовать различные технологии в образовательном процессе;
- организовывать учебно-воспитательную работу в соответствии с основными положениями
теории и методики обучения и воспитания.
Контроль изучения курса предполагает выполнение учащимися зачетной работы в форме
тестирования. Правильные ответы сообщаются учащимся, и на основании этого они имеют
возможность оценить себя сами. Кроме того, учащиеся выполнят ряд творческих работ,
результаты которых обсуждаются в группах. Таким образом, контроль ориентирован на само- и
взаимоконтроль.
Календарно – тематический план
10 класс
№
п/п
Дата
Тема занятия
Цели занятия
Методы и
средства
Кол -
во
часов
Педагогика в системе наук о человеке.
1
6.09
Понятие о педагогике, ее
предмет и проблемы.
Дать понятие о
педагогике, рассмотреть
ее предмет, объект,
функции и проблемы.
Информирование,
лекция
1
2
13.09
Категории педагогики.
Рассмотреть категории
обучения.
Беседа
1
3
20.09
Связь педагогики с
другими науками, ее
структура.
Дать представление о
связи педагогики с
другими науками.
Презентация,
дискуссия
1
Влияние педагогики на
развитие других наук.
Изучить структуру
педагогики.
Методология и методы педагогических исследований.
4
27.09
Понятие о методологии.
Понятие методологии
педагогической науки.
Методология и
мировоззрение. Функции
методологического
знания.
Лекция
1
5
4.10
Методы
психологопедагогических
исследований.
Методы научно-
педагогических
исследований как
способы познания
педагогических фактов и
явлений.
Беседа,
диагностика
1
Целостный педагогический процесс.
6
11.10
Понятие о
педагогическом
процессе.
Дать понятие о
педагогическом процессе
как системе.
Образование, как
педагогический процесс,
его сущность, структура,
объективно-
технологическая и
субъективно-личностная
стороны.
Информирование
1
7
18.10
Закономерности
педагогического
процесса.
Познакомить учащихся с
закономерностями
педагогического
процесса.
Лекция, дискуссия
1
8
25.10
Принципы
педагогического
процесса.
Дать представление о
принципах
педагогического
процессе.
Лекция, дискуссия
1
9
15.11
Общность и специфика
обучения и воспитания.
Раскрыть специфику
обучения и воспитания.
Лекция, дискуссия
1
10
22.11
Закон РФ «Об
образовании»
Познакомить учащихся с
законом РФ «Об
образовании»
Презентация,
беседа
1
Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост.
11
29.11
Учитель, как центральная
фигура в школе.
Дать понятие учителя. Из
истории возникновения
педагогической
профессии.
Презентация,
беседа
1
12
6.12
Профессиональная
характеристика педагога.
Профессиограмма
учителя.
Интернет-ресурс
1
13
13.12
Задачи педагогической
деятельности.
Раскрыть задачи
педагогической
деятельности.
Лекция, дискуссия
1
14
20.12
Проблема в
профессиональной
Рассмотреть вопрос о
профессиональной
Дискуссия,
ролевое
1
пригодности учителя.
пригодности учителя.
Дать понятие
«педагогическое
выгорание»
проигрывание
15
27.12
Структура
педагогической
деятельности учителя.
Познакомить учащихся со
структурой
педагогической
деятельности учителя.
Лекция, дискуссия
1
16
17.01
Педагогические
специальности и
направления.
Изучите педагогические
специальности и
направления
педагогической
деятельности.
Презентация,
интернет-ресурс
1
17
24.01
Итоговое занятие.
Контроль знаний
учащихся.
Тестирование
1
Педагогика как наука.
18
31.01
Возникновение
педагогики как науки.
Дать понятие
педагогического процесс;
рассказать о становлении
педагогики, как науки.
Презентация,
беседа
1
19
7.02
Становление
педагогической
профессии.
Рассказать о становлении
педагогической
профессии.
Интернет-ресурс,
дискуссия
1
20
14.02
Государственный
образовательный
стандарт.
Дать понятие
Государственного
образовательного
стандарта. Познакомить
учащихся с законом РФ
«Об образовании»
Презентация,
беседа
1
Методы обучения.
21
21.02
Классификация методов
обучения.
Рассказать о
классификации методов
обучения.
Презентация,
информирование
1
22
28.02
Методы стимулирования
учебнопознавательной
деятельности.
Раскрыть основные
методы стимулирования
учебнопознавательной
деятельности (создание
ситуаций успеха,
поощрение и порицание
и т.д.)
Лекция, беседа
1
23
7.03
Методы развития
познавательного
интереса.
Познакомить с методами
развития
познавательного
интереса
Лекция, беседа
1
24
14.03
Методы формирования
ответственности и
обязанности.
Познакомить с методами
формирования
ответственности и
обязанности.
Лекция, беседа
1
25
21.03
Методы развития
психических функций,
творческих способностей
и личностных качеств
учащихся.
Познакомить с методами
развития психических
функций, творческих
способностей и
личностных качеств
Лекция, беседа
1
учащихся (творческие
задания, постановка
проблемы, дискуссия и
др.)
26
4.04
Методы контроля и
диагностики
эффективности
учебнопознавательной
деятельности.
Познакомить с методами
контроля и диагностики
эффективности
учебнопознавательной
деятельности
(наблюдение,
письменный опрос,
контрольная работа,
тестирование).
Лекция, беседа
1
Формы организации обучения.
27
11.04
Формы организации
обучения.
Дать представление о
формах организации и
способах обучения.
Презентация,
дискуссия
1
28
18.04
Виды учебной
деятельности учащихся.
Раскрыть виды и формы
учебной деятельности
учащихся (парная,
групповая, коллективная,
индивидуальная).
Информирование,
анализ ситуаций
1
29
25.04
Формы организации
текущей учебной работы.
Урок – основная форма
организации текущей
учебной работы.
Информирование,
анализ ситуаций
1
30
16.05
Внеурочные формы
организации текущей
учебной работы.
Рассказать о внеурочных
формах работы
(экскурсия, домашняя
работа, факультативные
занятия и др.).
Информирование,
анализ ситуаций
1
31
23.05
Средства обучения.
Дать понятие о средствах
обучения.
Лекция
1
32
23.05
Технологии в обучении.
Дать понятие технологии,
структуры технологии
обучения
Информирование,
беседа
1
33
31.05
Системы развивающего
обучения, используемые
в школе.
Познакомить учащихся с
системами развивающего
обучения,
используемыми в школе
(Л.В. Занкова,
ЭльконинаДавыдова).
Презентация,
беседа
1
34
31.05
Итоговое занятие.
Контроль знаний
учащихся.
Тестирование
1
ИТОГО
34
1. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные
конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова. – М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 224 с.
2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для пед. вузов / В.В.Краевский. – М.:
Академия, 2003. – 256 с.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед.
учебных заведений/ С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. – 4-е
изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000 – 512 с.