Автор: Поскребышева Татьяна Федоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк" Населённый пункт: город Ноябрьск Наименование материала: Родительское собрание - тренинг Тема: "Умеете ли вы общаться с детьми?" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждение
«Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск
Родительское собрание-тренинг
«Умеете ли вы общаться со своим ребенком? »
Подготовила:
Поскребышева Т.Ф.
воспитатель
Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, поделиться друг
с другом опытом воспитания детей среднего возраста. Разобрать ситуации, возникающие с детьми,
найти адекватные выходы. Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не
подавляя проявления детской инициативы и любознательности.
Предварительно родителям было предложено заполнить анкету «Достаточно ли внимания вы
уделяете своему ребенку»
Ход:
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, предавая, друг другу мяч, например:
«Общение с ребенком - это… »
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать. » (подводим итог: что он нужен им,
любим, он интересен своим родителям, они заботят о нем.)
Ведущий: Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе
познавательного
общения
ребенка
с
родителями
будут
преодолеваться
и
эмоциональные
трудности. Следует, серьезно относятся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от
них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него
появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало негативных
примеров, когда мы родители «гасим» детскую любознательность.
Например: Ребенок играет с машинкой-цистерной, мама занята беседой с подругой. Ребенок
тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно
заливать воду, молоко, бензин!» Мама не довольно прерывает беседу и строго говорит: Ты что?
Она же пластмассовая!».
Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик родителей и воспитателей. Иногда дети
утомляют взрослых и вызывают не довольство: «Замучили твои «почему? » и «зачем? », престань
спрашивать, займись делом! »
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
Ведущий раздает родителям карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо
выбрать вариант, адекватный ситуации. Поделиться своим опытом выхода из данных ситуаций.
Ситуация 1.
Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша
реакция?
Не сейчас: видишь, я работаю.
Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация 2
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша
реакция?
Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 3
Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Сережа, а ты!
Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4
Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает Вас:
«Мама (папа, пойдем! » Ваша реакция?
Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают!
Не мешай нам разговаривать.
Ведущий: В данных ситуациях более эффективной и адекватной реакцией по отношению к
ребенку, его поступкам, нашим общение является «Я-выражение» в отличие от «Ты-выражения»
оно не унижает и не оскорбляет ребенка.
Ведущий:
Ребенок
растет,
он
больше
начинает
интересоваться
окружающим
миром,
его
предметами, жизнью людей, природы, начинает задумываться над тем, что видит и слышит. Но
круг его понятий узок, вот почему он прибегает к помощи взрослого задает вопросы. Из детских
вопросов можно узнать, чем интересуется ребенок, какие у него знания, как расширяется его
кругозор, какие трудности при этом встречаются. В тоже время вопросы показывают, какое
влияние
оказывают
взрослые.
Мы
должны
внимательно
прислушиваться
к
вопросам
детей,
разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, любознательность, память. Это
все поможет в школе. Не которые родители говорят, что их дети не любят читать, чтение это
способ получения информации, а у детей нет интереса к этому, так как взрослые в свое время
отбили у них желание узнавать новое.
Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь!» - значит удерживать их
стремление к знаниям.
Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что
надо учиться, что бы много знать. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с
ним игры и работы с разными предметами, инструментами.
Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняют взрослых и не случайно. Во-первых,
потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых,
потому, что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому ребенку
ответ. Иногда взрослые ограничиваются кратким ответом, тем самым не поддерживают интерес к
этому вопросу. Иногда дают простые объяснения. Иногда создают условия для наблюдения: за
котенком,
щенком.
Нельзя
стыдить
ребенка,
приписывать
ему
плохие
мысли,
чаще
дети
вкладывают в этот вопрос иной смысл.
Например: Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся? »
Родители смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают,
почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожиданное для них ответ: «А Петька сказал,
что он из другого города приехал. А я откуда взялся? (Поделитесь своими выходами из такой
ситуации).
Не стоит отвечать на вопросы детей формально, это может его обидеть, и в дальнейшем он будет
стесняться спросить вас, о чем-либо.
Физминутка: «Запрещенная цифра три»
Ведущий предлагает родителям встать в круг.
Инструкция: «Давайте вспомним счет, каждый из вас по очереди называет числа по счету, но при
проговаривание числа три вы не должны называть цифру три и те числа, которые можно разделить
на три, например: «один, два, на цифре три вы хлопаете в ладоши и присаживаетесь», следующий
игрок говорит: «четыре, следующий пять, а затем опять хлопок и присаживаетесь»
Игровая ситуация «Разрешение ситуаций»
Ведущий
раздает
участникам
карточки
с
различными
вариантами
поведения
родителей
(приемлемыми
и
неприемлемыми).
Каждый
участник,
взяв
карточку
в
руки,
должен
занять
определенную позицию - приемлемые и неприемлемые высказывания. В рамках обсуждения
ведущий дает название каждому высказыванию и подводит родителей к пониманию - является этот
прием приемлемым для воздействия на ребенка, какие последствия они несут.
Общее содержание карточек:
«Если еще раз увижу. » (Угроза)
«Я так и знала. » (Упрек)
«Сколько раз можно вам повторять. » (Нотация)
«Кто это сделал. » (Требование к детям)
«От вас никогда ничего хорошего не дождешься. » (Отрицательная превосходящая оценка)
«Расскажите, как это было» (Выяснение мотива несправедливого отношения к сверстнику)
«Я вам сейчас расскажу, что произошло. » (Убеждение и разъяснение)
«Я думаю, вы сами попробуете понять, что произошло. » (Ориентация на самих детей)
«А вот Миша с Колей из соседнего подъезда всегда играют дружно, а вы. » (Сравнение)
«Ты что! Разве так можно говорить! » (Прямое порицание)
«Меня утомляет громкий крик! » (Убеждение и разъяснение)
«Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно, только не ты? » (Прием смены ролей)
«Ладно,
ты
можешь
играть
еще
десять
минут,
но
потом
сразу
надо
будет,
договорились»
(Частичное согласие)
«Извини, пожалуйста, но я сегодня устала! Поэтому хочу тишины и прошу тебя не стучать так
громко» (Предупреждение)
«Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь! » (Привлечение союзников)
«Мне стыдно за тебя! » «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку! » (Выражение
разочарования)
«А ну-ка закрой свой рот! » (Порицание)
Тест: «Какой вы родитель? »
Ведущий: «Какой вы родитель? » Кому не хочется получить на этот вопрос! Именно поэтому
предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:
Ведущий предлагает заполнить тест, раздает бланки.
№ Фразы Балл
1. Сколько тебе повторять? 2
2. Посоветуй мне, пожалуйста! 1
3. Не знаю, чтобы я без тебя делала! 1
4. И в кого ты только такой уродился! 2
5. Какие у тебя замечательные друзья 1
6. Ну, на кого ты похож (а! 2
7. Я в твои годы! 1
8. Ты моя опора и помощник (ца) 2
9. Ну что за друзья у тебя! 2
10. О чем ты только думаешь! 2
11. Какой (какая) ты у меня умница! 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька? 1
13. У всех дети как дети, а ты! 2
14. Какой (какая) ты у меня сообразительная (ый! 1
Общее количество баллов
Ведущий: Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с
ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения, способствуют
становлению его личности. Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях
во
взаимоотношениях
с
ребенком,
непонимания
его
проблем,
попытка
перенести
вину
за
недостатки в его развитии на самого ребенка. 11 баллов и выше вы непоследовательны в общении
с ребенком. Его развитие подвержено случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
Игра «Связующая нить»
Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка
сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать.
Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание
на
то,
что
искренность
ответов
и
доброжелательный
настрой
всех
сделали
данную
встречу
интересной и познавательной.