Автор: Науменко Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ № 43 "Аленушка"
Населённый пункт: г. Новокубанск
Наименование материала: статья
Тема: Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Создание благоприятного психологического микроклимата в
группе для детей с нарушениями речи.
Науменко Ирина Анатольевна
Психологическая атмосфера в ДОУ состоит из отношения к детям
каждого работника, а также взаимоотношений самих в группе. Комфортным
для
ребенка
является
доброжелательный,
любящий
и
эмоционально
позитивный тон педагога. Важно достичь сочетания сложного и тонкого
понимания ребенка в общении со сверстниками в группе. Личностные качества
педагога очень важны. Это связано с тем, что ребенок TНP дошкольного
возраста больше всего ориентирован на взрослого, который находится рядом,
подражает ему словами, манерами, отзывами, чувствами и поступками. Дети с
проблемами развития часто уязвимы, подвижны, эмоциональны. воспитатель
для детей с серьезными нарушениями речи должен уметь правильно оценивать
состояние ребенка, его действия, его причины. Дарить ребенку сопереживание,
стремиться к своему положению и взаимопониманию, а не подчинять.
Адаптация ребенка с общей отсталостью речи в коллективе.
Для ребенка, который начал посещать специальную группу, требуется
специальная среда адаптации. Ребенку тяжело привыкнуть к новой обстановке.
У некоторых детей нервное напряжение перерастает в конфликты, неудобства и
протесты.
Ежедневно
утром
можно
наблюдать
невротический
плач,
невротическую рвоту, потерю аппетита, агрессивность. В случае длительного
периода адаптации, когда групповое посещение ребенка и его родителей
превращается в мучения, следует обратиться за помощью к дошкольному
психологу.
Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка.
Педагог часто сталкивается с необычным поведением ребенка (отказ
гулять, посещать занятия, отсутствие дистанции в общении со взрослыми и
т.д.). Использование традиционных методов в таких случаях безуспешно.
Воспитатель должен понимать, что негатив обычно возникает как защитная
реакция ребенка на психологическое давление. Единственный способ - отвлечь
ребенка, предложить ему интересную, активную деятельность.
Обогащение, уточнение и активация детского словаря в процессе всех
режимных моментов.
Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самых разных
условиях: в групповой комнате, раздевалке, спальне, природном уголке,
игровом уголке, везде, где есть широкая визуальная база для формирования
лексики у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в течение дня у
педагога
есть
возможность
повторять
и
закреплять
новые
слова
без
возможности их введения в самостоятельную речь ребенка.
Во
время
умывания,
дежурств,
коллективного
труда,
одевания
на
прогулку
воспитатель побуждает детей говорить, задавать и отвечать на
вопросы. Например, при одевании ребенка на прогулку, воспитательница
спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что надеваешь?», «Что носит Маша?», и т.д.
Не стоит каждый раз стремиться к таким словесным упражнениям, собрав всю
группу. Достаточно объединить с этой целью четверых-пятерых детей.
Систематический контроль поставляемых звуков и грамматическая
корректность детского языка.
Педагог должен внимательно следить за языком детей и исправлять их
ошибки не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Очень важно,
чтобы ошибки были исправлены правильно. Нельзя дразнить ребенка,
высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой
активности или языковой негативности, усилить негативное отношение ребенка
к воспитателю. Методы исправления ошибок в группе и за его пределами
отличаются друг от друга. Во время игры домашние задания не должны
привлекать внимание детей к ошибкам одного из них. Воспитатель с перерывом
в игре вызывает к себе ребенка и работает с ним, чтобы исправить ошибку
индивидуально. Если при обращении к воспитателю возникает ошибка, то он
предлагает ребенку правильный ответ и просит повторить сказанное.
На занятиях ошибки ребенка фиксирует не только воспитатель, но и дети
подгруппы участвуют в исправлении неточностей. Сам воспитатель исправляет
грамматические ошибки на случай, если дети не смогут этого сделать
самостоятельно. Ошибки произношения исправляются и в ходе ответа, ребенка
может сам найти правильный вариант.
Организация и проведение коррекционной работы воспитателя в группе
для детей с серьезными нарушениями речи.
Задачи корректирующей работы воспитателя в группе для детей с ТНР.
Ведущую роль в процессе исправления и преодоления языковых
расстройств занимает логопед. И поэтому крайне важны, и тесно связаны
корректирующие задания воспитателя с заданиями учителя логопеда. Именно:
1. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с
нарушениями речи;
2. Развитие слухового внимания и памяти, фонемного восприятия;
3. Улучшение тонкой и общей моторики у детей;
4.
Автоматизация
произношения
звуков,
поставленных
учителем-
дефектологом дефектологом;
5. Уточнение, консолидация и автоматизация обучающего учителем -
дефектологом лексического материала на занятиях и в повседневной
жизни;
6. Объединение грамматических категорий, формируемых педагогом-
дефектологом;
7. Формирование среди детей диалоговой и монологической речи;
8. Укрепление навыков анализа и синтеза звукового слога;
9. Подготовка детей к написанию, формирование графических навыков;
10.Устранение недостатков сенсорных, аффективных и интеллектуальных
сфер, вызванных особенностями дефекта речи;
11. Укрепление опыта языковых навыков в повседневной жизни;
12. Совместимость всей деятельности дошкольников с развитием и
коррекцией языка;
13.
Формирование
положительных
навыков
общего
и
языкового
поведения, развитие способности использовать средства голосовой связи;
14. Обеспечение необходимой когнитивной и мотивирующей базы для
формирования языковых навыков.
Решение этих корректирующих заданий осуществляется воспитателем на
специально организованных занятиях и в течение присутствия ребенка в
детском саду. Педагог решает общеобразовательные задачи и формирует
необходимые знания при наблюдении за воспитанниками на прогулке,
знакомством их с миром и природой. При этом он способствует развитию
активной речи, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации
лексики у детей, разрабатывает элементарные математические представления и
обучает детей навыкам рисования, моделирования. Воспитатель формирует у
них навыки общения, рассказывает, как лучше обратиться к другу, что сказать.
Принимает активное участие в подготовке детей к логопедическим
занятиям. Наблюдая за объектами и явлениями мира, знакомит детей с новыми
словами, уточняет их смысл и оттенки смысла. Закрепление и изучение
языковых навыков осуществляется воспитателем в режимных моментах. При
этом
педагог
стимулирует
речевую
активность,
которая
возникает
по
инициативе самого ребенка.