Автор: Алексеева Валентина Васильевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ "Дикимдинская ООШ им. С.И.Алексеева" МР "Нюрбинский район" РС(Я)
Населённый пункт: село Дикимдя Нюрбинского района РС(Я
Наименование материала: Статья об опыте работы
Тема: Педагогические технологии на уроках физики и математики
Раздел: среднее образование
Педагогические технологии на уроках физики и математики
При преподавании предметов использую личностно-ориентированный подход к
учащимся, к процессу обучения. На уроках оказываю помощь каждому ученику в поиске
и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности в изучении
нового
материала,
закреплении,
обобщении.
Содействую
в
формировании
положительного Я – концепции, развитии творческих способностей, создаю ситуации
успеха для учащихся, стараюсь применять приемы и методы педагогической поддержки в
деятельности обучающихся. В результате этой работы, класс в котором вела математику с
5 класса в ГИА по алгебре (2009 г.) показал следующий результат: из 7 выпускников 2
ученика получили баллы: 28 и 23,5 на оценку «5». Эти 2 выпускника в 2011 году после
окончания средней школы поступили в ВУЗ по технической направленности: 1 стал
победителем региональной олимпиады по линии Департамента по прогнозированию и
расстановке кадров, другой обучался в ВУЗ получая стипендию от алмазодобывающей
компании АЛРОСА-Нюрба. В 2020-21 учебном году ОГЭ по математике сдали 9
выпускников, которые обучались по математике у меня с 6го класса. Из них на качество
сдала 1 ученица, у двух учащихся не хватило по 1 баллу на «4», провалов нет. Они сдали
ОГЭ в сложный период, когда из-за пандемии, с 3 четверти 8 класса до 3 четверти 9 класса
обучались дистанционно. По физике, для развития интереса к предмету, большое
внимание уделяю формированию познавательных интересов учащихся. Для этого
включаю на уроках:
- творческие, практические работы;
- элементы исследования;
- занимательные ситуации;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии.
Особенно
люблю
проводить
нестандартные
уроки.
Нестандартный
урок
–
импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную структуру. Учитель, как
режиссер-постановщик, внедряет в жизнь свои замыслы, видения, свое творчество. В моей
методической копилке имеются описания 20 интегрированных уроков:
- урок-экспедиция «Путешествие по Нюрбинскому району вместе с натуральными
числами» (математика и природоведение) – 5 класс;
- урок-путешествие «Действие с рациональными числами и озеро Байкал» (математика
и география) – 6 класс;
- урок-исследование «Земля – планета Солнечной системы и сила тяжести» (физика и
география) – 7 класс;
- урок-проект «Средства и методы исследования атмосферы» (физика и география) – 7
класс;
- урок-игра «Строение атома» (физика и химия) – 8 класс;
- урок-исследование «Глаз и зрение» (физика и биология) – 8 класс;
- урок-«мозговой штурм» «Деление ядер урана» (физика и химия) – 9 класс и другие.
Составлены презентации к урокам, содержащие информативный материал, проблемные
вопросы, тестовые задания: физика 7 кл – , физика 8 кл – 5, физика 9 кл – 3.
Воспитанию интереса к предмету способствует также решение задач. Решение
учебных задач – один из главных методов обучению физики. Решение задач в большой
степени, чем любая другая форма проведения урока нуждается в разнообразии
используемого материала. С целью повышения интереса учащихся использую задачи,
составленные из любимых якутских сказок («Саhыл уонна сыалыhар», «Куобах»,
«Лыыбырда» и другие). После прохождения основных тем в 7 классе объявляется конкурс
на составление количественных задач самими учащимися из сказок.
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся
невозможно, поэтому важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой
на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному
педагогическому средству, как занимательность. Занимательность – это прием учителя,
который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного
настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех
обучающихся независимо от их знаний, способностей и интересов. Это – занимательные
опыты, краткие исследовательские работы, лабораторные работы, не включенные в
программу, домашние творческие задания, составление рассказов, мини-проекты и
другие. В 7 классе после прохождения программы весь класс сдает экзамен по физике, это
стала традицией и получают творческие задания на лето, в основном наблюдения за
природой. Каждый год в государственной итоговой аттестации учащиеся выбирают
физику на сдачу экзамена в новой форме.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе примерной
программы для общеобразовательных учреждений Физика, 7-11 МО РФ, авторской
программы по физике под редакцией Е.М. Гутник, А.В. Перышкина.
Составлены авторские программы по:
- физике 8 класса «Практикум по решению задач», 35 часов;
- физике 9 класса «Практикум по решению задач», 35 часов;
- элективному курсу «Физика – наука о природе», пропедевтический курс для 5-6
классов, по 35 часов (продолжение интегрированного курса «Природа и человек»
начальной школы);
- элективному курсу «Атмосфера и человек», 35 часов для 7 класса;
- предметно- ориентированный курс «Я все на свете измеряю..» (7кл);
- предметно- ориентированный курс «Я все на свете измеряю..» (8кл).