Авторы: Кошкаров Денис Анатольевич, Хмеленко Александр Сергеевич
Должность: учителя физической культуры
Учебное заведение: МБОУ «Сургутская технологическая школа»
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физической культуры в общеобразовательной школе
Раздел: среднее образование
Формирование метапредметных результатов на уроке физической
культуры
Последние
десятилетия
в
образовательный
процесс
активно
внедряются
различные инновационные технологии, с использованием
виртуальной среды. Среди них есть немало интересных находок, которые
показали высокую эффективность, и уже прочно закрепились в образовании.
Например,
различные
онлайн-доски,
персональные
блоги
учителей,
обучающие
сайты
и
другое.
В
то
же
время
продолжается
поиск
альтернативных способов обучения, позволяющих влиять на его результаты
в рамках традиционного подхода, когда учитель передает знания ученику, и
затем проверяет степень их усвоения. Прежде всего, это важно для тех
дисциплин и предметов, где использование компьютерных технологий
непосредственно на занятиях пока затруднено по объективным условиям. В
школах к таким предметам относится и физическая культура. Ведь для того,
чтобы стационарно использовать на уроках физкультуры онлайн-доски и
иные средства видеодемонстрации, необходимо предусмотреть должные
условия
их
использования
и
специальную
защиту
от
возможных
повреждений спортивным инвентарем. Поэтому, пока редко кто из учителей
физкультуры в школах использует онлайн-доски и иные видеосредства
непосредственно в спортивных залах.
Методическое осмысление, как формировать метапредметные умения,
прослеживается в работах К.В. Матвеевой, Ю.А. Прокудиной, Е.М. Пототня,
С.В. Степановой и других исследователей, в которых представлены
методические приёмы формирования отдельных метапредметных умений на
уроках физической культуры в образовательной школе. Системный подход к
проблеме формирования метапредметных умений в школе рассматривался в
трудах М.Ю. Демидовой, Л.А. Логиновой, Е.В. Щербакова и других
педагогов,
ханимающихся
разработкой
методики
формирования
метапредметных умений обучающихся.
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель
сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с
недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание,
понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе;
учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом
двигательном
действии
и
не
могут
сравнивать
с
уже
изученными
движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно,
детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения,
что приводит к снижению качества образования по предмету.
Как можно выстроить урок эффективно? Например, провести обучение
какому-то
упражнению
из
разделов
«гимнастики»,
«баскетбола»,
«волейбола» и так далее. Естественно, предложить этим обучаемым сначала
изучить теоретические аспекты упражнения: по учебнику и в открытом
доступе интернета. Затем уточнить с ними организационные моменты
обучения, необходимые меры безопасности, перечень и последовательность
даваемых упражнений.
И только потом они проводят обучение своих
сверстников на уроке. Учитель на этом уроке лишь координирует процесс
обучения и, по необходимости, дополняет учебный материал.
Таким образом, обучение других обучающихся вынуждает проводящих
глубже разбираться в учебном материале, и самостоятельно организовывать
свою
учебно-познавательную
деятельность.
Подобное
используется
в
модели «перевернутого урока», где ученики самостоятельно осваивают
учебный материал, а обучающая функция учителя трансформируется в
направляющую
и
корректирующую.
При
таком
подходе,
помимо
достижения
метапредметных
результатов,
обучаемые
приобретают,
и
предметные, и личностные результаты.