Напоминание

"Умеете ли вы общаться с детьми?"


Автор: Поскребышева Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Родительское собрание - тренинг
Тема: "Умеете ли вы общаться с детьми?"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждение

«Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск

Родительское собрание-тренинг

«Умеете ли вы общаться со своим ребенком? »

Подготовила:

Поскребышева Т.Ф.

воспитатель


Цель:
Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, поделиться друг с другом опытом воспитания детей среднего возраста. Разобрать ситуации, возникающие с детьми, найти адекватные выходы. Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности. Предварительно родителям было предложено заполнить анкету «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку»
Ход:

Игровое упражнение «Закончи предложение»
Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, предавая, друг другу мяч, например: «Общение с ребенком - это… » «Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать. » (подводим итог: что он нужен им, любим, он интересен своим родителям, они заботят о нем.)
Ведущий:
Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Следует, серьезно относятся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало негативных примеров, когда мы родители «гасим» детскую любознательность. Например: Ребенок играет с машинкой-цистерной, мама занята беседой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама не довольно прерывает беседу и строго говорит: Ты что? Она же пластмассовая!». Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают не довольство: «Замучили твои «почему? » и «зачем? », престань спрашивать, займись делом! »
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
Ведущий раздает родителям карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации. Поделиться своим опытом выхода из данных ситуаций. Ситуация 1. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция? Не сейчас: видишь, я работаю. Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй. Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем. Ситуация 2 Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция? Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место. Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха! Ситуация 3 Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция? Вечно ты приходишь с улицы как поросенок! Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Сережа, а ты! Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным. Ситуация 4 Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает Вас: «Мама (папа, пойдем! » Ваша реакция? Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю! Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают! Не мешай нам разговаривать.
Ведущий:
В данных ситуациях более эффективной и адекватной реакцией по отношению к ребенку, его поступкам, нашим общение является «Я-выражение» в отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка.
Ведущий:
Ребенок растет, он больше начинает интересоваться окружающим миром, его предметами, жизнью людей, природы, начинает задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий узок, вот почему он прибегает к помощи взрослого задает вопросы. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуется ребенок, какие у него знания, как расширяется его кругозор, какие трудности при этом встречаются. В тоже время вопросы показывают, какое влияние оказывают взрослые. Мы должны внимательно прислушиваться к вопросам детей, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, любознательность, память. Это все поможет в школе. Не которые родители говорят, что их дети не любят читать, чтение это способ получения информации, а у детей нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнавать новое. Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь!» - значит удерживать их стремление к знаниям. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что бы много знать. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, инструментами. Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иногда взрослые ограничиваются кратким ответом, тем самым не поддерживают интерес к этому вопросу. Иногда дают простые объяснения. Иногда создают условия для наблюдения: за котенком, щенком. Нельзя стыдить ребенка, приписывать ему плохие мысли, чаще дети вкладывают в этот вопрос иной смысл. Например: Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся? »
Родители смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожиданное для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся? (Поделитесь своими выходами из такой ситуации). Не стоит отвечать на вопросы детей формально, это может его обидеть, и в дальнейшем он будет стесняться спросить вас, о чем-либо.
Физминутка: «Запрещенная цифра три»
Ведущий предлагает родителям встать в круг. Инструкция: «Давайте вспомним счет, каждый из вас по очереди называет числа по счету, но при проговаривание числа три вы не должны называть цифру три и те числа, которые можно разделить на три, например: «один, два, на цифре три вы хлопаете в ладоши и присаживаетесь», следующий игрок говорит: «четыре, следующий пять, а затем опять хлопок и присаживаетесь»
Игровая ситуация «Разрешение ситуаций»
Ведущий раздает участникам карточки с различными вариантами поведения родителей (приемлемыми и неприемлемыми). Каждый участник, взяв карточку в руки, должен занять определенную позицию - приемлемые и неприемлемые высказывания. В рамках обсуждения ведущий дает название каждому высказыванию и подводит родителей к пониманию - является этот прием приемлемым для воздействия на ребенка, какие последствия они несут. Общее содержание карточек: «Если еще раз увижу. » (Угроза) «Я так и знала. » (Упрек) «Сколько раз можно вам повторять. » (Нотация) «Кто это сделал. » (Требование к детям) «От вас никогда ничего хорошего не дождешься. » (Отрицательная превосходящая оценка) «Расскажите, как это было» (Выяснение мотива несправедливого отношения к сверстнику) «Я вам сейчас расскажу, что произошло. » (Убеждение и разъяснение) «Я думаю, вы сами попробуете понять, что произошло. » (Ориентация на самих детей) «А вот Миша с Колей из соседнего подъезда всегда играют дружно, а вы. » (Сравнение) «Ты что! Разве так можно говорить! » (Прямое порицание) «Меня утомляет громкий крик! » (Убеждение и разъяснение) «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно, только не ты? » (Прием смены ролей) «Ладно, ты можешь играть еще десять минут, но потом сразу надо будет, договорились» (Частичное согласие) «Извини, пожалуйста, но я сегодня устала! Поэтому хочу тишины и прошу тебя не стучать так громко» (Предупреждение) «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь! » (Привлечение союзников)
«Мне стыдно за тебя! » «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку! » (Выражение разочарования) «А ну-ка закрой свой рот! » (Порицание)
Тест: «Какой вы родитель? »
Ведущий: «Какой вы родитель? » Кому не хочется получить на этот вопрос! Именно поэтому предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми: Ведущий предлагает заполнить тест, раздает бланки. № Фразы Балл 1. Сколько тебе повторять? 2 2. Посоветуй мне, пожалуйста! 1 3. Не знаю, чтобы я без тебя делала! 1 4. И в кого ты только такой уродился! 2 5. Какие у тебя замечательные друзья 1 6. Ну, на кого ты похож (а! 2 7. Я в твои годы! 1 8. Ты моя опора и помощник (ца) 2 9. Ну что за друзья у тебя! 2 10. О чем ты только думаешь! 2 11. Какой (какая) ты у меня умница! 1 12. А как ты считаешь, сынок (доченька? 1 13. У всех дети как дети, а ты! 2 14. Какой (какая) ты у меня сообразительная (ый! 1 Общее количество баллов Ведущий: Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения, способствуют становлению его личности. Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытка перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка. 11 баллов и выше вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
Игра «Связующая нить»
Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.


В раздел образования