Автор: Вотинова Елена Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ КузПК
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация стратегического проекта «С интернетом на «ты» 60+» как средство формирования профессиональных компетенций будущих специалистов"
Раздел: среднее профессиональное
Реализация стратегического проекта «С интернетом на «ты»
60+» как средство формирования профессиональных компетенций
будущих специалистов
Формирование
профессиональных
компетенций
будущих
специалистов осуществляется в урочной и внеурочной деятельности
на
протяжении
всего
периода
обучения
в
колледже.
Среди
личностных компетенций присутствует эмпатия, сострадание, умение
оказывать помощь в сфере социальных услуг. Участие студентов,
будущих специалистов, в разработке и реализации стратегического
проекта
способствовало
формированию
и
реализации
данных
личностных качеств при оказании помощи своим близким, людям
пожилого возраста.
В
данном
проекте
мы
определились
с
такой
сферой
современных социальных изменений переходного периода,
как
формирование стратегических навыков использования современных
гаджетов поколением 60+.
Исследование состояло из двух направлений: теоретического и
практического.
Изучение
теоретических
источников
и
трудов
позволило сделать следующие выводы:
Тенденция старения населения является актуальной и социально
значимой для всех стран мира, в том числе и России. Положение
социально-возрастной группы пожилых в
России представлено
работами ряда социологов: М.Э. Елютиной, И.Э. Петровой, Д.Р.
Рогозиной, З.Х. Саралиевой, И.М. Шмерлиной, Е. Щаниной и др.[1]
В
Российской
Федерации
не
первый
год
реализуются
государственные
программы,
затрагивающие
интересы
россиян
«третьего возраста», в том числе в сфере образования. Тем не менее,
образовательная политика в интересах старшего поколения только
формируется.
Об
этом
свидетельствует
отсутствие
закона
об
образовании
для
взрослых,
специальных
структур
управления,
которые занимались бы образовательной политикой в интересах
старшего поколения; сокращение финансирования «серебряного»
сегмента образования и перекладывание заботы об образовании
пожилых людей на них самих и их родственников.
Еще
одним
важным
фактором-барьером
является
низкий
уровень
информирования
граждан
старшего
поколения
об
образовательных возможностях.
Проблема
активного
внедрения
цифровых
технологий
в
различные
аспекты
общественной
жизни
представлена
в
исследованиях М. Кастельса, Э. Киселевой, К. Малгана, И.А. Стрелец
и др. Активное внедрение цифровых технологий в различные аспекты
общественной жизни привело к трансформации парадигмы развития и
сейчас Интернет охватывает все виды отношений: семейные сети,
предпринимательские
и
иерархические
сети.
Пожилые
люди,
используя цифровые технологии, получают доступ к новым благам –
сетевым.
Для
обоснования
стратегической
значимости
проекта
«Формирование стратегических навыков использования современных
гаджетов поколением 60+ «С интернетом на «ты» был проведён
OTSW-анализ [3], в котором отражены возможности, угрозы, сильные
и слабые стороны данного проекта (Рис.1).
ВОЗМОЖНОСТИ
УГРОЗЫ
Интеграция пожилых людей 60+ в
социально-общественные
процессы
Смена поколения 60+ на 50+
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Количественный и качественный
рост
образовательного
уровня
пожилого населения региона
Расширение
возможностей
пожилых людей за счет освоения
новых цифровых технологий
Получение
новых
источников
информации
на
основе
модернизации
средств
доступа
для пожилых людей
Низкая
образовательная
активность
представителей поколения 60+
Отсутствие
временных,
аудиторных
и
материально-технических
условий
для
реализации образовательного процесса с
представителями поколения 60+
Рис.1 – OTSW-анализ как обоснование стратегической значимости
проекта
Нами был сформулирован научный аппарат исследования [3]:
объект, предмет (исследования и стратегирования), цель и задачи.
Объект исследования – процесс формирования цифровых
навыков у поколения 60+
Предмет
исследования
–
применение
цифровых
навыков
посредством использования современных гаджетов поколением 60+
Объект
стратегирования
–
использование
современных
гаджетов поколением 60+
Цель проекта:
реализация мероприятий по формированию
стратегических
навыков
у
поколения
60+
при
использовании
современных гаджетов.
Задачи проекта:
1.
Изучить
психолого-педагогическую
литературу
и
нормативно-правовые документы по теме проекта.
2.
Выявить
актуальный
уровень
применения
гаджетов
поколением 60+
3.
Изучить
возможности
программного
обеспечения
гаджетов.
4.
Диагностировать
динамику
изменений
в
овладении
современными гаджетами поколения 60+
5.
Диссеминировать опыт, результаты и продукты проекта.
Далее нами были обозначено нормативно-правовое обоснование
и основные понятия проекта. К нормативным документам мы отнесли
Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 г.», Национальный проект «Демография» и др.
К основным понятиям исследования:
Сетевые
блага
–
это
блага,
обладающие
свойствами:
комплементарность,
совместимость
и
стандартность;
существенная экономия на масштабе производства; сетевые
внешние эффекты; эффекты ловушки (И.А. Стрелец)
Цифровые навыки – компетенции, которые позволяют людям
управлять цифровыми процессами.
Поколение 60+ – люди, рожденные в период с 1943 по 1963 гг.
Поколение с психологией победителей. Ценности: оптимизм, в
личностный рост, коллективизм и командный дух, молодость духа.
В июне 2022 года в рамках исследования было проведено
анкетирование. Опрос проводился среди людей возраста 60+, всего
было опрошено 120 человек из городов и районов Кемеровской
области. Им было предложено 5 вопросов, целью которых было
выявить проблемное поле, требующее непосредственной помощи
людям данного возраста при овладении гаджетами.
Результаты
последнего
вопросы:
«Чему
бы
Вы
хотели
научиться?», представлены на рисунке (Рис.2).
Рис. 2 – Варианты ответов на вопрос «Чему бы Вы хотели
научиться?»
Наибольший процент участников анкетирования указал в
качестве необходимых наличие умения взаимодействовать с близкими
через актуальные приложения (61,7%), выходить на сайт Госуслуги
(60%).
Результаты
анкетирования
помогли
выстроить
стратегию
последующей реализации проекта (до 2035 г.), создания поэтапного
плана его реализации, разработки методических рекомендаций для
людей поколения 60+ по овладению приложениями и платформами
«WhatsApp», «Google», «Yandex», «Госуслуги», «Youtube».
На сегодняшний день реализация стратегического проекта
продолжается.
70%
обучающихся
колледжа
вовлечены
в
его
реализацию.
Мониторинг
навыков
использования
современных
гаджетов
поколением
60+
показал
опережение
планируемых
результатов: масштабирование проекта [3] предполагало в 2023 году
30 человек, обучено 78 человек в возрасте от 60 до 88 лет.
Таким образом, проведённое исследование и реализация проекта
«С интернетом на «ты» для поколения 60+ подтвердили наличие
глобальных социальных и экономических изменений, активного
вхождения
в
жизнь
людей
всех
поколений
информационно-
коммуникационные
технологии
6-го
технологического
уклада.
Активное участие студентов в разработке и реализации данного
проекта
способствовало
формированию
личностных
качеств,
профессиональных компетенций.
Список литературы:
1.
Аникеева, О.А. Старость и активное долголетие в современной
России: реальности и тренды перемен / О.А. Аникеева //
Отечественный журнал социальной работы. – 2018. – № 4 (75). –
С. 60-73.
2.
Бодрунов, С.Д. Ноономика: монография. – Москва: Культурная
революция, 2018. – 432 с.
3.
Квинт, В.Л. Концепция стратегирования: монография /
В.Л. Квинт. – Кемерово: Кемеровский государственный университет,
2020. – 170 с.