Автор: Макарова Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 "Аленушка"
Населённый пункт: город Октябрьский, респ. Башкортостан
Наименование материала: Конспект ООД по обучению грамоте в компенсирующей группе для детей с нарушением речи (5-6 лет)
Тема: Тема: «Играем со звуками»
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД
по обучению грамоте в компенсирующей
группе для детей с нарушением речи (5-6 лет)
Тема: «Играем со звуками»
Цель организованной образовательной деятельности:
Закрепление знаний воспитанников о изученных гласных звуках
и
знакомство со звуком М.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить со звуком и буквой М;
продолжать учить выделять звук [М] в произношении слов;
продолжать совершенствовать фонематические представления;
продолжать выделять гласные звуки на слух;
закреплять знание детей о гласных звуках [А], [О], [У], [И];
закреплять навыки четкого произношения звуков;
закреплять у детей графическое изображение букв А, О, У, И;
развивать мелкую моторику;
Развивающие:
Развивать зрительную память, внимание и мышление;
развивать речевое дыхание;
развивать умение анализировать и обобщать.
Воспитательные:
воспитывать умение дослушивать ответы товарищей, не перебивая;
установить
положительный
эмоциональный
настрой
в
группе
и
способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Предполагаемый результат:
закрепление знаний о гласных звуках и
знакомство с новым звуком М.
Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное
развитие.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых
и детей в организованной образовательной деятельности
Форма организации детей: групповая
Формы организации
совместной
деятельности:
игровая мотивация,
объяснение, ответы детей, вопросы к воспитанникам, показ предметных
картинок,
игра
«Семафорчики»,
дыхательное
упражнение
«Осенние
листочки», игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]», игра
«Выделение звука [М] в произношении по предметным картинкам на доске»,
игра
«Сколько
слогов»,
игра
«Запомни
и
повтори»,
самоанализ
воспитанников, рисование на манке.
Интеграция областей : познание развитие, речевое развитие, художественно
-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Разучивание дыхательного упражнения «Осенние листочки»,
Знакомство с гласными звуками [А], [О], [У], [И] и буквами.
Оборудование:
контейнеры с манкой, влажные салфетки, предметные
картинки, семафорчики по количеству детей, пособие для дыхательного
упражнения «Осенние листочки».
Ход:
1. Организационный момент.
Логопед. Ребята, к нам сегодня пришли родители, поздороваемся с ними.
Добрый день, добрый день, добрый день всем.
Счастья мы желаем и здоровья всем.
Они пришли посмотреть, как вы занимаетесь. Сейчас, сядет тот, кто назовёт
гласные звуки, которые мы уже изучили.
Ответы детей.
2.Повторение пройденного.
Логопед. (произношу звуки [А], [У], [О], [И]) ребята, что вы слышите?
Ответы детей. Звуки.
Логопед. Посмотрите, а это что? (показываю буквы А, У, О, И ).
Ответы детей. Буквы А, У, О, И.
Логопед. Чем отличаются звуки от букв?
Ответы детей. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, пишем и
можем прочитать.
Логопед. Звуки [А],[У], [О], [И] Это какие звуки?
Ответы детей.
Гласные.
Логопед. Как вы определили?
Ответы детей.
Гласные звуки поются и тянутся.
Логопед. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Ответы детей. Красным цветом.
Логопед. Поиграем в игру «Семафорчики». Для этого возьмите семафоры и
встаньте возле своего стола. Вы поднимайте семафорчик, если услышите
гласные звуки.
3.Игра «Семафорчики». Цель: выделение гласных звуков на слух.
Логопед.
Вы прекрасно справились с заданием. Правильно поднимали
семафорчики.
4.Практическая деятельность детей.
Цель: закрепление графического
изображения букв А, О, У, И; развитие мелкой моторики.
Логопед. Теперь я предлагаю вам сесть за столы. Перед вами емкости с
манкой. Я сейчас буду произносить звуки: долгие и короткие. Послушайте.
А-А-А-А-А, п. Если услышите долгий звук, то проведите длинную дорожку.
А если звук отрывистый, короткий, то дорожка будет короткая.
Дети выполняют задание.
Логопед.
Молодцы, хорошо выполнили задание, нарисовали правильно
дорожки. Сейчас мы с вами будем писать буквы. Сначала напишите букву А,
О, У, И.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Буквы у вас
получились красивые, ровные, все вы их написали правильно. Теперь
поиграем в игру «Осенние листочки»
5. Дыхательное упражнение «Осенние листочки» Цель: развитие речевого
плавного выдоха.
Логопед. Ребята, послушайте, какой звук вы услышите во всех словах. Дом,
Молоток, Мама, Гром.
Ответы детей.
Логопед. Молодцы, вы правильно услышали, во всех словах находится звук
[М]. Звук [М] – это согласный звук, произносится отрывисто, не поется.
Обозначается синим цветом.
При произнесении звука [М] на пути потока
воздуха стоит преграда- губы . т.к. есть преграда.
6.Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]» Цель: выделение
звука [М] на слух.
Логопед. Послушайте, я буду сейчас произносить звуки, а вы если услышите
звук [М], то хлопните в ладоши. Н, М, Т, М, М, Р, М, Н, М, Л, В; АН, АМ,
МА, МО, ТО, ОТ, МА, МЫ; Крем, сом, матрешка, барабан, гром, мох,
картон, марка, мама, ноты, мой, ум, магнит, мороз, маятник, гиппопотам.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы, все правильно услышали звук [М].
7.Игра
«Выделение
звука
[М]
в
произношении
по
предметным
картинкам на доске» Цель: выделение звука [М] в произношении.
Логопед. Давайте, с вами назовем картинки, которые вы видите на доске
(называние картинок по очереди).
Дети выполняют задание.
Логопед. Надо убрать «лишние» картинки, в которых нет звука [М].
Дети выполняют задание.
8.Игра «Сколько слогов» Цель: развитие звукового анализа.
Логопед. Давайте посчитаем количество слогов в словах. Сначала мы будем
считать хлопками, затем топать ногой, а затем прыгать, как зайки.
Дети выполняют задание.
9.Игра «Запомни и повтори» Цель: развитие слухового внимания и
памяти.
Логопед. Я произнесу слоги, вы запомните и попробуйте повторить.
АМ-ОМ-УМ-ИМ;
ДОМ-ДЫМ-ГНОМ-АЛЬБОМ;
МА-МО-МУ-МЫ.
10.Итог.
Логопед.
Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня
познакомились на занятии? С какой буквой? Каким цветом обозначаем? Что
понравилось больше всего? Молодцы, хорошо занимались, слушали
внимательно, отвечали на вопросы.