Напоминание

Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с нарушениями речи


Автор: Науменко Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ № 43 "Аленушка"
Населённый пункт: г. Новокубанск
Наименование материала: статья
Тема: Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание благоприятного психологического микроклимата в

группе для детей с нарушениями речи.

Науменко Ирина Анатольевна

Психологическая атмосфера в ДОУ состоит из отношения к детям

каждого работника, а также взаимоотношений самих в группе. Комфортным

для

ребенка

является

доброжелательный,

любящий

и

эмоционально

позитивный тон педагога. Важно достичь сочетания сложного и тонкого

понимания ребенка в общении со сверстниками в группе. Личностные качества

педагога очень важны. Это связано с тем, что ребенок TНP дошкольного

возраста больше всего ориентирован на взрослого, который находится рядом,

подражает ему словами, манерами, отзывами, чувствами и поступками. Дети с

проблемами развития часто уязвимы, подвижны, эмоциональны. воспитатель

для детей с серьезными нарушениями речи должен уметь правильно оценивать

состояние ребенка, его действия, его причины. Дарить ребенку сопереживание,

стремиться к своему положению и взаимопониманию, а не подчинять.

Адаптация ребенка с общей отсталостью речи в коллективе.

Для ребенка, который начал посещать специальную группу, требуется

специальная среда адаптации. Ребенку тяжело привыкнуть к новой обстановке.

У некоторых детей нервное напряжение перерастает в конфликты, неудобства и

протесты.

Ежедневно

утром

можно

наблюдать

невротический

плач,

невротическую рвоту, потерю аппетита, агрессивность. В случае длительного

периода адаптации, когда групповое посещение ребенка и его родителей

превращается в мучения, следует обратиться за помощью к дошкольному

психологу.

Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка.

Педагог часто сталкивается с необычным поведением ребенка (отказ

гулять, посещать занятия, отсутствие дистанции в общении со взрослыми и

т.д.). Использование традиционных методов в таких случаях безуспешно.

Воспитатель должен понимать, что негатив обычно возникает как защитная

реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ - отвлечь

ребенка, предложить ему интересную, активную деятельность.

Обогащение, уточнение и активация детского словаря в процессе всех

режимных моментов.

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самых разных

условиях: в групповой комнате, раздевалке, спальне, природном уголке,

игровом уголке, везде, где есть широкая визуальная база для формирования

лексики у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в течение дня у

педагога

есть

возможность

повторять

и

закреплять

новые

слова

без

возможности их введения в самостоятельную речь ребенка.

Во

время

умывания,

дежурств,

коллективного

труда,

одевания

на

прогулку

воспитатель побуждает детей говорить, задавать и отвечать на

вопросы. Например, при одевании ребенка на прогулку, воспитательница

спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что надеваешь?», «Что носит Маша?», и т.д.

Не стоит каждый раз стремиться к таким словесным упражнениям, собрав всю

группу. Достаточно объединить с этой целью четверых-пятерых детей.

Систематический контроль поставляемых звуков и грамматическая

корректность детского языка.

Педагог должен внимательно следить за языком детей и исправлять их

ошибки не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Очень важно,

чтобы ошибки были исправлены правильно. Нельзя дразнить ребенка,

высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой

активности или языковой негативности, усилить негативное отношение ребенка

к воспитателю. Методы исправления ошибок в группе и за его пределами

отличаются друг от друга. Во время игры домашние задания не должны

привлекать внимание детей к ошибкам одного из них. Воспитатель с перерывом

в игре вызывает к себе ребенка и работает с ним, чтобы исправить ошибку

индивидуально. Если при обращении к воспитателю возникает ошибка, то он

предлагает ребенку правильный ответ и просит повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксирует не только воспитатель, но и дети

подгруппы участвуют в исправлении неточностей. Сам воспитатель исправляет

грамматические ошибки на случай, если дети не смогут этого сделать

самостоятельно. Ошибки произношения исправляются и в ходе ответа, ребенка

может сам найти правильный вариант.

Организация и проведение коррекционной работы воспитателя в группе

для детей с серьезными нарушениями речи.

Задачи корректирующей работы воспитателя в группе для детей с ТНР.

Ведущую роль в процессе исправления и преодоления языковых

расстройств занимает логопед. И поэтому крайне важны, и тесно связаны

корректирующие задания воспитателя с заданиями учителя логопеда. Именно:

1. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с

нарушениями речи;

2. Развитие слухового внимания и памяти, фонемного восприятия;

3. Улучшение тонкой и общей моторики у детей;

4.

Автоматизация

произношения

звуков,

поставленных

учителем-

дефектологом дефектологом;

5. Уточнение, консолидация и автоматизация обучающего учителем -

дефектологом лексического материала на занятиях и в повседневной

жизни;

6. Объединение грамматических категорий, формируемых педагогом-

дефектологом;

7. Формирование среди детей диалоговой и монологической речи;

8. Укрепление навыков анализа и синтеза звукового слога;

9. Подготовка детей к написанию, формирование графических навыков;

10.Устранение недостатков сенсорных, аффективных и интеллектуальных

сфер, вызванных особенностями дефекта речи;

11. Укрепление опыта языковых навыков в повседневной жизни;

12. Совместимость всей деятельности дошкольников с развитием и

коррекцией языка;

13.

Формирование

положительных

навыков

общего

и

языкового

поведения, развитие способности использовать средства голосовой связи;

14. Обеспечение необходимой когнитивной и мотивирующей базы для

формирования языковых навыков.

Решение этих корректирующих заданий осуществляется воспитателем на

специально организованных занятиях и в течение присутствия ребенка в

детском саду. Педагог решает общеобразовательные задачи и формирует

необходимые знания при наблюдении за воспитанниками на прогулке,

знакомством их с миром и природой. При этом он способствует развитию

активной речи, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации

лексики у детей, разрабатывает элементарные математические представления и

обучает детей навыкам рисования, моделирования. Воспитатель формирует у

них навыки общения, рассказывает, как лучше обратиться к другу, что сказать.

Принимает активное участие в подготовке детей к логопедическим

занятиям. Наблюдая за объектами и явлениями мира, знакомит детей с новыми

словами, уточняет их смысл и оттенки смысла. Закрепление и изучение

языковых навыков осуществляется воспитателем в режимных моментах. При

этом

педагог

стимулирует

речевую

активность,

которая

возникает

по

инициативе самого ребенка.



В раздел образования